Для компании Apple деятельность в области образования является одним из приоритетных направлений как «на родине», в Соединенных Штатах, так и в России. О ряде проектов официального представителя Apple в России (тогда еще компании DPI) писал и наш журнал. В этом году на фоне структурных изменений в DPI и выделения компании Apple IMC произошло весьма интересное событие: отдел DPI по продвижению компьютерных технологий в образование был преобразован в отдельную компанию ИВИТО (Интеграция и внедрение информационных технологий в образование), основными направлениями деятельности которой являются создание и внедрение комплексных интеграционных проектов, методическое и техническое сопровождение предлагаемых решений, проведение семинаров и тренингов по различным направлениям использования современных информационных ресурсов в образовании, организация конкурсов среди учащихся образовательных учреждений.
На вопросы Владимира Мохова и Веры Васильевой о принципах работы компании ИВИТО отвечает ее генеральный директор, кандидат педагогических наук Юрий Алексеевич Середа.
— Юрий Алексеевич, давайте начнем с того, что Вы расскажете, какие компьютеры, по Вашему мнению, должны использоваться в среднем образовании. Почему компания ИВИТО предлагает для школ именно платформу Macintosh?
— Я хотел бы вначале сказать о том, что ИВИТО предлагает для образовательных учреждений компьютеры двух ведущих мировых компаний: IBM и Apple Computer. Наша позиция следующая: в сферу образования необходимо поставлять не компьютеры, а законченные решения, т. е. аппаратное обеспечение — компьютеры, видеокамеры, фотокамеры, графические планшеты, принтеры, сканеры — плюс необходимое ПО и обязательную методическую поддержку. И для каждого уровня образования — от начального до высшего — нужно разрабатывать свои решения.
Рассматривая данную задачу применительно к учреждениям среднего образования, мы собрали ведущих московских учителей, знающих обе эти платформы, и попросили их рассказать, каким технологиям — сетевым, издательским и проч. — они обучают своих учеников в средней школе. Эти технологии мы разбили на три части: начальный уровень, средний и «продвинутый», а затем к каждому уровню стали подбирать ПО. По компьютерам Macintosh мы это сделали за очень короткое время. Причем оказалось, что ПО, которое поставляется вместе с этими компьютерами, «закрывает» практически все позиции на первом уровне! Таким образом, компьютер Apple можно сразу использовать в обучении.
То же самое мы попытались проделать для платформы PC, но не сумели прийти к согласию: один считал, что лучше одна программа, другой — что другая... Причем мы рассматривали только ПО, не касались аппаратных составляющих, которых очень и очень много. Я также попросил специалистов одной из ведущих российских фирм-разработчиков программного обеспечения выполнить аналогичную работу: «закрыть» данные позиции разработками российских компаний. Они подобрали целый ряд продуктов, однако выработать компромисс, какие же именно программы нужны, не получилось и у них.
Вот где корень проблемы: программ для платформы PC много, а выстроить политику — какое именно ПО нужно для обучения — чрезвычайно трудно.
Компания Apple — единственная компания в мире, которая позиционирует свою платформу специально для образования на протяжении длительного времени. Все остальные фирмы, действующие на российском рынке, просто продают свои компьютеры и программы, не заботясь о том, чтобы все технологии были «закрыты» и «состыкованы».
— А для чего вообще в школе нужен компьютер? Каковы функции компьютера в образовании?
— Сейчас в российских школах идет кампания по информатизации образования, и многие считают, что достаточно пересадить ребенка от Марьи Ивановны к компьютеру, и все само собой получится. Я не согласен с этим и считаю, что техника должна делать то, что не умеет делать человек. Компьютер никогда не заменит живого общения с учителем. Если преподаватель может хорошо рассказать об исторических событиях — это замечательно. А если нет, никакой компьютер за него это не сделает. Но учитель не сможет эти события показать, для этого требуется техническое устройство. Получается, что учителю необходима медиатека с простым интерфейсом и возможностью быстрого доступа.
Как ученику смоделировать какой-то химический или физический процесс? Здесь компьютер и удобная моделирующая программа просто необходимы.
Кроме того, есть достаточно интересное и важное направление в педагогике: проектные методы, когда идет сотрудничество учителя и ученика, общение учеников не только из разных классов, но и из разных школ, городов, стран. И компьютер помогает сократить расстояния, передать различную информацию своим сверстникам: текстовую, графическую, аудио, видео. Во многих школах, где есть Macintosh, это делается с минимальными затратами. Выполнение того же самого на PC требует специальных навыков, дополнительного оборудования.
— А существует ли специализированное ПО для изучения конкретных предметов?
— Да, но, на мой взгляд, большинство учебных программных продуктов представляют собой аналоги учебников: это книги, выполненные на лазерных дисках, с некоторым включением мультимедийной информации и наличием гиперссылок. Дело не только в том, есть ли какое-то программное обеспечение по конкретной дисциплине или нет. Проблема — используется ли это в школах и как.
Я за то, чтобы компьютерные диски по различным предметам использовались в домашнем образовании, когда ребенок по каким-то причинам временно не может посещать школу. В реальном учебном процессе это — тупик.
Судите сами: чтобы пролистать учебник, учителю нужен максимум день. Но чтобы «пролистать» три лазерных диска и определить, какой из них лучше, потребуется гораздо больше времени. И ничего, кроме таких проблем, как корректировка своей наработанной программы, возможность появления неудобного расписания, «окошек» в работе и проч., преподаватель не получит, зарплата у него тоже не вырастет. Все эти «мелочи» тоже надо учитывать.
Один из вариантов использования лазерных дисков — школьная медиатека. Но для ее эффективной работы нужно решить комплекс технических и организационных проблем: от надежной защиты от сбоев и несанкционированного доступа до обучения сотрудников библиотек и решения их финансовых проблем.
— В каких случаях целесообразно использование компьютера, и в первую очередь Macintosh, в учебном процессе?
— Это целесообразно тогда, когда помогает развитию творческих способностей детей, обучению новым навыкам и умениям. И с этой задачей связан целый комплекс проблем, который компанией Apple решен.
К примеру, проблема выбора кодировки. Она существует и на РС, и на Macintosh. Я много лет переписываюсь с друзьями из Америки. Работая на РС, я потратил определенное время, чтобы настроить свой компьютер на нужную кодировку. Когда пересел на Macintosh — проблема повторилась. Но я не стал ее решать, а просто продиктовал все, что хотел им сообщить (в Macintosh встроенный микрофон), прочитал стихи и записал их на жесткий диск. Затем с помощью программы iTunes, которая также прилагается к компьютеру, создал MP3-файл и отправил его по электронной почте. Друзья в Америке после долгих лет услышали мой голос! Конечно, я решил проблему с кодировкой, но удовольствия от общения с друзьями с помощью текстовой информации уже не испытываю.
Сейчас я общаюсь с ними на другом уровне. И для этого мне не нужно знать какие-то сложные программы, как и моим двум дочерям. Обе они учатся на втором курсе гуманитарного вуза и плохо понимают такие слова, как Паскаль, Си и т. п. Но создать звуковое письмо или 30-секундный видеофильм о семье, который займет 300—400 Кбайт, для них не проблема. На Macintosh мы постепенно отходим от текстовой информации. Я считаю, что в скором времени аудиовизуальный уровень общения будет основным при использовании ИТ. Пока же это могут позволить себе только школы, имеющие Macintosh. Можно это сделать на РС? Конечно! Только... немного сложнее, для этого нужно время и кто-то должен этим заниматься.
Технологии, находящиеся на стыке различных предметов и способствующие развитию творчества учеников, нужно использовать обязательно. Самое главное, чтобы та техника, которая поставляется в школу, могла это сделать. Чтобы она была понятна и для ребенка, который в этом пока еще мало что смыслит, и для учительницы литературы, которая в этом совсем, может быть, не разбирается. Преподаватель не должен проходить курсы системного администратора! Ведь покупая сложную бытовую технику, мы не интересуемся, где пройти курсы по работе с ней.
По такому же принципу устроен и Macintosh. За 20 минут можно научить любого человека цифровому видеомонтажу с помощью программы iMovie, хотя года три назад я сам не думал, что это возможно. Разумеется, можно смонтировать фильм и на другой технике, но это сложнее, требует большего времени.
— Все так. Но ведь не секрет, что Macintosh дороже PC...
— Совершенно неправильна позиция тех руководителей, которые утверждают: «Эта техника дорогая, и мы будем использовать то, что стоит в офисах». Но в офисах стоит офисная техника, и у меня стол офисный, а не учебный. В школе же — школьная мебель, офисная мебель там есть только у директора. Для детей должно быть детское, специально для них сделанное, чтобы они это воспринимали! Нельзя заставить изучать то, что тебе не нравится. Посмотрите, как взрослые люди покупают одежду, выбирают автомобиль — здесь финансовый расчет далеко не на первом месте!
Кроме этого, время работоспособности компьютера — 5 лет. Таким образом, когда в школе появляется компьютерный класс, это означает, что учитель не только должен научить ученика 7-го класса различным технологиям, но и на этих компьютерах дать ему предпрофессиональную подготовку. Ту, которая будет востребована через пять лет. И платформа Macintosh, на наш взгляд, максимально подходит для решения данной задачи. На компьютерах Apple можно изучать не только Mac OS, но и Windows! Я на своем «школьном» компьютере iBook свободно просматриваю все российское учебное ПО, созданное для платформы PC. Мой сын играет на нем в различные стратегии для Windows. Кроме того, я на этой машине работаю и в Linux! Компьютеры Macintosh на полтора-два года опережают время! Всем ли нужны такие возможности? Не знаю, но уверен, что именно в образовании данная техника необходима! И еще: в каждой школе, техникуме, вузе есть преподаватели, работающие «не как все», по другим, авторским, методикам или учебникам; есть ученики, студенты, которые хотят получить больше, чем запланировано стандартами. Для них обязательно должна быть и другая техника! Чем больше таких преподавателей и детей — тем больше должно быть такой техники.
— Но ведь и наоборот: чем больше таких преподавателей, тем острее встает вопрос о стандартах в сфере информатизации образования...
— Ваш вопрос лучше разбить на два: стандарты по предмету «Информационные технологии» и по использованию ИТ в других дисциплинах. Что касается первого: в учреждениях среднего образования накоплен достаточно большой опыт преподавания данного предмета с 5-го класса, когда школьники изучают не только офисные, но и аудио- и видеотехнологии, создают мультимедийные проекты по различным дисциплинам. Это нужно сделать стандартом по всем регионам России! Иначе получается парадокс: стандарт по курсу «Информатика» — с 10-го класса, а прилагаемое программное обеспечение по другим предметам — с 5-го.
Что же касается использования компьютеров для других дисциплин, то здесь все не так просто: кто-то из учителей их использует (фрагментарно, в рамках проектной методики, реже — в рамках учебного расписания), а кто-то хорошо преподает по традиционной схеме. Таких учителей не надо «ломать» и говорить им: «Вот вы будете использовать компьютер, и у вас будет еще лучше». А может, не будет? Может, это не для них? Но независимо от этого проектную методику в образовании надо развивать.
— Получается, что компьютер в образовательном процессе должен быть не объектом для изучения, а инструментом?
— Совершенно верно. Компьютер — это бытовой прибор, и относиться к нему надо, как, скажем, к кофеварке. Купил — и уже не задумываешься, как его ремонтировать, не вспоминаешь такое слово, как «модернизация». Вы ведь не скажете: «Я раз в полгода модернизирую кофеварку». Купили — и все, она работает. Через пять лет стала ненужной — выбросили.
Компьютер — это тот прибор, который должен помочь школе в решении главной, на мой взгляд, задачи — научить ребенка учиться. Причем в школе должны присутствовать различные программно-аппаратные решения на различных платформах точно так же, как в разных классах стоит разная видеотехника от разных производителей, разная мебель и т. д. Учитель информатики будет с детьми «изучать» компьютер на уроке или факультативных занятиях, а учителя истории и литературы совместно с детьми создавать с помощью компьютера видеопроекты. Технологии Apple позволяют освободить преподавательский состав от решения технических проблем и заняться педагогическими.
— Такое использование компьютеров в школе предъявляет к ним достаточно высокие требования относительно надежности...
— Безусловно. Я преподавал в школе, где на 750 учеников было 90 компьютеров: 45 Macintosh и 45 PC. И во-первых, учителям, работавшим на PC, было тяжело осваивать постоянно меняющиеся технологии, поскольку они должны были изучать еще и педагогические технологии, методики преподавания. А во-вторых, когда компьютерный класс превращался в проходной двор (в хорошем смысле), отвечающий за него учитель информатики обнаруживал, что начинали исчезать файлы, появляться вирусы, меняться системные настройки и т. п.
А на Macintosh подобные проблемы давно решены. Так, с 1994 г. в этой школе ни одна из 45 машин не сломалась, никакие данные не были уничтожены, не было проблем с вирусами! Между тем в компьютерные классы постоянно приходили дети и учителя-предметники, реализовывались проекты, создавались рефераты, проводились занятия по различным дисциплинам и т. п. Причем это происходило еще в то время, когда хорошими компьютерами считались 286-е, 386-е РС.
И сейчас эти классы Macintosh LC-III, LC-475 работают точно так же: там занимается начальная школа, преподаются информатика, математика, физика. А рядом стоят классы 386-х, Pentium-100 — там желающих на порядок меньше, а надежность...
— Обучает ли Ваша компания своих клиентов? Или вы привозите оборудование в школу, ставите, и все?
— Мы обязательно проводим семинары. Например, недавно мы поставили в московские школы компьютеры iBook с беспроводной сетью, основанной на технологии AirPort. Мы обучили преподавателей этих школ основам работы с этой техникой, продемонстрировали технологии видеомонтажа, работы с тестовой, графической и аудиоинформацией. Такие семинары компания ИВИТО проводит постоянно, и хочу заметить, не только в Москве.
Есть, конечно, и обычные государственные курсы, которые длятся полгода, с октября по март. Но технологии за это время уже уходят вперед.
Поэтому мы стараемся оперативно делиться с учителями имеющимися у нас знаниями и, в свою очередь, оперативно реагировать на их потребности.
— Ваша компания не только обучает преподавателей тем или иным компьютерным технологиям, но и делится опытом, как их включить в образовательный процесс?
— Совершенно верно. Я считаю — и пытаюсь убедить в этом учителей — неверным подход, когда компьютерный класс держат под замком и пускают туда учеников строго по расписанию. Любой учитель должен иметь доступ в этот кабинет. И мы активно работаем в этом направлении с преподавателями различных регионов, получаем от них какие-то идеи и стремимся их тиражировать. Ищем контакты с художественными школами и демонстрируем им возможности использования компьютера вместе с графическим планшетом и цифровой видеокамерой.
Сейчас мы хотим предложить школам, которые получили от нас технику, сделать выпускные мультимедийные альбомы и готовы помочь им в организационном, методическом и техническом плане. Ведь обычно по окончании школы у учеников остаются две-три фотографии. Статические. А почему бы не снять фильм, несколько видеосюжетов, оформить их в HTML-формате и записать на CD-ROM? Через несколько лет его будет интересно просмотреть, почувствовать атмосферу тех дней.
Можно обыгрывать и снимать различные школьные события, спортивные соревнования, поставить и запечатлеть на видеокамеру спектакль на историческую тему или спектакль на английском языке. Получится то самое творчество, которое на обычном уроке нельзя реализовать в полной мере.
— Чтобы компьютеры использовались тогда, когда нужно, а не тогда, когда можно...
— Конечно. Если человек незнаком с компьютером, дайте ему небольшую инструкцию, а не говорите: «Пройдите полугодовые курсы, а потом вас, может быть, допустят нажимать кнопочки». А учитель уже сейчас хочет что-то создавать! Ведь время нужно ценить. Если есть возможность снизить временные затраты учителя на процесс адаптации — надо это делать сейчас, а не через несколько лет!
— Юрий Алексеевич, могли бы Вы подвести некоторый итог всему нашему разговору? Чему надо учить школьников на компьютере?
— Решения, поставляемые сейчас в школу, должны быть продуманы в расчете на перспективу. Необходимо учитывать не только стоимость компьютера, но и стоимость всего аппаратно-программного комплекса с различным оборудованием, стоимость модернизации, возможность использования различных информационных и коммуникативных технологий, учитывать эргономические показатели, время, необходимое для включения данного комплекса в учебный процесс, межплатформность, надежность и т. д. В образовательные учреждения должны поставляться креативные комплексы, дающие толчок ребенку к поиску нового, расширяющие его образовательное пространство. И платформа Apple, на наш взгляд, является для этого наиболее оптимальным решением.
В образовательные учреждения необходимо поставлять комплексное решение, включающее аппаратное и программное обеспечение, а также методическое сопровождение.
Использование компьютера в учебном процессе целесообразно, если это помогает развитию творческих способностей, логического мышления, профессиональных умений и навыков, интеграции в учебном процессе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
При рассмотрении вопроса о приобретении комплекса информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) необходимо учитывать и стоимость, а также время обучения преподавателей.
Обучать необходимо не столько умению работать с определенными продуктами и в определенной среде, сколько технологиям работы с различной информацией: аудио и видео, графической, текстовой, табличной.
По сравнению с использованием ИКТ в офисной работе комплекс ИКТ в образовании должен отвечать более жестким требованиям относительно эргономических показателей, надежности защиты от несанкционированного доступа и антивирусной защиты, возможности использования в различных областях и т. п.
В каждом образовательном учреждении есть преподаватели и учащиеся, применяющие нестандартные подходы или нетрадиционные решения для поиска, обработки и передачи информации. Для поддержания их деятельности необходима нестандартная, «креативная» техника, предоставляющая более широкие возможности в области творчества по сравнению с офисной техникой.