Как отыскать удачное сочетание увлекательности игры и строгости изложения исторических фактов, как помочь ребенку запомнить интересные сведения, а не превращать все просто в игру (что нередко происходит с американскими мультфильмами на мифологические сюжеты)?
Берусь утверждать, что золотую середину удалось найти разработчикам программного продукта "7 чудес" (так и хочется добавить "света", зачем же авторы отказались от устоявшегося словосочетания?). На одном диске представлен обширный материал о семи чудесах древнего мира: пирамиде Хеопса, висячих садах Семирамиды, Александрийском маяке, Колоссе Родосском, храме Артемиды в Эфесе, статуе Зевса в Олимпии и Галикарнасском мавзолее. И это не рассказ на историческую тему с небольшим "довеском" в виде игры, это содержательная игра, в основу которой положен занимательный детективный (такой привычный для современных детей) сюжет - легенда об Ариадне (дочери Зевса).
Вначале вы сможете познакомиться с каждым из семи чудес света, причем учтите: в предлагаемых вам древних фолиантах отсутствуют последние страницы, но вы найдете их в соответствующей аркадной игре. Так, каждый последующий шаг, который вы совершаете, распутывая "клубок" истории Ариадны, требует получения информации в процессе игры, обычно очень занимательной и азартной. Авторы даже назвали такую свою программу "инфо-охотой", т. е. охотой за информацией. Этот новый термин точно отражает состояние игроков, сидящих перед монитором.
Сюжет начинает развиваться с первых же кадров (почти как в остросюжетном фильме), когда в виртуальном пространстве появляется Ариадна, окруженная жуткими чудовищами. Ведущий интригует вас, рассказывая о событиях глубокой старины. Атмосферу сказочности и таинственности усугубляет специально написанная музыка.
На следующем этапе вы попадаете в кабинет профессора Никольского (главное меню), археолога, приглашающего вас принять участие в путешествии в прошлое и освободить прекрасную Ариадну. На его письменном столе вы найдете интересные книги (с замечательными гиперссылками) о семи чудесах света. Благодаря этим книгам вы получите разностороннее представление о древнем мире. Выделенные слова не просто даны с текстовыми справками, но и дополнены слайдами. Можно познакомиться и с реальными историческими фактами, и с мифологическими сюжетами. Так, вы узнаете не только об Александре Македонском (и увидите, как он выглядел), но и прочитаете о греческой богине охоты Артемиде (римской Диане), полюбуетесь ее скульптурными изображениями. Красочные картинки ко всем справкам помогают детям легко усваивать большой объем новой информации.
На письменном столе профессора вы также найдете свиток с картой древнего мира. Какое увлекательное путешествие можно совершить с ее помощью! При щелчке мышью на отмеченной точке она оживает, и перед вами на экране предстает изображение античного памятника (со справочным текстом), а щелкнув мышью на "глазе", вы услышите рассказ об одном из семи чудес света и посмотрите слайд-шоу.
На сегодняшний день это единственная мультимедийная программа, для которой специально написан в манере того времени цикл из семи замечательных новелл о величайших памятниках древнего мира. Достоинства такого сценарного подхода трудно преувеличить, поскольку благодаря им мультимедиа-игра отличается от тех мультиков, которые беспардонно перекраивают прошлое. Таким образом, вы переживаете события прошедших времен, узнаете об интересных бытовых деталях и обычаях древности, а не являетесь просто равнодушным получателем информации. Например, вы знакомитесь с историей о неудачливом греке-купце, обо всем забывшем ради красот висячих садов Семирамиды; о жестоком и тщеславном царе маленькой Карии Мавсоле, начавшем строить себе усыпальницу и сумевшем-таки увековечить свое имя в слове - "мавзолей". Вам станет понятно, почему охваченный манией величия Герострат решил сжечь храм Артемиды. Вас не оставит равнодушным рассказ о творческих поисках французского ученого Шампольона, сумевшего расшифровать древний манускрипт о строительстве самой большой в Египте пирамиды Хеопса, и о судьбе этой рукописи.
Стоит особо отметить, что в коробку вложена брошюра с подробным и четким описанием программы "7 чудес". В ней подробно изложен каждый следующий шаг, и поэтому даже самый неопытный путешественник справится с инсталляцией и сумеет пройти предусмотренные в программе пути. Но все-таки составители допустили досадную оплошность. Было сказано, что для выбора уровня сложности (новичок/ профессионал) нужно щелкнуть мышью на выдвинутом ящике стола в экране "библиотека профессора Никольского". Однако там оказалась газета с сообщением о находке археолога Никольского и предложением отправиться в путешествие. А в действительности выбор уровня сложности происходит на панно, расположенном над столом профессора, что можно обнаружить, пощелкав мышкой на разных экранных предметах.
Аркадные игры на первый взгляд кажутся простыми, однако это впечатление обманчиво. В них столько закавык, что добраться до заветной двери не так-то легко даже 14-летнему асу, хорошо освоившему стратегические игры. По крайней мере, мой сосед на несколько часов прилип к экрану, раздосадованный тем, что симпатичный археолог-анимашка, постоянно напоминающий об утерянном времени и жестами приглашающий не откладывать путешествие в долгий ящик, никак не мог добраться до заветной цели. Логическая ясность и простота структуры привлекают и таких, как мой семилетний сын, еще не успевший поднатореть в компьютерных играх. Его тоже было не оторвать от монитора.
Особая прелесть игры заключается в том, что ее действие разворачивается в виртуальном пространстве вокруг выбираемого вами с помощью магического шара Ариадны одного из семи чудес света. Атмосфера проникновения в исторические тайны, навеянная древними рукописями, голосом рассказчика и музыкой, усиливается, когда перед вами открывается возможность побродить по храму Артемиды, увидеть воссозданные интерьеры храма Зевса в Олимпии или проникнуть в мавзолей Мавсола. Это особое, можно сказать почти научное достижение разработчиков диска "7 чудес", так как виртуальное пространство воссоздается в игре подчас с достоверностью сохранившихся описаний этих исторических памятников. Таким образом, во время игры вы получаете шанс совершить занимательную экскурсию.
Сказочность обстановки усиливают анимированные персонажи древнего мира. Так, когда наш герой-археолог попадает внутрь усыпальницы Мавсола, он должен собрать все свое мужество, чтобы выдержать встречу со скелетом, а затем проявить находчивость, чтобы удачно миновать факира со змеей в садах Семирамиды. Складывается немало забавных ситуаций и встречается много смешных персонажей типа размахивающего кинжалом воина у входа в храм Зевса, грозное выражение лица которого вызывает лишь улыбку. Вот и анимашка-археолог, благополучно миновав его, только потешно потирает лысину. По ходу игры происходят многоэкранные изменения пространства, благодаря которым создается правдоподобная иллюзия перемещения героя внутри зданий и памятников. Когда у него на пути встает препятствие, можно преодолеть его с помощью какого-нибудь предмета, например дощечки, ключа. Если вы ошибетесь и возьмете не то, что нужно, ваш герой, скорее всего, исчезнет с экрана, и все придется начинать снова.
Хочется отметить, что отлично продуман экран запоминания игр и ваших прежних достижений. Так, если вы успешно преодолеете все хитроумные препятствия у Александрийского маяка и сумеете заполучить искомые страницы, программа это запомнит и вам не придется потом это повторять. Таким образом, вы можете отложить диск и открыть его снова на нужном месте, как полюбившуюся книгу на заложенной странице.
Итак, путешествие близится к концу, вы нашли все страницы в книгах, уже приблизились к разгадке тайны и вот-вот спасете Ариадну. Но вам нужно, чтобы ребенок запомнил основное "историческое" содержание диска. Каким же образом можно вновь привлечь его внимание к этому материалу? Разработчики и здесь придумали занимательный ход. Ведь именно полученные в ходе игры знания помогут справиться с чудовищами, для разгадки силы которых нужно проработать своеобразные проверочные игры-тесты. Всевозможные мозаики и фоторобот помогут узнать, внимательно ли вы и ваш ребенок читали книги о чудесах древнего мира.
Диск "7 чудес", обладающий такими игровыми и содержательными достоинствами, заинтересует, по моему мнению, будущих интеллектуалов и их родителей хотя бы потому, что подобные продукты крайне редко появляются на нашем рынке игровых и обучающих дисков. К тому же этот продукт не только расширит кругозор ребенка, но и пригодится при изучении школьного курса истории древнего мира, мировой художественной культуры и истории литературы.
Л.Я. Петрунина