- Сценография
- Действующие лица
- Спектакль, который играется один раз
- Восприятие
- На родине Станиславского
- Слава новому искусству
- Технологический базис
- Типичный представитель
- Гений презентаций
- Большой виртуальный монитор
- Самый маленький
Вряд ли кто-нибудь чаще журналистов бывает на презентациях. Когда приглашения следуют почти ежедневно, их посещение, приятное само по себе, превращается в тяжкий труд. И дело не столько в соблазнах "неформального общения", которым порой завершается событие, сколько в однообразии и похожести информационных частей, сливающихся в сплошной длинный серый ряд.
И все же несколько ярких шоу память запечатлела. Некоторые из них я наблюдал во время поездки по заводам Hewlett-Packard, другие прошли в России. Они-то и натолкнули меня на мысль о появлении некой тенденции. Логическое завершение мои размышления получили после выставки CeBIT'98. Появились требуемые для выводов факты - на ней было представлено впечатляющее число новых устройств для проведения презентаций.
Часть 1. В мире идей
Мы хорошо знаем культуру Северной Америки. По крайней мере так нам кажется. Ее образчики, предназначенные для массового потребления, ломятся в наши глаза, уши и души круглосуточно. Джаз, американское первенство на "изобретение" которого оспаривает, кажется, только Одесса, уже успел устареть для российского большинства и удалился в элитные клубы. Рок-музыка если не изобретена, то во всяком случае инициирована песнями-соул тех американцев, чьи предки были увезены с Африканского континента. Но и она, трансформировавшись во множество тонких ручейков-течений, тоже потеряла свою мощь и вот-вот разделит судьбу джаза.
Что еще привнесла Америка в мировую культуру? Подумав, можно сказать, что именно здесь создали массовую культуру, точнее, не саму ее, а серьезное к ней отношение. Более того, сегодня есть все основания утверждать, что в США изобретено еще одно, совершенно новое направление в искусстве.
Сценография
Зал Gallery в Сан-Франциско, напоминающий театр с тремя ярусами-галереями, начисто лишенный традиционных элементов декора, равно как и кресел. На месте последних внизу - сверкающая зеркальным паркетом танцплощадка с высокой сценой, задником которой служит лифт с прозрачными стенами.
Среди разнообразного оборудования - автоматически спускающийся экран, видеопроекционная, световая и звукоусиливающая аппаратура, стационарные и передвижные телекамеры.
В галереях первого и второго этажей, расположенных по периметру зала, выставлена компьютерная техника. На втором этаже - декорации кухни, гостиной и спальни, оборудованные по последнему слову компьютерной техники.
Действующие лица
Руководители фирмы Hewlett-Packard, телезвезда (точная копия Мерилин Монро), молодой человек ("торгует недвижимостью" прямо из гостиной своего дома), дама (рассылающая факсы, лежа на кровати), десяток актеров массовки.
Кроме того, заняты: персонал, дающий пояснения на выставке, четыре телеоператора, звуковидеокомпьютерный режиссер, группа дам-полицейских, буфетчик и официанты.
Музыкальное оформление: джазовый биг-бэнд с солистом, напоминающим манерой исполнения Элвиса Пресли.
Зрители могут находиться где угодно - на площадке внизу или на галереях.
Спектакль, который играется один раз
Искрясь в лучах прожекторов блестками белого, чуть выше колен платья на тонких бретельках, туго обтягивающего "классическое", знакомое по миллионам фотографий тело, на сцену вышла "Мерилин Монро". Нет, конечно, это была не она. Популярная телеведущая, которую в Калифорнии знают без преувеличения все и чье имя вряд ли что-нибудь скажет нашим читателям, была просто копией Мерилин. Копией, начиная от прически и кончая тембром томного голоса, которым она пропела до боли знакомую музыкальную фразу: "Happy birthday to you, Happy birthday to you, Happy birthday mister President, Happy birthday to you". Эту песенку исполнила когда-то Монро на праздновании дня рождения президента Кеннеди, что и было растиражировано благодаря кадрам кинохроники.
И, как и тогда, под общие аплодисменты появился президент. Правда, не Соединенных Штатов Америки, а одного из столпов американской экономики - компании Hewlett-Packard - Льюис Пратт. Звонко чмокнув его в щеку, "звезда", покачивая бедрами, удалилась.
У оформленной вполне по-президентски трибуны с двумя мониторами для суфлирования (вы наверняка их видели, эти наклонные прозрачные стекла, устанавливаемые на тонких подставках рядом с трибуной) он задержался совсем ненадолго. Я внимательно наблюдал за ним: он ни разу не бросил взгляда на эти устройства. Этот загорелый, прямо-таки излучающий успех крупный мужчина с мастерством хорошего актера двигался по сцене и поставленным голосом, усиленным скрытым на одежде радиомикрофоном, рассказывал о пути его фирмы к новому пониманию своего места на рынке массовых изделий.
Текст был безупречен, с ним явно хорошо поработали литераторы. При первых звуках голоса президента из-под потолка спустился большой экран, и на нем сразу же возникло изображение первого слайда. Далее они менялись в точном соответствии с речью. Никаких привычных: "Следующий слайд... дальше..." За ними следовали игровые рекламные, но отнюдь не бесталанные видеофильмы, в которых профессиональные актеры разыгрывали сюжеты, убеждающие нас в том, что домашние принтеры и сканеры изменили жизнь дома, украсили ее и придали ей новый смысл.
Президента сменили вице-президенты, с не меньшим актерским мастерством они расхаживали по сцене, развивая начатую президентом тему. Иногда на помощь им приходила "Мерилин", она по именам обращалась к актерам на галереях: "Элен, не расскажешь ли нам, как же ты умудряешься, не сходя с кровати или делая макияж, одновременно рассылать факсы?" Зрители, находящиеся рядом со сценой и танцплощадкой, задирали головы вверх и отчаянно ими крутили в поисках места, откуда говорит Элен. В это время ее освещал луч прожектора, брали в фокус телеоператоры, и изображение немедленно появлялось на большом экране. Молоденькая Элен задорно и весело рассказывала о необыкновенном многофункциональном устройстве, которое принимает и печатает факсы, а рассылает она их с помощью встроенного в компьютер факс-модема. Девушку сменил мистер Джон с галереи другого этажа, довольно пожилой мужчина, который с упоением рассказывал о том, как он применяет дома разнообразную компьютерную технику...
Восприятие
Публика, а приглашенных было не менее 300 человек, серьезно и с вниманием следила за представлением. Она сопереживала отдельным репликам или аплодировала, и по всему было видно, что ей интересно. Или этот интерес был хорошо сыгран? Парадокс в том, что почти все зрители отлично знали все то, что представляли почтеннейшей публике, ведь основную часть присутствовавших составляли сотрудники Hewlett-Packard, прекрасно осведомленные о стратегии компании, и ее партнеры, наверняка знавшие не меньше самих сотрудников. Может быть, затеяно все это для прессы? Но даже мне, не знакомому с деталями стратегических планов этой фирмы, казалось, что декларируемые цели на самом деле уже давно достигнуты. Зачем же тогда все это?
Сдается мне, что описанное выше действо вполне можно причислить к числу акций самоубеждения или, если хотите, медитации. Действительно, очень практично - рассказать небольшой группе несведущих о планах, отснять постановку на видео и заодно утвердиться в правильности выбранного курса.
Ближайшей аналогией можно считать праздничные церковные богослужения. В большинстве христианских конфессий из года в год они почти не изменяются по сути. И тем не менее их значимость от этого не уменьшается. Возможно, мы имеем дело с нарождающейся религией? Во всяком случае некоторые ее атрибуты налицо:
- сверхчувственный объект - компьютер;
- паства, свято верящая в его возможности и осознавшая свою полную от него зависимость;
- священнослужители: дьяконесса ("Мерилин"), проповедники (вице-президенты), епископ (президент).
На родине Станиславского
Однажды нечто подобное я видел в Москве. Впрочем, ничего русского в этом шоу не было. Основными действующими лицами опять-таки были менеджеры HP, только из других структурных подразделений. Они столь же виртуозно говорили, двигались, действие было так же хорошо срежиссировано, а музыкальным, видео- и потрясающим световым эффектам позавидовали бы поп-звезды. Привезли даже специальные декорации, а для того чтобы их разместить, сняли просторный зал. Все зрители при входе получили беспроводные устройства для голосования, так что их мнение по тому или иному вопросу мгновенно обрабатывалось и в виде гистограмм появлялось на экране. Все это производило впечатление "живого" джаз-концерта, когда артисты, контактируя с залом, вместе создают музыку.
Впоследствии, осмысливая увиденное, я объяснил такую сложность постановки уникальностью и дороговизной предлагаемого оборудования - речь шла о хранилищах данных огромной емкости. Масштаб представления, видимо, должен был компенсировать потери впечатления от невозможности показа "живьем" самого комплекса устройств, слишком большого, чтобы привезти его.
Грандиозное зрелище было организовано и на выступлении Билла Гейтса в ГКД во время его последнего приезда в Москву. О нем слишком много писали, и пересказывать нет смысла, подчеркну лишь, что немаловажную, если не решающую роль в нем играла разнообразная видеопроекционная, звуковая и лазерная техника.
Некоторые попытки разнообразить довольно серую череду презентаций делаются и отечественными фирмами. Многим памятна "говорящая голова" на юбилее-превращении Bit Software в Abbyy, творческие эксперименты Cognitive Technologies и некоторые другие. Десятки презентаций, которые я с тех пор посетил, не стерли из памяти увиденного. Детали пропали, а впечатление осталось. Согласитесь, это немало.
Тенденции развития жанра презентации показали, что мы имеем дело с новым направлением в искусстве.
Слава новому искусству
Очевидно, что для того, чтобы информация максимально полно была воспринята аудиторией, она должна быть подана интересно. Поэтому вполне закономерно, если для передачи информации ищут новые формы. В каждом творческом процессе есть своя логика развития. Творчеству противопоказано однообразие. Поэтому лекция-презентация всегда стремилась к театральности. Между театральной постановкой и классической лекцией (или презентацией) грань всегда была тонка. Ну чем, скажите, выступление хорошего оратора принципиально отличается от театра одного актера? Декорациями? Сегодня их более или менее заменяет экран и видеопроектор. Тапером, тихо наигрывающим в углу свои замысловатые мелодии? Оцифрованная и записанная на компьютерные носители музыка по качеству звучания не уступит дребезжащему роялю. А контакт с залом обеспечат возможности компьютера: оперативное управление показом видеофрагментов, слайдов, ввод данных и реакция на них. Остается немногое: актерское обаяние, Божья искра, которую никакой техникой не заменишь, и гениальный режиссер. Интеллектуальная аппаратура развязывает руки "актеру", освобождая его от необходимости самому менять дрожащей рукой слайды или управлять этим процессом сиплым шепотом.
Быстро развивающиеся технические возможности, позволяя сделать зрелище ярким и запоминающимся, привели к созданию нового направления в искусстве - технического театра. На очереди, видимо, появление новой профессии - режиссер презентации. А выступать на его подмостках будут, видимо, технические специалисты, т. е. мы с вами. Не надо пугаться: каждый из нас в душе актер.
Часть 2. В мире реализаций
Множество устройств, с помощью которых можно реализовывать самые смелые творческие идеи в области эффективной передачи информации, непрерывно и со все увеличивающейся скоростью расширяется. Существует "тяжелая" техника, например так называемые видеостены, собранные из множества плазменных мониторов, проекционные телевизоры и т. п.
Недавно стали использовать плазменные мониторы большого размера, комбинации видеопроектора и телекамеры, видеопроектора и электронной белой доски и даже видеопроектора и обычной (неэлектронной) белой доски, стены, забора.
Сам видеопроектор к сегодняшнему дню прошел путь, аналогичный пути развития вычислительных машин - из весьма объемного устройства коллективного пользования с ограниченным набором функций он превратился в компактный универсальный персональный прибор, достигнув той степени технического совершенства, когда вполне можно говорить о его конкуренции по качеству изображения с телевизором и даже с компьютерным монитором. А по размеру получаемой картинки он явно вне конкуренции. Многие модели обеспечивают изображения с разрешением 10245768 точек и выше, высокой яркостью, достаточной для работы в незатемненном помещении. В принципе ничего (правда, кроме цены) не мешает использовать его дома в качестве альтернативы телевизору с большим экраном. Почти все модели проекторов позволяют подключать к ним напрямую, без дополнительных преобразователей как источники видеосигнала (видеокамеры, видеомагнитофоны), так и компьютеры. Причем по отношению к последним они стремятся занять место не просто обычного периферийного устройства ПК, а привилегированного. Многие модели, кроме RGB-входа и последовательного порта, имеют приемники ИК-сигналов от дистанционных пультов управления, не только работающих с самим проектором, но и передающих команды к компьютеру.
Тем не менее пока трудно себе представить, что видеопроекторы станут вытеснять телевизоры, - в нашем сознании прочно укоренился образ домашнего "ящика", ставшего для нас как бы членом семьи. Изменение стереотипа требует времени и усилий.
Однако производители всерьез занялись изменением этого устаревшего представления. Это ярко показала прошедшая выставка CeBIT'98. Пожалуй, ни одна крупная фирма, имеющая хоть какое-нибудь отношение к потребительскому рынку, не обошла своим вниманием проекционное оборудование. Компьютерная справочная система выставки выдала список 29 производителей, а точное число моделей определить не удалось.
Технологический базис
Современные видеопроекторы используют два основных принципа создания изображения. Наиболее распространена конструкция на основе ЖК-матриц тонкопленочных транзисторов. Изображение формируется (рис. 1) при прохождении через прозрачные матрицы таких транзисторов лучей красного, зеленого и синего цвета, выделенных из спектра проекционной лампы. Основное ограничение накладывает конечное значение прозрачности матриц и как следствие возникающие проблемы теплоотвода при прохождении мощного пучка света. Лучшим вариантом сейчас признаны полисиликоновые матрицы.
Альтернативой описанному способу формирования изображения является технология DLP (Digital Light Processing - цифровая обработка света), разработанная фирмой Texas Instruments. Она основана на устройствах типа DMD (Digital Micromirror Device - цифровое микрозеркальное устройство). В результате многолетних исследовательских работ упомянутой фирмы создана поверхность, состоящая из сотен тысяч микроскопических алюминиевых зеркал, каждое из которых, располагаясь на отдельной электрически управляемой подложке, может изменять свой наклон относительно направления светового потока. Причем число изменений положения зеркала может достигать тысячи раз в секунду.
Схема формирования изображения в ЖК-проекторе.
Как и при ЖК-технологии, DLP-проектор создает изображение обычно с помощью трех устройств, по одному на каждый из основных цветов (но бывает и одно, интегральное). Однако DLP-технология использует отражение, при котором почти не происходит поглощение светового потока. В итоге появляется возможность применять источники света в несколько раз большей мощности. На основе DLP-устройств чаще всего создаются стационарные проекторы для залов, например, представленный на CeBIT'98 фирмой Sony проектор VPD-S1800QM обеспечивает яркость до 1800 ANSI люмен (единица измерения яркости, принятая в США; отличается от международной системы единиц).
Типичный представитель
Возможности типичного представителя мира проекторов довольно широки. Для примера рассмотрим модель более близкую по цене к самым дорогим, не самую сложную, хотя и предусматривающую весьма разнообразные фантазии пользователя подобных устройств.
Модель PLС-5500 фирмы Sanyo обеспечивает яркость до 500 ANSI люмен и позволяет генерировать изображение от компьютера с разрешением 800x600 точек (или 750 линий от телевизора) размером до 610x457 см. Она построена на основе ЖК-технологии с использованием трех полисиликоновых активных матриц. Проектор имеет относительно небольшие габариты (29651485460 мм) и вес (7,2 кг). Кроме создания изображения он поможет и в звуковом сопровождении, именно поэтому такие устройства иногда называют мультимедийными. К встроенному 3-Вт усилителю можно подключить внешние акустические системы. Если же к качеству звука не предъявляются сверхвысокие требования, то вполне достаточно возможностей внутреннего динамика.
Проектор может использоваться как для презентаций, так и для развлечений. Он работает с телевизионным сигналом форматов PAL, SECAM и NTSC. Дополнительное представление о многообразных возможностях проектора можно получить, взглянув на его панель разъемов.
Прибор комплектуется специальным ПО для передачи команд управления от компьютера к проектору через последовательный порт. В Москве такой проектор можно купить за 7990 долл.
Гений презентаций
Чего только нельзя показать на экране с помощью проектора MEDIAStar TLP-411E фирмы Toshiba! Собственно, это уже не проектор, а некий комбайн для презентаций. Кроме самого проектора, который может работать с видеосигналами большинства существующих стандартов, есть удобно расположенная ПЗС-видеокамера с разрешением 450 строк и источник света, позволяющие демонстрировать не только "картинки" (изображение с прозрачных и непрозрачных листов) размером до 217x290 мм, но и небольшие объемные объекты. Изменяя положение камеры и источника света относительно объекта, можно показывать предметы с разных сторон.
Управление устройством осуществляется либо клавишами, расположенными на проекторе, либо с помощью пульта дистанционного управления. Причем переключение между источниками изображения происходит буквально мгновенно. Демонстрируя это, стендист успел за несколько секунд показать "живую" Web-страницу, фрагмент видеофильма со звуковым сопровождением и собственную руку, хотя и находился примерно в метре от проектора.
При яркости 650 ANSI люмен проектор может обеспечивать разрешение 1024x768 точек7.
Стоимость такого устройства в Германии соизмерима с ценой сельскохозяйственного комбайна - около 20 000 нем. марок.
Большой виртуальный монитор
Логическим развитием идеи устройств типа WhiteBoard, о которых я писал три года назад в репортаже с выставки CeBIT'95, стал программно-аппаратный комплекс Tegrity Digital Flipchart фирмы Tegrity (США). С его помощью можно не только вводить в компьютер для дальнейшей обработки информацию, написанную от руки на специальной доске, но и создавать "виртуальные сенсорные панели". Что это за таинственный объект, попробую объяснить.
Вспомните, как вы работаете в графическом редакторе, вводя изображение: мышью рисуются нужные кривые, а кнопками выполняются различные управляющие действия. А теперь представьте себе, что то же самое происходит не за привычным экраном, а на его изображении, спроецированном на произвольную светлую поверхность, и наблюдать это могут одновременно десятки и даже сотни человек. Вместо мыши для ввода информации используется любое яркое средство, пишущее на данной поверхности, а для управления... палец. Появление тени последнего на экранном образе кнопки считается перемещением на нее курсора, задержка там на определенное время - нажатием. То же самое можно выполнить с помощью лазерного указателя. Все эти операции и обеспечивает комплекс Digital Flipchart.
В его состав входят видеопроектор, телекамера и компьютер с установленной в него платой ввода видеосигнала. Специальное ПО, обрабатывая сигнал с телекамеры, выделяет из него написанное на доске и передает его изображение для дальнейшей обработки в MS PowerPoint 97, Word или Excel.
Если к комплексу подключить еще одну видеокамеру для репродуцирования, то появляется возможность ввода изображения документов или небольших объемных предметов.
Стоимость ПО, основной видеокамеры, платы ввода изображения в компьютер комплекса Tegrity Digital Flipchart составляет в США около 3200 долл.
Кроме описанного оригинального решения этой весной появились функционально подобные интерактивные "белые доски", выполненные на основе комбинации ставших уже классическими досок типа WhiteBoard со встроенным сканером, проектором и ПК.
Самый маленький
Из великого множества проекторов, представленных на выставке, своими возможностями, яркостью, качеством получаемого изображения и весом (60 кг и более) выделялись стационарные модели. Большинство остальных можно назвать универсальными переносными устройствами, поскольку их возможностей достаточно как для проведения презентации в зале на 500 человек, так и для домашнего видеотеатра, а вес их обычно меньше 10 кг.
Были и портативные модели, вес которых сравним с весом блокнотных компьютеров. Именно они являются мечтой каждого, кому приходится выезжать для проведения презентаций.
Среди подобных устройств выделялся проектор DL 450 норвежской фирмы Davis. При весе всего 4,5 кг он обеспечивает яркость 500 ANSI люмен, достаточную для работы в незатемненном помещении.
А все же самым легким оказался проектор CPJ-D500 фирмы Sony. Маленькие габариты (90x210x297 мм) и вес (3,5 кг) не мешают ему создавать изображения с размером до 2,5 м по диагонали с разрешением 640x480 точек как от компьютера, так и от источников видеосигнала. Правда, яркость невелика - 40 ANSI люмен. Эта крошка имеет даже встроенный 1-Вт динамик.
Цена изделия не столь мала, как вес, и составляет в Германии около 4500 нем. марок.
* * *
С тех времен, когда один известный грек, набрав полный рот мелких камешков, старался убедить в чем-то ревущие морские волны, законы искусства оратора или лектора остались прежними. Почти не изменился и инструментарий донесения знаний. Доска с мелками принципиально мало чем отличается от телевидения, хотя, безусловно, оно позволило повысить качество подачи материала и пробудить интерес части засыпающих слушателей. Но много телевизоров можно разместить лишь в специально подготовленных для этого аудиториях, да и удручающе высокая стоимость специальных учебных программ не способствует широкому распространению этого чуда в лекционных залах. Компьютерная проекционная панель и проекторы, управляемые сигналом от ПК, делают всю систему мобильной, а программы - интерактивными и создаваемыми буквально "на коленке". Оратор получил невиданные прежде средства общения с залом. И многие, как показывает практика, не преминули воспользоваться этими возможностями убеждения.
Современный компьютерный рынок можно смело назвать рынком, зиждущимся на воспитании все новых и новых потребностей, которых человек ранее даже и не предполагал за собой. Причем процесс создания новых желаний по объективным причинам происходит все более и более быстро. Не станем рассуждать о том, хорошо это или плохо. Очевидно одно: новые подходы, новые технические средства для этого уже есть.
Алексей Орлов - главный редактор журнала "Мир ПК".
Видеопроектор для Б. Гейтса
Выступление Б. Гейтса в Москве стало в жизни компании ActiVision определенной вехой. По крайней мере, такую оценку этому событию дает ее президент Марат Габдрахманов. Ведь впервые в российской практике проведения грандиозных шоу главная роль была отведена проекционному экрану. Труднее всего для специалистов ActiVision было добиться хорошего качества изображения на расположенном на сцене экране. Причем делать это приходилось в "конфликтных" условиях: телевизионное осветительное оборудование обеспечивает яркость по крайней мере на порядок выше, чем ЖК-проекторы.
Кроме того, стояла задача организовать абсолютно бесперебойную работу проекционного оборудования. С этой целью "в кустах" стоял "готовый к бою" дублирующий комплект.
И. Кондратьев,
Computerworld Россия
Купить или взять напрокат?
Как в Европе, так и в России цена является существенным фактором, ограничивающим развитие рынка мультимедиа-проекторов.
Такие проекторы будут приобретаться, к примеру, для домашних кинотеатров, если их стоимость не превысит две-три тысячи долларов. Увы, в настоящее время по такой цене продаются лишь устройства, не обеспечивающие высокое качество изображения.
Более доступна аренда проекционного оборудования. Такую услугу предлагают серьезно работающие на рынке компании, в первую очередь ActiVision и DeLight 2000. Вообще говоря, если презентации проводятся редко, то целесообразнее не приобретать проектор, а взять его напрокат.
Однако аренда проекционного оборудования возможна только в Москве, и потребители из других регионов России не могут воспользоваться этой услугой. Поэтому, по данным DeLight 2000, объем продаж оборудования за пределами столицы значительно превышает аналогичный показатель по Москве.
Поскольку на проданные проекторы рекламаций практически не поступает, потребители из отдаленных регионов без опасений приобретают необходимое оборудование, не заботясь о его обслуживании.
Заметим, что, хотя цена проекторов и довольно высока, сравнение их стоимости с затратами на покупку и установку другого оборудования для конференц-залов (например, звукового) оказывается не в пользу последнего.
И. Кондратьев,
Computerworld Россия
Выбор проектора
Выбирая проектор, следует учитывать не только физические характеристики самого проектора и экрана (световой поток, силу света, освещенность, яркость), но и субъективные аспекты (к примеру, разрешающей способности зрения по угловому расстоянию).
Далеко не всегда необходимо покупать самый дорогой проектор. Нужного качества изображения зачастую можно добиться благодаря правильному выбору освещения и несложному манипулированию объективами.
Так, российская компания ActiVision предлагает 60-мм объектив для проектора VR-610 фирмы Sharp, позволяющий в 1,5 раза увеличить яркость изображения. Иногда такого же эффекта можно добиться с помощью использования более мощных ламп. Правда, при этом придется позаботиться о приемлемых условиях охлаждения всего прибора.
И еще одно замечание. По признанию специалистов, проверка оптических характеристик некоторых проекторов показала, что величина их яркости ниже заявленной в рекламных проспектах. Поэтому один из советов Козьмы Пруткова "Бди!" по-прежнему остается актуальным.
И. Кондратьев,
Computerworld Россия