Развивающие игры

Обучение — это здорово. Однако дочка за компьютером довольно быстро утомляется, да и задания, описанные ранее, представляют собой по существу те же уроки, хотя и с элементом игры. К тому же нельзя все занятия сводить лишь к математике и русскому: ребенок только устанет и заскучает. Именно здесь и приходят на помощь так называемые развивающие игры, которые составляют третий раздел комплекса "Радуга в компьютере 2".

В этот раздел входят восемь игр. Я лишь очень кратко опишу их. Но, поверьте, они настолько увлекательны, полезны и интересны, что ребенка от них за уши не оттащишь.

Игра "Мозаика 2" позволит ученику создать мозаику из богатого набора графических элементов и даже записать свое творение, чтобы показать родителям, приятелям по классу или учителю. "Копилка дядюшки Скруджа" поможет ему научиться быстро складывать числа и акцентировать внимание, "Мухомор" (очень забавная и самая любимая игра моей дочери) — развить алгоритмическое мышление, "Угадай число" — приобрести навыки устного счета и освоить метод половинного деления числа, а "Запомни!" — потренировать зрительную память. Все мы знаем, насколько важно иметь пространственное воображение. В этом отношении весьма интересна программа "Квартет квартетов", частично напоминающая известный кубик Рубика. Игра "Переставь" похожа на хорошо знакомые всем "пятнашки", только компьютерные.

А вот игра "Домино" заслуживает, на мой взгляд, все-таки того, чтобы рассказать о ней более подробно. Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? Правильно, сразу вспоминаются мужики, сидящие на лавочке во дворе, которые дымят, потягивают пиво и шумно "забивают козла". Конечно же в игре нет никаких мужиков и пива. Хотя основной принцип и сохранен. Вместо меток-точек на костяшках домино в ней используются арифметические выражения. Причем результат всегда кратен десяти и находится в пределах от 10 до 50. Всего в наборе 15 костяшек.

Первоначально игровое поле выглядит следующим образом. В верхней части экрана размещаются пять костяшек компьютера, если ваш ребенок (первый игрок) собирается сражаться с машиной, или пять его собственных, если он соревнуется с приятелем — вторым игроком. В нижней части экрана находятся пять костяшек, принадлежащих первому игроку, если он играет с компьютером, или второму, если в игре участвуют двое. "Базар" — какое же домино без него? — располагается в центре. В начале игры на "базаре" есть тоже пять костяшек.

Костяшки переставляются с помощью мыши. Причем не смущайтесь, если их не удается повернуть боком. Когда вы подведете курсором костяшку к нужному месту, компьютер перевернет ее и поставит правильно.

Первый ход делается тем игроком, который имеет наименьший "дупель" — костяшку с одинаковыми арифметическими выражениями на обеих частях. Компьютер сам выставляет эту костяшку в начальное поле и передает ход следующему по очереди игроку. Последний обязан выставить костяшку слева или справа от исходной, причем так, чтобы результаты выполнения арифметических выражений на соответствующих сторонах совпадали. И так далее — как в домино. Ну а, допустим, у ребенка нет костяшки с подходящим арифметическим выражением? Тогда — на "базар"! И если новая костяшка, увы, вновь не подошла, ее, щелкнув мышью, придется присоединить к тем, которые уже у него находятся.

В том случае, когда оба игрока не имеют нужных костяшек при пустом "базаре" (а такое иногда бывает), игра заканчивается. При этом полезно громко крикнуть: "Рыба!"

Игра завершается также, если у одного из игроков заканчиваются костяшки.

После окончания игры подсчитываются очки. Число очков у каждого игрока отображается в правых углах экрана, а количество побед — в левых. Вот такое полезное домино.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что наполнение уроков зависит от вас. Вы можете самостоятельно изменить дидактический материал, который имеется в методическом пособии для каждого урока. Думаю, это особенно важно для учителей.

* * *

Вот и все на сей раз. Я вспоминаю те далекие времена, когда сам ходил во второй класс. И знаете, для меня был настоящей пыткой утомительный, нескончаемый, нудный и противный процесс переписывания текстов — заданий, примеров, контрольных работ. Хочется на улицу, к приятелям, а тут сиди и пиши. Да будь у меня тогда этот комплекс программ, я быстренько продемонстрировал бы родителям, что щелкаю эти примеры как орешки — и на волю!

Ну а если серьезно, то этим комплексом, конечно, не исчерпываются все игры, созданные специально для начальной школы. И я надеюсь, что наш разговор на столь увлекательную тему — не последний.

Михаил Глинников

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала "Мир ПК". Контактный тел.: (095) 253-92-27.


Коротко о продукте:

Радуга в компьютере 2 — комплекс обучающих программ для использования в начальных классах средней школы и домашней работы (желательно совместно с родителями) ? Cистемные требования: компьютер 286-14МГц, 1-Мбайт ОЗУ, 6 Мбайт свободного пространства на жестком диске ? Цена: 15 долл. ? Разработчик: Калининградский государственный университет, ЦНИТ, В.И.Варченко, тел.: (0112) 43-49-41, 55-21-51, raduga@kums.baltnet.ru ? Где купить: КУДИЦ, тел. в Москве: (095) 208-78-62