Тележку заменила пиктограмма на экране монитора, а болтовню — общение с ICQ-собеседниками. Бессмысленно спрашивать: хорошо это или плохо? Для поддержания физической формы, конечно, плохо, а если говорить об экономии времени и сил для других дел — то, разумеется, просто замечательно!

Электронный бизнес

Что же это такое? Согласно словарю, «электронный бизнес — это осуществление фирмой большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, к нему относится электронная торговля, осуществляемая через онлайновые сетевые службы)».

Принято деловые отношения между компаниями обозначать аббревиатурой В2В (business-to-business), а взаимодействие компании и конечного потребителя — В2С (business-to-customer). В последнее время некоторые эксперты выделяют еще один тип отношений — В2G (business-to-government), т. е. взаимоотношения коммерческих структур и бюджетных учреждений.

Электронный бизнес предполагает оперативный (в том числе интерактивный) обмен информацией и документами, а также дистанционное управление платежами и материальными ресурсами. При этом от типа взаимодействия (В2В, В2С или В2G) будут зависеть характер, содержание и степень открытости информации; набор и вид документов; способ осуществления платежей и, наконец, характер, количество и способ перемещения (доставки) товара, услуги или другого (материального или нематериального) их эквивалента.

Internet-торговля как часть электронного бизнеса

В классическом варианте (уже достаточно широко распространенном на Западе) к операциям, которые можно производить с помощью электронных средств, относится не только демонстрация товара и возможность заказа покупателем выбранных позиций, но и оплата (как правило, с помощью пластиковых карточек). Из менее очевидных (вспомогательных) операций следует отметить автоматическую передачу сформированного заказа исполнителю, который его упакует и доставит, а также произведет выписку счета или квитанции и передаст информацию о продаже в учетную базу данных. Если речь идет о торговле информацией (например, доступом к банкам данных), некоторыми видами программного обеспечения, персональной доставкой новостей, биржевых и финансовых сведений и т. п. (всем, что можно передать по сети), то весь цикл купли-продажи может быть проведен в «сетевом (электронном) варианте». И здесь (для оперативности и удобства) важно, чтобы в этом цикле присутствовали и работали все его звенья, в том числе производство электронных платежей.

Сегодня в России «пластиковые деньги» (карточки) распространены существенно меньше, чем на Западе, но уже сейчас имеется немалый арсенал средств оплаты «электронным способом» (см. «Когда настанет час расплаты»), который продолжает пополняться (например, осваиваются карточные платежи через Сбербанк). Не следует, однако, рассматривать исключительно электронные платежные средства. Ведь Internet-коммерция не сводится только к электронным платежам. Так считает и Эстер Дайсон, входящая в число пятидесяти наиболее влиятельных лиц мирового компьютерного бизнеса. Она давно и активно интересуется положением дел в этой области, а также консультирует российские компании и за последние пять лет вложила в них около 1 млн. долл. Во время одного из недавних приездов в Москву в интервью газете «Ведомости» на вопрос: «В последнее время очень много разговоров об электронной коммерции e-commerce. Вам не кажется, что это просто модная тема, которую в России насаждают инофирмы?» — Эстер Дайсон ответила: «Когда люди говорят об e-commerce, они часто имеют в виду только денежные транзакции, платежи в Internet. Это все равно что говорить о свадьбе, а думать только о сексе. Но ведь есть и многое другое. К примеру, возьмите Web-страницу www.price.ru* — на ней нет платежей. Но она изменила рынок, потому что предоставляет покупателям необходимую информацию. Для меня это — уже e-commerce. Информация изменяет бизнес независимо от того, есть у вас платежи в Internet или нет. Это тем более верно, что продажа товара вещественного характера (книги, продукты, бытовая техника, одежда, обувь и пр.) все равно не ограничивается одними электронными операциями — товар надо подготовить, доставить, иногда и установить покупателю. И именно в этой, весьма немалой группе возможность электронных платежей оказывается не настолько критичной и необходимой. Лучше всего посмотреть это на конкретных уже имеющихся и успешно работающих примерах».

Информация без платежей — нужна ли она?

Разумеется, нужна, и Э. Дайсон права, говоря о том, что не форма платежей, а именно информация в большей степени влияет на рынок, если иметь в виду рыночную заповедь «спрос определяет предложение» и в первую очередь — цены. Вот два простых примера.

Как-то, бродя по Сети, я обнаружила две системы поиска лекарств в аптеках Москвы. Сегодня одна из них (www.mosmed.ru) преобразовалась в электронный магазин «Е-Аптека», другая осталась в прежнем виде (www.medlux.ru). Введя нужное название в поле для поиска, можно получить не само лекарство, а именно информацию: список аптек с указанием адресов, телефонов, режима работы, описанием проезда и главное — с ценами на имеющийся препарат. Структура списка проста и очевидна, и поиск лекарства в системе занимает не более минуты. Однако найденная информация может немало удивить — цены на один и тот же препарат в разных аптеках сильно отличаются, порой раза в два. При наименьшей цене, скажем, в 720 руб. это весьма существенно. Этой системой пользуюсь регулярно, даже когда собираюсь покупать обычный бисептол в соседней аптеке, — для того, чтобы просто сориентироваться в ценах.

Другой пример: понадобился морозильник. Можно было, конечно, ездить по магазинам и смотреть, щупать и расспрашивать. Но можно зайти на Web-страницу одной из компаний, продающих электробытовые приборы, на которой имеются фотографии, характеристики и контактные телефоны, а если что-то непонятно, то можно позвонить и выяснить.

Факт, что покупатель приобретает не то, что имеется в ближайшем магазине, а то, что ему нужно, а это в конечном итоге не может не влиять на формирование рынка.

Заказы бывают разные

Сегодня российский Internet изобилует магазинами. Так, на конец июня 2000 г. в каталоге Web-страницы «Навигатор по электронной коммерции» (www.magazin.ru) было зарегистрировано 552 магазина (в январе 2000 г. — 436, к началу 1998 г. — 30). Они имеют различные профили (торговля книгами, компьютерами, оргтехникой, мебелью, автомобилями...), есть и универсальные магазины. В категории «Продукты питания, алкоголь, табак» перечислены 19 наименований, к ним следует прибавить еще 4 Internet-магазина из категории «Универмаги», где также есть раздел продуктов питания.

Большинство электронных магазинов расположено в Москве, есть отдельные «торговые точки» в С.-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах. Соответственно и доставка продуктов, коль скоро речь идет о продуктовой рознице, производится на прилежащей территории. Разумеется, в данном случае гораздо проще, надежнее и логичнее расплатиться наличными при получении (доставке покупателю) товара. Так, например, и делается в компании «Океан-плюс» (алкоголь, кофе, сигареты, соки): заказ, полученный через Internet, доставляют покупателю в течение 2—3 часов; сумма заказа может быть любой, но бесплатная доставка предусмотрена для заказов стоимостью более 30 долл. (в рублевом эквиваленте). Internet-магазин этой компании работает с 1 октября 1999 г. До этого заказ с доставкой можно было оформить здесь по телефону, однако уже в декабре оборот от электронной торговли сравнялся с таковым от заказов по телефону и стал самоокупаемым.

Аналогичный Internet-магазин, торгующий элитным алкоголем, есть и в С.-Петербурге («РАД»); доставка (бесплатная при сумме заказа более 650 руб.) осуществляется в течение двух дней.

С такой услуги, как телефонный заказ, началась и «Служба 77» в Москве — доставка продуктов и сопутствующих товаров на дом. Однако уже сегодня эта фирма имеет Web-страницу, где размещен прайс-лист, ведь цены на 3500 наименований товаров гораздо удобнее посмотреть на экране или «скачать» в виде файла к себе на компьютер (а при необходимости и распечатать). Пока товары заказываются по телефону (доставка на следующий день в строго оговоренный двухчасовой интервал, оплата наличными), но в ближайшие планы компании входит развертывание полнофункционального Internet-магазина. Небольшие накладные расходы и другие факторы позволяют компании держать на свои товары более низкие цены, чем на многих оптовых рынках столицы. Это еще один пример, когда доступность информации сказывается на предпочтениях покупателей и, следовательно, на рынке в целом — объемы продаж растут. По словам операторов, большинство заказов оформляется на сумму не менее 800—1000 руб. (доставка заказа от 700 руб. — бесплатная).

Несколько иным путем пошли создатели электронного супермаркета XXL. Они начали именно с Internet-торговли, развитие которой связали с наращиванием ассортимента товаров — и за полгода (с декабря 1999 г.) он достиг 7000 наименований. Однако особенности «национальной» электронной торговли дают о себе знать: далеко не все пользователи имеют устойчивый и длительный выход в Сеть. Для них на Web-странице недавно появился номер телефона, по которому также можно сделать заказ. С точки зрения развития информационных технологий «возврат» к телефонной форме заказа можно расценить как шаг назад, но в целом, с позиций гибкого маркетинга, учет специфики отечественного потребительского рынка — это, безусловно, шаг вперед. Вызывает уважение динамичность развития этого ресурса — и в плане ассортимента, и в отношении спектра услуг. Так, в ближайшее время планируется доставлять непродовольственные товары по всей России почтой. Естественно, растет и число клиентов: если в январе в день было в среднем 5—7 покупателей, то в апреле — несколько десятков.

А как обстоит дело с конкуренцией? В этом секторе рынка ее пока практически нет. Но каждый субъект рынка приглядывается ко всем, кого может причислить к конкурентам. Так, в компании XXL обращают внимание на «Быстроном» компании Cyber Grocery (www.supermag.ru), но не видят соперника в «Службе 77». А напрасно — устойчивость и качество работы этой компании весьма высоки и заслуживают всяческих похвал.

Существуют электронные магазины, продающие услуги, например по доставке билетов в театры, концертные залы, на спортивные мероприятия («Билетная касса Boxoffice»), а также по бронированию и доставке билетов на самолет и на поезд, химчистке одежды (ООО «Экс-Прима») и многому другому.

Доставка по почте

Специальные магазины, продающие товары — книги, косметику, канцелярские принадлежности и многое другое — с доставкой по почте существовали, похоже, всегда. Оптовые организации при этом выставляют счет или требуют предоплату, а розничные — получают наличными, почтовым переводом либо наложенным платежом. Однако нет необходимости говорить, что по сравнению с этими адептами торговли ассортимент Internet-магазинов значительно больше, а цены, как правило, ниже, так как меньше накладные расходы, — стоит только заглянуть в книжные магазины (например, www.ozon.ru), ведь именно их товары чаще всего доставляются почтой.

Кстати, за последние полгода количество самих книжных Internet-магазинов существенно возросло. Так, в июне 2000 г. в уже упоминавшемся каталоге www.magazin.ru насчитывалось более 45 книжных и дополнительно к ним — 9 подразделов, посвященных специальной тематике (научная, медицинская, художественная и другая литература) и включающих от 10 до 20 магазинов.


Когда настанет час расплаты...

Расплачиваться в Internet-магазинах можно разными способами. На сегодняшний день в России для этого существует несколько возможностей.

1. Прием денег с Internet-счета покупателя на счет продавца: 2. Системы с использованием пластиковых карт:

3. Комбинированная система Instant! (www.paybot.com/defaultrus.asp) — дебетовая система, позволяющая клиентам банков производить взаиморасчеты в on-line через Internet; обеспечивает:

  • конфиденциальный доступ клиента к своему банковскому счету;
  • безопасные расчеты по пластиковым карточкам в Internet без пересылки данных о пластиковых картах непосредственно от клиентов.

* На данной странице представлена наиболее полная информация о ценах на компьютеры и оргтехнику, комплектующие и расходные материалы по регионам Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга, в том числе информация по 1500 московским фирмам, с ежедневным ее обновлением и собственной поисковой машиной.


Загляните на прилавок

Навигатор по электронной коммерции — www.magazin.ru

«Океан-плюс», Москва (алкоголь, кофе, сигареты, соки) — www.ocean-plus.ru

«РАД», С.-Петербург (элитный алкоголь) — www.rad.spb.ru

«Служба 77» (продукты питания) — www.service77.ru

«Морская свежесть», Москва (морепродукты, консервы, морские деликатесы, ягоды, фрукты, пицца, торты) — www.seafresh.ru

Фармацевтический комбинат «Акрихин», Московская обл. — www.akrihin.ru

«Билетная касса Boxoffice», Москва (бронирование и доставка билетов в театры, концертные залы, на спортивные мероприятия) — www.boxoffice.ru

Агентство воздушных сообщений «Транс-тур», Москва — http://tst.imbs.com

Химчистка «Экс-Прима», Москва — www.parfum.msk.ru/dryclean