Собираетесь ли вы модернизировать свой старый ПК или покупаете новый с процессором Pentium II, в любом случае мощная видеоплата способна ускорить работу с деловыми программами или сделать из вас заядлого компьютерного игрока.

Давайте проведем маленькую викторину. Укажите, в каком пункте из нижеперечисленных приведена весомая причина для модернизации графической платы: 1. Вы не уверены, что именно дрожит - вы или изображение на новом большом мониторе; 2. При воспроизведении только что переписанных из Сети видеоклипов получается нечто напоминающее телевидение 50-х годов; 3. Кто-то из ваших знакомых сказал, что без платы для шины AGP отличной графики вам не видать; 4. Изображение в 3D-играх похоже на собранное из детских кубиков Lego.

Лучший выбор

Нужна отличная 3D-производительность, но не хочется тратиться на Pentium II? Замените вашу графическую плату для шины PCI на StarFighter PCI фирмы Real3D. Выполненная на базе новой микросхемы Intel740, она продемонстрировала в наших тестах наиболее высокую общую производительность, да и качество вывода графики было впечатляющим. В ее комплект поставки входит много приятных дополнений. Если же вы все равно намерены купить ПК с процессором Pentium II или уже сделали это, но не удовлетворены установленной видеоплатой для шины AGP, то присмотритесь к модели Diamond Stealth II G460. Это еще один адаптер на базе Intel740, сочетающий превосходное качество, высокую скорость вывода 3D-графики и производительность чуть выше среднего уровня на деловых приложениях.

Если вы выбрали третий пункт, поздравляем! Вы сможете обойтись без траты изрядной суммы денег на покупку новой системы с процессором Pentium II, поддерживающей шину AGP. Дело в том, что только ради более качественной графики такой ПК покупать не стоит. Современные видеоплаты для шины PCI обеспечивают такую же высокую производительность, как и AGP-модели, а применяемые в них микросхемы имеют почти такой же набор функций.

Для этого обзора графических акселераторов мы протестировали десять плат для шины PCI и десять - для AGP. В каждой категории были выявлены пять лучших. Список PCI-моделей возглавила обладающая превосходным 3D-быстродействием плата Real3D StarFighter PCI с объемным ОЗУ для лучшей поддержки игр и удачным набором программ. Она выполнена на базе новой микросхемы Intel740, обеспечивающей достаточно высокую общую производительность и великолепную графику.

Какие могут быть причины для покупки AGP-платы? В конце концов, если вы являетесь обладателем машины на процессоре Pentium II, одна из таких плат у вас уже, наверное, есть. Однако если ваша система оснащена более ранней, медленной AGP-платой, возможно, модернизация имеет смысл. Если же вы планируете вскоре приобрести компьютер на базе Pentium II, следует убедиться, что в нем будет установлена качественная AGP-плата. Среди десяти протестированных моделей для шины AGP лидировала плата Diamond Stealth II G460. Как и лучшая PCI-плата (и четыре остальные платы для шины AGP), она выполнена на кристалле Intel740.

Зачем вообще нужно модернизировать графическую плату? Игрокам это необходимо по вполне понятной причине вечной нехватки мощности графической подсистемы, да и пользователям деловых программ вполне пригодится быстрый видеоакселератор, позволяющий более продуктивно работать с такими требующими высокого разрешения программами, как пакеты редактирования изображений и НИС. Каков бы ни был ваш адаптер - AGP или PCI, новейшим технологиям вывода видео, например DVD, необходима дополнительная графическая мощность. Так, наличие функции поддержки DVD у платы ATI Xpert 98 означает, что для просмотра DVD-фильмов вам не потребуется отдельная плата декодера.

Мечта игрока

Итак, вы из тех, кто пересказывает сюжет Quake II даже вашей маме, а чуть ли не самая важная цель жизни - успешно завершить космическую миссию, конечно виртуально. Значит, вы компьютерный игрок, и ни одна из плат, вошедших в списки лучших, вам не подходит, а нужен быстрый и яростный ускоритель только 3D-графики. Мы опробовали пять из них.

Без всякого сомнения, лучший вариант для вас - плата на микросхеме Voodoo2, например Diamond Monster 3D II (250 долл.) или Creative Labs 3D Blaster Voodoo2 (300 долл.). Платы на базе Voodoo2 давали в наших тестах по-настоящему великолепное изображение: в Quake II общий фон получился отличным, в Turok вода была прозрачной, а взрывы естественными, в Redline Racer текстуры имели настоящий зеленый цвет.

Хотя платы Monster 3D II и 3D Blaster Voodoo2 оснащены встроенным ОЗУ объемом 8 и 12 Мбайт соответственно, обеспечиваемая ими производительность практически одинакова. Скорее всего, появятся игры, которые будут использовать всю доступную память, и поэтому имеет смысл вложить деньги в 12-Мбайт плату.

Протестированные видеоадаптеры на базе кристалла Voodoo давали почти такое же качество изображения, как и платы на Voodoo2, но значительно более низкую скорость игр. Предшествующая микросхема Voodoo была использована в платах Diamond Monster 3D (130 долл.) и Canopus Pure3D (149 долл.).

Видеоадаптер Apocalypse 3D фирмы NEC/Videologic на кристалле Power VR, к сожалению, не может состязаться с изделиями на базе Voodoo. Хотя качество изображения в Quake II получилось великолепным, все игры, использующие Direct 3D, выглядели ужасно, а их быстродействие было низким. Уже должна появиться вторая версия микросхемы Power VR, которая, вероятно, превзойдет свою предшественницу и более успешно поможет вам спасти мир.


Canopus Pure3D

Цена: 149 долл.

Canopus, тел. в США: 888/868-2533, http://www.canopuscorp.com


Creative Labs 3D Blaster Voodoo2

Цена: 300 долл.

Creative Labs, тел. в США: 800/998-5227, http://www.soundblaster.com


Diamond Monster 3D II

Цена: 250 долл.

Diamond Monster 3D

Цена: 150 долл.

Diamond Multimedia, тел. Москве: (095) 956-12-54, http://www.diamondmm.ru


NEC/Videologic Apocalypse 3D

Цена: 129 долл.

NEC/Videologic, тел. в США: 800/366-9782, http://www.powervr.com

Наконец, чуть более мощная видеосистема не помешает работе с будущими версиями (которые, однако, не спешат появляться) деловых программ с 3D-графикой. Пока еще нам удалось увидеть совсем немного таких программ, в том числе пакет LiveArt98 фирмы Viewpoint Data Labs, позволяющий пользователю добавлять подключаемые 3D-модули к OLE-совместимым приложениям, и программу визуализации данных Fremont компании Portola. Пакет LiveArt98 был включен в тестирование, а вот окончательная версия Fremont к моменту подготовки материала еще не была готова.

Если в вашем доме компьютер используется в основном для игр, выбирайте плату, предназначенную исключительно для ускорения вывода 3D-графики. В тестах с игровыми программами они были почти на 50% производительнее, чем модели с 2D/3D-функциями, а качество изображения у них, как правило, значительно лучше. Мы протестировали пять 3D-плат (см. врезку "Мечта игрока") и лучшими признали модели на базе кристалла Voodoo2.

В одном флаконе

Вам нужна универсальная плата, справляющаяся с любой задачей? Такая, чтобы с ее помощью легко шли презентации PowerPoint, а от реалистичного вида уничтожения инопланетных захватчиков просто дрожь пошла по спине? Ни одна из протестированных плат не продемонстрировала выдающихся результатов в обеих категориях - 2D и 3D, однако к этому были близки новые акселераторы, собранные на микросхеме Intel740. Они очень хорошо показали себя за одним исключением: все платы на базе Intel740 выводили графику в играх чуть темнее, чем нужно. Кристалл Intel740 также превосходно работал и с офисными приложениями.

Хотя микросхема Intel740 была разработана специально для шины AGP, на ее основе сделана и одна PCI-плата - Real3D StarFighter. В этом видеоадаптере преимущества Intel3D по выводу трехмерной графики реализуются путем "обмана" кристалла, т. е. он "думает", что работает с шиной AGP.

На арене появились и еще несколько новых микросхем. Реальным конкурентом Intel740 является "последователь" кристалла NVidia Riva 128 - микросхема Riva 128zx. Хотя ее результаты и не столь впечатляющи, тем не менее весьма неплохи. Построенная на этом кристалле плата STB Velocity 128zx заняла третье место в списке лучших акселераторов для шины AGP. В играх и при выводе AGP-текстур она продемонстрировала очень высокую производительность, но в двух из четырех тестовых игр качество изображения у нее было хуже.

После долгого затишья компания Matrox выпустила AGP-плату Productiva G100 на базе своей новой микросхемы MGA-G100. Модель Productiva не попала в списки лучших (из-за недостаточно высокого качества вывода 3D-графики), но была к этому близка благодаря высокой производительности в тестах с офисными программами.

Весьма неожиданно, что среди лучших не оказалось плат фирмы ATI. Успешно продемонстрировавшие свои качества в предыдущем тестировании, на этот раз они оказались вытеснены конкурентами. Платы ATI Xpert@Play для шины PCI и Xpert 98 для шины AGP чуть отстали в тестах с деловыми приложениями. (Когда материал готовился к печати, компания ATI прислала нам обновленные драйверы, которые должны повысить производительность этих плат.)

Bonnie & Clyde фирмы Jazz Multimedia - единственная протестированная плата, имеющая как разъем AGP, так и PCI, однако из-за скромных возможностей она не вошла в списки лучших

В розыске! AGP-программы

Если AGP не быстрее, чем PCI, то что же в ней хорошего? В основном благодаря этой технологии игры будут выглядеть реалистичнее. В большинстве 3D-игр и приложений при создании трехмерной графики, чтобы поверхность объектов смотрелась естественнее, используются текстурные карты. Чем объемнее или детализированнее последние, тем менее "блочным" представляется объект. Например, в виртуальном музее большие текстурные карты улучшают детализацию картин, однако за такую четкость приходится платить. Как и большинство оцифрованных изображений, подобные текстуры требуют внушительных объемов видеоОЗУ. При выводе изображения платами для шины PCI количество поддерживаемых текстур зависит исключительно от объема собственной встроенной памяти платы. В противоположность этому платы для шины AGP способны обрабатывать огромные текстурные карты, "одалживая" память у основного ОЗУ компьютера.

В теории все замечательно, но, к сожалению, программы, которые могут использовать преимущества шины AGP, все еще очень редки. Когда же их станет больше? Согласно прогнозу корпорации Intel, к концу этого года должно увеличиться количество игр с богатыми текстурами.

Если вы хотите приступить к работе с AGP-приложениями, но не желаете платить за машину от Intel, присмотритесь к клонам. Конкурирующие с Intel компании AMD и Cyrix используют свои наборы микросхем, поддерживающие спецификацию AGP. Например, некоторые машины фирмы Unicent на базе таких AGP-микросхем можно найти дешевле 1000 долл.

Тестовые полеты

Даже если не принимать в расчет маячащие на горизонте деловые 3D-приложения, сегодняшние графические платы должны делать больше, чем просто перелистывать документы Word. Чтобы выяснить, насколько хорошо PCI- и AGP-акселераторы справляются с новейшими деловыми программами, мы испытали их с помощью различных тестов, включающих стандартный контрольный набор для офисных приложений PC WorldBench 98, многозадачный тест с Macromedia Director и Active Movie, а также презентацию PowerPoint с подключаемым 3D-модулем LiveArt98. Для усложнения задачи в презентацию были добавлены видеоклип и таблица Excel.

Для дела подойдет почти любая графическая плата

Методика тестирования. Для тестирования производительности плат с 3D-графикой использовались четыре игровые программы (результаты игр Turok и Flight Unlimited не показаны), в каждой из которых оценивались средняя скорость смены кадров и качество изображения. Платы для AGP-шины также проходили тест на AGP-текстуризацию с помощью пакета Caligari TrueSpace3. Платы для PCI-шины испытывались на машине Micron Millennia Mme Pentium MMX-233 с 32-Мбайт ОЗУ. Платы для AGP-шины устанавливались в компьютер NEC Direction 333 Pentium II-333 c 64-Мбайт ОЗУ. Все платы тестировались в среде Windows 95. При решении "деловых" контрольных задач использовались пакет PC WorldBench 98 (в режимах 800i600 точек с 16,8 млн. цветов, 1024i768 точек с 65 536 цветами - результаты приведены на рисунке и 1280i1024 точки с 65 536 цветами), мультимедийная презентация PowerPoint (также при разрешении 1024i768 точек), сценарий программы Macromedia Director.

Вследствие большой популярности игр с 3D-графикой каждая плата также была протестирована с четырьмя распространенными программами: Acclaim Turok Dinosaur Hunter, Criterion Redline Racer, Eidos Flight Unlimited II и id Quake II. Оценки в играх давались за скорость вывода и за качество изображения. Кроме того, для AGP-плат мы добавили тест с программой моделирования Caligari TrueSpace3, использующей AGP-текстуры. Интересно, что в нем платы стандарта 2X AGP, которые по идее должны обеспечивать вдвое больший поток данных, чем платы стандарта 1X AGP, оказались быстрее последних всего на 29%.

Поскольку AGP- и PCI-платы устанавливаются в машины разных классов, модели для шины AGP тестировались в системе с процессором Pentium II, а модели для шины PCI - с Pentium MMX. В конфигурацию первой системы - NEC Direction 333 - входили процессор Pentium II-333, ОЗУ объемом 64 Мбайт, 512-Кбайт кэш-память второго уровня. Вторая машина - Micron Millennia Mme - включала в себя процессор Pentium MMX-233, ОЗУ объемом 32 Мбайт и 512-Кбайт кэш-память второго уровня.

Результаты? Если вы занимаетесь только обычной офисной деятельностью, то любая из протестированных плат будет для вас практически одинаково эффективна за одним исключением: в тестах PC WorldBench 98 модели компании ATI были особенно медленными.

Наилучшую общую производительность в смешанных деловых тестах продемонстрировали платы Revolution 3D фирмы Number Nine, которые, однако, не вошли в списки лучших. В тестах с офисными приложениями PCI-версия адаптера Revolution 3D была почти на 22% быстрее других моделей, а версия для шины AGP опередила остальных участников своей группы на 12%. Платы Revolution 3D, а также Hercules Dynamite 3D/GL выполнены на микросхемах, поддерживающих встроенные функции 3D-ускорения в режиме с 16 млн. цветов (так называемый true color). В тесте с программой PowerPoint эти платы просто "летали". К сожалению, ради превосходной производительности на деловых задачах поставщики всех трех плат пожертвовали игровыми возможностями. Лишь Hercules Dynamite 3D/GL смогла набрать необходимое количество баллов, чтобы попасть в списки лучших, но в качестве видеоадаптера для игр мы бы ее выбирать не советовали.

Если посмотреть с точки зрения архитектуры, то наиболее подходящими для игр являются платы на базе кристалла Intel740. Они обеспечивают четкую картинку и имеют хорошую скорость вывода 3D-графики. Другая модель, которую можно рекомендовать для игр, - Intergraph Intense 3D Voodoo, содержащая отдельную микросхему 3D-ускорителя. В итоге плата Intense 3D показала хороший результат, и если вы предпочитаете игры, драйверы которых написаны специально для кристалла Voodoo Rush, первоклассное быстродействие вам обеспечено. Что касается AGP, то здесь внимания заслуживает модель Diamond Stealth II G460, получившая звание "Лучший выбор". Она просто промчалась по тесту с пакетом Caligari, так что когда наконец появятся AGP-текстурированные игры и приложения, плата Stealth II будет готова к встрече с ними. У изделия фирмы Diamond было также наилучшее в общем зачете качество изображения.

Как уже упоминалось, ни одна из плат не могла похвастаться одинаково высокой производительностью в каждой программе и игре - признак продолжающейся проблемы с драйверами видеоадаптеров. Так, ни Diamond Viper V330, ни STB Velocity 128zx не смогли завершить тест с PowerPoint: обе платы зависали при использовании 3D-модулей пакета LiveArt98. Компания Diamond Multimedia обещает выпустить исправление к драйверу, которое решит эти проблемы, а фирма STB драйвер уже исправила. Еще один пример: плата Hercules Dynamite 3D/GL не смогла работать с игрой Turok - этот недостаток компания надеется ликвидировать, выпустив следующий драйвер.

Что впереди?

Вскоре должны появиться еще более привлекательные микросхемы, так что определить момент, когда же стоит модернизировать графическую систему ПК, станет еще сложнее. Один небезызвестный игрок на рынке 3D-плат, компания NEC, ведет работы над двумя многообещающими продуктами: новой версией своего кристалла PowerVR (см. врезку "Мечта игрока") и первой разработкой комбинированной микросхемы с 2D- и 3D-функциями. Тем же путем идет и фирма 3Dfx - создатель мощного кристалла Voodoo2, решившая выпустить комбинированную микросхему. Компания S3, автор уже почти окончательно устаревшего семейства Virge, готовит новый кристалл под названием Savage 3D, который должен составить конкуренцию Intel740. Платы на его основе вот-вот появятся у Hercules и других поставщиков.

На пятки микросхеме Matrox MGA-G100 наступает кристалл G200, у которого, как обещают, будет повышена 3D-производительность. Плата Millennium G200 в этот обзор не вошла, так как был доступен только ее опытный образец.

Что имеет больший смысл: ждать появления этих новых микросхем или модернизировать видеосистему ПК прямо сейчас? Наши предварительные тесты адаптера Millennium G200 показали, что он не уступает платам на базе Intel740. Если вы все-таки решите подождать, то в связи с появлением новых плат ваш выбор увеличится, однако вряд ли качество и скорость вывода графики улучшатся в значительной степени. Вывод: сегодняшние графические платы мощны как никогда ранее - они обеспечивают отличную 3D-производительность и без труда справляются со сложными деловыми приложениями.

Платы для шины PCI


1. Real3D StarFighter PCI

Достоинства: наилучшая производительность на разных задачах, великолепное качество 3D-графики, встроенное ОЗУ объемом 24 Мбайт.

Недостатки: самая дорогая плата в обзоре.

Этот видеоадаптер - самый дорогой из описанных здесь, но он обеспечивает наиболее высокую общую производительность. Как и его собрат для шины AGP (второе место в списке лучших AGP-моделей), StarFighter PCI сделан на базе микросхемы Intel740. Несмотря на то что этот кристалл создан специально для AGP, инженеры фирмы Real3D хитрым образом заставили его работать на шине PCI, благодаря чему можно получить всю мощь Intel740, не переходя на ПК с процессором Pentium II.

Плата StarFighter продемонстрировала впечатляющие результаты в большинстве наших 3D-игр. Среди всех протестированных PCI-плат показатель смены кадров в играх Turok и Redline Racer у нее был выше среднего уровня, а оценки качества изображения колебались от "хорошо" до "отлично" везде, за исключением Quake II. Как и другие платы на кристалле Intel740, адаптер StarFighter выводил изображение в Quake II чуть более темным, чем требовалось для оптимальной игры.

Вместе с платой поставляются несколько приятных дополнений. Прилагаемое ПО включает сокращенные версии программ Rage Incoming и Caligari TrueSpace SE.

Real3D, тел. в США: 800/393-7730, http://www.real3d.com


2. STB Velocity 128

Достоинства: умеренная цена, хорошая общая производительность.

Недостатки: есть проблемы с качеством 3D-изображений.

Хороший набор программ и умеренная цена делают плату STB Velocity 128 неплохим вариантом для модернизации, несмотря на ее всего лишь среднюю производительность.

Во всех контрольных задачах с деловыми программами этот адаптер попадал в середину списка участников, однако в тестах с 3D-играми он оказался чуть быстрее большинства PCI-плат, за исключением теста с Quake II. Так как к началу испытаний фирма STB не выпустила драйвер для Quake II, эта игра не могла воспользоваться всеми преимуществами аппаратного ускорителя платы. Поэтому неудивительно, что все эксперты поставили STB Velocity 128 за Quake низкие баллы. В других тестовых играх качество изображения получалось, как правило, хорошим.

Плата STB имеет гарантию на весь срок эксплуатации. В комплект программ входят три игры и несложная программа моделирования Simply 3D.

STB, тел. в США: 800/234-8750, http://www.stb.com


3. Diamond Viper V330

Достоинства: 3D-производительность выше среднего уровня.

Недостатки: не работает PowerPoint с 3D-модулями.

Этот видеоадаптер выполнен на базе того же кристалла NVidia Riva 128, что и плата STB Velocity 128. Изделие Diamond показало или равные с ней результаты, или опередило ее в большинстве случаев, за исключением одного: с новым драйвером Turbo плата Viper не смогла пройти тест PowerPoint с подключаемым модулем LiveArt 3D. Впрочем, с другими дополнениями PowerPoint у Viper проблем не возникало. Ожидалось, что к моменту выхода статьи у Diamond должен появиться исправленный драйвер.

Проблема с 3D-модулями не означает, что вы должны обходить Viper стороной. Плата имеет хорошую производительность на деловых приложениях, а с 3D-программами работает чуть быстрее, чем STB Velocity 128. Кроме того, в отличие от Velocity, изделие компании Diamond комплектуется драйвером OpenGL для Quake II.

Вместе с Viper вы получаете хороший набор программ, включающий несколько игр и инструменты для редактирования фотоизображений.

Diamond Multimedia, тел. в Москве: (095) 956-12-54, http://www.diamondmm.ru


4. Intergraph Intense 3D Voodoo

Достоинства: четкое изображение и быстрый 3D-вывод, наилучшая производительность в тесте с Director.

Недостатки: высокая цена, в игре Turok качество вывода некоторых сцен оставляет желать лучшего.

Одного взгляда на конфигурацию этой платы достаточно, чтобы понять - она для заядлых игроков. Вместо комбинированной микросхемы с функциями ускорения 2D- и 3D-графики в ней установлены два кристалла: Alliance Promotion для 2D и 3Dfx Voodoo Rush для 3D.

К сожалению, микросхема Alliance Promotion не обеспечивает очень высокой производительности - она поддерживает только самую медленную память, EDO DRAM. Однако в комбинированной плате вы не найдете лучшего 3D-кристалла, чем Voodoo Rush.

Вполне понятно, что в тестах с деловыми приложениями Intense 3D не блистала, хотя воспроизведение видео в формате AVI у нее было гладким. Но эта плата обеспечивает превосходное качество 3D-графики. Эксперты поставили ей "отлично" за тесты с Quake II и Redline Racer, и "хорошо" за Flight Unlimited II. В игре Turok адаптер потерпел неудачу только из-за того, что при движении сквозь туман очертания скал и камней не вырисовывались постепенно, а возникали внезапно.

У Intense 3D есть одно исключительно приятное свойство: вы можете использовать в качестве монитора телевизор. Это особенно удобно, если вы страстный любитель компьютерных игр. Кроме того, вместе с платой вы бесплатно получаете несколько игр, которые дают почувствовать мощь Intense 3D Voodoo при работе с 3D-графикой.

Intergraph, тел. в США: 800/730-2000, http://www.ingr.com


5. Hercules Thriller 3D

Достоинства: высокая 3D-производительность, приемлемая скорость работы с деловыми приложениями, очень выгодное приобретение.

Недостатки: в тесте с Director проблемы с выводом видео, нет дополнительных программ, сложная установка.

Thriller 3D компании Hercules обеспечивает впечатляюще высокую скорость вывода 3D-графики при совсем невысокой цене. На пятом месте этот адаптер оказался из-за небогатого комплекта поставки, в котором, например, отсутствует дополнительное ПО.

Если вы планируете выполнять только обычную офисную работу, то с этой задачей Thriller 3D справится "на ура", а если вам на ПК нужно еще и видео, то поищите другую модель - в наших тестах плата иногда просто отказывалась воспроизводить видеоклип. Кроме того, она не работала в контрольных задачах PC WorldBench 98 при разрешении 1024Ё768 точек.

Что касается 3D-производительности, то здесь Thriller 3D показала себя очень хорошо. Она выводила четкое изображение и обеспечивала великолепные световые эффекты. Ее общая оценка в тестах с Quake II и Redline Racer - "отлично".

Фирма Hercules предоставляет на свое изделие пятилетнюю гарантию.

Hercules, тел. в США: 800/532-0600, http://www.hercules.com


Платы для шины AGP


1. Diamond Stealth II G460

Достоинства: наилучшее качество и наивысшая скорость вывода 3D-графики, очень выгодная покупка.

Недостатки: ограниченные возможности.

Плата Stealth II G460 заслужила звание "Лучший выбор" благодаря отличной 3D-производительности и разумной цене. В двух из трех режимов разрешения с тестом PowerPoint она оказалась самой быстрой. Плата показала второй результат по частоте смены кадров в тесте с программой Director.

В 3D-играх качество изображения у Stealth II было среди лучших. Единственная претензия - чуть темноватая картинка. Так, пробираясь по вражеским лабиринтам в Quake II, мы не могли разглядеть детали на потолке или решетки под ногами. В основном данная проблема разрешается увеличением яркости монитора. Адаптер весьма шустр - в игровых тестах он был почти на 18% быстрее, чем средняя AGP-плата, и на 24% быстрее в контрольной задаче с пакетом Caligari, определяющей быстродействие при AGP-текстурировании.

Stealth II не может похвастаться широкими возможностями - нет ни функции увеличения, ни виртуального Рабочего стола, однако все, что есть, работает великолепно. В щедрый набор программ входят модная 3D-игра (Incoming фирмы Rage), а также инструменты для 3D-анимации и редактирования фотоизображений.

Diamond Multimedia, тел. в Москве: (095) 956-12-54, http://www.diamondmm.ru


2. Real3D StarFighter AGP

Достоинства: хорошая общая 3D-производительность.

Недостатки: только средняя производительность на деловых приложениях.

Этот видеоадаптер собран на базе той же микросхемы Intel740, что и занявший первое место Stealth II G460, и имеет почти столь же высокое быстродействие.

В общем зачете StarFighter "прокручивал" 3D-игры лишь немного медленнее, чем Stealth II. Он так же, как и плата-победительница, дает слегка притемненное изображение. (Нам удалось исправить это, увеличив яркость на мониторе и с помощью утилиты для гамма-коррекции, входящей в комплект поставки адаптера.)

Для обычной офисной работы StarFighter вполне подойдет, но если вы собираетесь часто смотреть видеоклипы или создавать затейливые презентации, то этот адаптер будет не самым удачным выбором. Плату Stealth II он опередил только в одном тесте - с программой моделирования Caligari TrueSpace3, интенсивно использующей AGP-текстуры.

Как и StarFighter PCI, эта плата поставляется с кучей ПО, включая упрощенные версии программ Wing Commander и Redline Racer.

Компания Real3D появилась на рынке относительно недавно, но ее старт впечатляет.

Real3D, тел. в США: 800/393-7730, http://www.real3d.com


3. STB Velocity 128zx

Достоинства: высокая скорость вывода 3D-графики и AGP-текстурирования.

Недостатки: низкое качество изображения в некоторых играх.

По многим характеристикам эта плата является просто более мощной версией Velocity 128, занявшей второе место в группе моделей для шины PCI. Вместо используемой в Velocity 128 микросхемы Riva 128 фирмы NVidia здесь применен новый кристалл Riva 128zx. Как и его PCI-собрат, адаптер Velocity 128zx не стал лучшим ни в одном из тестов, но с большинством задач справился достаточно хорошо.

Одно печальное исключение: подобно Diamond Viper V330, плата Velocity 128zx не смогла работать с дополнительными 3D-модулями, которые мы использовали для анимирования презентации PowerPoint. Правда, фирма STB уже должна была выпустить исправленную версию драйвера.

Velocity 128zx быстро выводит 3D-графику. В тесте с пакетом Caligari и контрольных 3D-играх плата шла почти на равных с двумя видеоадаптерами на базе Intel740, занявшими в списке лучших две предыдущие позиции. А вот за качество изображения изделие STB получило оценки от "хорошо" (Turok и Redline Racer) до "слабо" (Flight Unlimited II и Quake II).

Адаптер поставляется с небольшим набором программ.

STB, тел. в США: 800/234-8750, http://www.stb.com


4. Intel Express 3D

Достоинства: высокая 3D-производительность.

Недостатки: нет прямой технической поддержки.

Поскольку корпорация Intel является разработчиком кристалла i740, можно было бы ожидать, что ее собственная плата опередит остальные, но на деле вышло как раз наоборот. Из трех протестированных моделей на базе микросхемы Intel740 адаптер Express 3D произвел на нас наименьшее впечатление. Тем не менее он превосходно подходит для игр.

Так как Express 3D поддерживает стандарт 2X AGP, мы надеялись, что она покажет всю свою мощь в тесте с пакетом Caligari, определяющим, насколько хорошо плата справляется с AGP-текстурированием. Хотя ее производительность и превышала среднюю, продемонстрированную участвовавшими в испытаниях AGP-платами, она оказалась очень далека от ожидаемой и приближалась к производительности плат типа Hercules Dynamite 3D/GL стандарта 1X AGP.

С изделием Intel игра Turok промчалась "со свистом", так же быстро работали и остальные три игры. Качество изображения было отличным в игре Turok и хорошим в Redline Racer и Flight Unlimited II. В Quake II у Express 3D, как и у других плат на базе Intel740, картинка была чуть темноватой, что затрудняло игру.

Плата комплектуется неплохим набором ПО, включающим одну 3D-игру и несколько деловых 3D-приложений. Хуже с технической поддержкой: поскольку Intel не поддерживает конечных пользователей напрямую, в случае возникновения проблем покупателям приходится полагаться на дилера или дистрибутора.

Intel, тел. в Москве: (095) 721-49-00, http://www.intel.ru


5. Hercules Dynamite 3D/GL

Достоинства: аппаратное ускорение 3D-графики в полноцветном режиме.

Недостатки: низкая производительность в играх, качество 3D-изображения оставляет желать лучшего.

Если вам нужна видеоплата для работы исключительно с офисными приложениями, Hercules Dynamite 3D/GL вполне заслуживает внимания. Она быстро справилась с нашими "деловыми" тестами и, кроме того, оказалась единственной в обзоре, имеющей аппаратное ускорение вывода 3D-графики в полноцветном режиме. В тесте с презентацией PowerPoint, дополненной 3D-объектами, при отображении 16,8 млн. цветов этой плате не было равных.

Тесты только с 3D-графикой показали, что для игр Dynamite 3D/GL - неудачный выбор. Из-за недоработки драйвера плата вообще отказалась работать с игрой Turok, а в тесте с Quake II получила низкие оценки за нечеткое изображение. В тесте с игрой Redline Racer изделие Hercules давало приемлемое качество изображения, но весьма невысокую скорость работы, что, конечно же, нежелательно для гоночной игры. Наконец, в игре Flight Unlimited II качество вывода оказалась хорошим, а производительность несколько превысила средний уровень.

В комплект прилагаемого ПО входят пакеты для редактирования фотоизображений, программы для моделирования и всего одна игра.

Hercules, тел. в США: 800/532-0600, http://www.hercules.com