Выставки и ярмарки - всегда разгул рекламы. Фирмы наперебой стараются выдумать для себя что-нибудь запоминающееся и часто преуспевают. На выставке CeBIT'98 мне больше всего понравился девиз компании e-Plus: Das Netz voller Ideen - "полная сеть идей". Сама эта компания занимается сотовой телефонной связью, но девиз хочется трактовать более широко.
О том, какие идеи "попадутся в сеть" на CeBIT'98, в основном можно было догадаться: конечно, мобильная видеосвязь и мобильное подключение к Internet, а также Internet-телефония, видеоконференции в сети, цифровое телевидение (пользователи согласны только на интерактивное), Internet-приставки, быстрые каналы связи - проводные и беспроводные, модемы и сетевые платы, память большого объема (особенно сменные накопители различных типов), плоские цветные мониторы громадного размера... Что касается программного обеспечения, то выставочная пресса не скрывала разочарования по поводу отсутствия на CeBIT готовой версии Windows 98; бета-версию системы Microsoft, конечно, демонстрировала, равно как и Office 98 для Macintosh.
Впрочем, на выставке смотрят не на идеи, а на их реализацию. Наиболее наглядным воплощением идеи мобильного подключения был, пожалуй, "сетевой автомобиль" на стенде IBM: машина как машина, по виду и не скажешь, что она умеет на ходу подключаться к Internet. Серийный выпуск - реальная перспектива, правда, непонятно, как прореагирует на подобное нововведение автоинспекция: в Германии она уже штрафует за пользование на ходу электронными планами городов. Разработка IBM - не единственная. Немецкая фирма MD-Co представляла сервер для автомобиля (тоже с возможностью работы в Internet) - совсем не лишний предмет, если учесть, насколько современная машина напичкана всевозможной электроникой; и, поскольку руки должны быть на руле, а ноги - на педалях, управляется сервер голосом.
Кибер-шнапс и вокруг
Основными темами конференций, форумов и лекций, проводимых в рамках CeBIT'98, были объявлены электронная коммерция, безопасность в Internet и цифровые подписи. Зная об этом, очень многие фирмы, торгующие через Сеть, сориентировали соответствующим образом свою экспозицию. Похоже, на выставке я упустила замечательный момент, о котором впоследствии прочла в информационном сообщении: фирма netconcept, демонстрировавшая на CeBIT свой Internet-магазин с адресом http://www.schnaps-shop.de, предлагала посетителям дегустировать этот самый шнапс.
Пожалуй, такая дегустация является скорее антирекламой электронной торговли - ведь она подчеркивает такой очевидный и неустранимый дефект сетевого магазина, как невозможность попробовать или пощупать товар. Вообще же проблема работы Internet-магазинов представляется более организационной, чем технической, и дискуссии на CeBIT это подтвердили.
В России распространению Internet-коммерции мешает слабое развитие электронных коммуникаций и безналичного расчета, в Германии - дороговизна телефона и, несмотря на повсеместное использование кредитных карточек, сложность внесения денег. Лучше всех идут дела у германской государственной телефонной компании и по совместительству крупнейшего Internet-провайдера Deutsche Telekom: она с блеском решила проблему расчетов, вписывая плату за доступ к Internet и покупки в электронных магазинах в обычные счета за телефон. Понятно, что цены на телефонную связь тоже зависят от Telekom; предполагается, что комания должна будет их вскоре снизить, поскольку с 1 января государственная монополия на телефон была отменена и у Telekom появились конкуренты.
Мелкие чудеса
А вот несколько продуктов, идея которых в силу достаточно субъективных причин показалась мне интересной.
Компания Siemens Nixdorf в основном показывала разнообразные компьютеры - от мощных серверов до портативных ПК - и комплексные решения для предприятий, но меня больше всего заинтересовали нестандартные клавиатуры. Приведу фотографию одной из них - HotKey, - на которую "посажены" значки часто используемых программ и операций.
Гордостью Siemens Nixdorf была телевизионная Internet-приставка MIB - первая изготовленная в Европе (свою новую приставку WB1 привезла также компания Grundig). А Alcatel демонстрировала Internet Screenphone - совершенно автономное устройство для работы с Internet, представляющее собой телефонный аппарат с экраном и клавиатурой, а также гнездом для кредитной карты, чтобы автоматически взимать плату за пользование телефонной связью и платными услугами в Сети. Другой телефон с экраном - Web Video Phone (WVP) - показывала Samsung Electronics; он рассчитан на канал ISDN и предназначен для проведения междугородных телефонных переговоров и видеоконференций через Internet.
Компания Casio показывала принтер DP-8000, способный самостоятельно (без подключения к компьютеру) печатать снимки, сделанные цифровым фотоаппаратом. А две израильские фирмы - Ligature и Wizcom - сделали даже миниатюрный автономный сканер с дисплеем под названием Quicktionary. В него встроены система оптического распознавания символов и многоязычный словарь, так что пользователь (например, при чтении газеты на иностранном языке) считывает незнакомые слова и получает на дисплее их переводы.
Всюду деньги, господа!
Большинство российских фирм представляли свои разработки на общем стенде, организованном Министерством науки и технологий РФ. Денег на это было выделено мало, поэтому выглядел стенд весьма скромно: большая круглая площадка, по периметру стоят столы с компьютерами, над каждым - табличка с названием фирмы или организации. Виталий Бойко, заместитель начальника управления информатики Миннауки, в своем интервью агентству "Алгоритм" назвал этот стенд позором для России, а заодно предположил, что в будущем году министерство уже вообще не сможет организовать никакой экспозиции на CeBIT. Где вы, спонсоры?
Несмотря на всю аскетичность, планировка стенда показалась мне удачной: к любой фирме (а их ведь около сорока!) легко было подойти. В основном представлялись разработки научных организаций (жаль, если на следующей выставке ничего подобного не окажется), но попали на стенд и некоторые известные коммерческие фирмы. "ДиалогНаука" и "Лаборатория Касперского" показывали свои антивирусы, "Парагон" - дисковые утилиты и русифицированные карманные компьютеры с распознаванием рукописных букв. Компания "Арсенал" наконец-то продемонстрировала немецко-русский автоматический перевод, а у "МедиаЛингвы" к середине выставки кончился запас дисков с Большим немецко-русским словарем. Нашлось место и для LanCrypto, и для Elvis Plus, и для Epsylon Technologies, и для многих других. Впрочем, ищите их на российских выставках.
Несколько российских компаний (в основном имевших тесные контакты с немецкими фирмами) не поскупились на отдельные стенды. И если уж с общим стендом дела обстоят так печально, будем надеяться хотя бы на рост числа "индивидуалистов".
Фирма MTS (Мобильные телесистемы) предлагала подключение к московской сотовой сети GSM 900, а Pro-Invest Consulting - немецкую версию своей системы финансового планирования PIC Business Builder. В одном из дальних павильонов екатеринбургский "Дата-центр" представлял подлинные чудеса техники - высокопроизводительную машину БАРС для сортировки купюр в банках, намного превосходящую компактностью и дешевизной зарубежные аналоги, и оборудование для полностью автоматизированного склада, где в каждый контейнер вмонтирован микропроцессор, хранящий номер контейнера и информацию о его содержимом.
Компания ABBYY (бывшая "Бит") стояла совсем рядом с общим стендом и показывала, естественно, в первую очередь FineReader. Сейчас пакет поддерживает более 40 языков, намного больше, чем у основного конкурента ABBYY на CeBIT - венгерской компании Recognita (она пока вообще не работает с кириллицей). А Центр речевых технологий (Санкт-Петербург), представленный и на общем стенде, демонстрировал системы синтеза речи (свою и созданную специалистами из Санкт-Петербургского университета) и ряд замечательных программ и устройств: для подачи речевых команд бытовой технике (например, видеомагнитофону), для очистки записей от посторонних шумов, для перепечатки записей (текстовый редактор с возможностями управления цифровой записью голоса, включая такие функции, как замедление или поиск нужного места записи по тексту), для защиты информации звуковым паролем (распознается голос диктора и ключевая фраза). Но системы диктовки у Центра нет, и это принципиальное решение: по мнению заведующего научно-исследовательским отделом Сергея Коваля, разработка ее в нынешних условиях не окупится.
В целом выставка показалась мне относительно спокойной и более похожей на нормальную компьютерную выставку, чем CeBIT'95, на которой мне в свое время довелось побывать: та напоминала скорее грандиозное народное гуляние с карнавалом. Статистика согласуется с этим впечатлением: выставку CeBIT'98 посетили 670 тыс. человек, а CeBIT'95 - более 750 тыс. Число посетителей снизилось благодаря преобразованию CeBIT из общей выставки в профессиональную (в 1997 г. их было всего 606 тыс.), но этой меры явно хватит ненадолго.
Руководство выставочного центра думает об очередном расширении автомагистралей, ведущих в район ярмарки, и строительстве специальной линии метро "Аэропорт - Ярмарка", тем более что нужно готовиться и к Expo'2000.
Российский стенд на CeBIT HOME'98
Вниманию разработчиков мультимедийных CD-ROM, интерактивных обучающих программ, компьютерной техники для домашнего применения: Министерство образования РФ совместно с московским представительством Deutsche Messe AG уже начало формирование общего стенда России для выставки CeBIT HOME. В этом году она будет проходить с 26 по 30 августа.
Общие национальные стенды - традиция CeBIT. Для небогатых фирм это отличный шанс представить и себя, и свою страну, так что спешите. Заявки на участие в экспозиции принимает Республиканский мультимедиа-центр, которому поручена организация подготовки к выставке.
Контакты: (095) 917-23-37 - Тимофеев Владимир Викторович, (095) 916-88-67 - Филонова Ольга Александровна.