Инструментальное меню

Современные мультитембральные синтезаторы позволяют воспроизводить «голоса» множества музыкальных инструментов и разные звуки. И по мере развития технологического процесса эти звуки получаются все лучше и лучше. Таким образом, на сегодня сложилось чрезвычайно разнообразное «инструментальное меню» как для искушенных профессионалов, так и для начинающих любителей. Но проблема заключается в том, что, когда вы бросаетесь к секвенсеру и записываете гитарный риф для новой MIDI-композиции, прозвучит ли все сделанное вами так, как звучала бы настоящая гитара?

Простая истина заключается в том, что чем сильнее «оживают» звуки, тем легче полностью «убить» их в процессе программирования и аранжировки. Попробуем разобраться, как лучше сочетать звуки, имеющиеся в вашем распоряжении. Для этого необходимо получить хотя бы общее представление о музыкальных инструментах, а также о том, как на них играть.

Приемы аранжировки всегда легче изучать на практике, слушая и наблюдая различные MIDI-файлы, так что перед тем, как продолжить чтение, советую запустить ваш секвенсер. Далее приводятся рекомендации по работе с различными инструментами, а также комментарии к их техническим особенностям, которые следует учитывать в процессе аранжировки.

Барабаны

С тех пор как «Набор барабанов» (Drum Kit) был включен в большинство мультитембральных тон-генераторов, к нему относят даже хлопки и потрескивания. Во избежание недоразумений заметим, что здесь имеем дело со стандартным для рока набором: басовый и малый барабаны, томы, тарелки и хай-хет.

. Помните, что барабанщик — тоже человек. Он, как правило, имеет две руки и две ноги и потому не любит ударять одновременно по малому барабану, том-тому, тарелке и хай-хету, так как может просто-напросто упасть со стула.

  • Барабанщик возвращается к ритму хай-хета на второй доле такта, если тарелка звучала на первой, потому что перемещение от него к хай-хету требует определенного времени.
  • Когда звучит брейк, барабанщик может играть на хай-хете только левой ногой с помощью педали. Большинство брейков и форшлагов занимают обе руки.
  • Человеческая природа не позволяет барабанщику каждый раз ударять с одной и той же силой, и удары не могут звучать в точности в одном и том же месте такта. Изменяя значения Velocity, попробуйте представить себе, какой рукой производится каждый удар.
  • Подумайте о приобретении наборов барабанных подкладов для своих барабанных партий. Техника их использования требует определенных навыков, и кроме того, все же остается необходимость редактирования. Но в этом случае полученный результат вызовет большее доверие, поскольку игра настоящего барабанщика будет аккуратнее сымитирована. Он никогда не ударит точно по одному и тому же месту на барабане или тарелке вследствие того, что каждому человеку свойственно ошибаться, а также потому, что хочет разнообразить звук.
  • Попробуйте использовать небольшие пики питч-бенда, чтобы слегка изменить высоту отдельных ударов. Вместе с использованием различных значений Velocity этот прием может быть, в частности, эффективен при создании партий подвесной тарелки. (Не стоит применять его в отношении басового барабана, бита которого находится в фиксированной позиции.)
  • Помните, что темп слегка изменяется, даже когда барабанщик следует за метрономом. Чаще всего это заметно в брейках. Полностью квантизированный брейк, сыгранный шестнадцатыми «по всей установке», не будет столь эффективным, как несколько убыстренный.
  • Если вы хотите сдвинуть каждую последующую шестнадцатую ноту вперед сначала на один тик, затем на два и далее, то выполните сдвиг для всего брейка. Тогда следующий такт будет начинаться на несколько тиков раньше, а чтобы вернуться в нужную позицию, следует распределить эти тики по такту, что делается довольно просто.
  • Попробуйте внести некоторое разнообразие, используя более одной тарелки и чередуя их. Для имитации настоящей ударной установки рекомендуется, чтобы они имели разную высоту звука и панораму.
  • Когда будете записывать форшлаги и дроби, используйте два различных перкуссионных звука, а затем отредактируйте один в соответствии с другим. Удостоверьтесь в том, что достаточно укоротили ноты, чтобы избежать преждевременного переключения.
  • Для очень плотной четвертной пульсации рока применяйте басовый барабан на всех четырех долях, удваивая его малым барабаном на второй и четвертой. Сдвиньте совместные удары барабанов вперед на один-два тика, что усилит ощущение движения.
  • Избегайте точных триолей в свинге: они звучат жестко и неестественно. Третья триоль на каждой доле при квантизации оказывается на 64-м тике, а при типичном свинговом звучании она должна появиться на 60-м тике.
  • Когда вы записываете свои барабанные партии в режиме реального времени, то всегда делайте это одновременно и для басового, и для малого барабанов, даже если потом вы планируете разместить их на разных треках. Затем таким же образом записывайте тарелки и хай-хет, чтобы избежать одновременного появления их звука. Если потом вы захотите добавить тарелку на какую-то из долей, то конвертируйте звук хай-хета, а не добавляйте тарелку. И убедитесь, что удалили все звуки хай-хета в диапазоне примерно четвертной ноты после звука тарелки.
  • Оживите восьмидольные и шестнадцатидольные размеры брейками, сыгранными триолями, это очень хорошо работает в случае записи медленных рок-баллад.
  • Акцентируйте все барабанные ноты, играющие на второй и четвертой доле такта, и раскиньте их на разные тики для более плотного звучания, а иногда и для более заметной динамики. Хлопки эффективны, когда сдвинуты на несколько тиков вперед от малого барабана, а бубен звучит лучше на несколько тиков позднее.

Барабанные дроби. Такие дроби довольно трудно программировать. Постарайтесь получить наилучший результат уже во время «живой» записи. Многое зависит от того, как ваш тон-генератор назначает голоса для барабанных звуков. Некоторые устройства будут срезать звук малого барабана, получив следующий, а другие будут назначать второй голос, что делает звучание гораздо реалистичнее.

Дроби и тарелки. Программирование дробей, сыгранных на тарелках, в значительной степени зависит от способа назначения голосов, который использует ваш тон-генератор. Причина тому — долгое затухание звука тарелок. Если тон-генератор назначает один фиксированный голос для каждого ударного инструмента, то дробь, сыгранная на тарелке, будет напоминать очень быстрый эффект шлюза.

Весьма полезно использовать туше в качестве «украшения» для тихой музыки, а также для того, чтобы обозначить конец брейка или крещендо. Это короткая дробь, состоящая, к примеру, из четырех-пяти нот, усиливающаяся по громкости и предшествующая сильной доле.

Триггеры. Барабанные ноты являются триггерами, они звучат до конца независимо от длины ноты, так что оставляйте ноты настолько короткими, насколько возможно, особенно когда программируете дроби и форшлаги.

Ритм-гитара

Как бы ни были хороши ваши навыки игры на клавишных инструментах, партия ритм-гитары — одна из немногих, которую нельзя записать в режиме реального времени и счесть законченной. Ее всегда нужно редактировать, причем зачастую в таком объеме, что проще было бы записать все это последовательно! Но все же создание натурально звучащего гитарного ритма — задача не слишком сложная, она требует лишь сосредоточения, а также в некоторой степени знания инструмента.

  • Помните, что при игре на гитаре ударяют по всем струнам по очереди, поэтому аккорд будет раскинут на несколько тиков. При медленных темпах короткий приглушенный аккорд может звучать убедительнее на одном тике, но это скорее исключение, чем правило.
  • Обратите внимание на то, как перемещается рука гитариста, — большинство гитарных ритмов выполняется движением руки вверх и вниз попеременно. Когда рука опускается, первой звучит струна с самой низкой высотой звука, последней — с самой высокой. Когда гитарист играет ритм, он обычно поочередно то поднимает, то опускает руку, даже если в действительности не играет каждый удар. Об этом следует помнить, когда вы решаете, как нужно раскинуть аккорд: снизу вверх или наоборот.
  • Гитарист не всегда ударяет по всем шести струнам, в частности, при быстром ударе на подъеме руки. (В случае программирования MIDI-композиции две нижние струны могут иногда придавать звуку излишнюю плотность при быстрых ритмах.)
  • Если гитарист берет аккорд восьмыми нотами на протяжении такта, каждая из них будет звучать до тех пор, пока по ней не ударят снова, — здесь требуется быть внимательным. Необходимо убедиться, что нота заканчивается к началу последующей той же высоты настолько близко, насколько это возможно, но они не должны перекрываться. Между нотами нужно оставить зазор в один-два тика.
  • Гитарист обычно начинает играть сверху вниз несколько преждевременно, чтобы аккорд прозвучал на доле. Поэтому первый аккорд такта может начинаться на пять тиков раньше тактовой черты. Аккорд, сыгранный снизу вверх, обычно начинается с тактовой черты.
  • Существует несколько способов построить одиночный аккорд на гитаре, но иногда бывает необходимо использовать убедительное построение, поэтому следует знать настройку струн гитары. Стандартная настройка снизу вверх такова: E, A, D, G, B, E (высокое Е — третья нота от «среднего «до», нижнее Е — расположено двумя октавами ниже).
  • Когда вы работаете с нотами, помните, что гитара — инструмент транспонированный: она звучит на октаву ниже, чем написано.
  • Для программирования рок-гитары при использовании патчей Overdrive/Distortion guitar аккорды лучше строить из тоники и квинты. Эффективно использовать трехнотные аккорды (тоника, квинта, тоника) или играть интервалы — кварты, квинты или октавы. (В трехнотном аккорде следует понизить громкость пятой ступени.)
  • Для фанк-гитары, где используются подтяжки и скольжение по струне (или даже по струнам в аккорде), используйте два канала или более. Это позволит вам смещать высоту звука на отдельных струнах, не трогая остальные. В качестве альтернативы выберите отдельные короткие ноты для каждого лада, это позволит получить более реалистичный звук.
  • Поскольку программирование партий ритм-гитары занимает много времени, соедините две-три слегка различающиеся партии длиной в один такт, используя команды «Скопировать» и «Вклеить». Тогда в сочетании с явным изменением аккордов и тембра и добавлением дополнительных нот это даст хорошее приближение к партии «живой» гитары.
  • Ноты проще сыграть как ритм клавишных вместо того, чтобы вводить их последовательно (это гарантирует, что вы не забудете на полдороге, какой собирались создать ритм). Затем окончательно позиционируйте ноты, установите их длительность и настройте динамическую чувствительность (Velocity). Между концом одной ноты и началом другой той же высоты должен быть хотя бы один пустой тик, но избегайте тех зазоров, которые явно слышны.
  • Не забывайте, что смена одного аккорда другим может потребовать короткой паузы, во время которой гитарист перемещает руку в новую позицию. В этом случае только открытые струны продолжат звучать (например, струна В в аккорде G7).

Соло-гитара

В большинстве случаев партия соло-гитары используется и программируется так же, как и синтезаторные сольные партии. Очень сложно говорить о «типичном» гитарном звуке, и часто только способ игры может подсказать, что звучит именно гитара. Тонкости проявляются скорее применительно к программированию акустической гитары, звук которой требует большей точности в аранжировке.

  • Высота ноты при подтяжке может обычно изменяться на один тон, поэтому для большей точности следует установить диапазон значений контроллера питч-бенда равным двум. Гладкая подтяжка с диапазоном четыре в принципе может быть выполнена, но это абсолютный предел. А если вы используете MIDI-гитару для ввода данных, то, возможно, в большинстве случаев предпочтете выбрать диапазон, равный двенадцати, а не двум.
  • Довольно часто встречается такой прием игры на гитаре: когда звучит струна, гитарист ударяет по ней на другом ладу, отпуская на предыдущем. В результате высоту ноты изменяют, дергая струну, что создает эффект, несколько напоминающий глиссандо. Такой прием может быть сымитирован с использованием питч-бенда путем введения значения 0:0 (минимум) прямо перед началом первой ноты и 0:64 там, где должна зазвучать вторая, которая, естественно, будет звучать тише первой. Поэтому введите соответствующее значение СС11 Expression там, где ранее вводили значение питч-бенда 0:64. Вы можете, без сомнения, просто ввести две ноты. Последняя из них имеет более низкое значение Velocity, но для некоторых гитарных патчей характер атаки на второй ноте полностью разрушит тот эффект, к которому мы стремимся.
  • Когда гитарист играет ноту, шум скольжения руки по струне обычно не слышен. Он возникает тогда, когда рука гитариста скользит по грифу. Поэтому постарайтесь правильно определить высоту и длительность звука скольжения руки по грифу гитары, чтобы он соответствовал тому, как далеко и как быстро гитарист перемещает руку. Звук скольжения позволяет создавать более реалистичную партию, но выбирайте место для него очень тщательно, чтобы не слишком «затенить» саму гитарную партию.
  • Каждая гитарная струна монофонична, и чтобы обеспечивалась полная точность имитации, ноты, которые играются на одной струне, не должны перекрываться.
  • Для скольжения по грифу более чем на два полутона введите события питч-бенда в такой последовательности, при которой каждое из них изменяло бы высоту ноты на полутон. Например, при диапазоне плюс или минус четыре полутона полутоновые шаги при понижении высоты ноты будут выглядеть как 0:48, 0:32, 0:16, 0:0. Если одновременно для уменьшения громкости нот добавить события СС11, это сделает вашу партию более реалистичной.
  • При использовании патчей гитарной гармоники для создания «визжащих» высоких нот в соло на овердрайв-гитаре, примените перекрестное затухание («Секреты аранжировки MIDI-композиций», см. «Мир ПК», № 7/99).
  • Для получения эффекта скольжения по ладам вместо использования питч-бенда возьмите отдельные ноты для каждого лада. Это займет у вас несколько больше времени, поскольку придется рассмотреть длительность всех нот и динамическую чувствительность, но можно получить лучший результат и реалистичнее представить способ игры.
  • Если вы предпочитаете питч-бенд для имитации скольжений по грифу, то для аккордовых партий используйте по одному каналу для каждой струны. В другом случае, когда это позволяет ваш тон-генератор, попробуйте поэкспериментировать с контроллером СС84 Portamento, но тогда вы утратите реалистичность полутоновых шагов.
  • Когда программируете мелодию на приглушенной гитаре, помните о том, что не обязательно использовать одноименный патч. Попробуйте использовать овердрайв- или дисторшн-гитару с очень короткими нотами.
  • В гитарных соло вместо применения СС1 Modulation поработайте с восходящими пиками питч-бенда для того, чтобы имитировать тремоло и вибрации (диапазон следует установить на один полутон).

Клавишные инструменты

Во всех тон-генераторах обычно присутствуют такие клавишные инструменты, как фортепиано, орган, клавесин, клавикорд и аккордеон. О них и пойдет разговор.

  • Диапазон клавишного аккорда ограничен растяжкой пальцев пианиста, таким образом, максимальный диапазон аккорда, сыгранного одной рукой, будет не более десяти полутонов для медленных партий или около октавы для быстрых.
  • Все ноты при игре на клавишных инструментах звучат только после нажатия на клавиши - в этом случае не может быть никаких смещений высоты.
  • Очень редко бывает, что все ноты аккорда попадают на один и тот же тик, и они не обязательно появляются в последовательности возрастания или убывания их высот. Эта свойственная человеку ошибка является неотъемлемой частью звучания клавишных инструментов. Аккорды могут быть преднамеренно арпеджированы так же, как гитарные аккорды, но при этом отдельные ноты обычно бывают разнесены довольно далеко друг от друга в зависимости от способа игры на инструменте. Если близко поместить много арпеджированных аккордов, то они будут звучать как плохо сыгранная гитарная партия.
  • Поскольку каждая нота в аккорде играется отдельным пальцем, а люди могут ошибаться, это приводит к тому, что громкость отдельных нот обычно не бывает одинаковой, а иногда даже весьма заметно изменяется в пределах одного аккорда.
  • Когда пианист играет форшлаги, две ноты, как правило, выполняются разными пальцами, и учитывается даже то, что один палец может «соскочить» с черной клавиши на белую. Это означает, что в отличие от гитары вполне возможно некоторое перекрывание между собой двух нот, и основная нота в форшлаге будет звучать несколько громче. Исключение может составлять тот случай, когда рука соскальзывает с аккорда, сыгранного на двух черных клавишах, на аккорд из двух белых. В таком случае основной аккорд форшлага будет звучать мягче.

Фортепиано

  • Акустическое фортепиано обладает широким диапазоном тембральных и динамических выразительных средств благодаря чувствительности к силе нажатия на клавиши. Поэтому фортепианные партии с близкими или фиксированными значениями Velocity звучат всегда синтетически.
  • Обычный вопрос, возникающий при программировании фортепианных партий: «Что делает левая рука?» На него можно дать столько ответов, сколько существует музыкальных стилей, и эти ответы будут зависеть от того, чем занимается правая рука. Если она играет высокую одноголосную мелодию (в противоположность ритмическим аккордам), левая рука часто выполняет протяжные аккорды где-то в середине клавиатуры. В блюзе и рок-н-ролле часто используются стандартные образцы басовой линии фортепиано. В рок-музыке или балладах основная задача левой руки — избегать того, чтобы «вставать на пути» бас-гитары. Таким образом, партия может состоять либо из ритмических арпеджио, либо из протяжных или слегка ритмизованных октав.
  • Пианисты используют педаль, благодаря чему могут играть на всей клавиатуре, получая «гладкий» звук. Помните, что отключение педали (СС64:0) не должно появляться перед следующим аккордом. Если нарушить это правило, возникнет короткий промежуток в звучании, напоминающий шлюзовый эффект. Пианисты отпускают педаль тогда, когда звучит следующий аккорд, и нажимают на нее снова перед появлением тех нот, которые должны тянуться. Результат этих действий напоминает квантизацию событий sustain pedal, потом сдвинутых на несколько тиков назад.
  • Наличие модератора — огромное преимущество акустического фортепиано, но оно весьма сомнительно для синтезатора. Одна из его функций - уменьшение диапазона Velocity клавиатуры (можно смело считать, что он даст вам полный диапазон чувствительности в пределах от 30 до 97, а не от 0 до 127). В дополнение он создает более мягкий и теплый тембр. Многие производители синтезаторов перебарщивают с масштабированием диапазона чувствительности и полностью игнорируют необходимые тембральные изменения, поэтому все-таки старайтесь избегать использования контроллера СС67.

Орган

  • Органы оснащены специальной педалью, управляющей громкостью звука, — очевидным аналогом контроллера Expression. Эта педаль воздействует также и на яркость звука. Вы можете получить подобный эффект при программировании MIDI, используя СС74 или NRPN.
  • Чтобы реализовать звук органа, во многие тон-генераторы производители включают эффект Лесли (Rotary Speaker effect), как правило, с подстраиваемыми быстрой и медленной скоростями. С целью обеспечения полной точности скорость должна изменяться непрерывно во всем диапазоне, для чего используется контроллер СС6. Хороший результат получается и при изменении настройки вибрато.
  • Органист может работать либо обеими руками, создавая аккордовый ритм, либо левой рукой играть протяжные аккорды, в то время как правой — ритм или мелодию.

Клавесин и клавикорд

  • Эти два «зверя» очень похожи не только друг на друга, но и на фортепиано, предшественниками которого они являются. Ни один из этих инструментов не имеет протяжного звука. Для программирования (при записи в режиме реального времени) можно использовать в небольшом объеме контроллер СС64. Вы вполне оцените его возможности, если будете имитировать высокотехничную игру на клавесине.
  • Данные инструменты обеспечивают очень разную экспрессию. Клавесин — энергичный и громкий, но почти нечувствительный к силе нажатия на клавиши и скорости. Вследствие этого при программировании будет получен совсем небольшой диапазон значений Velocity. У клавикорда все наоборот: обычно в современной музыке на нем создается аккордовый ритм, до некоторой степени имитирующий стиль игры на фанк-гитаре. При этом очень часто используются обе руки, расположенные близко одна к другой и играющие аккорды в пределах примерно двух октав стаккато.

Аккордеон и баян

  • Аккордеон похож на традиционный орган, в котором звук создается движением воздуха. Он имеет более короткую клавиатуру с диапазоном около трех октав. Правая рука играет на клавиатуре, а левая управляет мехами и играет аккорды аккомпанемента, нажимая на кнопки. Баян похож на аккордеон, но не имеет клавиатуры — она заменена кнопками.
  • Поскольку эти инструменты издают звук за счет движения воздуха, громкость зависит от напора воздушной струи. Таким образом, при программировании для воспроизведения эффекта растягивания мехов (жизненно важная составляющая правильного звука аккордеона) совершенно необходимо интенсивно использовать контроллер СС11 Expression.

И конечно... синтезатор

Синтезатор — тоже клавишный инструмент. Его возможности в большой степени определяются тем, монофоничен он или полифоничен. Если вы можете переключить канал в режим «моно», вы сымитируете монофоничный синтезатор. В противном случае вам придется заняться редактированием синтезаторного трека и устранить все перекрывания нот. Установите Velocity для всех нот на одно значение и, если требуется, кое-где добавьте контроллер портаменто. С помощью небольшого редактирования параметров огибающей, вибрато и резонанса (например, через NRPN) вы в состоянии создать прекрасное подобие аналогового синтезатора, используя струнные патчи.

Программирование современных синтезаторов полностью зависит от вашей фантазии. Здесь нет никаких ограничений, правил или специальной техники исполнения. В итоге можно будет получить результат настолько далекий от «привычного звучания», насколько вам того захочется.

Продолжение в следующем номере.