уже говорено-переговорено о том, как плохо приживаются западные методы на отечественной почве, «высаживать» их все-таки нужно, причем следует «прививать» и «поливать», чтобы не погибли и не засохли. К тому же нельзя забывать и о российской специфике, ведь писал же более сотни лет назад Ф. Тютчев: «Умом Россию не понять...» Оно, конечно, так, но тем, кто здесь живет, да еще и бизнесом пытается заниматься, поневоле приходится приспосабливаться к отечественным условиям.
Тем более что в России, по данным Российской Ассоциации консультантов по экономике и управлению, уже действуют примерно 300 консультационных фирм, которые объединяют 10 тыс. профессионалов. Так что есть и рынок, и, естественно, спрос. Сейчас, похоже, дело сдвинулось с мертвой точки — вышли наконец две книги, написанные отечественными авторами: первая предназначена консультантам, вторая — занимающимся автоматизацией. Но обо всем по порядку.
* * *
Книга «Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы» вышла в свет в конце 1998 г. Это практическое пособие подойдет и тем, кто профессионально занимается консалтинговой деятельностью, и тем, кто еще только планирует приступить к этому.
Вы не найдете в ней забавных примеров и афоризмов, в изобилии «украшающих» западные издания. Это просто краткий путеводитель, который поможет читателям лучше ориентироваться в области теории и практики консультирования. Там даны лаконичные сведения по многим вопросам, встречающимся в повседневной работе.
Главное достоинство книги, подготовленной совместно Российской и Голландской Ассоциациями консультантов и изданий при поддержке Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров, в том, что авторам (один из которых, М. Вельтман, — голландец) удалось достаточно жестко структурировать и само пособие, и его понятийный аппарат. Благодаря этому у читателей формируется определенная система, позволяющая разобраться в современных теории и практике консалтинга. Прочитав ее, я почувствовал, что в моей голове теперь все «расставлено по полочкам».
А теперь непосредственно о самом содержании. В первой части этого пособия консалтинг рассматривается как вид профессиональной деятельности. Тем, кто решил зарабатывать этим себе на жизнь, стоит начать именно с нее. Здесь даны ключевые понятия и определения в сфере консалтинга, а также рассмотрены процессы его появления в России, стадии развития и перспективы. Описаны миссия и цели, которые ставит перед собой консалтинговая фирма, ее организация, способы управления ею, методы подбора сотрудников и повышения их профессионального уровня. Кроме того, можно будет узнать, как обеспечить должное качество информационных услуг и сделать этот бизнес прибыльным.
Вторая часть книги посвящена непосредственно самому процессу консалтинга и его инструментарию. Представлены его отдельные стадии и различные формы, причем сказано, чем различаются российская и западная школы, что особенно ценно. Сверх того, дана классификация некоторых авторских (отечественных!) методик.
В третьей части описана специфика консультирования в России в области стратегического и финансового управления, управления качеством, организационных структур управления и принятия решений, бухгалтерского учета, управления персоналом, организации производства, юридических вопросов, корпоративной культуры и т. д. Приведены примеры из российской практики консультирования по каждому из перечисленных выше направлений.
Поскольку консультант в процессе работы довольно часто сталкивается с сопротивлением организации-клиента, взаимопонимание очень важно и для него самого, и для персонала обслуживаемого предприятия. Поэтому в заключении говорится, какие шаги нужно предпринять, выполняя консалтинг и обучая специалистов, занимающихся изменениями в управлении организации, каковы возможности консультанта при этом, как планировать процесс реорганизации, чтобы обеспечить плодотворное сотрудничество.
Интерес, прежде всего для консультантов-практиков, представляет и раздел, в котором собраны приложения, так как там дан список литературы по организации и методологии консультирования из 128 позиций. Кроме того, в качестве примера методики консультирования приведена технология «Прорыв», разработанная и опробованная на практике российским консультантом П.Н. Зволевым. Там же имеются вопросники: по проблемам общего и стратегического управления, по оценке элементов системы непосредственного окружения, по проблемам управления персоналом, а также еще масса полезной в практической работе информации.
Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что это вводное, краткое пособие, вся информация в нем представлена в сжатой форме, обусловившей его небольшой объем. Главное же в том, что эта книга помогает систематизировать знания, а подробности можно выяснить из рекомендованной литературы. И конечно же, следует использовать приведенные в пособии методики с учетом собственного опыта консультирования — ведь теория теорией, но только практика, как известно, критерий истины.
М. Вельтман, В.И. Маршев, А.П. Посадский.
Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие под ред. А.П. Посадского.
1998, 128 c., с ил.
Где купить: АКЭУ, тел.: (095) 928-26-16, факс: (095) 200-44-52, е-mail: acem@online.ru 103756, Москва К-31, ул. Петровка, д.12.
* * *
С.А. Андреев, А.Г. Грабой, Л.Х. Загрутдинова, Л.Е. Мазур, В.Н. Мячин.
Русско-английский терминологический словарь систем управления класса MRPII-ERP. 1998, 113 c.
Где купить:
АО «ICL-КПОВС», тел.: (8432)769-341, 769-106, е-мail: leo@icl.kazan.su 420029, Казань, Сибирский тракт, 34.
* * *
В заключение хочу сообщить издательствам, что наши читатели заинтересованы в сведениях о новых книгах по тематике, связанной с консалтингом, бизнесом, управлением, проведением тренингов и т. п. Информация о наиболее интересных изданиях будет помещена на страницах «Мира ПК». Когда будете посылать книги в редакцию, пожалуйста, не забывайте делать пометку: «Для рубрики «Книжная полка».