ее, как полностью скомпрометировавшую себя, и открыть новую, причем по всем статьям, начиная от названия и заканчивая организаторами. Но судьба распорядилась иначе. Многострадальное шоу как раз в дни его проведения в апреле прошлого года было куплено фирмой ITE Group Plc., пообещавшей всячески поддерживать жизнь в изрядно одряхлевшем теле.

Однако чем больше информации поступало от новых устроителей об их намерениях, тем сильнее росло странное беспокойство. Создавалось впечатление, что они весьма тщательно читали всю компьютерную прессу, поскольку действовали точно в соответствии с пожеланиями, высказанными многими журналистами и вашим покорным слугой в том числе. Стало известно также, что свою деятельность новые владельцы выставки начали с опроса как тех экспонентов, которые изъявили желание продолжать участвовать в этом событии, так и тех, которые отказались.

Можно лишь догадываться, какую информацию пришлось анализировать новым устроителям, но когда-то повсеместно звучали претензии к Comtek старого образца, сводившиеся в основном к высокой стоимости, плохому сервису и тотальному превращению выставки в шоу для тинейджеров, мешающему серьезным деловым контактам. Что же изменилось с тех пор? Цена, увы, осталась прежней. Москва — слишком дорогой город, разводят руками новые хозяева, хотя и обещают в следующем году снизить расценки на 10%. Сервис как будто стал лучше, но он все равно неполноценный, а вот разделение экспозиции на «массовку» и специалистов, действительно многое изменило.

В соответствии со свободным, подчеркивают устроители, волеизъявлением одни экспоненты предпочли расположиться в особо охраняемой от тинейджеров корпоративной части, другие — в павильоне для рядовых пользователей. Впрочем, ничто не мешало иметь экспозицию и там и там. Обстановка на «степенных» стендах стала более деловой, хотя некоторые несознательные, несмотря на всемирную известность, фирмы умудрились и в святая святых бизнеса устроить шумное танцевальное шоу. Загадочна западная душа, реинкарнированная в российских менеджеров!

По числу фирм-участников и занимаемой площади выставка практически сохранила свои прошлогодние, т.е. минимальные, размеры. Помня о том, что «Комтек» всегда была мгновенным снимком состояния российского рынка, нужно признать это хорошей заявкой на будущее. Хотя все понимают, что прошлогодний рост российского ИТ-рынка (по данным IDC, 30% в штучном выражении и 40% в ценовом) вряд ли сохранится, настрой как устроителей выставки, так и экспонентов оптимистичен.

Определенно положительным отличием от всех предыдущих выставок «Комтек» нужно считать и четкое структурирование экспозиции по разделам, нашедшее отражение в значительно облегчающем навигацию каталоге.

Пытались учесть устроители и мировую тенденцию объединения выставок и конференций — «Комтек» теперь стала частью Недели информационных технологий IT Week. «Вершиной пирамиды научно-практических семинаров и презентаций, — написано в пресс-релизе, посвященном открытию выставки, — будет являться проведение международной конференции «Россия на пути к новой экономике: Бизнес и Интернет». Вершина действительно была, но оказалась столь «высока» (позволить себе участие в ней могли далеко не все даже процветающие фирмы) и далека от выставки (территориально и по сути), что говорить о единых целях и средствах было бы неуместным преувеличением.

Одним из основных вопросов всего выставочного движения стало их соотношение с Web. Устроители верно нащупали болевые точки Сети: она не дает возможность почувствовать то, что называют духом фирмы. Его нельзя определить без личного общения, а ведь при том многообразии предложений, которое обеспечивает рынок, порой именно собственные ощущения становятся решающим фактором в принятии решения. Образно выразил это на пресс-конференции перед открытием «Комтека» руководитель фирмы-спонсора «1С» Б. Нуралиев: «Выставки дают возможность почувствовать ИТ-индустрию на вкус и на запах». Судя по количеству посетителей, охотников познавать компьютерный мир таким образом не убавляется. Экспоненты же, соотнося по-прежнему высокие затраты и трудно выражаемый в цифрах эффект от участия, не столь единодушны в оценках.

Поэтому пока рано говорить, что системный кризис «Комтека», о причинах которого я писал год назад, преодолен. И все же положительные тенденции есть. Дальнейшее развитие зависит как от состояния рынка вообще, так и от организаторов выставки в частности. Первая «Комтек» XXI века вселяет надежду...

А.О.