Сравнительные характеристики мониторов
Результаты тестирования, баллы
Как часто в часы пик дорога от работы до дома занимает больше времени, чем того хотелось бы. Но нет худа без добра, иначе к череде повседневных стрессов прибавится еще один: мы каждый раз будем ощущать сильный дискомфорт, если, не успев отвыкнуть от большого «офисного» монитора, усядемся в своей квартире перед экраном родной, но уже не милой сердцу «пятнашки». Это как, прокатившись в «Линкольне», тут же пересесть, скажем, в «Оку». Так что лучше все-таки сделать паузу — пройтись пешком, перекусить...
Что? Вы говорите, что уже давно купили себе любимому 17-дюймовую модель и уж она-то не в пример ближе по комфортности работы к изделиям с 19- и 21-дюймовой трубкой? Возможно. Но только если вы не занимаетесь автоматизированным проектированием или компьютерной версткой. Дисплеи с диагональю 19 и 21 дюйм сегодня являются стандартом для издательской деятельности, приложений САПР, картографии. Их можно встретить в качестве устройств отображения пультов управления АСУ ТП, на биржах, в брокерских конторах, т. е. там, где требуется разрешение 1280х1024 или 1600х1200 точек для одновременного размещения на экране многочисленных окон, редактирования мелкого текста или отображения громоздких схем.
Кроме того, если ваша деятельность связана с редактированием фотоизображений или компьютерным дизайном, то вам не избежать точной настройки цветопередачи монитора. Лучше всего для этого воспользоваться каким-либо аппаратным калибратором (например, Monitor Optimizer фирмы X-Rite), их обычно предлагают продавцы профессиональных дисплеев. Однако такое удовольствие обойдется вам примерно в 300 долл. Есть и другие варианты. Так, за отдельную плату услуги по цветокалибровке оказывают некоторые сервис-центры фирмы-производителя монитора. Можно также попытаться воспользоваться ПО для цветокалибровки, которым комплектуется монитор (скажем, программой Colorific, стандартно включаемой в комплект поставки аппаратов Samsung). Не лишним будет и наличие у монитора USB-входа, обеспечивающего доступ к расширенным настройкам непосредственно с компьютера, разумеется, при помощи соответствующей утилиты (как, например, у Philips 210P).
Таким образом, если 17-дюймовые модели сегодня стали привычными «для дома и офиса» (среди них есть «профессиональные» аппараты с дополнительными входами и улучшенными техническими характеристиками), то 19- и 21-дюймовые модели образуют единый класс мониторов для конкретных профессиональных задач, — и туда в большинстве случаев «семнашки» уже не вписываются.
Конечно, свои поправки в эту классификацию вносит суровая реальность, определяемая в данном случае толщиной кошелька потребителя. Но все же это не может стать непреодолимой преградой на пути не менее реального технического прогресса. С течением времени (и по мере снижения цен на ЭЛТ-мониторы) профессионалы наверняка станут поглядывать в сторону дисплеев с еще большей диагональю, однако работа за столом все же накладывает свои ограничения как на глубину монитора, так и на размер экрана, пригодный для комфортного обзора. Поэтому диагональ 19 и 21 дюйм, видимо, надолго закрепится в качестве стандарта для большинства профессиональных приложений.
Sony GDM-F500R
Монитор для профессиональных задач с одним D-Sub и пятью BNC-входами, а также USB-концентратором с четырьмя выходами, расположенным в подставке.
Прямые несглаженные углы хотя и придают изделию несколько громоздкий вид, но, как ни странно, способствуют впечатлению строгости и солидности.
Данная модель имела самый большой запас по яркости среди всех моделей этого обзора, демонстрировала спокойные цвета, очень удобные настройки цветовой гаммы и хорошее равномерное сведение по всему полю экрана, что у монитора с диагональю 21 дюйм встретишь не часто.
GDM-F500R прекрасно справляется с повышенными частотами кадровой развертки во всех основных режимах разрешения. Ему свойственна легкая калибровка по цвету. Благодаря хорошему сведению, фокусировке и малому шагу апертурной решетки (0,22 мм) монитор отлично показал себя в тестах на вывод текста, набранного мелким шрифтом, как на белом и черном фоне, так и в цветных Web-страницах.
Для управления удобным экранным меню (на русском языке) служит расположенный на передней панели джойстик. Хотя сам джойстик слегка изменился по сравнению с предыдущими моделями, принцип управления, вид меню и набор настроек перенесены без изменения, что можно только приветствовать как пример бережного отношения к привычкам пользователей (что стало своеобразным фирменным стилем) и удачного технического решения. При всех своих достоинствах монитор оказался самым дорогим в нашем обзоре, крупногабаритным и тяжелым.
Iiyama Vision Master Pro 451
О том, что монитор предназначен для работы с приложениями САПР, программами верстки и дизайна, в своих рекламных проспектах пишут почти все производители мониторов с диагональю от 19 дюймов. В их число входит и японская фирма Iiyama, производящая, однако, действительно профессиональные модели, реально удовлетворяющие самым жестким требованиям. Российским ценителям высокого качества это хорошо известно, как, впрочем, и то, что стоят эти дисплеи очень недешево.
Представленная модель выгодно отличается от других участников обзора и своих предшественниц современными, эстетически выверенными, обтекаемыми формами не только самого монитора, но и подставки. Последняя играет немаловажную роль, так как именно в ней расположены USB-концентратор 1х4, два входа D-Sub, аудиовход, пара одноваттных динамиков, тумблер питания и даже джойстик управления настройками. В результате монитор выглядит необычайно элегантно, а кажущаяся компактность подтверждается его физическими размерами.
Широкая полоса пропускания (300 МГц) и другие технические характеристики свидетельствуют, что внутренне аппарат столь же гармоничен, как и внешне.
Закономерными оказались и оценки «отлично» по результатам задач на вывод графики и текста. Монитор легко справляется с отображением символов, набранных не только восьмым, но и шестым кеглем.
Среди многочисленных настроек особо нужно отметить плавную регулировку цветовой температуры от 4500 до 10 000 K, а также возможность корректировки чистоты засветки углов, задержку гашения меню и блокировку настроек.
При таком уровне качества сравнительно высокая цена изделия уже не кажется непомерной.
Philips Brilliance 201P
Эта модель привлекательна только при взгляде на нее сбоку. Передняя же панель чересчур массивна, да и расположенные на ней серебристые аляповатые кнопки изделие тоже не украшают. В действительности же монитор не так велик и тяжел, как кажется. А по глубине, как сказано в документации, это «самый неглубокий из всех 21-дюймовых мониторов в мире» — всего 466 мм.
Профессиональный по своему назначению, монитор оснащен помимо стандартного D-Sub еще и BNC-входами, а также входом USB для подключения к компьютеру, позволяющим с помощью прилагаемой программы Custo Max 4.3 изменять дополнительные настройки дисплея.
Испытания показали, что аппарат Philips обладает большим запасом по яркости, устойчив при работе с повышенными частотами кадровой развертки, а также имеет отличное сведение лучей по горизонтали. К сожалению, с вертикальным сведением добиться столь же высокого результата не удалось: в нижней половине экрана и по краям несведение все же осталось.
Во время тестирования выявилась легкость калибровки и настройки на требуемую цветовую гамму, однако при сравнении качества изображения сами цвета оказались менее насыщенными, чем даже у таких «спокойных» по цвету мониторов, как Sony и Hitachi. Четкость отображения мелкого текста во всех рабочих режимах и на любом фоне также едва заметно, но все же отставала от лидеров обзора. В комплект поставки изделия входит кабель USB и компакт-диск с драйвером, инструкцией на русском языке и управляющей программой Custo Max 4.3.
Samsung SyncMaster 900NF
Эта профессиональная мoдель оснащена стандартным 15-контактным входом D-Sub, пятью BNC-входами и, что несколько удивительно для крупнейшего производителя, имеющего свои производственные мощности по выпуску ЭЛТ, построена на базе кинескопа Mitsubishi Diamondtron. Впрочем, потребителей это вряд ли огорчит.
В свойственной для Samsung манере очень тщательно продуман дизайн монитора. Обтекаемую аэродинамическую форму корпуса дополняет плоская верхняя площадка, на которую можно, например, класть документы или компакт-диски. Приятно разнообразит внешний вид небольшая декоративная цветная вставка, выделяющая этот дисплей среди других моделей с серыми корпусами.
Органы управления расположены на небольшой выдвигающейся панели, что позволяет легко их убрать от посторонних глаз.
Главный минус монитора — недостаточный запас по яркости, а точнее, его отсутствие. Вместе с тем надо признать, что это, пожалуй, единственный недостаток, который лишь слегка повлиял на оценку при выводе графики. Что касается качества отображения текстов, то невысокая яркость не привела к затруднениям при работе, благо фокусировка была хорошей по всему полю экрана. Причем это относится не только к рекомендуемому режиму 1280х1024/85 Гц, но и к режиму 1600х1200/85 Гц.
Среди положительных качеств также отметим бесшумное переключение режимов и богатый арсенал настроек в меню на русском языке, предлагающий помимо прочего средства регулировки линейности, коррекции углов, фокусировки, чистоты, задержки гашения меню. Кроме инструкции в комплект поставки аппарата входит ПО для цветокалибровки Colorific.
Hitachi CM815 ET Plus-301
Среди всех участников тестирования этот монитор выделялся тем, что имел не абсолютно плоский, а вертикально плоский экран. На экспертов он произвел противоречивое впечатление. Высокий класс кинескопа Hitachi с горизонтальным шагом маски 0,21 мм и отменные технические характеристики схемы управления обеспечивают то, что и обещает производитель в рекламном проспекте — комфортную работу с приложениями САПР и программами верстки. Тех, кого не смущает некоторая выпуклость экрана, порадует высокая четкость отображения мелкого текста и спокойные цвета. Хотя надо отметить, что в самых углах экрана фокусировка несколько уступала изделиям Sony GDM-F500R, Samsung 900NF и Iiyama A902MT, что вызвано, скорее всего, некоторым несведением лучей по краям. К сожалению, исправить этот недостаток не представляется возможным, так как разработчики не предусмотрели соответствующей регулировки. Справедливости ради скажем, что остальные заводские настройки выполнены очень тщательно, за исключением яркости, для увеличения которой не оставлено никакого запаса.
Еще одна особенность монитора состоит в том, что все регулировки выполняются не с помощью экранного меню, а непосредственно двенадцатью кнопками и их сочетаниями. Разобраться с этой клавиатурой не так-то просто. Конечно, любой пользователь со временем выучит эту «нотную грамоту» от Hitachi, но для нас все же осталось загадкой, зачем фирме понадобилось отказываться от удобного, хорошо зарекомендовавшего себя экранного меню и превращать монитор в клавишный инструмент?
Монитор имеет два входа D-Sub, т. е. его можно соединять с двумя компьютерами, переключая источник сигнала кнопкой на передней панели.
Sony CPD-G400P
Мониторы Sony серии G по техническим возможностям являются промежуточным звеном между более дешевыми моделями для дома и офиса серии Е и более дорогими профессиональными серии F. Разница в цене между соседними сериями составляет 100—150 долл.
Модель G400P оснащена двумя 15-контактными D-Sub входами, имеет внутренний металлический экран корпуса, предлагает расширенный набор настроек и обладает очень хорошими характеристиками видеоусилителя, что отличает ее от офисных моделей и приближает к профессиональным.
Данный аппарат имел большой запас по яркости и отличался хорошими заводскими настройками во всех режимах разрешения. При частоте кадровой развертки 85 Гц ни в одном из режимов разрешения не пришлось подстраивать геометрию изображения.
С помощью регулировок нам удалось добиться очень неплохого и равномерного сведения по всему экрану. К сожалению, мы не смогли полностью устранить муар в режиме 1024х786/85 Гц, а размеры изображения при смене фона черное/белое варьировали в пределах миллиметра, что, конечно, не является дефектом, однако у большинства мониторов высокого класса этого вообще не наблюдается. Экспертам очень понравилась обеспечиваемая G400P цветопередача, хотя способ ее регулировки путем плавного изменения цветовой температуры от 5000 до 9500 K без возможности подстройки отдельных цветов вызвал разные мнения.
По четкости отображения мелких деталей модель уступила только «отличникам» данного обзора.
Изделие адаптировано к российскому рынку: на русский язык переведено не только руководство пользователя, но и экранное меню. Не остались забытыми и «яблочники»: в комплект поставки входит переходник для PowerMac G3/G4.
CTX PR 960F
В своем мониторе PR 960F компания СТХ не стала менять узнаваемый дизайн предыдущих моделей и осталась верна кинескопу фирмы Sony.
Помимо присущих профессиональной модели дополнительных BNC-входов изделие CTX оборудовано встроенным в корпус USB-концентратором 1х4, но не оснащено внутренним металлическим экраном, а это для аппаратов данного класса уже не характерно.
Запас по яркости мал, но некоторый резерв (порядка 10%) все же есть (для сравнения: у изделий Philips 201P и HP 91 он составляет около 50%).
Сведение как по горизонтали, так и по вертикали даже по краям экрана выполнено на очень высоком уровне, муар легко устраняется настройкой, и лишь по части геометрии нам удалось обнаружить едва заметный дефект: правый нижний угол изображения был изогнут внутрь. Меню достаточно удобно и функционально полно, но слишком быстро гаснет.
По цветопередаче изделие CTX мало чем отличается от Sony G400P. Цветовая гамма легко настраивается регулировкой отдельных цветовых каналов. А вот с четкостью отображения мелких деталей дела обстоят несколько хуже, чем у Sony G400P, не говоря уже про «отличников». Это особенно заметно при разрешении 1600х1200 точек, хотя в рекомендуемом режиме 1280х1024 точки с кеглем не меньше восьмого работать еще можно.
В комплект поставки входят кабель USB, дискета с INF- и ICM-файлами, USB-утилита.
ViewSonic PF790
Мониторы ViewSonic всегда славились яркими, насыщенными цветами и богатством регулировок. В определенной степени эти достоинства присущи и представленной на тестирование профессиональной модели нижнего уровня PF790 — максимально упрощенной и удешевленной (нет ни дополнительных входов, ни внутренней металлической экранировки корпуса).
К сожалению, общее впечатление портит недостаточный запас по яркости и контрастности. В исходной цветовой гамме краски кажутся яркими, но достигается это использованием тропически теплой цветовой палитры с чрезмерным преобладанием красного. Если же выставить более естественную и привычную нашему холодному северному глазу цветовую гамму, то будет заметен недостаток общей яркости и контрастности, хотя и в этом случае цветопередача остается весьма хорошей.
Несколько хуже монитор справляется с выводом мелкого текста, особенно на черном фоне и в Web-страницах. Даже с помощью регулировки не удается достичь такой четкости, как, например, у моделей фирм CTX или MAG InnoVision. Заводские настройки геометрии и сведения лучей были в целом хорошие, однако в режиме 1280х1024/85 Гц появляется муар, не устраняемый настройками. Помимо стандартных монитор имеет регулировки линейности по вертикали, фокусировки и чистоты засветки углов. В комплект поставки входит инструкция на русском языке и компакт-диск с драйверами.
HP91
Из линейки 19-дюймовых мониторов компании Hewlett-Packard, имеющей и профессиональные модели, например Р920, на тестирование была представлена самая простая и дешевая НР91 (D8911), не оборудованная дополнительными входами, внутренним металлическим экраном и обладающая видеоусилителем с весьма посредственными характеристиками.
Тем не менее аппарат продемонстрировал идеальную настройку геометрии во всех исходных режимах, отличное сведение лучей и большой запас по яркости. При смене фона черное/белое размер изображения варьирует в пределах полутора-двух миллиметров, а при переключении режимов слышны характерные щелчки реле (во многих современных мониторах это уже делается бесшумно). Набор настроек несколько бедноват: доступна раздельная регулировка только красного и синего каналов, не предусмотрена корректировка сведения лучей и изменение задержки гашения меню, что было бы весьма кстати, так как на экране оно присутствует очень недолго.
Этот самый легкий в обзоре монитор выполнен на базе ЭЛТ фирмы LG Electronics. Он очень достойно проявил себя в тестах с выводом графики, продемонстрировав естественные, насыщенные цвета. Неплохое впечатление осталось у экспертов и от контрольных задач на четкость отображения мелких деталей: в рекомендуемом режиме разрешения работать с текстами, набранными мелким шрифтом, весьма комфортно.
К сожалению, производитель решил «засекретить» вполне обыкновенные данные о своем устройстве. Прилагаемая документация содержит крайне скупые сведения о технических характеристиках изделия, условиях гарантийного обслуживания и сервисной поддержке.
MAG InnoVision 810FD
Модель 810FD из разряда тех, что «для дома и офиса», и потому неудивительно, что она не оснащена дополнительными входами и внутренним металлическим экраном.
Благодаря хорошему дизайну и оригинальным органам управления монитор выглядит достаточно компактным. Запас по яркости невелик, но все же оставляет некоторый резерв для подстройки под внешнее освещение и темные изображения.
Заводская настройка в режиме 1024х768/85 Гц грешила искажением геометрии в левом верхнем углу, однако поддалась исправлению соответствующими настройками. Качество сведения лучей по вертикали у монитора чуть выше среднего уровня, чего не скажешь о фокусировке: по краям экрана она оказалась хуже, чем в центре.
К исходной цветопередаче претензий не было, тем более что настройки в пользовательском режиме позволяли выставить любую цветовую гамму. А вот четкость отображения мелких деталей в рекомендуемом режиме 1280х1024/85 Гц и особенно в режиме 1600х1200/85 Гц заметно отличалась в худшую сторону от лидеров по четкости — Sony F500R, Samsung и Iiyama.
Приятно поразило богатство регулировок. Помимо стандартных здесь присутствуют корректировка геометрии верхних и нижних углов, фокусировка по горизонтали и вертикали, чистота засветки углов. К сожалению, само меню, наглядное и удобное, слишком быстро гаснет, а изменить задержку его гашения нельзя.
Стабильные средние характеристики и приятный дизайн позволяют рекомендовать эту модель для несложных графических задач и работы с офисными приложениями.
Relisys TE997E
Среди всех моделей, представленных в данном обзоре, этот монитор — самый недорогой и, как следствие, он наименее функционально богат и имеет непритязательные технические характеристики. Заводские настройки у него оказались не столь тщательно выполненными, как у других протестированных моделей. При работе явно ощущается недостаточность запаса по яркости и контрастности. Вертикальное сведение лучей не вызывает претензий в центре экрана, но по краям оно уже не столь хорошо. Зато геометрические искажения легко выправляются настройками, а муар полностью отсутствует. Размер изображения при смене фона черное/белое остается абсолютно стабильным. А вот видеоусилителем монитор похвастаться вряд ли может. В частности, режим 1600х1200 точек при кадровой развертке 60 Гц не поддерживается.
Цветовая гамма хорошо сбалансирована, а сами цвета — насыщенные, однако картинка выглядит темноватой из-за недостатка общей яркости. В контрольных задачах на вывод текста монитор показал примерно такие же результаты, как и изделия фирм MAG InnoVision, ViewSonic и CTX.
К положительным свойствам монитора следует отнести удобные органы управления и меню, имеющее помимо стандартных настроек еще и корректировку геометрии и засветки углов, а также задержку своего гашения.
В целом изделие фирмы Relisys можно охарактеризовать как монитор приемлемого качества по очень низкой цене.
Редакция выражает благодарность фирмам Hitachi, Philips, RSI, Samsung Electronics, Sony, «Дилайн», «Ками», «Терем» за предоставленные на тестирование образцы продукции.