В «Мире ПК», №4/01 мы рассказали о MIDI-программировании музыки в стиле House. Сегодня, продолжая начатый разговор, раскроем некоторые «хитрости» программирования музыки другого не менее популярного направления — Garage.
Программирование партии барабанов
Музыкальный стиль Garage получил свое название в честь нью-йоркского клуба «Райский гараж», откуда, собственно, он и вышел на широкую сцену. Барабанные рисунки музыки Garage во многом схожи с ритмами House, но все-таки основой ее служит диско. Поэтому стиль Garage отличается от House большей мелодичностью. В мелодиях Garage часто используются колокольчики (cowbells), высокая и низкая агога и бонга, а кроме того, выделяются басовые партии и нежные, парящие струнные, куда вплетены вокальные темы.
В ритмах Garage звуки открытого хай-хэта на офф-бите*, характерные для музыки House, не так ярко выражены, поскольку здесь обычно звучат синкопированные бонга и конга. Однако офф-битный рисунок открытого хай-хэта, присущий House, используется как рисунок закрытого. Это делает офф-бит утонченным и дает больше простора ударным и мелодическим партиям. Басовый и малый барабаны работают активней — в частности, во время звучания хоровых вокальных партий, когда ритм барабанов призван подчеркивать мелодию вокалиста.
Основа партии барабанов в стиле Garage проста. Откройте барабанный редактор и создайте ровный четырехдольный бит басового барабана длиной в один такт (поместив ноты басового барабана на каждую из четырех долей). Поскольку рисунок закрытого хай-хэта в музыке Garage совершенно тот же, что и рисунок открытого хай-хэта в музыке House, используйте мелодический рисунок, который вы создали, знакомясь с музыкой House. Скопируйте ноты открытого хай-хэта и вклейте их, начиная с первой восьмой офф-битной доли, предварительно установив значение квантизации, равное 8. Затем перетащите вклеенные ноты мышью на строку, подписанную как Closed Hi-Hat («закрытый хай-хэт»). Те же два акцента на малом барабане, которые были в основном ритмическом рисунке, созданном для стиля House, должны быть воспроизведены и здесь. Стиль диско, на котором основан Garage, использует синкопированные рисунки. Если сдвинуть вторую из двух нот малого барабана на одну шестнадцатую долю вправо, узор приобретет нужный характер. Убедитесь только, что значение квантизации установлено на 16, ведь оно должно равняться минимальной используемой доле. Добавьте похожие офф-биты в рисунок закрытого хай-хэта — на этот раз на последнем офф-бите (рис. 1).
Рис. 1 |
Теперь осталось построить другие звуки ударных, чтобы получить набор партий, с помощью которых можно будет создавать композицию. Скопируйте полученную в первом такте барабанную партию на следующие три такта. Затем можно добавить, например, две ноты малого барабана с обеих сторон третьей офф-битной ноты хай-хэта в первом такте. Последняя акцентированная нота малого барабана в конце второго такта может быть добавлена на последнюю шестнадцатую долю, чтобы сдвинуть ударение немного вперед. И наконец, можно добавить ноту малого барабана в третью долю четвертого такта, предварительно повторив в четвертом все дополнительные ноты, которые вы уже вставляли в другие такты. Это создаст в последнем такте небольшую дробь и хорошо подведет музыкальную тему к повторению полученного четырехтактного цикла (рис. 2).
Рис. 2 |
Сделайте некоторые акценты, используя конгу, бонгу или какой-нибудь другой схожий инструмент. Две шестнадцатые ноты в конце четвертого такта в рисунке хай-хэта недостаточно энергично подчеркиваются малым барабаном, поэтому скопируйте их и поместите на строку высоких тонов (рис. 3).
Рис. 3 |
Ваш цикл получил явный синкопированный характер. При программировании музыки Garage это обычно все, что нужно сделать, прежде чем перейти к созданию басовой партии и мелодических линий. Более подробное программирование барабанов на этой стадии приведет лишь к тому, что цикл окажется слишком перегруженным.
Программирование партии баса
Для стиля Garage характерны задушевные мелодии классического диско. Партия баса часто пишется после того, как создана аккордовая последовательность, и развитие мелодии определяет построение басовой партии. Тут можно использовать два подхода: сыграть (запрограммировать) аккордовую последовательность (или мелодическую линию) и извлечь из нее партию баса, либо запрограммировать бас, а затем поднять высоту тона отдельных его частей и таким образом получить мелодическую основу для построения аккордовой последовательности. Оба метода могут дать интересные результаты, но для большей наглядности мы остановимся на втором подходе. Первый вариант будет представлять собой ровно противоположную процедуру, и, если захотите, вы без труда самостоятельно справитесь с этой работой.
Прежде всего обратите внимание на основную басовую партию стиля Garage. Обычно используется бас с шагом в октаву. Такой басовый ход очень легко записать, хотя он обладает «живым» характером. Ритмическая фигура, которая строится с его помощью, является основой большинства музыкальных произведений, написанных в стиле Garage.
На басовый ход с шагом в октаву интересное влияние оказывают тембры синтетического баса. Многие из них будут давать весьма сильно отличающееся звучание при смещении высоты ноты на 12 полутонов — и подобная постоянная смена тембра делает звук намного более оригинальным. С синтетических электронных басовых тембров, видимо, и следует начать поиск нужного звучания. Например, можно использовать тембр Synth Bass 1 из набора инструментов General MIDI.
Рис. 4 |
Создав узор для первого такта (рис. 4), скопируйте его на следующие три такта. После этого выберите второй из четырех узоров и транспонируйте его на 7 полутонов вверх. Повторите эту процедуру для третьего такта, транспонировав его вверх лишь на 5 полутонов, и затем поднимите последний такт снова на 7 полутонов. Теперь зациклите все четыре такта, установите темп в диапазоне от 123 до 132 bmp и послушайте, что получилось. Записанная партия будет иметь характер, присущий стилю диско.
Основное транспонирование на 3, 5 и 7 полутонов приводит к гармонической последовательности, которую можно построить от любых начальных нот. В рок- и поп-музыке часто используется подобная последовательность, и если вы измените транспозицию второго такта с 7 на 3, то услышите весьма характерное мелодическое построение.
Стандартный басовый ход в октаву, который вы запрограммировали, связан с той же самой проблемой, что и «шагающий» бас стиля House: в отдельных тактах отсутствует какое-либо ритмическое движение. Поэтому необходимо сдвинуть ноты второй и третьей доли вперед во времени. Если четвертую, пятую, шестую и седьмую ноты сдвинуть вперед на шестнадцатую долю, то обнаружится, что второй такт приобрел необходимый напор, но 6 и 7 ноты в третьей доле теперь звучат запоздало. Поэтому сдвиньте эти ноты вперед еще на одну шестнадцатую долю (рис. 5).
Рис. 5 |
Теперь первые три доли такта звучат как нужно, но сдвиг нот вперед привел к разрыву в ритме. Его можно заполнить копиями последних двух нот, сдвинутых вперед (рис. 6).
Рис. 6 |
Записанный таким образом рисунок стал намного более типичным для стиля Garage. Однако поскольку пока все ноты имеют одну и ту же длительность, партия баса носит по-прежнему механистический характер, от которого нужно избавиться.
Рис. 7 |
Удвойте длительность первой ноты каждого такта по сравнению с начальной (рис. 7). Разнообразие в длительностях нот и в значениях параметра Velocity — неотъемлемая часть программирования хорошего басового хода для стиля Garage. Оставшиеся низкие ноты должны быть укорочены до одной тридцать второй. Послушайте получившийся четырехтактовый цикл и убедитесь в том, что это действительно классический для стиля Garage басовый ход.
Создание мелодического рифа на основе баса
Garage, как мы говорили, очень мелодичный стиль. Если построить на его нотах аккорды, то получится мелодический риф, который можно использовать при создании композиции.
Сделайте копию исходной басовой партии из второго такта, выделив для этого ноты и перенеся их на новую дорожку. В графическом редакторе вы увидите, что басовая партия представляет собой на самом деле две линии, одна из которых на октаву ниже другой. Фортепьянные рифы обычно играются следующим образом: левая рука играет основную басовую ноту, в то время как правая рука следует за ней, играя аккорды, что создает рисунок, очень похожий на то, что мы получили здесь.
Прежде всего транспонируйте всю партию вверх, в регистр, более подходящий для фортепьяно (нужный звук находится одной или двумя октавами выше). Теперь можно начать строить аккорды, отталкиваясь от верхней линии нот. Выделите эти ноты, скопируйте их, а затем вставьте выше на пять полутонов. После этого повторите операцию, вставив новые ноты еще четырьмя полутонами выше (рис. 8).
Рис. 8 |
Если вы сделаете копии этой партии и транспонируете их так же, как басовую партию, то получите типичный для стиля Garage звук фортепьяно. Послушайте в цикле то, что у вас получилось. Попробуйте использовать этот фрагмент для построения дальнейшей композиции. Например, вы можете повторить транспонирование двух или более тактов и построить из этого интересный основной аккордовый рисунок.
Сделайте еще одну копию исходной басовой мелодии и вставьте ее в начало следующего, пятого такта, оставив при этом на той же дорожке. Затем разделите эти две басовые линии на две дорожки. Перенесите все нижние ноты на новую дорожку, назначив ей другой MIDI-канал; воспроизведите их вместе, экспериментируя с различными звуками на этом MIDI-канале. Вы можете сделать три копии двух басовых партий, транспонировать их так же, как и исходные партии баса и фортепьяно. В зависимости от голоса, который вы выберете для новой партии, вам может потребоваться транспонировать ее вверх или вниз на октаву, чтобы отделить от изначального звука баса, который теперь играет верхние ноты из исходной басовой партии.
Копию фортепьянного рифа используйте как основу рисунка струнных. Вклеив копию на новую дорожку, назначьте ей новый MIDI-канал и выберите для него один из тембров струнных инструментов. Выделите все ноты в каждом такте, кроме расположенных в первой доле, и удалите их. Оставшиеся ноты удлините до целых. Ваша сетка окажется заполненной аккордами длиной в такт (рис. 9).
Рис. 9 |
Ну вот, теперь у вас есть все основные строительные блоки для построения мелодии, а это уже полностью зависит от вашей фантазии.
ОБ АВТОРЕ
Борис Зуев — автор книги «Программный синтезатор ReBirth RB-338» (издательство «Эком», 1999), e-mail: zuev_boris@mtu-net.ru.
* Значения этих и других терминов можно посмотреть в статье «MIDI-программирование танцевальной музыки: стиль House», опубликованной в «Мире ПК», № 4/01, с. 146.