В один прекрасный день столетний дуб, виднеющийся из окна, может взять да и рухнуть прямехонько на ваш ПК. Или электропитание выключат именно тогда, когда сохраняется громадная рабочая таблица Excel. Или вам достанется тот самый — один из миллиона! — «устойчивый и надежный» жесткий диск, который внезапно и необъяснимо испустит дух. Что, забеспокоились? Да не стоит волноваться, ибо ваша система настроена на автоматическое резервирование.

Все мы, конечно, знаем, что файлы следует на всякий случай копировать, но мало кто из нас делает это регулярно. А между тем, предприняв всего лишь несколько шагов, можно надлежащим образом организовать свою систему, и тогда задача резервирования файлов станет слишком простой, чтобы прилагать усилия, уклоняясь от нее, и слишком автоматизированной, чтобы забыть о ней. Вот соответствующая стратегия для Windows 9х.

Разделяй и властвуй. Действительно автоматическим резервирование будет тогда, когда копируемые файлы станут помещаться на предназначенные для них носители таким образом, что не придется в процессе работы заменять ленты или диски. Накопители на магнитной ленте, Jaz- и Zip-диски, а также сетевые накопители, обладающие большой емкостью, идеально подходят для резервирования. Однако и они переполнятся, если за один присест скопировать всю систему целиком. Можно решить эту проблему, создав несколько мини-систем резервирования, каждая из которых будет работать по своему графику и со своим носителем. Например, с помощью утилиты Мicrosoft Backup можно сделать один резервный SET-файл для копирования каталога Windows и корневых каталогов по понедельникам, другой — каталога Program Files по средам, третий — файлов данных по пятницам. А теперь лишь не забывайте раз в два дня вставлять в накопитель диск или магнитную ленту с достаточным объемом свободного места — это не труднее, чем своевременно вставлять чистую кассету в видеомагнитофон.

Автоматизация копирования в Windows 95. Если установлены Windows 95 и пакет Microsoft Plus, то для запуска Microsoft Backup можно использовать утилиту System Agent. Сначала нажмите кнопку «Пуск» и выберите пункты «Программы?Стандартные?Служебные программы?Архивация данных». Чтобы указать, какие файлы нужно копировать, включите в правой и левой панелях раскрывшегося окна соответствующие опции. Потом щелкните на кнопке Next Step и отметьте нужный дисковый либо ленточный накопитель, а также каталог для хранения резервных копий. Выберите пункты «Настройки?Параметры», выделите закладку Backup и пометьте Quit Backup after operation is finished (Закрывать программу резервирования после завершения ее работы). Во вкладке Backup меню Параметры задайте любые другие требующиеся настройки и нажмите OK. Укажите пункты «Файл?Сохранить как», введите имя и местонахождение для данного набора, щелкните на «Сохранить». Отметьте пункты «Настройки?Drag and Drop» и выключите функцию Confirm operation before beginning (Запрашивать подтверждение перед началом операции). Нажмите OK и задайте «Файл?Выход». В правой части «Панели задач» (около часов) щелкните на значке System Agent, выберите пункты «Программа?Schedule a New Program» (Запланировать новую программу) и укажите кнопку «Обзор». В позиции «Тип файла» отметьте «Все файлы (*.*)» и отправляйтесь к тому каталогу, где сохраняется набор сведений о резервировании, отметьте его и щелкните на «Открыть». Тогда этот набор пополнит диалоговое окно «Программа». Обычно сюда нужно внести конкретную программу резервирования, но поскольку SET-файлы ассоциированы с Microsoft Backup, простое добавление файла в список приведет к запуску Backup. Теперь щелкните на кнопке When to Run (Когда запускать), укажите желаемый график резервирования, нажмите OK и закройте окно программы System Agent.

Чтобы утилита Microsoft Backup работала автоматически, отключите вывод на экран требования подтверждать операцию

Если требуется запланировать несколько сеансов резервирования для различных наборов файлов и/или различных накопителей (см. раздел «Разделяй и властвуй»), повторите описанную процедуру, всякий раз задавая различные имена SET-файлам.

Автоматизация копирования в Windows 98. Теперь плохая новость: версия Microsoft Backup, поставляемая вместе с Windows 98, не допускает автоматического резервирования. Конечно, можно запустить Microsoft Backup с помощью «Планировщика заданий», но чтобы Backup сделал что-либо полезное, ему все равно потребуются от вас некие вводные данные.

Если вы перешли к Windows 98, модернизировав Windows 95 и ничего не имеете против старой версии Backup, то можно продолжать ею пользоваться. С этой целью для нее следует сперва создать новый каталог на жестком диске и ради простоты конфигурации присвоить ему имя, состоящее не более чем из восьми символов. Удостоверьтесь, что и те каталоги, куда он вложен, также имеют короткие имена (о том, зачем это нужно, будет подробнее сказано ниже). Потом вставьте в дисковод дистрибутивный компакт-диск с Windows 95 и с помощью Проводника отыщите файлы с расширением .cab — это будут сжатые «кабинет»-файлы. Запишите путь к ним.

Теперь нажмите кнопку «Пуск», выберите пункт «Выполнить» и введите в поле три различные последовательности: во-первых, команду для извлечения файлов — а именно Extract /a /l, за которой будет указан путь к созданному новому каталогу (если в пути имеются пробелы или длинные имена файлов, поставьте кавычки, как в приводимом далее примере); во-вторых, путь к тому CAB-файлу, в который вы хотите заглянуть сначала (в большинстве случаев подойдет файл win95_04.cab); и, в-третьих, имена тех файлов, которые вы хотите извлечь. Эти три элемента командной строки должны быть разделены пробелами. Ключ /a гарантирует, что будут просмотрены все CAB-файлы, начиная с указанного, а ключ /l позволит наметить то место, куда будут помещаться извлекаемые файлы. Если созданный новый каталог станет называться C:Program FilesOld Backup, а CAB-файлы Windows 95 находятся в E:Win95, то командная строка будет выглядеть примерно следующим образом: Extract /a /l «C:Program FilesOld Backup» E:win 95_04.cab backup.* Chiadi.dll Chikdi.dll Qic117.vxd (конечно, пути могут и отличаться). После этого нажмите клавишу ввода.

Когда нужно, чтобы утилита Backup из Windows 95 работала в Windows 98, выбирайте сокращенные имена папок

При извлечении и копировании файлов раскроется окно DOS. Если вы все нужные файлы не получите, то снова обратитесь к командной строке и попробуйте начать с CAB-файла меньшего номера (например, win95_02.cab). Успешно скопировав файлы, закройте окно DOS (если это требуется) и переместите файл Qic117.vxd из нового каталога в подкаталог Windows — System. Затем нужно связать SET-файлы с программой Backup Windows 95 таким образом, чтобы их запуск автоматически приводил к резервированию заранее определенных файлов. В Проводнике выберите пункты «Вид?Свойства папки» и выделите закладку «Типы файлов». В списке зарегистрированных типов файлов укажите «Архивный комплект для Microsoft Backup» и щелкните на кнопке «Изменить». В списке действий отметьте open и снова щелкните на кнопке «Изменить». В следующем диалоговом окне нажмите кнопку «Обзор», укажите заново установленный файл backup.exe из Windows 95 и щелкните на кнопке «Открыть».

Если путь к приложению архивирования не содержит пробелов или длинных имен папок, то в представлении этого пути не будет никаких кавычек. Когда это так, то все прекрасно. В противном случае, чтобы разобраться с отдельными хитростями, с которыми сопряжено использование этой программы в Windows 98, придется пересмотреть путь. Сперва удалите кавычки; потом так отредактируйте все длинные или содержащие пробелы имена папок, чтобы в них остались только первые шесть знаков и не было пробелов. И наконец, добавьте в конце каждого сокращенного таким образом имени папки последовательность ~1. Так, в приведенном выше примере результат редактирования пути будет выглядеть следующим образом: C:Progra~1Old Back~1Backup. exe. Опять же конкретный путь может быть и другим. После того как надлежащим образом «причешете» указание пути, щелкните на OK и дважды на «Закрыть», чтобы закрыть все диалоговые окна.

Теперь можно запустить старое приложение архивирования, дважды щелкнув на файле backup.exe (или соответствующем ярлыке). Чтобы отконфигурировать утилиту архивации данных Backup и создать SET-файл, обратитесь к инструкциям из раздела «Автоматизация копирования в Windows 95». Для упрощения конфигурирования сохраните SET-файл с коротким именем в записи пути с короткими именами папок. Но на этот раз вместо программы System Agent придется воспользоваться «Планировщиком заданий»: дважды щелкните на его значке в «Системном лотке» (вблизи часов) или же на папке «Назначенные задания» в окне «Мой компьютер». Потом с помощью Проводника найдите созданный SET-файл и перетащите его в окно «Назначенные задания». Щелкните правой кнопкой мыши на значке этого файла и выберите «Свойства». Если путь, указанный в позиции «Выполнить», содержит какие-либо длинные названия папок или файлов, а также пробелы, то для удаления кавычек и лишних символов снова обработайте его так же, как и путь к файлу backup.exe. Например, если путь выглядит как «C:My DocumentsMy Backup.set», то приведите его к виду C:MyDocu~1 MyBack~1.set. Затем выберите закладку «Расписание» (Schedule), укажите нужное время архивации и нажмите OK.

Если нет компакт-диска с Windows 95, то другой подход можно найти на Web-узле PC World по адресу: www.pcworld.com/sep2000/wintips.

Ускоряем повторную распечатку документов

Не приходилось ли вам часто распечатывать один и тот же документ? Вероятно, отсылать документ в копировальный центр, а потом хранить лишние экземпляры в ящике стола экономически нецелесообразно, однако запускать всякий раз то или иное приложение, выбирать опции «Файл? Печать» и снова выходить из приложения — тоже не слишком эффективное занятие. Между тем можно мигом распечатывать то, что нужно, сохранив необходимые для печати инструкции в файле и создав ярлык, посылающий их на принтер всякий раз, когда вам понадобится экземпляр документа. Одна оговорка: приводимый ниже совет не подходит к принтерам Postscript.

Итак, откройте документ в том приложении, из которого его обычно печатаете. Чтобы вызвать диалоговое окно печати и включить функцию «Печать в файл», укажите пункты «Файл? Печать». Некоторые приложения, в том числе и Блокнот, не имеют диалогового окна печати, а в других печать в файл просто не предусмотрена. В таких случаях нажмите кнопку «Пуск» и отметьте пункты «Настройка? Принтеры». В появившемся диалоговом окне щелкните правой кнопкой мыши на значке используемого вами принтера и выберите «Свойства». Найдите опцию, определяющую порты; обычно она находится на закладке «Сведения». В списке портов задайте позицию «FILE: (Создает файл на диске)» или эквивалентную ей, затем нажмите ОK.

Часто используемые документы можно распечатать из Главного меню одним щелчком мыши

Вернитесь к приложению, укажите команду «Печать» и в появившемся диалоговом окне щелкните на OK. Программа должна осведомиться, где сохранить файл печати. Выберите удобное место, введите имя файла (что-нибудь наподобие printme.prn), нажмите ОK и выйдите из приложения. Следующий шаг — создание ярлыка, посылающего этот файл на принтер. Щелкните правой кнопкой мыши на кнопке «Пуск» и отметьте «Открыть» или Проводник. Отправляйтесь к той папке, в которой вы собираетесь хранить свои ярлыки для печати документов. Если имеется несколько таких документов, то подумайте: может, стоит создать новую папку и поместить ее в Главное меню — тогда ярлыки будут доступны при выделении кнопки «Пуск».

Открыв нужную папку, щелкните правой кнопкой мыши на пустом поле и укажите пункты «Создать?Ярлык». Введите в соответствующую строку последовательность command.com /c copy /b «C:My Documentsprintme.prn» lpt1:. Имя файла печатаемого документа и путь, конечно, могут быть и другими. Не забудьте поставить кавычки, если в какой-либо части описания пути стоят пробелы или имеются длинные имена файлов или папок. Если печать производится в иной, нежели lpt1, порт, внесите в командную строку нужное изменение, а чтобы узнать, какой порт следует указать, вернитесь к списку портов в окне свойств принтера, как было объяснено выше. Для принтеров с последовательными портами стандартные имена портов — «com1:» или «com2:», а для сетевых принтеров описания путей обычно начинаются с . Введя нужную командную строку, отметьте кнопку «Далее» и введите имя ярлыка, которое будет появляться в выбранном вами подменю из Главного меню. Сделав все это, нажмите кнопку «Готово».

И наконец, добавьте несколько завершающих штрихов. Найдите только что сделанный значок, щелкните на нем правой кнопкой мыши и отметьте пункт «Свойства». Выделите закладку Программа, где будет представлена командная строка, — на тот случай, если потребуется ее отредактировать или исправить. Чтобы спрятать окно DOS, раскрывающееся тогда, когда файл посылается на печать, в ниспадающем списке «Окно» включите функцию «Свернутое в значок». Не забудьте также активизировать и функцию «Закрывать окно по завершении сеанса работы». При желании можете сделать свой ярлык более заметным и осмысленным, щелкнув на кнопке «Сменить значок» и выбрав другой рисунок. Сделав это, нажмите OK столько раз, сколько нужно для закрытия всех диалоговых окон. Теперь всякий раз, когда понадобится копия документа, достаточно просто выбрать из соответствующего подменю Главного меню созданный ярлык.


Проконтролируйте работу вашего ПК

Зачастую мы и понятия не имеем о том, сколько программ в каждый конкретный момент времени работают на компьютере. Конечно, можно нажать клавиши ++, получить полный список последних и закрыть ненужные программы, однако существует вероятность случайно отключить что-либо жизненно важное и тем самым порушить систему. А вот 18-долларовая программа Process Control 2 компании Leading Interactive содержит в себе диспетчер задач, который перечисляет все идущие в системе процессы и выделяет необходимые из них красным цветом. С ее помощью можно запустить и остановить любой процесс и изменить его приоритет. При каждом нажатии комбинации ++ эта утилита будет появляться вместо диалогового окна «Завершение работы программы». Демонстрационная версия Process Control 2 есть на сайте FileWorld и сайте разработчика утилиты: www.interactive.com.