Выпуская редактор видео Studio 7, американская компания Pinnacle Systems, похоже, хотела осчастливить многих режиссеров-любителей. Давайте посмотрим, удалось ли ей это.
Программа Pinnacle Studio впервые появилась в 1997 г. в составе системы Studio 200 для монтажа видео на ПК. Затем она была немного изменена и адаптирована под уже выпускавшиеся платы miroVIDEO DC10, PCTV и др. Произошло это после покупки американцами немецкой компании Miro Video Gmbh, достаточно известной к тому времени своими платами серии DCxx.
Линейка Studio-продуктов предназначается для домашнего видеомонтажа. Соответственно, этим и диктуются требования к программе: редактор должен быть прост в освоении и обладать минимальным, но необходимым набором функций при дружественном интерфейсе. Образцом такой программы и стал редактор начального уровня Studio, снискавший заслуженную популярность среди пользователей по всему миру. В июне 2001 г. появилась Pinnacle Studio 7, причем как самостоятельный программный продукт. Семерка в названии может озадачить, ведь компания умудрилась «перескочить» сразу через шесть версий. Впрочем, такая тенденция с некоторых пор не редкость. Конечно, это все не случайно: отделы маркетинга компаний-разработчиков стараются натолкнуть нас на мысль о том, что количественные изменения непременно гарантируют качественные.
Панель фильтров и эффектов |
Действительно, список изменений и дополнений Studio 7 приятно удивляет:
- использование трехмерных эффектов;
- цветокоррекция и обработка изображения с помощью фильтров;
- ускорение/замедление видео;
- независимая обрезка изображения и звука;
- временное приглушение отдельных звуковых дорожек;
- ввод и вывод через интерфейс IEEE-1394, ввод посредством TV-тюнеров и USB-устройств;
- запись отдельных кадров с любым разрешением;
- создание «бесконечных» титров («барабан» и бегущая строка);
- цифровое копирование музыки с аудио-CD через интерфейс IDE/SCSI импорт MP3-файлов;
- экспорт готового фильма в формате MPEG-4 (файлы Windows Media) и RealVideo 8;
- использование раздельных папок временных файлов для каждого проекта;
- «интеллектуальный» рендеринг при выводе файлов (неизмененные фрагменты копируются из исходных AVI-файлов без перепаковки, остальные участки, если уже просчитаны, берутся из временных файлов).
Интерфейс Studio 7 не сильно отличается от интерфейса предыдущей версии: все кнопки и меню остались на своих местах (что, конечно, правильно), только им придали более «техногенный» облик. Интерфейс вполне дружественный, впрочем, за его простотой скрываются профессиональные возможности.
Наложение бегущей строки |
Седьмая версия способна работать со всеми платами линейки Studio под управлением Windows 98 SE, Me, 2000, XP. Возможен также импорт AVI-файлов и проектов, полученных с помощью плат Studio DV/ DVplus/DC10plus.
Базируясь теперь на технологии Microsoft DirectShow (она же ActiveMovie), входящей в состав DirectX (дистрибутив версии 8.0a имеется на установочном компакт-диске), Studio 7 избавлена от злополучного ограничения в 2 Гбайт на размер AVI-файла, получаемого по старой технологии Video for Windows. Однако файловая система FAT32 все равно ограничивает размер любого файла 4 Гбайт. Кстати, утилита для ввода видео VidCap производства Microsoft заменена новой — AMCap, и теперь вы сможете получать видеофрагменты любой продолжительности (если, конечно, работаете под управлением Windows 2000/XP).
В списке нововведений на первом месте стоит одна из наиболее востребованных пользователями функций — 3D-переходы. Встроенный в систему модуль Hollywood FX 4.5 обеспечивает 16 переходов, а в демонстрационном режиме можно посмотреть еще 84 эффекта, которые приобретаются дополнительно.
Испытания, проведенные на компьютере Celeron-900 с видеоплатой Matrox G400 (драйвер версии 6.51), показали, что скорость просчета перехода Balloon, наложенного на видео формата DV, равна примерно 0,7 кадров/с (с отключенным аппаратным ускорением) и 1,2 кадра/с (с задействованным). Заядлые игроки, конечно, будут разочарованы столь низкими результатами, ведь в играх намного более сложные сцены генерируются в режиме реального времени. Однако следует учитывать, что в начале каждого игрового эпизода все текстуры сразу загружаются из системного ОЗУ в память ускорителя, а далее процессор видеоплаты «натягивает» их на каркасы, освещает, сглаживает и выводит изображение напрямую на монитор. В случае же обработки видео каждый кадр представляет собой большую текстуру (1,2 Мбайт), его приходится каждый раз без сжатия пересылать по шине из ОЗУ в видеопамять, там обрабатывать и передавать сгенерированный кадр обратно. Между тем ускорение на действительно хорошем акселераторе, например GeForce2 GTS, который Pinnacle Systems рекомендует использовать совместно со Studio 7, может составить до 300%.
Управление скоростью видеоряда |
Набор 58 градиентных переходов Video Spice Rack в новой версии заменен набором из 52 переходов Alpha Magic. Трудно сказать, что лучше и чем была вызвана такая замена. Впрочем, те кто работал с Studio версий 1.xx, могут скопировать файлы переходов (путь: Video SpiceRack L*.jpg) в папку Alpha Magic и получить весь ассортимент. Звук смежных клипов во время перехода теперь перекрестно микшируется, и это правильно.
В Studio 7 появилось то, что действительно необходимо в работе: корректировка яркости, контрастности, цветовой насыщенности и оттенка видеоизображения (наряду с некоторыми художественными фильтрами — размытием, мозаикой и др.). Неплохо бы, конечно, иметь еще и раздельную корректировку цветовых каналов для исправления неправильного баланса белого. Но даже имеющимися инструментами при некоторой хитрости можно многого добиться. Например, регулятором Hue превратить зеленых «инопланетян» (после съемки камерой Sony в режиме NightShot) в нормальных розовощеких Homo Sapiens. Обратите также внимание на выпадающее меню Color type — оно позволяет задать еще некоторые виды преобразований: подкраску выбранным цветом и сепию (черно-желтое изображение «под старину»). Параметры всех фильтров применяются к каждому клипу и постоянны в его пределах.
Замена неудачных кадров при сохранении звукоряда |
Замедление видео при грамотном использовании — хороший прием художественного воздействия на зрителя. Ускорение тоже применяется, но реже. Звук после изменения частоты кадров, естественно, убирается. Программа Studio 7 позволяет варьировать скорость видеоряда в пределах 10—500% и применять стробоскопический эффект (т. е. движение рывками), что тоже является интересным художественным приемом.
Очень полезная новинка — независимое редактирование видео- и аудиопотоков отснятого материала. Представьте, что вы хотите заклеить неудачные кадры, в которых автоматический фокус камеры проявил полное безразличие к главному объекту съемки, другим подходящим фрагментом. Достаточно всего лишь заблокировать звуковую дорожку и перетащить из альбома нужную сцену на вышележащую видеодорожку, предварительно «расчистив» там место.
Модуль для работы с титрами почти нисколько не изменился по сравнению с предыдущей версией. Однако добавлена долгожданная возможность создания титров в виде так называемого «барабана» и бегущей строки.
Панель ввода статичных кадров |
Полезной особенностью Studio 7 является возможность импортировать для озвучивания фильма файлы формата MP3 и выполнять цифровое копирование звука с аудиодисков, а также временно отключить какую-либо звуковую дорожку для отладки. Программа позволяет изменять громкость звука в отдельных клипах, можно также регулировать и общую громкость каждой дорожки. Допустимо сводить звук (т. е. изменять его уровень) во время воспроизведения, движения регуляторов будут запоминаться в виде точек на «резиновой линии» (синяя полоса на аудиодорожке, наглядно показывающая, к каким участкам звукового ряда применено усиление или ослабление).
Нельзя не отметить и такое нововведение, как сохранение статичных кадров с любым разрешением (для этого используется библиотека масштабирования изображений с точным бикубическим преобразованием, разработанная компанией Intel).
Из других полезных дополнений хочется упомянуть и отметки в виде зеленых «галочек» в альбоме для тех клипов, которые уже оказались в фильме, и обратную функцию поиска в альбоме этих клипов с временной дорожки, и возможность задания частоты сохранения резервной копии проекта, и дополнительную закладку в альбоме для картинок. Улучшен алгоритм сжатия видео в форматах в MPEG-1 и MPEG-2, а также вывод на DV-устройства (можно настроить задержку для лентопротяжного механизма, чтобы не было пропуска в начале).
Есть и сомнительные новшества, например кнопка Sharing для размещения полученных фильмов на специально созданном сайте www.studioonline.com, с которого потом можно их загружать. При сегодняшней пропускной способности обычных каналов связи такой способ обмена неудобен.
Более серьезное замечание — возросшие системные требования. В первую очередь Studio 7 нуждается в процессорных ресурсах, особенно при одновременном применении трехмерных переходов и спецэффектов (нужен как минимум Pentium III-600). Оперативной памяти надо иметь не меньше 128 Мбайт. И конечно, необходим отдельный жесткий диск для хранения исходного материала и временных файлов, а также грамотная настройка системы (описана в документе, доступном по адресу www.pinnaclesys.ru/support/sovet.htm). В целом под управлением Windows 98 SE редактор работает весьма стабильно.
Многим программа Studio 7 наверняка понравится своей простотой: ничего лишнего, а имеющиеся функции позволяют комфортно смонтировать материал, наложить титры, озвучить. Это и есть необходимый минимум для производства интересного кино. А вот будет ли оно действительно интересным, зависит по большей части от съемки и режиссуры.
Дополнительную информацию о программе можно найти в Интернете по адресу: www.pinnaclesys.ru/software/studio7.htm.