о последних двух, поскольку не имел удовольствия, а вот по сравнению с 1995 годом изменения, на мой взгляд, большие. И глобальные тенденции развития тех или иных компьютерных или связных систем тут ни при чем.
Дело в людях. Точнее, в том изменении акцентов большинства экспозиций, которое демонстрировали даже фирмы, раньше мыслившие исключительно категориями стран и крупных корпораций. Технократическое самолюбование успехами, главенствовавшее ранее, сменилось попыткой обращения к иным чувствам.
Внешним проявлением этого изменения стало почти полное исчезновение со стендов красивых "девушек для декораций". Это грустное для многих мужчин событие,которое один ценитель справедливо прокомментировал такими словами: "Невозможно привлекать тем, что есть у всех", - оказало очень сильное воздействие на всю атмосферу выставки. (Хотя, скорее, неумолимое требование изменить акценты заставило пойти на столь отчаянный шаг.)
На стендах появилась особая, характеризующая каждую фирму среда общения. Много раз, проходя мимо экспозиции фирмы Siemens-Nixdorf, я видел, как буквально сотни преуспевающего вида мужчин, источая запах дорогой парфюмерии, оживленно беседовали друг с другом. Речь шла, в основном, обо всем, что связано с внедрением КИС SAP R/3. На стенде одного из крупнейших европейских поставщиков компьютерной техники, фирмы Computer 2000, напоминавшем огромную закусочную, где едят, стоя за высокими круглыми столами, также шло непрерывное общение. Техника же была как бы вынесена за скобки.
Экспозиция Apple начиналась прямо от центрального железнодорожного вокзала Ганновера, где был установлен огромный проекционный экран, под которым на черном фоне был начертан лозунг всей выставочной деятельности фирмы: "Think different" (думай иначе). На экране в черно-белом изображении проплывала череда самоуглубленных тибетских дервишей и других представителей мыслительных меньшинств, очевидно имеющих свое мнение по вопросу о снижении доли на европейском рынке одной из родоначальниц компьютерного нашествия. В таком же черно-белом ключе воспевания инакомыслия был решен и весь стенд этой фирмы.
На CeBIT'98 было много объединенных стендов. Привлекали внимание огромные стенды США со стилизованными изображениями американского флага на каждом столбике, а "Солнечная Калифорния" имела отдельный, очень простой, но оригинальный деревянный стенд, накрытый полотняным шатром с изображением нашего светила. По стенду Тайваня можно было идти, как по настоящему китайскому кварталу с его маленькими стендами-магазинчиками, маленькими экспонатами и под стать им стендистами.
Был и российский объединенный стенд, о котором вспоминать как-то не хотелось - грустное впечатление, хотя на нем было много достойных экспонентов. По дороге домой, в аэропорту я встретил одного из авторов нашего журнала. "Видели русский стенд? - спросил он. - Обязательно напишите об этом! Такая картина повторяется из года в год!" Да, приходится признать, что изменений к лучшему в нашей экспозиции произошло немного. И дело здесь не только в деньгах. Время меняет жанры, но не всегда в новых требованиях могут работать старые "команды" - стенд из года в год создается Министерством науки.
Главный редактор
Алексей Орлов