Трехмегапиксельная камера Nikon Coolpix 995 была разработана, чтобы заменить модель 990, признанную нашими читателями лучшим продуктом 2000 г. Поэтому коробка вскрывалась с особым интересом: не разочарует ли она?
Ее силуэт практически не изменился. Идея сделать дисплей вращающимся независимо от блока с объективом и вспышкой оказалась столь удачной, что ее применили и в новом аппарате: можно снимать практически из любого положения, например подняв камеру над головой или опустив ее вниз (чтобы не привлекать к себе излишнего внимания). Осмотр внешнего вида выявил только одно существенное отличие новой модели Coolpix от 990-й - в ней вспышка находится над объективом, что, по заявлению производителя, снижает вероятность проявления эффекта «красного глаза». Я тут же решил проверить справедливость этого утверждения, но чуда, увы, не произошло, хотя и ухудшения по сравнению с камерой Coolpix 900 не наблюдалось. Зато теперь можно использовать большие насадки, не боясь, что они закроют вспышку.
Оказалось, что самые интересные отличия скрываются несколько глубже и касаются в первую очередь процессов формирования и обработки изображения. Впрочем, обо всем по порядку. Когда я включил камеру, то сразу отметил, что объектив в процессе зумирования ведет себя гораздо тише, а диапазон изменения фокусного расстояния стал шире и составляет 38—152 мм в эквиваленте 35-мм камеры. Теоретически последнее должно предоставлять фотографу б/ольшую свободу действий при съемке удаленных предметов. Еще одно серьезное нововведение — литий-ионный аккумулятор вместо батареек. Его использование, правда, может заставить купить дополнительный аккумулятор (чтобы не возникало простоя во время подзарядки основного), но зато можно долго не беспокоиться о питании (нам, например, удалось снять более 300 кадров).
Получив снимки миры, я пришел к выводу, что в данном фотоаппарате достигнут удачный компромисс между характеристиками объектива и матрицы: на изображении миры штрихи различаются практически до теоретического предела матрицы камеры (2048Ё1536); умеренная дисторсия (искажение, при котором нарушается геометрическое подобие между предметом и его изображением, в частности проявляющееся в искривлении прямых) бочкообразного вида при минимальном фокусном расстоянии постепенно почти полностью исчезает при переходе к максимальному фокусному расстоянию; хроматическая аберрация практически незаметна — одна-две точки.
Но одно дело — штриховой рисунок, а совсем другое — пейзаж и портрет, где важна точная передача цвета и тонов. При анализе цифровых отпечатков особое внимание уделялось тому, насколько правильно происходит автоматический баланс белого в условиях комбинированного освещения и насколько эффективен новый алгоритм подавления шумов, разработанный специально для этой камеры. Фотографии получались достаточно резкими, с яркими и насыщенными цветами, однако общий цветовой тон был чуть сдвинут в синюю область. Следовательно, в сложных условиях лучше воспользоваться ручной настройкой баланса белого, которая позволяет решить вышеуказанную проблему. В целом качество фотографий оказалось на высоте, разве что телесные тона имели несколько розоватый оттенок.
Были проверены еще две новые функции — возможность выдержки «от руки» (затвор остается открытым, пока нажата спусковая кнопка) и съемка при максимальной чувствительности, достигнувшей в этой модели 800 ед. ISO. У фотографий, сделанных в обоих режимах, отмечался повышенный уровень шумов. Правда, справедливости ради следует отметить, что оригинальная функция подавления шумов, реализованная здесь фирмой Nikon, действительно сократила число разноцветных, отнюдь не небесных звездочек, разбросанных по всему кадру.
Профессионалов заинтересует функция брекетинга, позволяющая снять серию кадров с различными значениями экспозиционных параметров, причем предусмотрена также съемка с варьированием настройки баланса белого, т. е. со сдвигом в голубую и красную области. К сожалению, в пределах одной последовательности снимков нельзя одновременно производить изменение значений баланса белого и экспозиционных параметров. Благодаря возможности автофокусировки по одной из пяти зон, распределенных по всему кадру, нет необходимости использовать замок фокусировки в случае, когда сюжетно важная часть кадра смещена относительно центра.
Если же после экспериментов с камерой на карте осталось мало места, то обратите внимание на занятную функцию селекции лучшего снимка, позволяющую выбрать самый хороший по резкостным характеристикам из серии, включающей до десяти кадров, который и останется во флэш-памяти.
Вообще-то хотелось бы увидеть в новом Coolpix 995 побольше кардинальных отличий от своего успешного предшественника, однако и цена у него не сильно отличается от стоимости предыдущей версии. Как бы то ни было, новинка порадует своими возможностями как начинающего, так и более опытного пользователя.
Coolpix 995
Достоинства: богатство и гибкость режимов работы — от ручных до полностью автоматического; оперативность доступа к основным настройкам (разрешение, чувствительность, экспокоррекция) благодаря наличию специальных клавиш.
Недостатки: довольно сложное меню — новичку потребуется руководство; временами имеет место «подтормаживание»: после съемки пары кадров при максимальном разрешении 2048x1536 точек приходится ждать до 9 (!) с, пока они запишутся на карту памяти, да и время переключения между режимами записи и воспроизведения не самое быстрое по сравнению с другими камерами подобного класса.
Оценка: заинтересует тех, для кого важен творческий процесс и кто хочет принимать решения самостоятельно, не просто полагаясь на автоматику, а также новичков, стремящихся к совершенствованию.
Цена: 890 долл.
Продавец: «Терем».
Nikon