Практическое использование возможностей каналов маскирования в пакете Photoshop
Маскирование за 20 мин, и даже быстрее
Все, что вам нужно, - это само изображение
Прекрасный спектр возможностей всегда считался самой привлекательной стороной пакета Adobe Photoshop. Вооружившись "шатром" (marquee), "лассо" (lasso) или "волшебной палочкой" (magic wand), можно выделить определенный элемент внутри фотографии. После этого все в ваших руках. Можно усилить резкость элемента, раскрасить его, применить к нему специальный эффект или даже скопировать выбранную область, а затем вставить ее на другой фон.
Однако многие дизайнеры и цифровые фотографы не догадываются, что инструменты, подобные "волшебной палочке", - лишь основа, лишь отправная точка для решения творческих задач. Ознакомясь с назначением каждой команды из меню Select (Выбрать), обычно упускают из виду другую, скрытую часть возможностей программы, притом лучшую ее часть.
Речь идет о группе "секретных" инструментов - масках. Маски, технически представляющие собой всего лишь подмножество каналов Photoshop, работают гораздо точнее, чем стандартные инструменты: каждая их функция использует всю мощь пакета. Они позволяют точно выделить элементы, которые, казалось бы, выбрать просто невозможно: плохо сфокусированные контуры, запутанные цепные изгороди или сетки и даже самые сложные объекты, например волосы.
В ходе этого небольшого урока я объясню, что такое каналы, покажу, как и почему следует сохранять выбранные области в виде каналов, а также продемонстрирую, как строятся "взаимоотношения" между контурами выбора, альфа-каналами и режимом Quick Mask (Быстрая маска). Познакомившись с основами, попробуйте выполнить по шагам задание из врезки "Маскирование за 20 мин, и даже быстрее". Вначале маски могут показаться насилием над разумом, но после того как вы разберетесь в механизме их работы, все остальные операции в пакете Photoshop приобретут для вас совершенно новый смысл.
Цветовые каналы против альфа-каналов
Обычно пакет Photoshop считают полноцветным редактором изображений. А вот с точки зрения самого Photoshop мир является совершенно серым. Программа "видит" цветные изображения - RGB, CMYK или другие - не как одну плоскость, содержащую множество цветов, а как набор изображений в градациях серого цвета, каждое из которых содержит 256 значений яркости (изменяющихся от 0 для черного до 255 для белого цвета). Эти изображения в градациях серого называются цветовыми каналами.
Изображение в градациях серого содержит только один канал - черный (Black). Изображение RGB содержит три канала: красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue), а файл CMYK - четыре: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) и черный (Black). Палитра Channels (Каналы) позволяет работать с каждым каналом отдельно либо просматривать все каналы вместе как полноцветное изображение (см. врезку "Переключая каналы").
Чтобы сгенерировать цветное изображение, которое вы видите на экране, Photoshop проектирует данные в градациях серого каждого цветового канала через виртуальный цветной фильтр. Например, в изображении RGB пакет Photoshop объединяет содержимое красного, зеленого и голубого каналов в цветовую смесь.
Photoshop может отобразить любую фотографию, используя 4 или меньшее количество каналов, хотя палитра Channels может содержать до 24 каналов. Если вы добавите канал к изображению и что-нибудь нарисуете в нем, пакет Photoshop будет обращаться с таким каналом как с совершенно отдельным изображением в градациях серого. Такой дополнительный, не несущий цвета канал иногда называют альфа-каналом, обозначая таким образом отсутствие у данного канала заранее определенного назначения. Чаще всего альфа-канал используют для хранения и изменения сложных контуров, поэтому я предпочитаю называть его каналом маскирования.
Сохранение и выборка выделенных областей
Тот факт, что Photoshop "смотрит" на мир через серые очки, определяет способы, которые вы можете применять для выбора областей изображений. И хотя при использовании инструментов выбора это вовсе не очевидно, пакет Photoshop рассчитывает каждый пиксел вашего изображения и присваивает ему значение по скользящей шкале от 0 (для невыбранного пиксела) до 255 (для полностью выбранного). Звучит знакомо? Да-да, это та же самая скользящая шкала градаций серого, которую Photoshop назначает каждому изображению, составляющему канал. В действительности Photoshop обрабатывает выбранный контур как 8-разрядное изображение в градациях серого.
Контуры - создания хрупкие. При добавлении или вычитании пикселов Photoshop позволяет отменить только одну ошибку, но не более того. Вообразите себе, что после кропотливой работы над выбранной областью в течение десяти минут вы случайно щелкнули мышью и отменили выбор. Если вы испугаетесь и щелкнете еще раз, то потеряете единственную возможность отмены операции, а заодно и десять минут своей жизни.
К счастью, в любой момент выбранную область можно сохранить. Достаточно щелкнуть по кнопке с окружностью из точек, расположенной в нижней части палитры Channels. Выбранная область остается нетронутой; пакет Photoshop скопирует ее в канал маскирования и назначит ему следующий неиспользуемый номер - первым доступным номером канала для изображения RGB является 4 (см. врезку "Мячик в маске"). Если в палитре Channels вы щелкнете по этому новому каналу, то увидите, что выбранная область выглядит белой, а все остальное - черным (вы можете изменить цвета отображения, но я предполагаю, что цвета установлены по умолчанию). Хотя такой вид значительно отличается от традиционного (марширующие по выбранному контуру муравьи), маска "белым по черному" функционально такая же.
С этого момента вы можете отменить выбор области изображения, изменить выбираемый контур или выполнить любые необходимые операции по редактированию, помня о том, что область выбора сохранена от повреждений. Для выборки контура сохраненной области нажмите клавишу <> и щелкните по имени маски в палитре Channels. Можно также нажать клавиши <-Option> и цифру, присвоенную каналу маскирования (например, <-Option-4>), либо перетащить мышью слой маски на значок загрузки контура выбора (маленькую окружность с точками).
Пакет Photoshop автоматически сохраняет дополнительные каналы маскирования вместе с изображением - естественно, если вы выберете подходящий формат файла. Формат PICT хранит до четырех каналов, что позволяет сохранить изображение RGB и одну маску. GIF также допускает сохранение одной маски, но этот формат ограничен 256 цветами. Лучше всего использовать TIFF или собственный формат Photoshop: оба они позволяют сохранять до 24 каналов, а также выполняют "магическую" операцию сжатия масок без потери информации (в том случае, если вы включите опцию сжатия по алгоритму LZW для формата TIFF).
Основы теории маскирования
На первый взгляд "масочная" версия выбранного контура выглядит странно. Но попробуем разобраться. Photoshop использует содержимое канала маски как шаблон, из которого вы сможете повторно создать выбранный контур. Область, расположенная вне контура, становится черной (0), а область внутри контура - белой (255). Края, для которых выполнялось сглаживание, а также края с "бахромой" отображаются серым цветом.
Выгода от работы с каналом маскирования двойная. Во-первых, вы сможете лучше видеть результаты вносимых вами изменений. Например, когда вы используете команду Feather (Оперять) для размытия краев контура с марширующими муравьями, самое большое, что вам удастся рассмотреть, - это небольшое скругление контура по углам. Но если вы сохраните "оперенный" контур как канал маскирования, то размытые края станут хорошо заметны (см. врезку "Пушистая звезда"). При отображении на экране марширующие орды муравьев просто заслоняют то, что великолепно видно в канале маскирования.
Во-вторых, у вас появляется больше инструментов для кропотливой доводки выбранной области. Все немногочисленные инструменты, которые позволяют "управлять" марширующими муравьями, представлены в меню Select. Но поскольку маска представляет собой изображение в градациях серого, для ее редактирования вы можете использовать всю мощь Photoshop. Со временем нетрудно станет предугадать то воздействие на окончательный контур, которое оказывает редактирование маски. Например, рисование белой линии на маске "кистью художника" имеет эффект добавления нового контура к уже существующему, а применение фильтра "Размытие по Гауссу" к маске приводит к "оперению" контура. Для расширения или сужения контура можно даже использовать команду Levels (Уровни). А как вам нравится совершенно свободный выбор самых сложных деталей без тревоги о возможной потере контура после ошибочного щелчка? В конце, когда вы захотите использовать полученный контур выбора, вам достаточно будет щелкнуть по имени маски в палитре Channels, удерживая клавишу .
Режим Quick Mask
Другой подход к маскированию в пакете Photoshop реализован в функции Quick Mask (Быстрая маска). Поскольку режим Quick Mask разрабатывался как средство быстрого редактирования, он лучше всего подходит для коррекции выбранных контуров, а не для их создания "с нуля". В двух словах: вы создаете или загружаете некий контур, переходите в режим Quick Mask (нажатием клавиши Q), дорисовываете и редактируете выбранную область по своему вкусу, выходите из режима Quick Mask (также нажатием клавиши Q), а затем используете отредактированный контур, как обычно. В отличие от использования альфа-канала, переходы от контура с марширующими муравьями к маске и обратно происходят автоматически.
Кроме того, в режиме Quick Mask маска отображается иначе, чем в альфа-канале. В то время как в альфа-канале выбранная область отображается белым цветом на черном фоне, в режиме быстрой маски происходит полупрозрачное наложение цветов. По умолчанию для быстрой маски выбран красный цвет, как будто вы делаете маску с помощью "Рубилита" (Rubilith - пленка с красным съемным слоем для изготовления масок выкрывания. - Прим. пер. См. врезку "Виртуальный "Рубилит"). Красная "пленка" покрывает невыбранные области изображения; там, где красного нет, изображение выбрано. (Если вы работаете с изображением, в котором присутствует много красного цвета, можете заменить цвет для режима Quick Mask на более контрастный, например зеленый.)
Преимуществом красной "пленки" является возможность редактировать маску и одновременно видеть изображение. (Альфа-канал тоже позволяет это - достаточно нажать клавишу <~>.) Но рисование может показаться несколько необычным. Рисуя белым, вы стираете цвет и расширяете выбранную область. Для того чтобы добавить участки к "пленке" и уменьшить область выбора, рисуют черным цветом. Маска кажется красной или прозрачной, но Photoshop по-прежнему оперирует белым или черным цветом, точно так же, как работает стандартная маска альфа-канала. Вид разный, но методы редактирования маски остаются без изменений.
Естественно, работая с такой программой, как Photoshop, вы не обязаны соблюдать навязанные вам правила игры. Если, находясь в режиме Quick Mask, вы откроете палитру Channels, то увидите в ней канал под названием Quick Mask, выделенным курсивом. Курсив указывает на то, что данный канал временный. Щелкните по первому значку с глазом на палитре или просто нажмите клавишу с тильдой - и изображение будет спрятано, а на экране останется сама быстрая маска. Маска теперь будет отображаться не красным, а белым и черным цветами, точно так же, как маска в альфа-канале.
Взгляд со стороны
Понимание масок придет к вам, если вы примете как данность факт, что маски выглядят совершенно иначе, чем указанные контуры выбора с марширующими муравьями. Преодолейте этот барьер, и вы поймете, что маскирование является гораздо более точным и эффективным способом выбора сложных элементов. Недостатком маскирования является то, что пакет Photoshop никак не помогает и не советует вам, - в вашем распоряжении оказываются все инструменты, но нет никаких правил их использования. Но это и хорошо. Овладевайте основами. В процессе обучения вы узнаете множество различных технических приемов. И тогда для вас не будет неразрешимых задач: все, что можно как-то назвать, маскируется.
Переключая каналы
Палитра Channels пакета Photoshop позволяет обрабатывать до 24 каналов (каждый из которых представляет собой изображение с 256 градациями серого), но для отображения любой картинки программе нужно не более четырех каналов. Изображение в градациях серого занимает один канал (черный), изображение RGB - три канала (по одному для красного, зеленого и синего), а CMYK - четыре (голубой, пурпурный, желтый и черный). Эти каналы, несущие цвета, содержат данные, из которых составляется изображение. Если вы не хотите изменить само изображение, не работайте с такими каналами.
Мячик в маске
Чтобы сохранить выбранную область, щелкните по значку точечной окружности, расположенному в нижней части палитры Channels. Пакет Photoshop автоматически конвертирует выбранную область в маску. Изображение RGB может содержать до 21 такой маски.
Виртуальный "Рубилит"
В альфа-канале пакет Photoshop отображает маску белым цветом на черном фоне. В режиме Quick Mask красная маска и изображение показываются на экране одновременно. Работая с различными изображениями, вы можете настраивать цвет маски и степень ее прозрачности.
Пушистая звезда
После того как c помощью инструмента "лассо" я нарисовал звезду с пятью лучами, к ней была применена команда Feather. Контур с марширующими муравьями совершенно неадекватно отображает результаты выполнения команды, в то время как альфа-канал отобразил маску с размытыми краями контура во всей своей красе.
Маскирование за 20 мин, и даже быстрее
Все, что вам нужно, - это само изображение
Существует несколько способов создания хорошей маски в пакете Photoshop. Можно нарисовать маску "с нуля", автоматизировать процесс с помощью команд настройки цветов или целиком положиться на операции с каналами, даже не касаясь "кисти". Предлагаемая вашему вниманию любимая технология автора, в которой небольшая доля автоматизации сочетается с ручными операциями, очень проста.
Хотя многие технологии маскирования хорошо срабатывают только на определенных видах изображений с определенными эффектами, данная техника применима практически к любому изображению. Этот лев из библиотеки изображений Digital Stock (www.digitalstock.com) обладает богатой гривой, густыми бровями и небольшой бородкой. Он отдыхает на фоне трав, цвета которых в отдельных местах довольно близки к оттенкам его меха. Стоящая перед нами задача непроста - нужно полностью выбрать этого льва вместе с бровями, гривой и всем остальным - и разместить его на другом фоне. Если бы вы располагали только инструментами "лассо" или "волшебной палочкой", то у вас не было бы ни малейшего шанса. В данном случае маскирование - это не один из вариантов решения, а единственный способ.
Первый раз, когда вы выполните описанные действия, для создания хорошей маски вам может потребоваться более 20 мин. Но после некоторой практики вы сможете приобрести устойчивый навык и научитесь быстро маскировать сложные объекты.
1. Используйте один из цветовых каналов в качестве основы для маски
Вам следует определить канал который обеспечивает лучший естественный контраст между маскируемым изображением т его фоном. (Для переключения между цветовыми каналами нажмите клавиши Alt-1, Alt-2, Alt-3). Для RGB-изображения часто лучше выбрать зеленый канал поскольку он содержит много информации о яркости и контрасте.
2. Скопируйте зеленый канал
Перетащите зеленый канал на маленький значок страницы в нижней части палитры Channels. Теперь вы создали копию данных о зеленом цвете в альфа-канале. Это изображение в градациях серого будет вашей маской, и вы сможете редактировать его независимо от фотографии. Для любого изображения хорошо подойдет значение 20 Фильтр High Pass усиливает контуры серым цветом
3. Выявление контуров изображения на маске с помощью фильтра
При выборе волос и других искривленных деталей это помогает точнее выделить контуры. Лучший инструмент для этой цели - малоизвестный фильтр под названием High Pass, который расположен в подменю Other (Другие) меню Filter (Фильтр).
4. Настройка уровней для повышения контраста
После выполнения фильтра High Pass изображение становится размытым, поэтому вам следует усилить контраст, воспользовавшись командой Levels (-L).
Тщательно следите за контрастом вдоль контуров, по которым пройдет предполагаемая граница области выбора. В идеальном случае в этих местах должны наблюдаться четкие переходы из белого в черный цвет и наоборот
Чтобы затемнить черные и высветлить белые участки, увеличьте первое значение в поле Input Levels (Входные уровни) и уменьшите третье (или перетащите черный и белый треугольники-движки). Оставьте разницу как минимум в пределах 50 единиц между крайними значениями входных уровней, что будет гарантией получения естественного контура со сглаженными краями
Итак, достаточно автоматизации, пора поработать руками. На этом этапе в вашем распоряжении окажется очень сложный набор контуров - книжка-раскраска для малышей, если хотите. Помните, что ваша цель при создании маски - нарисовать элементы, которые должны быть выбраны, белым цветом, а фон - черным. Пакет Photoshop обладает всеми необходимыми для этого инструментами. Все, что вам нужно сделать, - это определить контур выбора и удалить все лишнее внутри него.
5. Прежде всего заполните большие области
Поскольку большие области маски должны быть заполнены сплошным белым или черным цветом, перед началом рисования полезно заблокировать такие области с помощью инструмента "лассо". В нашем случае мне было необходимо, чтобы лев стал белым, а все остальное - черным. Поэтому я использовал инструмент "лассо-многоугольник" (для перехода в режим обычного "лассо" достаточно щелкнуть мышью, удерживая клавишу
Не пытайтесь сделать точный выбор области - работайте с длинными отрезками, не приближаясь к краям маскируемого объекта.
6. Точная доводка маски
С этого момента все, что вам нужно, - это одна рука на мыши и другая, готовая нажать на клавиши E и X. Нажатие клавиши E переключает режимы "ластиков" (кисть, аэрограф, карандаш или блок); клавиша X переключает цвет при стирании между черным и белым. Я рекомендую большую часть работы выполнить с помощью "ластика" в режиме "блока" с твердыми краями. Рисуя рядом с краями "ластиком-блоком", вы сможете сохранить высокую детализацию изображения.
"Ластик-блок" удобен еще и по той причине, что он всегда занимает фиксированное место на экране. Вы сможете уменьшить изображение и стирать широкими штрихами, или увеличить масштаб и дорисовать очень тонкие детали.
7. Использование прозрачной цветной маски для работы над деталями
Разумеется, во время работы над маской вы столкнетесь с такими участками, где будет сложно определить, нужно ли прорисовывать те или иные детали. В таких случаях нажмите клавишу ~ для вывода на экран цветного изображения. Маска будет наложена поверх него.
Если пакет Photoshop неверно выделил контуры изображения на некоторых участках (а в случае правильной настройки уровней на шаге 4 это маловероятно), вы можете нарисовать контур сами с помощью "мягкого ластика" в режиме кисти (вызывается одним нажатием клавиши E, если "ластик" находится в режиме блока).
8. Загрузка выбранной области
После того как вы закончите прорисовку маски (это занимает около 10-15 мин), вернитесь в режим просмотра составного изображения (<-тильда>). Затем щелкните по каналу маски в палитре Channels, удерживая клавишу <>, - и маска будет загружена как выбранный контур. Теперь выбранную область можно использовать. Я взял своего льва и перетащил его на фотографию неба. Относительно немного усилий - и мне удалось сохранить почти каждый волосок на голове величественного царя зверей.
Дик Макклелланд - автор книг "Macworld Photoshop 4 Bible", "Photoshop 4 for Macs for Dummies" и "Photoshop 4 Studio Secrets" (издательство IDG Books, 1997), которые рассчитаны на различные уровни подготовки читателей.