"Дипломаты против компьютерных шахматных программ"; фирма "Клондайк" поддержала создание сервера Российской шахматной федерации.
Турнир между дипломатами и шахматными программами состоялся в помещении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса МИД РФ. Программы для матча предоставил известный шахматист и журналист Валерий Мурахвери. Против дипломатов "выступили" известные игровые программы - отечественная "Дракон 2.0" и зарубежные Genius 3.5 и Fritz 3.0. Техническая база турнира - пять компьютеров: четыре рабочие станции HP Kayak XU и XA с тремя 300-МГц процессорами Pentium-2 и SDRAM и один ПК с 50-МГц процессором 486DX-2, работающие под управлением DOS.
Регламент турнира допускал тренировочные партии, и после часовой разминки шестеро участников выступили в официальных встречах. Наивысший результат в одной игре против программы - ничья. За исследовательскую волю (официально "упорство") и достигнутые результаты приз получил Сергей Сидоров, журналист из компьютерного еженедельника "Софт Маркет". Призер высоко оценил квалификационный уровень программ и описал ощущения, которые испытывал, играя с ПК. После нескольких попыток играть скандинавское начало ему удалось добиться ничьей против Fritz 3.0. Опираясь на теорию, по мнению С. Сидорова, соперничать с программой трудно из-за ее большой информационной осведомленности и высокой скорости ответов на ходы. Так, для него одна из партий закончилась матом в середине доски, объявленным программой. Когда же шахматист построил стратегию на раннем отходе от главных дебютных линий и намеренно разменял большинство фигур, лишив программу комбинационной мощи, в тактических осложнениях он смог ей достойно противостоять (ничья была достигнута примерно на 50-м ходу). Подобная линия поведения проводилась замечательным советским гроссмейстером Д. Бронштейном еще в 60-е гг. во время первых матчей с шахматными программами.
Отмечена "жесткость" игры программы Genius, которая так же, как Fritz, входит в число ведущих шахматных программ мира. Один шахматист, потерпевший от нее поражение, даже заявил, что перестанет играть в шахматы. И наконец, скорость игры программы в значительной степени зависит от используемого ПК. Так, когда программа имеет 10 секунд на ход, а человек - неограниченное время, ответные ходы машины заметно ускоряются уже при переходе на 166-МГц ПК, хотя на партию расходуются те же 15-20 минут.
Шахматная серверная экспансия в сетях не только приводит к созданию "игровых площадок", но и позволяет расширить круг обучающихся этой древней игре. Мощный WWW-сервер, выделенный Российской шахматной федерации, может обслуживать несколько тысяч пользователей во всех концах страны. Его круглосуточное функционирование должно удовлетворить желающих познакомиться с шахматной культурой. Прежде всего, предусмотрена возможность обучения начинающих, которым будут предложены тест-задания различных уровней с последующим разбором решений, а по достижении определенного квалификационного уровня будут доступными матчи on-line с виртуальным тренером. Не забыты и шахматные классы обычных школ - для них подобные матчи будут также доступны. Развитие такого подхода позволит возродить высокий уровень выдающейся советской шахматной школы. По данным на www.klondike.ru, такая обучающая система позволит тренерам примерно в 6-8 раз снизить затраты на подготовку одного шахматного мастера. Техническую сторону проекта "Internet-школа ''Шахматный Клондайк''", а также обслуживание и развитие сервера Федерации обеспечивает известная компания - производитель компьютеров "Клондайк", имеющая опыт разработки и эксплуатации WWW-серверов.