Если вы так и не решились послать работы на весенний тур конкурсной программы Национальной премии в области компьютерных аудиовизуальных искусств и технологий «Эвридика», то еще ничего не потеряно. Напоминаем, что с 14 июня по 14 августа 2002 г. принимаются заявки на участие в осеннем туре этих состязаний.
А если уже послали, то сейчас самое время увеличить шансы, добавив лучшее из своего творчества к новым поступлениям в адрес конкурсной комиссии. Условия конкурса смотрите в «Мире ПК» № 1/02, c. 71. Призы ждут вас!
Не забыли мы и об участниках Олимпиады «Эвридики» и продолжаем публикацию заданий для программистов. Объявление результатов этого состязания будет включено в церемонию подведения итогов овеянных славой «Софтулийских игр».
В этом году вновь состоятся уникальные для России соревнования в области информационных технологий — «Софтулийские игры», дебют которых прошел на выставке SofTool в 1993 г. Впервые в конкурсах такого рода предлагаемые участникам игр задания стали носить не академический, а прикладной характер. В их проведении и разработке заданий по-прежнему активно принимают участие компании, работающие на рынке информационных технологий. Они вручают победителям не только ценные подарки, но и приглашения на работу.
Традиционно игры будут состоять из двух независимых частей: заочной («долгоборье») и очной («блицтурниры»). Очный тур состоится 24—28 сентября в Москве во время выставки SofTool на специально оборудованном стенде. Участникам будут предложены задания, на выполнение которых требуется совсем немного времени — всего пара часов. Там же будут подведены и итоги «долгоборья», задания которого публикуются в прессе и на сайте игр (www.sftgames.ru).
Предлагаем вашему вниманию задания первых конкурсов, проводящихся в рамках «долгоборья»: конкурс работ школьников и студентов младших курсов «Электронная Россия — выбор молодых!» (подробности о нем также смотрите на сайте игр) и очередное олимпиадное задание премии «Эвридика», подготовленное научным редактором журнала «Мир ПК» Г. И. Рузайкиным.
Задача 1. Пусть имеется целочисленная матрица n x m. Провести сортировку ее строк и изобразить результат на экране. Правило сортировки: строки упорядочиваются в зависимости от значения многомерной функции, вычисляемой от элементов строки матрицы. Вверху отсортированной матрицы располагается строка, дающая наименьшее значение функции. Остальные строки располагаются в порядке убывания значений функции. Выполните контрольный расчет для функции, представляющей сумму координат вектора-строки произвольно заполненной матрицы размерностью 5 x 10.
Задача 2. На первых порах развития ЭВМ были популярны эмпирические способы вычисления экстремумов функций многих переменных, использовавшие их визуальные представления. Такие методы применяли, например, американские ученые в ходе работ над первыми атомными проектами. Предложите реализацию подобного способа вычисления минимального значения функции n переменных внутри заданного многомерного куба.
Для демонстрации работы программы используйте следующий пример: min f(x1,x2,x3,x4,x5)=x1+x2+ x3+x4+5/x5, (0≤xi≤5), i=1,...,5.
Письма, содержащие информацию об участнике, а также наименование конкурса, номер задания, исполняемый модуль для ОС Windows 98/2000/XP и исходные тексты программы, снабженные комментариями, присылайте до 10 сентября 2002 г. по адресу: solutions@sftgames.ru. Информацию о себе можно передать и через форму, размещенную на сайте игр.
С вопросами обращайтесь по адресу: info@sftgames.ru.