Технология, изобретенная для Internet, стремительно вторгается в индустрию звукозаписи. Но окажутся ли потребители в выигрыше, когда уляжется шумиха?

Музыка становится все более легкой. Нет, это не жалоба стареющего хиппи, недовольного нынешней «попсятиной». Музыка становится легче в буквальном смысле слова. Двадцать лет назад помощь переезжающему приятелю-меломану означала, что придется таскать пудовые коробки с виниловыми альбомами. Десять лет назад картонные коробки аналогичного назначения с надписью «Музыка» содержали уже компакт-диски в пластмассовых коробочках и весили вдвое меньше. А что нас ждет через пять лет? Может быть, приятель вручит вам почти невесомый жесткий диск со словами: «Возьми в машину, да смотри не урони. Это мои записи»?

Звучащая «паутина»

Музыку и другие звуковые записи можно найти на огромном числе Web-узлов. Вот наши любимые аудиопорталы (статические источники) и узлы с «живым» потоковым вещанием.

Аудиопортал Описание
A2bmusic.com
www.A2bmusic.com
Груды бесплатных музыкальных записей для A2b-проигрывателя
Amazon.com
www.amazon.com
Имеет целиком некоторые песни знаменитостей в форматах MP3 и Liquid Audio
AtomicPop
www.atomicpop.com
Лучший выбор для любителей подрыгать ногами
Audible.com
www.audible.com
Звуковые версии новостей из Wall Street Journal, New York Times и др.
CDNow.com
www.cdnow.com
Бесплатные музыкальные записи для Liquid Player; продажа CD по почте
Emusic.com
www.emusic.com
Тысячи MP3-файлов, как бесплатных, так и платных, включая некоторые записи знаменитостей
Epitonic
www.epitonic.com
Хорошая подборка электронной музыки и записей независимых музыкантов в формате MP3; вызывает разноречивые суждения
Launch
www.launch.com
Много музыкальных файлов, включая эксклюзивные записи некоторых известных хитов
Liquid Audio
www.liquidaudio.com
Сотни ссылок на узлы, поддерживающие формат Liquid Audio
Listen.com
www.listen.com
Большое количество музыки разных жанров, а также речевых записей
Поиск MP3 на сервере Lycos
mp3.lycos.com
Более 500 тыс. записей; мало известных исполнителей
MP3.com
www.mp3.com
По-прежнему в числе лучших — более 100 тыс. записей, включая принадлежащие знаменитостям
MP3Meta
www.mp3meta.com
Множество ссылок на загружаемый контент и на другие узлы
Mp3now.com
www.mp3now.com
Список двадцати наиболее популярных систем поиска MP3-файлов по итогам голосования пользователей
MP3Spy.com
www.mp3spy.com
Список работающих Shoutcast-серверов; другие ссылки на звуковой контент
MTV S-Track
www.mtv.com
Проигрыватель звуковых дорожек MTV, позволяющий изменять микширование; ссылки на музыкальные страницы
MusicMaker.com
MusicMaker.com
Образцы и продажа (1 долл. за песню) на Web-узле www.musicmaker.com Microsoft
Riffage.com
www.riffage.com
Большой выбор записей независимых музыкантов, стремящихся приобрести популярность
RioPort
www.rioport.com
Широкий выбор музыкального и речевого аудиоконтента
Rolling Stone
www.rollingstone.com
Содержит раздел, посвященный записям артистов, еще не ставших известными; многоформатный
Songs.com
www.songs.com
Подписка на песни в формате MP3: 25 новых песен ежемесячно (5 долл. в месяц)
Tunes.com
www.tunes.com
Интересные рейтинги песен, обзоры, присланные пользователями
Windows Media.com
www.windowsmedia.com
Бесплатные файлы для проигрывателя Windows
Узел потокового аудиовещания Описание
Broadcast.com
www.broadcast.com
Лучшее, что есть на радио и телевидении: новости, спортивные репортажи, развлекательные передачи
Live365.com
www.live365.com
Виртуальная радиовещательная станция; бесплатное время для рекламы
Live Radio
www.live-radio.net
Содержит ссылки более чем на 2000 радиостанций разных стран
QuickTime Player
www.apple.com
Замечательное средство прослушивания новостных, информационных, развлекательных и других передач
RealPlayer G2
www.real.com
Проигрыватель поставляется с готовыми настройками; можно добавить к ним свои
Shoutcast.com
www.shoutcast.com
Независимое радио: можно слушать, можно передавать собственный поток с помощью Winamp
Spinner.com
www.spinner.com
Этот сервер, приобретенный AOL, передает 175 тыс. песен по 120 с лишним каналам

Достижения компьютерной технологии уже не раз оказывали влияние на популярную культуру. Волна компьютерных игр привлекла внимание детей и взрослых к домашнему ПК. Сгенерированные компьютером спецэффекты произвели революцию в кинопроизводстве. А сейчас нападению подверглась индустрия звукозаписи. Формат MP3 меняет способ «потребления» музыки: исполнители стали по-другому знакомить публику со своими произведениями, а компании, специализирующиеся на звукозаписях, — по-другому их продавать. Может быть, по большому счету MP3 и не превосходит другие сжатые аудиоформаты, но именно он перевернул музыкальный мир.

Поскольку изменения в индустрии звука происходят со скоростью света, наша цель — помочь вам разобраться в их сути. Интересуетесь, какой портативный проигрыватель обладает нужными вам характеристиками? Мы скажем. Хотели бы упаковать содержимое своих дисков в файлы небольшого размера? Мы знаем, как это сделать. Жаждете узнать принципы сжатия? Читайте дальше. Ищете лучшие Web-узлы с музыкальными записями? У нас есть путеводитель. Момент, когда станет возможно поместить громадную коллекцию записей на один-единственный жесткий диск, пока неизвестен, но он стремительно приближается.

Музыкант по имени MP3

Увлечение цифровой музыкой захлестнуло Internet с молниеносной быстротой. Произошло это главным образом благодаря формату MP3 (официальное название MPEG 1, уровень 3), позволяющему умещать записи, каких-нибудь два года назад требовавшие от 30 до 50 Мбайт памяти, в файлы в несколько раз меньшего объема. Причем качество звука сохраняется: то, что было сравнимо с транзистором под водой, приблизилось по качеству к CD. Этого, пожалуй, достаточно, чтобы публика повскакивала с мест. В статистике запросов к поисковым системам Web, публикуемой на узле www.searchterms.com, слово MP3 в последнее время устойчиво занимает первое место.

На этот взрыв потребительского интереса немедленно отозвались и производители бытовой электроники, и ориентированные на контент Web-узлы, и большие компании, специализирующиеся на выпуске музыкальных записей: все стремятся вскочить на гребень волны, поднятой новым феноменом Internet. В результате у слушателей сейчас есть широчайший выбор портативных проигрывателей, способных воспроизводить сжатые аудиофайлы (см. врезку «Почему мы не делаем этого в машине?»), при том, что в прошлом году единственным подобным устройством был Rio компании Diamond Multimedia. Программы для воспроизведения MP3-файлов на компьютере и сами такие файлы можно получить на огромном числе Web-узлов. А производители музыкальных дисков, ожесточенно сражавшиеся против MP3, сейчас пытаются продвигать другие сжатые аудиоформаты, обеспечивающие защиту авторского права и тем самым сохраняющие их прибыли.

Часто забывают, что многие произведения в формате MP3 распространяются незаконно. Они помещены на Web-страницы, откуда их без ограничений получают пользователи, не намеренные ничего платить законным владельцам контента. Возможность снабжать записи этикетками с информацией об авторских правах позволит выпускать в электронном виде отдельные песни или целые альбомы крупных звезд, которые фанаты будут совершенно легально копировать из Internet. Разумеется, тогда за них придется платить — по кредитной карте или иным способом.

Гармошка

Спецификации формата MP3 были разработаны в 1992 г. Фраунгоферовским институтом (Германия), но он не применялся на практике, пока не получили широкого распространения модемы на 56 кбит/с. До того времени попытки распространять через Internet высококачественный звук (и изображение) захлебывались из-за ограниченной пропускной способности каналов. MP3 и аналогичные форматы (такие как Windows Media Audio и Liquid Audio) позволяют сжимать аудиофайлы с минимальной потерей качества звука. Без сжатия, в том виде, в каком она хранится на обычном звуковом CD, запись часовой длины требует около 600 Мбайт дискового пространства (примерно по 10 Мбайт на минуту звучания). Но MP3 и другие подобные форматы способны сжать такой диск до каких-то 60 Мбайт без существенного ухудшения качества: на этом уровне сжатия результирующий звук имеет качество, «близкое к CD». Степень сжатия может быть различной, и в зависимости от нее качество колеблется от транзистора до CD.

Основу каждого сжатого звукового формата составляет кодек, т. е. кодировщик-декодировщик, который пакует аудиоданные и воспроизводит запакованную информацию. Кодеки разных форматов обычно несовместимы друг с другом. На ПК аудиофайлы любых форматов воспроизводятся с помощью недорогих, а то и вовсе бесплатных программ. Портативные проигрыватели (например, Rio 500 компании RioPort, Nomad компании Creative Labs) пока отстают — на них в настоящее время доступен только MP3, — но вскоре они смогут воспринимать больше форматов. Такие «тяжеловесы», как AT&T, Dolby Labs, Lucent Technologies и Microsoft, разработали собственные кодеки, конкурирующие с MP3.

Звуковой файл сжимается за счет удаления избыточной информации (см. также «Мир ПК», № 10/99, с. 152. — Прим. ред.). «Если действовать правильно, можно выбросить поразительно большое количество данных, — говорит Амир Маджидимехр, директор подразделения Microsoft, занимающегося сжатием аудио- и видеоинформации. — При 64 кбит/с мы выбрасываем 96 процентов и оставляем нужные нам четыре». (Речь идет о продукте корпорации под названием Windows Media Audio encoder.) Для человеческого же уха клип звучит почти неотличимо от оригинала.

Это всего лишь MP3, но мне нравится

Однако за эти преимущества приходится платить. При сжатии звукового файла некоторые данные теряются необратимо. Кроме того, в звуковой сигнал привносятся в определенном количестве так называемые паразитные шумы (артефакты). Существенно ли ухудшается от этого результат? Ответ на этот вопрос зависит от того, кого вы спрашиваете. Одни слушатели клянутся, что звук в формате MP3 звучит не хуже, чем с компакт-диска, другие с ними не согласны. Так что главный арбитр в этом споре — это вы сами.

При оценке качества сжатого звука следует учитывать три фактора. Во-первых, важен род музыки, записанной в файле. Такие инструменты, как кларнет или скрипка, а также человеческий голос, имеют сложные обертоны, которые сжимаются с исключительным трудом. Шумная поп-музыка в целом переносит упаковку лучше, чем классические произведения в хорошем исполнении.

Во-вторых, нужно принять во внимание качество воспроизводящей аппаратуры. Большинство ПК в любом случае обеспечивает не более чем посредственное звучание, так что при прослушивании музыки на ПК вы, вероятно, просто не заметите дефектов, вызванных сжатием.

И наконец, третий фактор — это «серое вещество» (то, что находится у вас между ушами). Вы — ценитель хорошей акустики или просто любитель отбивать ритм? Высоколобого аудиофила весьма огорчат дефекты тона и фразировки в MP3. Но если вы предпочитаете рок, то есть шансы, что сжатое аудио вам вполне подойдет.

Без «вертушки» и микрофона

MP3-жокеям необходим соответствующий инструментарий, и на сегодня у них есть выбор. Можно использовать автономный проигрыватель, способный воспроизводить упакованные аудиоданные, можно программу записи (так называемый риппер, «сдиралку»), которая преобразует содержимое компакт-дисков в упакованный формат, а можно «комбайн» (jukebox), содержащий и то и другое.

Проигрыватели, такие как MusicMatch, RealJukebox, Sonique, XingMP3 Player и Winamp, воспроизводят не только сжатые файлы, но и компакт-диски. Установите соединение с Internet, вставьте диск в дисковод; если программа установлена как проигрыватель по умолчанию, она запустится автоматически. Затем программа считывает уникальный идентификатор CD-диска и запрашивает данные о нем на узле CD Database (www. cddb.com) в гигантском архиве CD, где хранится информация о более чем 400 тыс. альбомов и 4,5 млн. песен. Если диск там есть, CDDB предоставляет название альбома, а также название и продолжительность каждой дорожки. Когда мы проводили тестирование, нам удавалось ставить CDDB в тупик только на продукции небольших независимых фирм (например, компиляция Bad, Bad Whiskey, выпущенная компанией Specialty Records), только что вышедших альбомах (например, Y2K Album, собранный компаниями Decca и PC World) и малоизвестных иностранных дисках (в базе СDDВ заведомо есть диски «Машины времени», «Аквариума», Окуджавы и Высоцкого. — Прим. ред.).

Три года назад я выбрал себе философию: Internet — во-первых, все остальное — во-вторых. Чак Д., группа Public Enemy

Проигрыватели позволяют создавать списки, задающие последовательность воспроизведения сжатых аудиофайлов, с указателями их местонахождения (для нужд программы-проигрывателя). Сами песни могут находиться как на жестком диске компьютера, так и в Internet. Список может содержать указатель даже на потоковое вещание (живую подачу аудиоданных в реальном времени).

Сожми-ка его покрепче!

Автономные проигрыватели аудиофайлов отлично составляют списки песен, но они не умеют копировать записи с компакт-дисков и преобразовывать их в файлы формата MP3. Для этого нужна программа, называемая CD-риппером. В прошлом энтузиасты компьютерного аудио должны были сохранять записи с CD как wav-файлы или в каком-либо другом, столь же неэкономном цифровом формате, но сейчас рипперы умеют паковать аудиофайлы прямо в процессе извлечения. Четыре наиболее высоко оцениваемых автономных условно-бесплатных риппера — это Audio Catalyst, Audiograbber, CD Copy и HyCD Play&Record 2.1.

Среди бесплатных пакетов наибольшей популярностью пользуются комбинированные проигрыватели-рипперы MusicMatch Jukebox и RealJukebox. Они делают все: извлекают и сжимают аудиоданные, обеспечивают создание фонотек с сортировкой по альбому, исполнителю и жанру. В обоих поддерживаются ссылки из проигрывателя на Web-страницы. Время копирования дорожки зависит от нескольких факторов, среди которых — быстродействие компьютера, а также скорость чтения и стабильность CD-дисковода. На редакционной машине с Pentium II-333 копирование часового альбома на 44,1 кГц в 16-битовом стерео (что дает звук качества CD) заняло всего 27 мин.

Борьба за закон

Миллионы пользователей заявляют о своей преданности MP3, а звукозаписывающие фирмы тем временем возмущаются и просят совета у своих юристов. Когда звуковой файл сжат до легко переносимого объема в 4—5 Мбайт, ничто не мешает снимать копии со своей личной фонотеки несколько раз и размещать записи в Web либо сохранять их на записываемых CD, а затем распространять. И то и другое — аудиопиратство (о юридических аспектах использования MP3 см. врезку «Право или неправо?»). Но вседозволенность революционной эпохи, по-видимому, вскоре закончится. В конце 1998 г. RIAA (Recording Industry Association of America, Американская ассоциация индустрии звукозаписи) и владельцы пяти крупнейших марок аудиопродукции (BMG, EMI, Sony, Universal и Warner) выступили с инициативой по защите авторских прав на оцифрованную музыку (Secure Digital Music Initiative, SDMI). Ее цель — обеспечить звукозаписывающим фирмам справедливую компенсацию за всякое прослушивание цифровых записей.

Спецификации SDMI будут реализованы в два этапа. На первом, который уже идет, портативные проигрыватели снабжаются функцией поиска цифрового «водяного знака» — специального маркера на песне или CD, указывающего, как может использоваться данное произведение. Маркеры станут для пользователей сигналом о том, что настало время модифицировать свой проигрыватель в соответствии с требованиями второго этапа SDMI. Второй этап, на котором пиратские MP3-файлы просто перестанут воспроизводиться, планируется начать в 2000 г. Полную спецификацию SDMI можно найти на узле www.sdmi.org.

Мне нужно все вместе

Далеко идущие планы SDMI простираются и на фирменные марки, и на потребителя. Цифровые «водяные знаки» обещают производителям дисков беспрецедентный контроль над правами на записи и одновременно новые формы распространения аудиопродукции, включая прокат, пробу перед покупкой и подписку.

Благодаря SDMI мы довольно скоро должны увидеть в Internet записи звезд первой величины. В настоящее же время легально записанная музыка в формате MP3 исходит в основном от малоизвестных артистов, которые пытаются создать себе имя, бесплатно предоставляя собственные произведения для прослушивания и копирования. После введения SDMI в Internet появятся записи знаменитых исполнителей, выпущенные под известнейшими марками, — разумеется, за деньги. Но одновременно SDMI поднимает ряд новых вопросов. Стандарт ставит перед промышленностью техническое задание, но реализация спецификаций по формированию информации об авторских правах в цифровой форме оставляется на усмотрение отдельных компаний.

Тем временем на потребительском горизонте вырисовываются свои угрожающие объекты. Что, например, произойдет, если из-за сбоя жесткого диска данные окажутся испорчены? Программы можно переустановить, но как быть с потерянной папкой музыкальных файлов на общую сумму в 500 долл.? А если скопировать песни на сменный носитель и потом их оттуда восстановить, не отвергнет ли проигрыватель полученные файлы как пиратские? Никто из тех, с кем мы говорили, не смог сообщить нам, как будут решаться подобные проблемы на конкретных Internet-узлах.

Хочешь стать звездой рок-н-ролла?

Распространение через Internet может в корне изменить путь, которым записи попадают к слушателю. Если загрузка записей в количестве двух-трех дорожек станет обычным явлением, вся идея долгоиграющего альбома может отправиться вслед за восьмидорожечной лентой. Музыканты через фирму звукозаписи (или непосредственно) будут каждый месяц доставлять слушателям, оформившим подписку, по нескольку своих произведений. Такие пионеры Internet-музыки, как Эйленис Мориссетт, Дэвид Боуи, группы Public Enemy и Beastie Boys, уже вышли на «цифровую арену», выложив свои песни на узле MP3.com и других. Последний альбом Public Enemy под названием There?s a Poison Goin? вышел в Internet на целый месяц раньше, чем появился в магазинах на CD и кассетах. Клиенты могли получить альбом с узла Atomic Pop (www.atomicpop.com) или заказать его через Amazon.com задолго до того, как он оказался на полках.

Будущее так блистательно, что придется надеть темные очки

Фирмы, торгующие записями через Internet, рассчитывают, что спрос на цифровое аудио вырастет к праздникам, а некоторые производители дисков планируют по крайней мере часть своей продукции распространять по электронным каналам. И все же лишь немногие наблюдатели полагают, что гиганты индустрии звукозаписи будут размещать в Internet значительную часть своих каталогов. Фирмы, выпускающие записи, стоят перед дилеммой: с одной стороны, они хотят пользоваться преимуществами Internet как системы распространения музыки, с другой — не склонны рисковать, торпедируя существующую модель торговли, которая уже многие годы приносит хороший доход. По программе «Цифровая музыка по заказу» (Digital-On-Demand) компании Sony потребители смогут, пойдя в традиционный магазин, загрузить альбом на диск типа CD, DVD, MiniDisc или на портативный проигрыватель цифровой музыки, поддерживающий стандарт SDMI. С июля в одном из гигантских магазинов компании Virgin в шт. Огайо можно брать на пробу MP3-файлы с песнями некоторых исполнителей.

Не сомневайтесь: способ приобретения и прослушивания записей готов радикально измениться. Вопрос только в том, когда это произойдет, и мы подозреваем, что намного скорее, чем вы думаете.

Об авторах

Кэмерон Хеффернен — внештатный старший редактор PC World.
Кэмерон Кротти — независимый автор из Сан-Франциско.


Почему мы не делаем этого в машине?1

Производители портативных воспроизводящих устройств рассчитывают на высокие прибыли в праздничный сезон. Встроенная память проигрывателей должна возрасти с 32 до 64 Мбайт, что соответствует часу звучания аудио с качеством CD в формате MP3. А чтобы через последовательный порт записать в память часовой фрагмент такого качества, требуется около десяти минут.

Первым был Rio

Мы протестировали предпродажную версию проигрывателя Rio 500 (270 долл.) компании RioPort (www.rioport.com). В новой модели встроенная память увеличена до 64 Мбайт, появились возможность подсоединения через USB и поддержка Macintosh. ПО модели — Rio Audio Manager — выполняет поиск, сжатие и воспроизведение аудио. Как утверждается в документации, одна батарея AA обеспечивает работу устройства в течение 13 ч.

Еще одно 270-долларовое устройство — RaveMP2100 компании Sensory Science — содержит в своем легком серебристом пластиковом корпусе 64 Мбайт памяти с возможностью расширения до 96 Мбайт картами флэш-памяти, позволяет в течение 4 ч вести запись со встроенного микрофона и способно хранить до 64 тыс. телефонных номеров. Подключив RaveMP2100 к параллельному порту ПК, можно перетаскивать файлы с проигрывателя на компьютер и обратно. К сожалению, у него слишком маленькие кнопки, и их неудобно нажимать человеку с большими руками.

Веди мою машину

Скоро рынок станет еще обширнее, пополнившись портативными проигрывателями крупных компаний, таких как Philips, RCA, Toshiba и др. И не так уж долго осталось ждать того момента, когда мы будем слушать в машине MP3-музыку. Британская компания Empeg (www.empeg.com) планирует в ближайшем будущем начать в США продажу нового автомобильного проигрывателя Empeg Car с ПО на основе ОС Linux. Он вставляется в приборный щиток машины, а для переноса музыкальных файлов подключается к ПК через параллельный порт или шину USB. Проигрыватель будет стоить от 1099 долл. за версию с 4 Гбайт памяти (этого достаточно приблизительно на 65 ч звучания). Несколько портативных проигрывателей для использования в машине и дома предлагает американский реселлер Mp3car.com. И наконец, когда вы прочтете эти строки (ноябрь 1999 г. — Прим. ред.) компания Request уже должна продавать свой домашний MP3-стереопроигрыватель AudioRequest (599 долл.). Подсоединив этот модуль к своей домашней стереосистеме, вы сможете записать на него до 150 ч упакованной музыки на 128 кбит/с. Проигрыватель AudioRequest также подключается к ПК через параллельный порт, так что на него можно переписать музыку с компьютера или из Internet.

1 См. также «Мир ПК», № 10/99, с. 152. — Прим. ред.


Где купить

AudioRequest
Цена: 599 долл.
Request, www.audiorequest.com

D?music
Цена: 188 долл.
Pine TechnologyUSA,
тел. в США: 510/668-0378; www.pineusa.com

Empeg Car
Цена: 1099 долл. за версию на 4 Гбайт.
Empeg, www.empeg.com

Nomad
Цена: 250 долл.
Creative Labs, тел. в США: 408/428-6600,
www.nomadworld.com

RaveMP2100
Цена: 270 долл.
Sensory Science, тел. в США: 480/609-9200,
www.sensoryscience.com

Rio 500
Цена: 270 долл.
RioPort, тел. в США: 800/468-5846,
www.rioport.com


Право или неправо?

Всплеск популярности MP3 поднял целый рой проблем, связанных с охраной интеллектуальной собственности. Представьте себе, что получили с Web-узла музыкальный файл и слушаете его на своем портативном проигрывателе. Или скопировали и упаковали риппером дорожку с принадлежащего вам звукового компакт-диска, сохранили ее на Zip-диске и слушаете на работе. Кто вы — отчаянный нарушитель закона или обычный гражданин, пользующийся своим неотъемлемым правом? Ответ зависит от того, кого вы спросите.

Согласно информации на Web-узле RIAA, пользователи, дублирующие защищенный авторским правом материал для личного, некоммерческого использования, не нарушают закон, если используют цифровое звукозаписывающее устройство так, как определено Актом о домашней звукозаписи (Audio Home Recording Act, AHRA) от 1992 г. Акт имеет в виду цифровые записывающие устройства типа тех, которые подключаются к стереосистемам: они имеют встроенную аппаратную схему защиты авторского права, и их производители платят отчисления индустрии звукозаписи в возмещение дохода, теоретически утрачиваемого из-за копирования. Но к компьютерам и компьютерным компонентам AHRA неприменим, так как они многофункциональны; следовательно, считают эксперты из RIAA, за копирование с помощью компьютера или компьютерного компонента пользователь может подвергнуться преследованию как нарушитель авторского права.

Многочисленные судебные прецеденты тем не менее поддерживают точку зрения, что подобное копирование представляет собой «использование в рамках закона» и потому неподсудно. А поскольку в AHRA ничего не сказано об устройствах для изготовления цифровых записей из данных, хранящихся на жестком диске многофункционального компьютера, производители получают лазейку, позволяющую выпускать на рынок цифровые записывающие устройства без механизма защиты авторского права.

Расскажите это судье

Опираясь на этот аргумент, компания Diamond Multimedia прошлой весной выиграла процесс у RIAA, которая пыталась запретить выпуск первого проигрывателя Rio. «Это гигантская лазейка, — говорит адвокат Гленн Шредер из Сиэтла, специализирующийся в области законодательства об интеллектуальной собственности. — Очевидно, индустрия звукозаписи заключила сделку с компьютерной индустрией, чтобы исключить из закона компьютеры и провести его в таком виде».

Так что копировать записи со своих дисков в файлы формата MP3 для личного, некоммерческого использования закон, видимо, разрешает. Но так или иначе, этот вопрос скоро станет спорным. С принятием стандарта SDMI вся оцифрованная музыка — и в файлах, и на CD — будет снабжаться цифровым «водяным знаком», идентифицирующим владельца авторского права на оригинал и указывающим, является ли данный экземпляр оригиналом или копией, а также определяющим «правила использования», т. е. то, когда и как разрешается проигрывать и переписывать данную запись. Все аппаратные и программные средства, совместимые с SDMI, будут автоматически «экранировать» (отказываться воспроизводить) файлы, скопированные или перемещенные в нарушение предписанных правил использования. И в будущем попытки нарушить правила, вероятно, будут обречены на провал.


M-P-3 — просто, как до-ре-ми

Чтобы стать файл-жокеем, не обязательно хорошо разбираться в технике. Азы копирования записей с аудиодисков в MP3-файлы очень просты.

Выберите свой проигрыватель MP3-файлов (например, проигрыватель-риппер MusicMatch Jukebox) проигрывателем CD-дисков по умолчанию. Установите соединение с Internet и вставьте в дисковод нужный диск.

Программа MusicMatch Jukebox пошлет запрос базе данных CDDB, которая в ответ сообщит ей информацию о содержимом диска (если эти сведения есть в базе), в том числе название каждой дорожки и продолжительность ее воспроизведения. Чтобы просмотреть данные о длительности дорожек, выберите в меню Options (настройка) пункт View (просмотр) и далее Show Recorder (показать окно записи).

Отметьте мышью дорожки, которые требуется сжать, и нажмите кнопку Start (начать). Программа начнет преобразовывать дорожки в формат MP3, сжимая их в отношении приблизительно 10:1. По окончании процедуры получившиеся файлы будут помещены в фонотеку компьютера. Запись из фонотеки можно внести в список на воспроизведение, щелкнув по ее названию правой кнопкой мыши, а также скопировать на портативный проигрыватель — например, Creative Nomad, который подсоединяется через входящую в комплект станцию подключения.


Internet поет

Среди музыкантов, использующих возможности Web, — Эйленис Мориссетт (вверху), участвовавшая (в обмен на долю в акциях) в серии концертов, одним из спонсоров которых была компания MР3.com, и Дэвид Боуи (внизу): в 1996 г. он одним из первых разместил песню в Internet до того, как она появилась на традиционных носителях.


Где купить

A2b Music Player
Бесплатно;
AT&T;
www.a2bmusic.com

Audio Catalyst
Цена: 30 долл.;
Xing; www.xingtech.com

Audiograbber
Бесплатно;
www.audiograbber.com-
us.net/download.html

CD Copy
Цена: 20 долл.;
cdcopy.a-d-n.com

HyCD Play&Record 2.1
Цена: 60 долл.;
HyCD; www.hycd.com

Liquid Player
Бесплатно;
Liquid Audio;
www.liquidaudio.com

MusicMatch Jukebox
Бесплатно;
MusicMatch;
www.musicmatch.com

RealJukebox
Бесплатно;
RealNetworks;
www.real.com

Sonique
Бесплатно;
Mediascience;
www.sonique.com

Virtuosa Gold
Цена: 30 долл.;
AudioSoft;
www.audiosoft.com

Winamp
Регистрация: 10 долл.;
Nullsoft;
www.winamp.com

Windows Media Player
Бесплатно;
Microsoft;
www.microsoft.com/
windows/mediaplayer

XingMP3 Encoder
Цена: 20 долл.;
Xing;
www.xingtech.com