банальностью), в это же самое время по-прежнему вполне успешно, хотя и без былого шика, прошел седьмой международный фестиваль «Аниграф-Телекино?99». И если в чистом виде технологические выставки действительно переживают кризис жанра, то выбранная «Аниграфом» семь лет назад форма представления техники на фоне демонстрации продукции, ею производимой, доказывает уже в который раз свою живучесть. И это потому, что ничто так не привлекает, как творчество. Тщетны попытки убедить в обратном: технологии — сколь высокими бы они ни были — остаются лишь средством выражения мысли, чувства, эмоции. Собственно, насколько это удается сегодня, и определяли многочисленные жюри шести конкурсов «Аниграфа-Телекино?99».

Задача любого фестиваля — выявить ориентиры и понять движение, в котором будет развиваться новое искусство. О широте спектра тем и направлений, представленных на «Аниграфе», судите сами: телевидение и кинематограф, анимация и графика, профессиональное видеооборудование, аудиосистемы и цифровая обработка звука, мультимедиа и Internet, издательские технологии и полиграфия, цифровое фото, дизайн и реклама, индустриальный и архитектурный дизайн, видеокомпьютерные технологии в образовании и науке, технологии виртуальной реальности, интерактивные технологии, компьютерные игры и детское компьютерное творчество.

На конкурс киновидеоработ подано было более 170 материалов из 35 студий городов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдовы, Армении и Испании.

Обширна была и научная программа фестиваля, показавшая, по мнению исполнительного директора НАТ (Национальная ассоциация телерадиовещателей) Елены Злотниковой, что телевидение и компьютерный бизнес не только не умирают, они растут, они развиваются, они стараются понять друг друга.

Культурной летописью можно назвать ежегодный фестиваль сетевых арт-ресурсов «Да-Да-Нет», на участие в котором пришло более 100 заявок из самых разных городов России. Среди призеров не оказалось ни одного москвича. Это показательно для Сети, где нет столицы, нет провинции, и председатель жюри этого конкурса Марат Гельман считает, что Internet-искусство будет очень бурно развиваться.

Впервые прошел конкурс компьютерной живописи и дизайна, в нем приняли участие более 300 работ из разных уголков страны. Награждая лауреатов, Олег Марусев сказал: «Это уникально талантливые люди. Живопись — это живое письмо. И невзирая на то что технологии цифровые, придуманные математиками, каждому участнику хочу пожелать, чтобы всегда результат был живым письмом.

А по поводу споров, что главнее — технологии или искусство, после работ, которые мы посмотрели, на вопрос, может ли компьютерная живопись стать когда-либо искусством, наверное, можно ответить уже, что может и должна».

Конкурс CD-ROM «Контент» показал, что изготовители дисков вышли на определенный профессиональный уровень и, пряча технологии, стараются довести до совершенства содержательную часть дисков. «Мультимедиа сегодня, — сказал председатель жюри конкурса «Контент» Марат Гуриев, — это не технологии, это не компьютеры. Это часть либо образования, либо культуры, либо искусства России. Этот фестиваль добавил нам профессионализма, мастерства и даст очень много всходов в будущем году».

Замечу: все, кто пытался осмыслить происходящее, непременно заговаривали о еще не использованных возможностях техники, о развитии того или иного направления, представленного на «Аниграфе», т.е. о будущем. А оно тем временем было рядом — это участники Детской творческой программы фестиваля. И кто знает, может быть, кто-то из них будет завтра поражать маститое жюри или станет тем талантливым заказчиком, о котором мечтает мэтр рекламного бизнеса Юрий Грымов: «Найти компромисс между тем, что хочет заказчик, и тем, что надо в итоге сделать, — это неимоверно сложно».

Конечно, основным потребителем достижений прогресса является все-таки человек. И неизменно обращаясь к такой важной составляющей жизни человека, как творчество, организаторы фестиваля сделали верную ставку. Ибо любое проявление творческих сил одного человека всегда будет интересно другому. А значит, «Аниграфу» не грозят коловратности жизни.


Елена Лавренко, директор «Аниграфа»

— В этом году фестиваль стал называться «Аниграф-Телекино», давая тем самым понять, что технология для телевидения и кино становится на сегодняшнем фестивале очень сильной составляющей, и это серьезная заявка для специалистов в области телевидения, которые именно на «Аниграфе» могут познакомиться с реально существующими технологиями. Выставочная часть фестиваля продолжает существовать, виртуально-мультимедийно-интерактивные формы тоже представлены.

— «Аниграф» в этом году предполагает представить два среза: то, что уже существует в этой отрасли, и то, что будет завтра?

— Совершенно верно. И еще. Мы вышли за рамки узкого фестиваля компьютерной графики и получаем предложения от самых разнообразных организаций, желающих реализовать свои проекты именно на «Аниграфе». Вот, например, в этом году мы объявили новый конкурс. Это фестиваль сетевых арт-ресурсов «Да-Да-Нет». Кроме того, поступили очень интересные предложения от «Комитета 2000» и от агентства ЮНЕСКО, есть мысль организовать конкурс студенческих работ... Но все эти идеи, конечно, для будущего фестиваля.

— А не кажется ли, что это неподъемная задача?

— Задача безумно тяжелая, поэтому мы пытаемся обязательно по каждому из направлений иметь кураторов, и они решают самые разные задачи по организации конкурса, в том числе финансовые.

— Если конкретные проблемы решают кураторы, то на Дирекцию «Аниграфа» ложится совершенно другая задача, творческая: выработка концепции и соответствие ей. Могли бы Вы коротко обозначить концепцию фестиваля?

— Новое название нашего фестиваля отражает изменения. Мы выросли из этих штанишек — фестиваль компьютерной графики и анимации. Теперь это фестиваль компьютерной графики и компьютерных технологий, использующихся в самых разных направлениях. Более того, технологически интересные подходы и решения, в отличие от чисто компьютерных выставок, мы стараемся обставить какими-то творческими актами, которые помогали бы фирмам, принимающим участие в фестивале, легче продвигать свои продукты. Но как это получается...

— Может быть, слово ФЕСТИВАЛЬ и есть суть концепции?

— Да, совершенно верно.


Никита Михалков, Председатель союза кинематографистов РФ, Президент Российского фонда культуры, кинорежиссер

— Я применял компьютерную графику в картине «Сибирский цирюльник» в сцене дуэли, где хотел достичь самодовлеющего эмоционального эффекта через специальный эффект. Конечно, там было утрирование, потому что клинки не рассыпают искры и тем более не дают эффект блика на лицо. Но ни у кого, я спрашивал, не возникает ощущения, что это компьютерная графика, что для меня более всего дорого. Это значит, что эффект работает, а то, как он достигнут, пусть остается за кадром. Я вообще сторонник того, чтобы швы и тяжести-сложности процесса оставались бы за кадром. И то же самое с компьютерной графикой. Думаю, эта технология будет быстро распространяться. Но все равно я очень настороженно к компьютерным средствам отношусь. Очень настороженно.

Это очень опасно. Мощь такого рода приемов сводит на нет все остальные душевно-психологические усилия. И, я повторюсь, для меня важнее сделать это вспомогательным главному делу, нежели наоборот.

Электронный монтаж тоже опаснейшая вещь. Удобнейшая, и с точки зрения технологии — это гениально. Но с точки зрения творчества — это чудовищно трудно.

— Если бы не было технологии, Вы бы сделали ТАК?

— Я все равно пытался бы сделать это другими способами, но компьютерная графика давала возможность сделать это быстрее и качественнее.

— Считаете ли Вы, что общение с компьютером изменило Ваше собственное зрительное восприятие? Если да, то каким образом?

— Да. Да. И, сейчас вы меня убьете, но все-таки в какой-то степени это Макдональдс. Идет вымывание ощущений, т.е. нет живой связи с природой (книгой).

И все-таки я желаю успехов всем вашим начинаниям. Я очень надеюсь, что качество того, что мы делаем, выйдет на тот уровень, когда к нам будут обращаться за заказами, а не мы. И я очень надеюсь, что вы совершенно правы: в это дело придут люди со вкусом, люди талантливые, люди с крепкими традициями. И будут пользовать новые технологии на пользу нашего отечества. Спасибо.


Александр Олейников, ТВ-6

— Вас не удивило приглашение стать председателем жюри игрового конкурса?

— Удивило, что меня пригласили именно в игры, потому что я не специалист и не знаю системы создания игр и технологии. Но, может быть, моя роль в данном случае более политическая, нежели техническая.

— А как Вы относитесь к агрессивности компьютерных игр?

— Абсолютно спокойно отношусь к агрессивности компьютерных игр, как и к агрессивности телевидения и кино, театра, живописи и вообще искусства. Это домыслы, что агрессия с экрана рождает адекватное чувство.

— Вы поставили в один ряд компьютерную игру и искусство...

— Абсолютно... В какой-то области это именно искусство.

— В какой?

— В процессе создания. Все строится не только на алгоритмах, все созидательное — это творчество.

— Ваши впечатления об игровом конкурсе.

— Единственной неудачей этого конкурса был его председатель жюри, так как я попробовал все игры и не сумел пройти ни одного уровня. Я понял, что эту планку мне не взять, и остается сожалеть, что я уже никогда не буду таким, как тот ребенок, который получил здесь награду.

Или вот еще: ко мне подошла маленькая девочка с просьбой об автографе и вместо привычного блокнота или листочка протянула какой-то микрокомпьютер, в котором я оставил свой автограф. Я уже не первый год работаю на «Аниграфе», но именно на этом фестивале по-настоящему ощутил себя в XXI веке. Это повод задуматься над тем, как далеко уведет нас компьютер.


Юрий Грымов, студия «Юг»

— Как Вы считаете, компьютер и искусство, компьютер и реклама — прямая связь существует?

— Да. Да, потому что компьютер позволяет вашему мозгу перейти, скажем так, в другое измерение, идти дальше, показать, на что он способен. Пока компьютер несовершенен по отношению к мозгу, но все идет к тому, что когда-нибудь они соединятся, возможности мозга и компьютера.

— Каким Вы видите сегодняшний «Аниграф»?

— Это, конечно, собрание людей по поводу, людей, которых объединяет компьютер. Это художники, техники, продавцы и потенциальные покупатели. Но, как любой фестиваль в этой стране, к сожалению, он не несет образовательного момента, не хватает систематических, неслучайных встреч. Строго говоря, не может фестиваль за год сделаться лучше. Вот через 10 лет, 40 лет...

— Что лично Вам дает работа на фестивале?

— На самом деле, это прежде всего повод себя показать, рассказать о своих проектах, может быть, познакомиться с кем-то. Но я и так многих знаю, по крайней мере тех, кто работает в Москве.

— Неужели так узок круг этих революционеров?

— Да, и другое: качественный барьер мало кто переходит.

— Чего Вы ждете от «Аниграфа-2000»?

— Креатива!