Этим летом, как и три года назад, когда проходил второй матч Каспаров — Deep Blue, в шахматных новостях появились заголовки типа «Человеческая раса против силиконовых монстров». На этот раз соперниками гроссмейстеров стали Fritz 6 и Junior 6 — программы для ПК, возглавляющие рейтинг-лист Шведской ассоциации компьютерных шахмат (http://home3.swipnet.se/~w-36794/ssdf/).
Объективность коэффициентов в списке, обновляемом раз в четыре месяца, признается всеми, поскольку тестируемые программы играют друг с другом на машинах одинаковой конфигурации (на 4 августа сего года: К6-2 с 450-МГц процессорoм, 128-Мбайт ОЗУ). В недавнем письме, «атакуя» руководство ФИДЕ, гроссмейстер Я. Сейраван даже советовал организаторам «белкового» шахматного хозяйства поучиться у шведов.
В июне в рамках шахматного фестиваля во Франкфурте Fritz провел пять мини-матчей (две игры по 25 минут на партию) с ведущими гроссмейстерами. Он выиграл у В. Ананда (№3 в табели о рангах ФИДЕ) и А. Морозевича (№4), сыграл вничью с А. Шировым (№6), проиграл В. Крамнику (№2) и П. Леко (№7). Общий счет — 5:5!
Fritz использовал Primergy — новую разработку тандема Fujitsu и Siemens. Восьмипроцессорная машина стоимостью 150 тыс. долл. позволяла программе рассматривать 2 млн. позиций в секунду! Неудивительно, что такой Fritz стал почтительно именоваться Deep Fritz, а подпись под фотографией, приводимой на Web-странице (www.kasparovchess.com), выглядела так: Anand against the Beast.
Известно, что в Древнем Риме на закате империи публика требовала, чтобы гладиаторы сражались со все более экзотическими противниками: львами, слонами и прочими beast?ами. Матч, ассоциирующийся с такими поединками, состоялся во Франкфурте. Гроссмейстер А. Юсупов и Fritz играли в «случайные шахматы», их еще называют wild chess — «дикие», а возможно, и «удивительные» шахматы: известная американская книжная серия Wild, Wild World of Animals у нас при переводе получила название «Удивительный мир диких животных».
Степень «одичания» правил игры может быть различной, в этом матче просто случайным образом переставлялись фигуры на первой и восьмой горизонталях (с сохранением симметрии относительно горизонтальной оси — по общепринятой классификации wild 2). С точки зрения изучения искусственного интеллекта интерес заключался в том, чтобы определить, насколько сильна программа, лишенная поддержки встроенной библиотеки дебютов. Партии развивались неровно, но все же в итоге победил Fritz со счетом 2:0.
Если Fritz выделяется среди других программ высокой скоростью расчета вариантов и агрессивностью, то Junior 6 слывет умелым стратегом, тонко и глубоко «понимающим» позицию.
В июле в Дортмунде эти качества Junior 6 подверглись испытанию в круговом супертурнире с классическим контролем времени. Первое—второе места разделили В. Крамник и В. Ананд, а Deep Junior (да, тоже на Primergy!), набравший 50% очков, занял шестое место при десяти участниках. Все материалы описываемых состязаний можно найти на Web-странице (www.clubkasparov.ru).
В. Крамник выиграл весьма поучительную партию у DJ, построив закрытую позицию (дебютная схема — «каменная стена»). Чтобы читатель смог оценить слабости существующих программ при оценке подобных построений, приведем позицию из книги Р. Пенроуза «Shadows of the Mind» (см. рисунок). Предложите любой из имеющихся у вас программ найти лучший ход за белых, и тогда вы увидите, что она сыграет b4:a5, «разрушая» ничейную позицию. По словам А. Бана, одного из авторов программы Junior, «все усилия сейчас направлены на улучшение игры в закрытых позициях».
Крамник — Junior 6
1.d4 d5 2.e3 Кf6 3.Сd3 e6 4.f4 Be7 5.Кf3 c5 6.c3 0-0 7.Кbd2 Кg4 8.Фe2 c4 9.Сc2 f5 10.Лg1 Кc6 11.h3 Кf6 12.g4 Кe4 13.Фg2 g6 14.Фh2 Крh8 15.h4 К:d2 16.С:d2 f:g4 17.Кg5 Фe8 18.h5 g:h5 19.Л:g4 Лf6 20.Лh4 Лh6 21.0-0-0 a5 22.Лh1 b5 23.Сd1 Лa7 24.С:h5 Фf8 25.e4 Сd8 26.f5 b4 27.Сg6 С:h4 28.Ф:h4 b:c3 29.b:c3 Сf6 30.Ф:h7+ Л:h7 31.Л:h7+ Крg8 32.Сf7+ Ф:f7 33.Л:f7 1-0
Kc5, Rg1