Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?
О. Мандельштам
Взгляд из банка
Разговоры о проблеме Y2K стали напоминать беседы на расхожие темы, и к ним уже все привыкли. Подобное положение вещей притупляет бдительность, жизненно необходимую для обеспечения надежности банковских операций. Опыт общения с работниками различных банков позволяет утверждать, что только небольшая их часть, преимущественно представительства крупных западных кредитно-финансовых учреждений, всерьез готовятся к 2000 г.
На Западе отношение к Y2K куда серьезнее, чем у нас. Кроме того, специалисты предсказывают, что на рубеже веков произойдет глобальный экономический спад. По мнению главного экономиста Deutsche Bank Securities
д-ра Эдварда Ярдени, вероятность кризиса оценивается величиной 0,7, а сам он будет вызван ожиданием спада и связанным с этим снижением уровня доверия между участниками рынка.
Для российских коммерческих банков переход к 2000 г. особенно осложнен. Во-первых, это конец года, так что придется выполнить ряд обязательных операций: провести заключительные обороты и с их учетом подготовить отчет о прибыли и убытках, а также составить годовой отчет, работая одновременно в двух финансовых годах, рассчитывать и начислять проценты и определять состояние дел по финансовым инструментам за период, включающий переход через 1 января.
Во-вторых, поскольку многие российские банки — это крупные распределенные системы, зачастую расположенные в разных часовых поясах, может сложиться такая ситуация, когда одни их филиалы будут работать еще в 1999 г., а другие — уже в 2000 г. Вызванные этим сбои могут привести к весьма нежелательным потерям платежей. В-третьих, из-за территориальной распределенности сети в различных подразделениях банка наблюдается просто «вавилонское» разнообразие программных продуктов. Многие из них, как и имеющиеся там аппаратные средства, уже состарились, и к тому же квалификация технического персонала, к сожалению, оставляет желать лучшего. И тогда, даже если основное отделение банка решило у себя проблему Y2K, переход всей банковской системы к 2000 г. может серьезно осложниться из-за отставания филиалов.
Кроме того, ЦБ РФ зачастую меняет условия игры прямо перед сдачей отчетности, в частности в конце года. Не нужно далеко ходить за примером. Достаточно вспомнить деноминацию и переход на новые правила учета в прошлом году — важнейшие документы, регламентирующие работу национальной платежной системы, появились в последние дни 1998 г. Хотя справедливости ради стоит заметить, что уже сейчас, дабы облегчить переход в 2000 г., ЦБ РФ намерен ограничить объем выпускаемых нормативных документов, определяющих методы решения проблемы Y2K. Там она рассматривается как комплексная организационно-технологическая проблема и в качестве ее составляющих рассматриваются конкретные технические вопросы, касающиеся аппаратных средств, баз данных и приложений, а также технологий работы на рубеже веков.
На страницах различных изданий уже довольно много говорилось о проверках аппаратных средств, однако такой куда более существенный вопрос, как надежное взаимодействие всех аппаратных и программных банковских систем, обеспечивающих реализацию жизненно важных функций организации (в частности, выполнение обязательств перед клиентами), пока еще серьезно не обсуждался. При этом многие коммерческие банки потребительски относятся к решению проблемы Y2K: они ожидают, что поставщики АБС решат за них все возникающие вопросы. Но совершенно очевидно, что такой подход некорректен — ни один разработчик, как бы он ни старался, не в силах справиться со всеми банковскими проблемами. Достичь желаемого результата можно будет лишь тогда, когда они объединят свои усилия.
По требованию ЦБ РФ все банки получили от своих поставщиков «Сертификаты соответствия требованиям по работе в 2000 году». Однако даже если все продукты и будут удовлетворять их условиям, никакая совокупность сертификатов не гарантирует работоспособность системы автоматизации банка. И тогда 3 января 2000 г. банк может оказаться в ситуации, которую можно прокомментировать так: «К пуговицам претензий нет, к рукавам тоже нет, а костюмчик сидит как-то не так».
Думы разработчика
Фирма «ПрограмБанк» — это поставщик банковских систем, являющихся всего лишь верхушкой такого айсберга, как комплекс автоматизации банка. Она, как и другие разработчики банковского ПО, заинтересована в том, чтобы все ее клиенты были готовы к работе в 2000 г. Тем более что могут возникнуть трудности, напрямую не связанные с эксплуатацией собственно АБС.
Так, многие банки работают с неспециализированными программами, например, рассчитывают проценты по кредитам с помощью MS Excel или обмениваются платежами через различные системы банк—клиент. Если не заменить используемую версию MS Excel на ту, которая будет соответствовать 2000 г., и не проверить, совместим ли ее интерфейс с другими учетными системами, то все равно рано или поздно придется объясняться с клиентом, почему он должен платить проценты еще за сто лет. Подобные осложнения могут возникать и с интерфейсом в программе банк—клиент, сбои в котором приводят к потерям клиентских платежей.
Каждая подобная проблема сама по себе решается весьма просто, но если в банке установлены десятки систем различного производства, между которыми налажены сотни интерфейсов, то в таком случае работа банка может остановиться даже на несколько недель.
Со своей стороны, «ПрограмБанк» провел серьезное тестирование разработанных им программных продуктов на соответствие требованиям тех организаций, которые контролируют решение проблемы Y2K. По его завершении выяснилось, что все проверенные им продукты полностью соответствуют как международным, так и российским рекомендациям и нормативам (Базельского комитета, Главного бюджетно-контрольного управления США), а также Общим техническим требованиям «Соответствие 2000 году», утвержденным Госкомсвязи РФ от 25 декабря 1998 г. Таким образом, в продуктах «ПрограмБанка» было обеспечено следующее:
общая целостность системы, причем были проверены переходы через все значимые границы времени;
целостность даты, т. е. созданы связанные с датами функциональные возможности, которые должны правильно работать как в текущем, так и в будущем году. При этом некоторые системы «ПрограмБанка», например кредитно-депозитная, уже работают с датами 2000 г.;
явное/неявное столетие, т. е. хранение значения года в базах данных в четырехсимвольном виде, причем индексные выражения строятся по четырехсимвольному значению года. К примеру, в ИБС «Центавр» для ввода-вывода дат применяется «принцип окна», а нижняя граница дат приходится на 1970 г. В ИБС «Гефест» применяется четырехсимвольный интерфейс года;
2000 год распознается как високосный. Как уже было сказано выше, АБС в рамках банковского технологического процесса связана со многими внешними системами — от программ ЦБ РФ до приложений собственной разработки. Качество функционирования всей системы зависит от качества работы каждого звена технологической цепи и связей между ними. Поэтому очень важно правильно организовать тестирование работы банка в целом.
Международные и российские организации в своих документах выделили основные этапы работы над проблемой Y2K: осознание важности перехода к 2000 г., анализ влияния различных факторов, планирование, конверсия, тестирование и внедрение. Перечислим те задачи, которые являются актуальными для российских коммерческих банков:
- инвентаризация всех систем, обеспечивающих автоматизацию работы всех отделов и филиалов банка, включая удаленные рабочие места;
- проверка наиболее важных технологических цепочек, определяющих работу в первые дни года;
- получение годовой отчетности;
- расчеты с клиентами и корреспондентами;
- начисление процентов и комиссий;
- параллельная работа в двух столетиях;
- полная имитация работы банка, включая обмен данными с филиалами и удаленными территориями.
Само тестирование системы следует разбить на несколько этапов, причем должна быть создана инфраструктура тестирования. Сначала целесообразно проверить ПО, затем интерфейсы, потом провести поверку системную и наконец полную комплексную.
Как ни печально, времени на все это осталось крайне мало. Подавляющее большинство российских коммерческих банков пока находятся на этапе осознания проблемы Y2K. Поэтому самым важным становится подготовка баз данных для тестирования ПО. С одной стороны, их объем должен быть достаточным, чтобы отразить все особенности конкретного банка, с другой — компактным, чтобы сократить время тестирования.
По имеющимся оценкам, на изготовление тестовых баз данных сотрудником банковского отдела автоматизации, имеющим среднюю квалификацию, уходит примерно два месяца. Кроме этого, значительное время у него займет инвентаризация и замена техники, а также работа с филиалами и удаленными территориями. А поскольку такие работники обычно весьма загружены, то ее выполнение только силами сотрудников отделов автоматизации банка маловероятно.
В подобных обстоятельствах и при условии недостатка времени фирма «ПрограмБанк» проводит для своих клиентов следующие проверки:
- аппаратных средств банка, в том числе оптимизацию настройки сети и рабочих станций;
- конфигурации банковского ПО;
- сетевого, системного и стороннего ПО, составляя при этом список «проблемных» продуктов и давая рекомендации для решения возможных затруднений.
Кроме того, выполняется стендовая проверка на совместимость технологии работы банка в условиях проблемы Y2K, включающая развертывание стенда в банке с установкой на нем макета банковской системы, составление сценария типового «операционного дня» данного банка, проведение тестирования работы в такой день и получение отчетности, а также документирование результатов.
И обязательно организуется обучение персонала банка, в том числе его ознакомление с проблемой Y2K и способами ее решения, а также выявляются наиболее часто возникающие конкретные проблемы.
Таким образом, клиенты смогут получить подробные отчеты о проведенных тестах и рекомендации по решению проблемы Y2K и работе в переходный период.
«ПрограмБанк» уже приступил к совместному тестированию систем автоматизации в нескольких крупных коммерческих банках, а его опыт сопровождения своих продуктов, развитые технологии проверки и разработки позволят минимизировать потери, связанные с Y2K.
Об авторе
Занин Виталий — директор по производству компании «ПрограмБанк», тел.: (095) 232-00-54.