, то видеомонтаж — редактирование отснятого материала и превращение его в полноценный фильм — все еще остается уделом избранных. И дело не только в том, что полноценная видеомонтажная студия многим не по карману. Усилия, необходимые на освоение оборудования и принципов видеомонтажа, до недавнего времени выходили за рамки разумного. Однако мир не стоит на месте, и теперь, став цифровым, видео значительно облегчит монтажные задачи, поможет реализовать новые интересные идеи и получить море удовольствия от домашних фильмов.

Для обработки видео нужны как минимум видеокамера и компьютер. Минимальная конфигурация ПК — Pentium MMX, 32 Мбайт ОЗУ и Windows 95/98. Если ваша видеокамера — аналоговая, т. е. работает в формате VHS, Hi8 или S-VHS, то необходима плата, позволяющая оцифровывать аналоговое видео и записывать его на жесткий диск компьютера. Можно выбрать и другое, более простое и быстрое в освоении решение: систему miroVideo Studio-400 для линейного видеомонтажа, и тогда в процессе перезаписи материала с камеры на магнитофон компьютерная программа добавит спецэффекты, переходы и титры, а также музыку и графические заставки (подробнее см. статью П. Ерофеева «Монтаж цифрового видео на ПК: выбираем способ» в №5/99, с. 126). Но аналоговый видеомонтаж имеет ряд недостатков, такие, например, как потеря качества при многократной перезаписи и преобразованиях из аналогового формата в цифровой и обратно, не говоря уже о сложностях работы с видеооборудованием или при настройке параметров записи и компрессии. Поэтому, если есть возможность, стоит сразу использовать цифровую видеокамеру и цифровую плату ввода-вывода, благо сейчас выбрать есть из чего и цены на это оборудование постоянно снижаются.

Цифровые видеокамеры

Мы уже не раз рассказывали о новом цифровом формате Mini-DV и различных моделях DV-камер (подробнее см. «Mini-DV: пора зрелости», «Мир ПК», №4/99). Среди их достоинств компактность, высокое качество записи (близкое к профессиональным стандартам), обилие функциональных возможностей и, самое главное, — наличие цифрового интерфейса IEEE-1394 (i.Link) для коммутации с цифровым оборудованием и ПК. Единственным недостатком камер Mini-DV оставалась сравнительно высокая цена: от 1500 — 2200 долл. И вот наконец появились цифровые камеры второго поколения, работающие в новом формате Digital8, разработанном компанией Sony на базе общепринятого формата Hi8. Эти камеры при цене менее 1000 долл. сочетают все преимущества цифровой видеозаписи, включая полноценный интерфейс IEEE-1394, фоторежим, 16- и 12-рязрядную запись звука. Кроме того, они совместимы с обычными аналоговыми кассетами Hi8 и имеют возможность конвертировать через кодек камеры аналоговый сигнал в цифровой и обратно.

При выборе видеокамеры следует учитывать множество аспектов. Рассмотрим некоторые из них.

  • Выбор формата. На мой взгляд, покупка аналоговой камеры вряд ли сегодня будет оправданна. Дешевые модели (VHS, 8) очень сильно уступают по качеству и функциональным возможностям, а более «продвинутые» камеры (Hi8) по цене приближаются к цифровым моделям Digital8. Поэтому для личного использования и большинства других задач (мультимедийное производство, корпоративное видео) лучше остановиться на Digital8. Выбор оборудования Mini-DV (тем более студийных форматов DVCAM или DVCPRO) может быть обусловлен повышенными требованиями к качеству и наличием определенных функций (например, ручное управление параметрами съемки, прогрессивный режим сканирования, сменная оптика).
  • Качество записи. Многое зависит от оптики и разрешающей способности ПЗС-матрицы. Как правило, чем больше матрица, тем лучше (1/3 имеет преимущество перед 1/4), а в профессиональные камеры устанавливаются три ПЗС-матрицы для более совершенной оцифровки изображения. Играет роль и режим сканирования: обычные модели используют чересстрочный метод, а более «продвинутые» — прогрессивный (progressive scan).
  • Светочувствительность. Чем ниже значение минимальной освещенности, тем лучше камера снимает в темноте. Обычно оно колеблется от 6 до 1 люкс. Некоторые камеры Sony обладают возможностью съемки в инфракрасных лучах, т. е. съемки в темноте (0 люкс), выдавая специфичное монохромное изображение.
  • Увеличение (Zoom). В первую очередь обращайте внимание на значение оптического увеличения, так как именно оно обеспечивает реальное приближение. Цифровое увеличение достигается за счет интерполяции изображения с помощью специального алгоритма и снижает его качество.
  • Стабилизация. Оптическая стабилизация обеспечивает лучшие результаты по сравнению с цифровой.
  • DV-интерфейс (IEEE-1394, i.Link). Оптимально, чтобы поддерживался и вход и выход. Покупать цифровую камеру вообще без DV-интерфейса не следует.

Монтажные системы

Монтажные системы на базе DV-формата прекрасно подходят для полного спектра задач — от разработки мультимедийного содержания для CD-ROM или WWW до мастеринга DVD и студийного монтажа. Отредактированное видео можно вывести на пленку (в цифровом и/или аналоговом формате в зависимости от возможностей вашей платы) или же перекодировать его в подходящий формат для дальнейшего хранения и распространения (например, QuickTime, AVI или MPEG). Технологии AVI и MPEG сегодня встроены в операционные системы (как Windows, так и Mac), поэтому ваш материал будет доступен большинству пользователей даже без специального оборудования. Правда, для создания MPEG-1 (или MPEG-2) профессионального качества вам потребуется соответствующая программа-кодировщик, например Darim DVMPEG или Terran Interactive?s Media Cleaner Pro.

Существуют монтажные DV-системы четырех типов. Наиболее доступный вариант — это комбинация платы ввода-вывода IEEE-1394 и программного кодека, обеспечивающего преобразование DV-сигнала в AVI-формат. Как правило, подобные системы базируются на контроллерах Adaptec AHA-8940 (DPS Sparc и miroVideo DV200) или AHA-8945 (со встроенным SCSI-UW) - miroVideo DV300 и DPS Sparc Plus. Исключение составляет плата Canopus DV-Raptor, использующая собственную оригинальную архитектуру. Возможности этих плат зависят в первую очередь от уровня ПО, поэтому обращайте внимание, поддерживаются ли такие ключевые функции, как предварительный просмотр видео в режиме реального времени (позволяющий контролировать монтажные решения до вывода финального клипа на пленку), управление видеооборудованием, автоматическое распознавание фрагментов при записи материала, проекты объемом более 2 Гбайт. В комплекте обычно поставляется видеоредактор класса Ulead Media Studio или Adobe Premiere LE.

Следующий вариант — профессиональные монтажные решения, поддерживающие, как правило, форматы DV/DVCAM и S-Video. В них используется аппаратный DV-кодек от фирмы Sony и внешний коммутационный блок с цифровыми и аналоговыми входами-выходами для аудио и видео. Наиболее популярны в России модели DV-Master и DV-Master Pro компании Fast или DV-Rex фирмы Canopus. Пользователи таких систем смогут работать с профессиональными пакетами для монтажа видео, например с полной версией Adobe Premiere или in-sync Speed Razor.

Если необходима поддержка формата Betacam, то можно обратить внимание на вещательные монтажные комплексы, базирующиеся на традиционной технологии M-JPEG, но дополнительно комплектующиеся DV-интерфейсами, например Pinnacle ReelTime или Matrox DigiSuite. Такие комплексы поддерживают два видеопотока и ускоренный рендеринг, а кроме того, их можно модернизировать, воспользовавшись модулями для создания 2D- и 3D-эффектов в режиме реального времени.

Наконец, последнее веяние — это монтажные системы MPEG-2: Pinnacle Systems DC1000, Canopus Amber и Fast 601. За счет более совершенных, чем M-JPEG, алгоритмов компрессии они позволяют обрабатывать большие объемы данных при более низких требованиях к системным ресурсам. В результате DC1000 и 601 поддерживают два потока видео в режиме реального времени, с наложением 2D- и 3D- эффектов подобно Pinnacle ReelTime и Matrox DigiSuite. Структура MPEG-2 очень близка к DVD-видео, поэтому если вы предполагаете выполнять в будущем мастеринг цифровых видеодисков, то стоит обратить на них внимание. n

ОБ АВТОРЕ

Александр Курило — ведущий рубрики «Мультимедиа». Контактный телефон: (095) 943-92-93, e-mail: , http://www.mpcdigest.ru.


Видеомашина: не тормози!

Фотография прошла путь от престижного увлечения единиц до обыденного употребления многими лет за пятьдесят, а видеосъемка — за десять. Если так пойдет, то через пару лет цифровое видео тоже станет привычным способом «регистрации» действительности. Но пока видеомонтажом с использованием компьютера занимаются лишь те, кого можно отнести к числу квалифицированных пользователей. Покупатели же цифровых видеокамер, привлеченные высоким качеством изображения, цифровую обработку видеоматериалов либо не подразумевают вовсе, либо откладывают до лучших времен. Ну что ж, эти времена уже наступили: цены на компьютерные системы для цифрового видеомонтажа с качеством не ниже S-Video за год снизились почти в два раза, и многие любители на вопрос: «Cтоит ли редактировать видеоматериалы на компьютере?» теперь отвечают утвердительно. Однако речь идет не о системах для подготовки материалов вещательного качества и об устройствах, заслуженно называемых «видеобластерами». Наше внимание устремлено к компьютерным системам, решающим любительские и полупрофессиональные задачи.

Рассмотрим возможные варианты подобных систем.

Для редактирования в домашних условиях видео с аналоговой камеры VHS или Hi8 потребуется компьютер примерно следующей конфигурации. Корпус Middle Tower должен иметь хорошую вентиляцию и мощный блок питания. На системной плате лучше не экономить, так как именно с ней обычно связаны различные проблемы по работе мультимедийных устройств. Лучше приобрести одну из последних моделей известного производителя - Asus, SuperMicro, Gygabyte и др. К тому же это позволит в будущем модернизировать компьютер до Pentium-III. По тем же причинам я обычно не советую брать процессоры AMD или Cyrix. Из соображений экономии остановимся на Intel Celeron. Что касается объема ОЗУ, то чем больше, тем лучше: на сегодня рабочий минимум составляет 64 Мбайт. Дисковая система обязательно должна состоять из двух жестких дисков: один в качестве системного (для ОС Windows и программного обеспечения), второй — для записи и редактирования видео. В зависимости от способа сжатия на 1 Гбайт помещается 5-20 мин видеоматериала, исходя из чего подберите диск требуемой емкости. Графический адаптер — еще один ключевой компонент «видеомашины». От качества его драйверов зависит, как будет работать режим overlay (воспроизведение видео в «окне»), и будет ли он вообще работать. Хорошо себя зарекомендовали модели ATI, платы на базе Riva-TNT, 3Dfx Voodoo-3. Вместо обычного CD-ROM можно установить пишущий дисковод CD-RW, благо цены на них сейчас колеблются от 200 до 300 долл. (мне, например, очень приглянулась модель LG 4/2/24 EIDE). Наконец, монитор подбирается исключительно исходя из личных пристрастий и бюджета, но всегда лучше брать 17-дюймовые модели, так как при редактировании видео будет отображаться на экране много информации и различных меню.

Плата miroVideo DC10+ компании Pinnacle Systems обеспечит полноценный ввод и вывод видео с разрешением до 7683576 (50 полей) и сжатием 1:4. Для звукового сопровождения лучше всего подойдет одна из современных звуковых плат на шине PCI, например TB Montego-II, Diamond MX-300 или Creative SB Live! В итоге стоимость такого комплекса составит менее 1500 долл., а при минимальной комплектации и вовсе до 1000 долл. Если вы захотите довести эту систему до профессионального уровня для монтажа S-Video, то вместо DC10+ установите платы miroVideo DC30+ или Fast AV-Master, более мощный процессор (Pentium-II), 128-Мбайт ОЗУ и дисковую систему из двух жестких дисков на базе RAID-контроллера Promise FastTrak.

Комплектация студии для редактирования видео в цифровом DV-формате во многом аналогична предыдущим рекомендациям. Но необходимо учесть, что программные DV-кодеки, применяемые в DV-платах этого ценового уровня, требуют дополнительных аппаратных ресурсов, поэтому лучше увеличить объем ОЗУ до 128 Мбайт и использовать процессоры семейства Pentium-II или даже Pentium-III. Это, кстати, скажется и на скорости рендеринга при просчете сложных эффектов. Цена такого комплекса все равно редко превышает 2000 долл. При необходимости в данную конфигурацию можно добавить плату с аналоговыми входами-выходами для совместимости с обычными видеоформатами (VHS, S-Video), например ту же DC10+ или более мощный вариант DC30+.

Когда речь заходит о профессиональном монтаже, то надо помнить, что бюджет такой студии составит 4—5 тыс. долл. и более. Здесь в первую очередь важен результат и качество, поэтому комплектовать «видеомашину» надо по максимуму: процессор Pentium-III, ОЗУ 256 Мбайт (и более). Очень важна производительность дискового массива, поэтому оптимально использовать RAID-массив на базе контроллера FastTrak или специализированный VideoRaid. При этом жесткие диски SCSI все-таки не рекомендую, так как несмотря на впечатляющие параметры и скорость они отличаются крайне нелинейными значениями запись/чтение, да и стоят существенно дороже. В комплект DV-Rex и DV-Master входят внешние коммутационные модули, поддерживающие разные аудиоформаты и обеспечивающие удобное подключение дополнительного оборудования. Однако звуковая плата все равно не помешает, пусть это будет хотя бы SoundBlaster для мультимедийных задач и приложений.

Хотелось бы сказать еще несколько слов о преимуществах цифрового (нелинейного) видеомонтажа над традиционным линейным. Комплект из камеры и видеомагнитофона с монтажными функциями позволит задавать нужную последовательность сцен и записывать их на видеомагнитофон в выбранном порядке. Некоторые комплекты обладают инструментами, помогающими оформлять переходы между сценами с помощью эффектов. Впрочем, выбор обычно невелик: наложение титров, графики, применение фильтров, 3D-эффектов, изменение параметров изображения, наложение звука (с точной синхронизацией) - все это будет недоступно. Да и точность монтажа при использовании бытового видеомагнитофона зачастую недостаточна. При цифровом монтаже видео записано в цифровой форме на жестком диске компьютера и возможности обработки определяются только степенью сложности программного обеспечения. Правда, скорость вычислений зависит от производительности компьютера, но проекты, на просчет которых несколько лет назад уходили сутки, теперь выполняются за часы. Доступно также многослойное наложение звука с микшированием, создание титров, наложение компьютерной 2D- и 3D-графики и т.д. К тому же цифровое видео всегда можно преобразовать в формат MPEG-1, MPEG-2, записать на CD (или теперь уже DVD?).

И хотя «Титаник» повторить вряд ли удастся, эффекты, применяемые на телевидении, можно воспроизвести почти с таким же качеством. Осталось попробовать самим.

Владимир Шастов, специалист компании «Мультимедиа Клуб», e-mail: vlad@mpc.ru.