В дополнение к материалам, опубликованным в «Мире ПК», № 1/99, c. 89, предлагаем несколько анализов пешечного окончания из партии Васюков—Спасский, которые выполнены нашим читателем С. Коноваловым с использованием новых версий шахматных игровых программ (ПК Pеntium-166, 16 Mбайт; на каждый ход отводилось по 3 мин).
Рис. 1. Диаграмма партии (вопросительные знаки на доске означают, что читатель «не помнит», стоят ли на соответствующих полях какие-либо фигуры) |
Сначала воспользуемся информационно-поисковой системой Chess Assistant 3.1 (см. «Мир ПК», № 1/98, с. 139). Допустим, что читатель при работе с ней запомнил только правую половину доски, на которой была расставлена анализировавшаяся позиция. Затем программа CA 3.1 по диаграмме, изображенной на левой части рис. 1, за 2 мин определяет, что в ее содержащем 865 тыс. партий архиве имеется лишь одна, в которой встретилась такая «частичная» позиция.
Затем на экране монитора появляются «точная» позиция (правая часть рис.1) и весь текст партии Васюков-Спасский. Понятно, что можно лишь изображать забывчивость и, например, желая проанализировать важную позицию, искать в архиве CA 3.1 похожие по пешечной структуре, расположению отдельных фигур и т. п.
Лет тридцать назад гроссмейстер Давид Бронштейн предложил отмечать в текстах партий время, затраченное игроком на обдумывание каждого хода. Для компьютеров стоит указывать еще две важные характеристики: оценку позиции с точки зрения белых в у. е. (1 у. е. = 1 пешка) и глубину перебора в полуходах. О полезности таких данных говорит, кстати, отказ IBM предоставить распечатки после исторического матча Каспаров—Deep Blue...
Приведем «мнения» об интересующей нас позиции двух известных игровых программ.
Fritz 5: 1. Крe3 (0.22/13) Крd6 (0.09/12) 2. Крe4 (0.41/13) a5 (0.41/13) 3. g4 (0.41/13) a4 (0.47/13) 4. f5 (0.56/13) c5 (0.69/14) 5. g5 (0.53/13) b5 (0.56/14) 6. h3 (0.81/13) b4 (1.07/14) 7. b3 (1.22/14) ab (1.34/15) 8. ab (1.09/12) c4 (1.53/16) 9. bc (1.50/15) b3 (1.94/15) 10. Крd3 (1.69/13) b2 (2.13/14) 11. Крc2 (1.78/11) Крe5 (2.63/19) 12. Крb2 (2.66/17) Кр:f5 (4.03/17) 13. h4 (5.75/18) Белые выигрывают. Chess Master 6000: 1. Крe3 (0.24/12) Крd6 (0.24/12) 2. Крe4 (0.25/12) a5 (0.40/12) 3. g4 (0.45/12) a4 (0.49/12) 4. g5 (0.49/11) Крe7 (0.62/11) 5. f5 (0.65/12) Крd6 (0.65/11) 6. h4 (0.64/11) c5 (0.84/11) 7. h5 (1.98/11) Крe7 (2.08/11) 8. Крd5 (2.15/12) h6 (2.05/11) 9. f6+ (2.28/11) Крf7 (2.03/11) 10. fg (1.45/13) hg (0.96/13) 11. h6 (0.87/12) g4 (0.96/11) 12. Крe4 (-2.04/11) a3 (-2.50/11) 13. b3 (-2.72/11) b5 (-7.14/11) 14. Крf4 (-7.68/11) c4 (-6.55/10) Черные выигрывают.
В данном случае программа СМ6000, играя белыми, на девятом ходу прельстилась возможностью образовать связанные проходные пешки, но не учла, что черный король их блокирует, а две отдаленные проходные пешки черных одолевают белого короля. Она проиграла белыми из-за недостаточной глубины расчета; из приведенных выше данных видно, что по скорости она заметно уступает Fritz 5.
Рис. 2. Позиция матча на заданную тему |
Сравнение приведенных анализов с партией Васюков-Спасский показало, что за черных программы придерживаются совершенно иной тактики: их король агрессивен и сразу же отправляется на помощь пешкам ферзевого фланга, где у черных перевес.
Все же программа, играющая «по Спасскому», нашлась — это USCF Chess, единственная «сертифицированная» американской шахматной федерацией (коробочный вариант продается в московских магазинах).
Замечательная (например, своей симметричностью) позиция на рис. 2 возникла в тематическом матче USCF Chess—Fritz 5 после ходов:
1. Крe3 Крd6 2. Крe4 a5 3. g4 a4 4. f5 c5 5. h4 b5 6. h5 b4 7. g5 (0.88/15) c4 (1.00/14).
Попробуйте, уважаемый читатель, с помощью имеющихся у вас шахматных знаний и программ проанализировать эту позицию и, в частности, решить, стоит ли сейчас белым идти на прорыв g5-g6.
Rg1, Kc5, Cc1