Валерий Сергеевич Харитонов — генеральный директор ЗАО «CP-ДРАГа» |
РАО «Газпром». Вряд ли у наc в стране найдется человек, которому незнакомо это название. Общество открытое: акционеров более 400 тыс., и работа с ними (регистрация и перерегистрация, подготовка и проведение собраний, обработка их результатов и оперативный подсчет голосов) для такой масштабной организации — дело весьма непростое. И без современных информационных технологий здесь не обойтись. Но как же они могут помочь в решении конкретных задач? Именно об этом сегодня наш разговор с генеральным директором ЗАО «СP-ДРАГа» Валерием Сергеевичем Харитоновым. Беседу ведет научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.
— «ДРАГА»... Первое, что приходит в голову, — это что-то связанное с добычей золота?
— Нет, скажу сразу: к золоту мы никакого отношения не имеем. Полное название нашей организации — «Специализированный регистратор. Держатель реестра акционеров газовой промышленности», но, согласитесь, произносить его довольно утомительно, поэтому и появилась такая аббревиатура. Общество организовано пять лет назад и занималось в то время ведением реестра акционеров только РАО «Газпром». Постепенно в связи с требованиями федеральной комиссии по рынку ценных бумаг деятельность его расширилась, и в настоящее время реестры ведутся уже для более чем 50-ти эмитентов, в том числе двух крупнейших: РАО «Газпром» и ракетно-космической корпорации «Энергия».
Вначале реестры акционеров велись с помощью системы DEPONET фирмы Ricco. Но возможностей ее явно не хватало, и она нас перестала устраивать.
Вот тогда и было принято решение создать новую автоматизированную систему ведения реестра (АСВР), а поскольку у нас в организации программистов не так много, рассчитывать только на собственные силы было нереально, и нам потребовались партнеры.
— Почему Вы выбрали в партнеры фирму Cognitive Technologies?
— Предложения поступали от фирмы Ricco и от других компаний. Но с фирмой Cognitive раньше нас начал сотрудничать «Газпромбанк», а поскольку мы с ним очень тесно взаимодействуем, он и рекомендовал нам Сognitive как достаточно надежного партнера, да и в экономическом плане с этой фирмой работать довольно удобно. Ну и опыт совместной деятельности впоследствии показал, что наш выбор был верен.
— И каков итог сотрудничества?
— Итогом сотрудничества стало создание АСВР, cостоящей из пяти подсистем: «Первичные документы», «Операционный день», «Список», «Собрание акционеров» и «Дивиденды». Раньше для того, чтобы подготовить собрание акционеров РАО «Газпром», у нас уходило четыре-пять месяцев. Сейчас же, благодаря внедрению АСВР мы успеваем сделать это всего за месяц. Столь существенный выигрыш во времени произошел в результате автоматизации регистрации доверенностей участников собрания, ввода бюллетеней и подсчета результатов голосования, а также использования современных технологий работы с электронным архивом документов. Кроме того, новая система позволила удовлетворить требование нашего основного эмитента РАО «Газпром» о предоставлении аналитической информации.
— А каким образом Вы предоставляете эмитенту информацию о состоянии реестра акционеров?
— Из подсистемы «Список». Внедрение этой подсистемы помогло нам решить проблемы с обработкой и хранением больших объемов информации, потому что серверы уже начинали задыхаться под грузом данных, которые хранились в старой подсистеме. Примерно в три раза возросла скорость обработки запросов и генерации отчетов. До недавнего времени генерировать новые формы отчетов нам помогали специалисты Cognitive, но сейчас наши программисты способны заниматься этим самостоятельно. Мы уже активно используем вновь разработанные формы отчетов в своей работе, например, для анализа динамики движения акций.
— Понятно. Но вот объясните мне, как при таком огромном числе акционеров Вам удается оперативно подготовить собрание и подвести итоги?
— С этой задачей справляется подсистема «Собрание». Она решает задачи консолидации голосов, регистрации участников, обработки доверенностей и проведения голосования. Благодаря ей можно в течение всего десяти-пятнадцати минут обработать бюллетени и объявить результаты голосования, что очень важно. Представьте себе, что только на последнем собрании было двести пятьдесят два участника. Число бюллетеней — до трех на одного участника, и нам нужно быстро ввести в систему более 600 бюллетеней, обработать их и выдать отчет. Причем заполнены они, естественно, от руки. Раньше мы привлекали к этой работе 20 девушек-операторов, которые вводили все бюллетени вручную. Чтобы отловить неизбежные при таком массовом вводе ошибки, приходилось дублировать работу — это был весьма длительный и трудоемкий процесс. Акционеры должны были целый час ждать объявления итогов голосования. Сейчас же бюллетени собираются в стопки и отправляются в скоростной сканер Fujitsu 393, который «заглатывает» их со скоростью около 80 листов в минуту. Информация считывается мгновенно, и только те бюллетени, которые программа распознавания сочла сомнительными (обычно заполненные небрежно), идут на ручной ввод, где ими занимаются теперь всего два или три оператора.
Кроме того, перед собранием происходит очень важный процесс консолидации голосов и регистрации его участников. Ясно, что все акционеры РАО «Газпром» присутствовать на собрании не могут, поэтому они доверяют свои голоса уполномоченным на то лицам. Со всей России приезжают участники собрания с большим числом доверенностей. До внедрения системы проверка доверенностей осуществлялась вручную. Но сейчас обработка выполняется автоматически, что исключает возможность их дублирования, да и надежность системы значительно возросла — мы гарантируем, что ни один голос не будет потерян. К тому же существенно увеличилась скорость самой обработки.
— Как вводятся доверенности в подсистему?
— Есть два вида доверенностей: коллективные и индивидуальные. Первые оформляются акционерами — работниками предприятий отрасли. Разработана форма, которая позволяет нам машинным способом обрабатывать такие доверенности — путем сканирования и последующего распознавания. Результат неплохой, лишь небольшую часть этих доверенностей машина отсеивает, и тогда уже оператор сам решает, правильно ли они оформлены и что с ними делать дальше. Здесь у нас проблем нет.
Что же касается индивидуальных доверенностей, то их мы пока вводим вручную. Правда, это вопрос скорее организационный, нежели технический. Cначала эти доверенности проверяются на правильность оформления, а потом вводятся в базу данных. Если бы удалось во всех регионах ввести машинно-ориентированные формы доверенностей — а такие попытки в депозитариях при внедрении этой системы предприниматься обязательно будут, — то проблема была бы решена, и оставалось бы вручную ввести лишь небольшую часть доверенностей, которые приходят к нам не через депозитарии, а напрямую. С последними уж ничего не сделаешь —оператор должен сам их вводить. В целом же большая часть задачи у нас выполнена, по крайней мере в отношении обработки тех доверенностей, которые оформляются работниками отрасли — акционерами РАО «Газпром». Эта ежегодная процедура происходит перед каждым собранием акционеров, а в нынешнем году было два собрания, так что она проводилась дважды.
— Ну и, наконец, подсистема «Дивиденды» — какие задачи она решает?
— Подсистема «Дивиденды» отвечает за формирование дивидендной ведомости на основании списка акционеров, который поступает из подсистемы «Собрание». Ведь к каждому собранию готовится список акционеров, имеющих право в нем участвовать. И этот же список, дополненный расчетами, которые связаны с начислением дивидендов, с расчетом налогов, становится списком на выплату дивидендов. В результате создается дивидендная ведомость. Внедрение новой подсистемы упорядочило этот процесс и существенно увеличило скорость подсчета дивидендов.
Более того, наша фирма готовит для эмитента отчет по налогам в налоговую инспекцию. Мне вспоминается, как года три назад по просьбе эмитента мы печатали форму 3 для налоговой инспекции на каждого акционера. На это ушло шесть тонн бумаги и понадобилось полтора месяца двухсменной работы. Все документы были разложены в папки по регионам, и когда пришли представители налоговой инспекции, они не знали, что с этим делать: грузовика у них с собой не было. Сейчас эта проблема решается проще — налоговая инспекция тоже теперь принимает формы 3 на электронных носителях. После внедрения подсистемы «Дивиденды» отчет по налогам по всему списку акционеров готовится значительно быстрее и передается в электронном виде.
— Что дало внедрение системы?
— Эта система надежнее с точки зрения стабильности работы и имеет значительно более мощную защиту от злоумышленников, чем предыдущая. Работает она тоже намного быстрее. В июне проводилось годовое собрание акционеров РАО «Газпром», в августе — внеочередное, и без АСВР нам было бы очень непросто в столь сжатые сроки оперативно подготовить и провести эти мероприятия. Опыт подготовки внеочередного собрания акционеров РАО «Газпром» показал, что если говорить, например, о подсчете голосов, то благодаря АСВР он был выполнен в течение десяти-пятнадцати минут, а ранее на старой системе это занимало более часа.
— И в заключение — Ваши планы на будущее?
— Планируется создать единый программно-аппаратный комплекс, объединяющий деятельность регистратора и номинальных держателей — прежде всего депозитарную сеть «Газпромбанка», охватывающую 60 регионов страны. Что касается АСВР, то после лицензирования, проведенного Профессиональной ассоциацией регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев, система сдана в промышленную эксплуатацию. После завершения работ в «Газпромбанке» по созданию новой системы депозитарных операций предстоит ее стыковка с АСВР.
Работы ведутся параллельно по согласованным планам, что позволяет надеяться на успешное их завершение. Внедрение единого программно-аппаратного комплекса позволит значительно повысить уровень обслуживания зарегистрированных лиц, повысить уровень безопасности работы с ценными бумагами, раширить круг решаемых задач.
— Спасибо. Желаю успехов и надеюсь, что наша беседа послужит еще одним убедительным доводом в пользу внедрения новых информационных технологий, а в итоге выиграют все — и эмитент, и регистратор, и конечно же сами акционеры.