обеих отраслей уже шестой год могут показывать свои достижения, называется "Аниграф". Впрочем, появились, но, увы, существуют как бы в другом пространстве и "Телеграф", и фестиваль "Фантазия", и выставка электронного искусства "Фоком". И все же именно "Аниграф" является системой координат аудиовизуальной культуры в нашей стране. Можно только позавидовать деловому чутью бессменного директора "Аниграфа" Елены Лавренко, с упорным постоянством собирающей под крышей фестиваля такую разнообразную программу.
На небольшом пространстве ЦМТ расположилась выставка сложнейшей техники и технологий, проходят научные конференции, рассказывающие, как эту технику использовать и что с ее помощью можно создавать. Причем, все можно, что называется, потрогать, пощупать, попробовать.
Большое место на фестивале занимает конкурсная программа. Весьма интересны уже ставшие традиционными конкурсы кино- и видеоработ, мультимедийных дисков, компьютерных игр. Много талантливых людей пришло построить свой мир во вселенной по имени Internet, и "Аниграф", как зеркало, отражает этот процесс - конкурс "Золотой сайт" привлек огромное внимание.
Отдельно следует отметить детскую программу фестиваля. Ведь не секрет, что на обычные компьютерные выставки детям, даже в сопровождении взрослых, путь заказан. И пожалуй, "Аниграф" - единственное место, где они не только желанные гости, но и гостеприимные хозяева. Из года в год детский стенд доказывает, что компьютерному творчеству можно и нужно учиться. Ведь анимация - универсальный язык коммуникации независимо от возраста, языка, национальности или образовательного ценза.
Вся конкурсная программа доступна посетителям. Конечно, приковывают внимание спецэффекты, тревожат неуловимой логической игрой клипы, и все-таки всплесков гениальных мелочей, которые, собственно, и делают компьютерную графику искусством, на этот раз почти не было. "Творца не хватает, - заметил в эксклюзивном интервью нашему журналу член жюри конкурсов кино- и видеоработ и мультимедийных дисков Валерий Фирсов. - Очень вырос общий исполнительский уровень. И если на прошлогоднем конкурсе было много явных лидеров, то сегодня выбрать победителей оказалось непросто". Впрочем, он считает, что это вполне закономерно, поскольку техника дешевеет и для многих студий уже стали доступны сложные высококачественные технологии.
Фестиваль в очередной раз показал, что новое искусство завоевало свое законное место в творческом пространстве, и более того, уже нужно снова учиться: как, скажем, написать сценарий, чтобы можно было применить компьютерную графику. Похоже, скоро ни один "Титаник" не потонет без участия компьютера!
Сквозной темой всех мероприятий, как повелось, было компьютерное пиратство. Бороться с ним пытались уже здорово поднадоевшим уничтожением украденного, хотя мне, право, ближе позиция, высказанная Юрием Грымовым: можно ловить, наказывать, призывать, игнорировать подделки, но реального результата мы достигнем только тогда, когда потребитель войдет во вкус и станет сознательно выбирать качественную продукцию. Вот и получается, основа этики - эстетика.
Обидно, что работы, участвовавшие во всех предыдущих конкурсах, не стали достоянием широкой общественности. Теперь же кино- и видеоролики в той или иной форме будут показаны на канале TV6, а кассеты с конкурсной программой можно было купить прямо на "Аниграфе". Из первых рук мы получим информацию о лауреатах конкурса мультимедийных дисков "Контент", поскольку членом экспертного жюри был научный редактор нашего журнала Александр Коротков.
Поистине "Аниграф" - уникальный компьютерный форум. На какой еще, скажите, компьютерной выставке можно встретить первых лиц отечественного телевидения - стремительного Константина Эрнста (ОРТ) или мягко улыбающегося Эдуарда Сагалаева (Национальная ассоциация телевещателей)?! Причем не в качестве "свадебных генералов" или шоуменов, поскольку шоу - в самом широком смысле этого слова - является самой сутью, предметом исследования, а не элементом "оформления" фестиваля. В атмосфере "Аниграфа" царила фестивальная приподнятость, сохраняя, как и в прошлые годы, чувство праздника, но не праздности. И все же разум, этот строгий кладовщик эмоций, подсказывает - новые технологии становятся фундаментом нового профессионального телевидения.