Новое поколение 3D-акселераторов

Рынок графических акселераторов сейчас переживает бурные времена. Еще недавно мы воспевали компанию 3Dfx и ее технологию Voodoo ("Мир ПК", № 5/98, "3Dfx: трехмерная революция"), а теперь каждый месяц появляется информация о новых графических процессорах, разрабатываемых различными компаниями в надежде отобрать у 3Dfx первенство в этой области. Что ж, 3Dfx сломал привычные стереотипы и помог понять, что очень многие пользователи на своих ПК не только работают, но и играют, а вот для этого производительности всегда не хватает. Ниже в статье представлен краткий обзор появившихся в последнее время наиболее интересных графических процессоров и плат на их основе.

Будущее за более реалистичной объемной графикой, и эту истину осознают не только производители графических плат, но и такие "мэтры" компьютерной индустрии, как Intel, AMD и Microsoft. Компания AMD уже начала интегрировать трехмерные функции в свои процессоры серии K-2 на основе технологии 3Dnow!, и видимо, нечто подобное в скором времени сделает Intel, благо производство графических процессоров уже успешно апробировано на интегральной схеме i-740. С развитием технологии AGP (в скором времени ожидается выход новых 3D-акселераторов с поддержкой AGP 4X) может так статься, что ЦП просто возьмет на себя функции графического акселератора, поэтому производителям графических плат сейчас остается только одно - постоянно совершенствовать свои продукты и добиваться максимальной производительности, недоступной ЦП. Microsoft после признания DirectX в качестве основной платформы для разработчиков трехмерных мультимедийных приложений, придерживается пока нейтралитета - главное, чтобы производители не забывали сертифицировать свои продукты под очередную версию Windows. А ходят слухи, что для Windows уже ведется разработка трехмерного "движка" (engine), который, вполне возможно, будет базироваться на технологии Unreal 2 компании Epic Megagames.

Matrox MGA G-200

http://www.matrox.com

Достоинства: высокая производительность в 2D и удовлетворительные результаты в 3D (Direct3D), качественное изображение, хорошие драйверы.

Недостатки: отсутствие поддержки Glide, задержка выхода драйверов для Open-GL.

Графические платы компании Matrox долгое время оставались фаворитами московского рынка, и только появление мультимедийных 3D-акселераторов на базе 3Dfx Voodoo отвлекло внимание пользователей от моделей Millennium-II и Mystique-220. Разработчикам Matrox пришлось спешно перерабатывать архитектуру своих интегральных схем и внедрять в них более мощное ядро для операций с трехмерной графикой. В результате сначала появилась переходная (если так можно выразиться) модель G-100, не получившая особого признания, и, наконец, G-200. Новый процессор, унаследовавший от Millennium-II традиционно быстрое ядро для работы в 2D, демонстрирует отличный потенциал и в 3D - в любых случаях - и для игр, и для профессионального ПО.

Существует несколько модификаций плат на базе G-200. В Москве наиболее распространены OEM-версии Mystique G-200 (с RAMDAC 230-МГц и памятью SDRAM, цена 99 долл.) и Millennium G-200 (с более быстрым RAMDAC 250-МГц и памятью SGRAM, цена 129 долл.). Правда, модели различаются по производительности всего лишь на 3-5%, поэтому преимущества Millennium G-200 будут проявляться только при работе с высокими разрешениями, да к тому же, вероятно, RAMDAC несколько скажется на качестве изображения. Кроме того, объем памяти можно наращивать с 8 до 16 Мбайт. Предусмотрен также отдельный разъем расширения для подключения дочерней платы Rainbow Runner (обеспечивающей ввод-вывод видеоданных, ТВ-выход и аппаратное воспроизведение MPEG) или DVD-декодера.

Модель G-200 оптимизирована для шины AGP 2X и прекрасно отрабатывает все AGP-функции. Она демонстрирует высокую производительность в играх для Direct3D с полным набором спецэффектов и качественным рендерингом. Конечно, G-200 несколько проигрывает Voodoo-2 в скорости, и кроме того, в некоторых играх (например, в Quake II, Incoming) некорректно отрабатывается эффект сглаживания. До сих пор не вышли драйверы с поддержкой Open-GL, но для игр типа Quake можно пользоваться специальным эмулятором (D3Dwrapper), работающим вполне прилично. А в общем G-200 - добротный акселератор, при наличии которого не нужно устанавливать Voodoo-2. Его потенциал раскрыт еще не до конца, и можно надеяться, что Matrox форсирует разработку новых драйверов.

Характеристика MGA G-200

  • Шина AGP 2X или PCI 2.1
  • ОЗУ до 16 Мбайт (100-МГц SDRAM или SGRAM)
  • 128-разрядный 2D/3D-ускоритель
  • Поддерживает мультитекстурирование (наложение нескольких текстур за один проход)
  • 230- или 250-МГц RAMDAC
  • 32-разрядная цветовая палитра
  • 32- или 16-разрядный Z-буфер
  • Максимальное 3D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ): 128031024, 24 бит
  • Максимальное 2D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ): 192031080, 24 бит
  • Поддерживаемые API: Direct3D 6.0
  • Особенности: не реализовано в полной мере сглаживание, отсутствуют драйверы для Open-GL

nVidia Riva-TNT, иначе TwiN Texel

http://www.nvidia.com

Достоинства: высокая производительность в 2D и 3D, прекрасное соотношение цена/качество, 16-Мбайт ОЗУ.

Недостатки: отсутствие поддержки Glide.

Компания nVidia уже сделала несколько попыток выйти на рынок графических акселераторов. Кто-то, наверное, еще помнит неудачный запуск в продажу 3D-акселератора Diamond Edge-3D на базе первого процессора nVidia, завершившийся полным провалом из-за нестабильности работы драйверов, низкой производительности и серьезных проблем с совместимостью. Вторая попытка оказалась значительно успешнее, и Riva-128, а позже и ее модификация Riva-128ZX в прошлом году пользовались большой популярностью и получили поддержку многих производителей графических плат. Однако к Riva-128 предъявлялись некоторые претензии, в частности к качеству драйверов и совместимости с играми (для нормальной работы в некоторых случаях требовалось установить специальные файлы коррекции, а также долгое время отсутствовала поддержка Open-GL). Поэтому анонсы Riva-TNT вызвали у меня некоторую настороженность, и заявления о "небывалой" производительности в 2D и 3D я воспринял скептически. Однако, получив на тестирование первые образцы плат Canopus Spectra 2500, Diamond Viper 550, Creative Riva-TNT и поработав с ними некоторое время, пришел к выводу, что это действительно лучший мультимедийный 2D- и 3D-акселератор на сегодняшний день по соотношению цена/качество. И хотя все-таки остаются некоторые "но" (так, качество изображения мне больше понравилось у Matrox G-200, отсутствует поддержка Glide, необходимая для совместимости с некоторыми старыми играми, перегревается процессор), до появления на рынке ATI Rage-128 я бы рекомендовал платы на базе Riva-TNT в качестве универсального графического адаптера для дома и офиса.

Характеристика Riva-TNT

  • Шина AGP 2X или PCI 2.1
  • ОЗУ до 16 Мбайт (100-МГц SDRAM или SGRAM)
  • 128-разрядный 2D/3D-ускоритель
  • Поддерживает мультитекстурирование (наложение нескольких текстур за один проход)
  • 250-МГц RAMDAC
  • 32-разрядная цветовая палитра
  • 24- или 16-разрядный Z-буфер
  • Максимальное 3D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ) 10243768
  • Максимальное 2D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ) 160031200
  • Поддерживаемые API: Direct3D 6.0, Open-GL (ICD)
  • Особенности: может обрабатывать два пиксела за один такт

3D-акселераторы на основе Riva-TNT

Creative Graphics Blaster Riva-TNT. Обычная конфигурация Riva-TNT: 16-Мбайт SDRAM, шина AGP, простой охлаждающий радиатор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей. Работает стабильно, хотя стоит следить за соблюдением нормального температурного режима внутри компьютера и обеспечивать дополнительный обдув платы. Цена (OEM-версия): 129 долл.

Asus 3400TNT. 16-Мбайт SDRAM, шина AGP, специальный охлаждающий вентилятор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей. Существует модификация со встроенным ТВ-выходом и функцией видеозахвата. Наличие вентилятора уменьшает риск перегрева платы, а от Creative Riva-TNT он отличается лишь дизайном панели управления. Цена (коробочная версия): 149 долл.

Canopus Spectra-2500. 16-Мбайт SDRAM, шина AGP, специальный охлаждающий вентилятор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей и специальный разъем для коммутации с платами Voodoo-2 внутри ПК (технология WitchDoctor), а также встроенный ТВ-выход (PAL/NTSC). Самая дорогая плата на основе Riva-TNT - Canopus традиционно сохраняет элитный имидж, что проявляется в ее красивом дизайне, а также в наличии вентилятора, ТВ-выхода и "люксовой" возможности коммутировать ее с Voodoo-2, избегая дополнительных наводок и помех. Драйверы для платы написаны хорошо, работает она стабильно, но вам решать - стоит ли это дополнительных затрат. Цена (поставляется только в коробочной версии): 195 долл.

Diamond Viper 550. 16-Мбайт SDRAM, шина AGP, простой охлаждающий радиатор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей. При тестировании этой платы компьютер несколько раз зависал, но, видимо, были использованы старые драйверы (1.93Е). Цена (OEM-версия): 139 долл.

3Dfx Banshee

http://www.3dfx.com

Достоинства: высокая производительность в 2D и 3D, низкая цена, 16-Мбайт ОЗУ, поддержка Glide.

Недостатки: неполная совместимость с Voodoo-2, отсутствие мультитекстурирования.

Поскольку у Voodoo-2 отсутствует 2D-акселератор, необходимо устанавливать в компьютер второй графический адаптер. Учитывая, что в ПК стандартной конфигурации предусмотрено всего четыре PCI-разъема, отводить два из них под видеосистему мне кажется несколько расточительным (или даже один, если 2D-адаптер использует шину AGP), ведь так хочется установить рядом хороший ТВ-тюнер, звуковую плату, видеомонтажную систему или UW SCSI-контроллер. Кроме того, аналоговая коммутация Voodoo-2 с основным видеоадаптером через внешний кабель иногда приводит к появлению помех, ухудшению качества изображения. Раздражает также, что работа с играми возможна только в полноэкранном режиме, ведь это не всегда удобно.

Специалисты, занимающиеся 3Dfx, уже пытались разработать совмещенный 2D/3D-акселератор на базе технологии первого Voodoo, но получившийся продукт - Voodoo Rush - не оправдал возложенных на него надежд из-за проблем с совместимостью с оригинальным Voodoo 1 и плохой поддержки драйверов. При проектировании Banshee эти ошибки были учтены, и новый процессор теперь обладает набором функций и возможностей, достаточным для того, чтобы конкурировать с набравшими вес конкурентами - G-200 и Riva-TNT. Акселератор Banshee имеет очень хорошее 2D-ядро, вполне сравнимое по производительности с G-200 и Riva-TNT, и несколько модернизированное 3D-ядро от Voodoo-2, правда, без второго тексельного процессора. Это лишает его одной из важнейших для современных игр 3D-функции - поддержки мультитекстурирования, т. е. возможности наложить две текстуры на пиксел за один проход.

Мультитекстурирование уже было реализовано в Quake-2, и оно будет интенсивно использоваться в большинстве новых трехмерных игр, так как позволяет существенно увеличить скорость прорисовки сцен. Однако и без этой функции Banshee остается очень быстрым 3D-акселератором - практически на уровне Voodoo-2, причем поддерживает разрешение до 160031200, работает в окне Windows и совместим с Glide. Это является главным козырем при сравнении с другими 3D-акселераторами, так как игры, оптимизированные для Glide, работают на 20-30% быстрее, чем их версии для Direct3D. Правда, надо отметить, что не все они сразу распознают Banshee как Glide-совместимый акселератор (это вполне понятно, ведь когда их разрабатывали, его еще и в помине не было), поэтому на сервере 3Dfx даются подробные разъяснения по поводу настройки соответствующих режимов и файлов коррекции. Такие же проблемы возникали в первые месяцы после выхода Voodoo-2, но они быстро разрешились благодаря выходу новых версий Glide и выпуску драйверов производителями плат.

Характеристика 3Dfx Banshee

  • Шина AGP 1X или PCI 2.1
  • ОЗУ до 16 Мбайт (100-МГц SDRAM или SGRAM)
  • 128-разрядный 2D/3D-ускоритель
  • 250-МГц RAMDAC
  • 32-разрядная цветовая палитра
  • 16-разрядный Z-буфер
  • Максимальное 3D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ) 128031024
  • Максимальное 2D-разрешение (при 16-Мбайт ОЗУ) 190031440
  • Поддерживаемые API: Direct3D 6.0, Open-GL (ICD), Glide
  • Особенности: совместим с Glide, не поддерживает мультитекстурирование

3D-акселераторы на основе 3Dfx Banshee

Creative 3D Blaster Banshee. Дизайн этой платы полностью соответствует базовому, разработанному 3Dfx, и ничем не отличается от аналогичных плат других производителей: шина PCI или AGP, 16-Мбайт память SDRAM, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей. Плата работает стабильно. Цена(OEM-версия): 119 долл.

Diamond Monster Fusion. Шина AGP, 16-Мбайт память SGRAM, специальный охлаждающий вентилятор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей. Быстрая память SGRAM и наличие вентилятора, что отнюдь не лишнее для Banshee, делают эту плату наиболее интересной для потенциальных покупателей. Цена (OEM-версия): 139 долл.

Quantum3D Raven3D. Повторяет базовый дизайн 3Dfx: шина AGP, 16-Мбайт память SGRAM, простой охлаждающий радиатор, разъем расширения для подключения мультимедийных модулей, специальный разъем для подключения стереоочков или шлемов ВР, что в какой-то мере оправдывает высокую цену. Цена (коробочная версия): 169 долл.

Несколько слов о будущем. Окончательные выводы о результатах конкурентной борьбы новых графических акселераторов делать пока еще рано, так как разработчики продолжают совершенствовать их архитектуру и драйверы. Например, Matrox за последние четыре месяца, в течение которых у меня установлен G-200, только за счет оптимизации драйверов добился 12-15%-ного прироста производительности. Поэтому рекомендую всегда применять для вашего видеоадаптера только самые свежие драйверы. Компания nVidia анонсировала, что собирается перейти на новую технологию производства микросхемы Riva-TNT, которая повысит ее производительность на 25%! Кроме того, в скором времени ожидается появление новых участников: Savage3D компании S-3, Rage-128 фирмы ATI и долгожданного Voodoo-3, оптимизированного для AGP...

Домашнее видео - красиво и просто!

Pinnacle Systems Studio 400

http://www.pinnaclesys.com

Примерно год назад в продаже появилась miroVideo Studio 200 - оригинальная система так называемого "линейного" монтажа видео, например в процессе перегона отснятого материала с камеры на видеомагнитофон, но без его оцифровки на жесткий диск. И вот в конце 1998 г. выходит новая, существенно доработанная версия этой системы под названием Studio 400. Первое знакомство с ней доставило мне массу удовольствия - ее можно смело назвать самой удобной и простой в освоении системой видеомонтажа, решающей мультимедийные задачи в домашних условиях. Но расскажу все по порядку.

Линейный видеомонтаж подразумевает, что вы имеете источник видео (камеру или видеомагнитофон) и желаете переписать отснятый материал на второй видеомагнитофон, приведя отдельные видеофрагменты в определенный порядок, т. е. превратив их в полноценный фильм. Следовательно, их требуется расставить соответствующим образом, добавить титры, музыкальное сопровождение, сделать какие-нибудь оригинальные спецэффекты и т. п., но без оцифровки основного видеопотока на жестком диске ПК. Именно для этого и предназначена система miroVideo Studio 400, состоящая из внешнего модуля со встроенным видеомикшером Studio 400, интерфейсного кабеля и ПО. Модуль подключается к компьютеру через параллельный порт, а к нему - видеокамера и видеомагнитофон. Интерфейсный кабель (Smart Cable) подсоединяется к последовательному порту и обеспечивает управление любой видеотехникой, имеющей инфракрасный порт или разъемы LANC, Edit. Таким образом, ПК используется только для управления процессом монтажа, а все спецэффекты, переходы и другие монтажные функции реализуются аппаратно через внешний модуль Studio 400. К достоинствам такого подхода можно отнести простоту эксплуатации, сохранение качества исходного видеоматериала, так как отсутствует процесс записи на жесткий диск с компрессией, снятие ограничений на объем фильма и минимальные требования к конфигурации ПК (подойдет любой Pentium, работающий с Windows 95 или 98). Для работы с видеоданными на Studio 400 не нужно модернизировать процессор, наращивать ОЗУ и покупать жесткий диск большой емкости.

Подключив Studio 400 к компьютеру, устанавливаем ПО. Перед началом работы необходимо настроить интерфейс управления видеотехникой под ваше оборудование - для этого достаточно выбрать конкретную модель в обширном предложенном списке или запустить автоматическое тестирование для правильной установки этих параметров. Теперь примемся за дело. Программное обеспечение Studio 400 открывает новую серию программных продуктов компании Pinnacle Systems - STUDIO software. Оно оказалось на удивление удобным в работе. Кроме того, ПО обладает полным набором монтажных функций, включает в себя модули редактирования звуковых фрагментов, создания титров и ввода видеокадров (разрешением до 150031125!), а также имеет чрезвычайно дружественный пользовательский интерфейс, доступный даже тем любителям, которые ранее не сталкивались с цифровым монтажом видео. В свое время я потратил немало времени на освоение редактора Adobe Premiere (впрочем, не слишком успешное) и, разобравшись со Studio 400 менее чем за час, осознал, что не каждому суждено стать вторым Спилбергом, а обилие профессиональных функций мне вряд ли когда понадобится. Если вы работаете со Studio 400, то для создания отличного фильма не надо быть экспертом по видео или искушенным пользователем ПК. Вы просто копируете через Studio 400 все содержимое вашей видеокассеты (одной, двух... десяти) на жесткий диск с использованием технологии Intel Video (для предварительного просмотра), а ПО тем временем с помощью технологии SmartCapture автоматически разбивает видеоряд на отдельные сцены и фрагменты. Как только этот процесс будет завершен, вы сможете в любом порядке просмотреть все содержимое проекта и с помощью мыши переставить сцены в нужной последовательности с точностью до кадра. Теперь наступает самое интересное - работа с переходами и спецэффектами. Судя по некоторым голливудским фильмам, это любимое занятие тамошних режиссеров. Но вам не нужно тратить миллионы долларов, поскольку количество заготовок в Studio 400 удовлетворит самых притязательных фанатов видео. Выбираете подходящий переход и ставите его на стык между двумя сценами, а при желании задаете дополнительные параметры или даже редактируете его структуру. Остается подобрать музыку (с CD, MID-файл или WAV), добавить язвительные комментарии и вписать свое имя в титры. После проделанной работы вы можете полюбоваться своим шедевром в режиме предварительного просмотра (причем на любом этапе работы), и если все оказалось в порядке - запустить процесс окончательного монтажа. Пока вы будете отдыхать от творческого напряжения, Studio 400 сделает все в соответствии с вашим сценарием. А вечером уже можете приглашать гостей на просмотр, и, уверен, успех вам гарантирован. Если же некоторые из ваших друзей уехали в отпуск на Гавайи, то и это не беда, Studio 400 преобразует ваш фильм в формате AVI и отправит его по e-mail или выложит в Internet.

Функциональные возможности

  • Автоматический захват видеоматериала в буфер предварительного просмотра и его разделение на отдельные сцены и фрагменты.
  • Простой и интуитивный интерфейс для редактирования видео, построенный по принципу "вырезай и копируй", позволяющий расставлять отдельные фрагменты и сцены в любом порядке.
  • Окно предварительного просмотра, работающее в режиме реального времени и позволяющее опробовать различные сцены, переходы, эффекты, титры и музыкальное сопровождение перед окончательной редакцией.
  • Более 100 различных переходов, около 200 стилей титров, множество звуковых эффектов, а также редактор для их модернизации, разработанные с использованием технологий профессиональной телевизионной системы Alladin.
  • Расширенные титровальные функции: комбинирование стилей, движение, поворот, растягивание и т. п.
  • Три режима редактирования: по сценарию (Storyboard), на временно'й шкале (Timeline) и текстовый (лист монтажных решений).
  • Возможность интеграции в видео дополнительного музыкального сопровождения и голосовых комментариев.
  • Запись на жесткий диск статичных изображений высокого разрешения и мультимедийного видео.
  • Сохранение проектов для их повторного редактирования, автоматическое комбинирование видеоматериала с нескольких видеокассет.

Системные требования

  • Pentium, 16-Мбайт ОЗУ, Windows 95, CD-ROM, мышь.
  • Графический адаптер, совместимый с DirectX 5.0.
  • Звуковая плата, совместимая с DirectX 5.0.
  • Двунаправленный принтерный порт.
  • Один свободный последовательный порт.
  • 30 Мбайт свободного пространства на жестком диске для ПО.
  • 150 Мбайт свободного места на жестком диске для предварительного просмотра видео при монтаже проектов продолжительностью 1 ч.
  • Видеооборудование с LANC-интерфейсом (все модели Sony и большинство других моделей Hi8), интерфейсом Control-M (Panasonic New Edit 5-Pin) или инфракрасным интерфейсом (ИК ДУ).

По всем вопросам вы можете обращаться к редактору рубрики - Александру Курило. Тел.: (095) 943-92-93; e-mail: azazello@online.ru; http://www.mpcdigest.ru. Приглашаем российских дистрибуторов и разработчиков присылать нам пресс-релизы, посвященные новым продуктам или технологиям.