Приступая к обзору новых видеокамер формата DV (Digital Video), прежде всего необходимо констатировать, что в прошедшем году лидерству Sony на этом сегменте рынка нанесен сокрушительный удар - не только JVC и Panasonic представили новые модели, появился новый очень сильный игрок - Canon.
Panasonic
Несмотря на выпуск двух новых моделей Sony DCR-SC100 и DCR-TRV7, сегодня в первую очередь следует обратить внимание на камеры Panasonic NV-DS1 и NV-DS5. В определенном смысле они вобрали в себя все лучшее, что есть в других моделях: высокоразрешающую регистрирующую матрицу, отличную оптику и надежную систему цифровой стабилизации, полноценную поддержку интерфейса IEEE 1394 (DV-вход/выход), возможность непосредственного "сброса" отдельных кадров в компьютер через последовательный порт RS-232 (правда, потребуется приобрести дополнительный интерфейсный набор: переходный кабель и программа DV Studio), элегантный дизайн и удобное управляющее меню - и все это при малых габаритах и весе. По желанию можно добавить большой жидкокристаллический монитор (им отличается модель DS5 от DS1). Недаром немецкие фирмы Grundig и Mertz выбрали модель NV-DS1 для продвижения в Германии под своими торговыми марками DLC-1 и СС34 соответственно. Заметим, что цена этих камер соответствует стоимости видеокамер стандарта Hi8. Учитывая, что качество, удобство и надежность DV существенно превышают Hi8, нельзя не согласиться с мнением, что появление этих моделей станет переломным моментом в борьбе за массовый рынок между цифровым и аналоговым видео.
Sony
Что касается новых видеокамер Sony, то наиболее привлекательной сегодня является DCR-TRV7, выполненная в удобном традиционном корпусе с продуманным расположением управляющих клавиш, обладающая самым большим жидкокристаллическим монитором и дополненная вторым режимом аудиозаписи 16 бит 48 кГц (1 стереоканал). Однако следует предупредить, что в отличие от аналогичных моделей, предназначенных для американского или азиатского рынков, в европейских моделях всех DV-камер фирмы Sony существует подвох - у них не реализован DV-вход (т. е. функция записи и управления по DV). Известно, что это решение Sony обусловлено таможенной политикой стран EC и является скорее уловкой (для пользователей, правда, несколько неприятной), чем технологической недоработкой. И хотя некоторые умельцы в Москве предлагают за дополнительную плату устранять данный недостаток, при покупке советуем ориентироваться на поставщиков из Сингапура, что, впрочем, не затруднительно.
JVC
Несколько слов о новой камере GR-DVXPro фирмы JVC. Слов нет, всем хороша. Малые габариты, легкая, великолепное меню, большое число спецэффектов, встроенная вспышка для фоторежима (съемка отдельных кадров), возможность не только прямой перезаписи отдельных кадров в компьютер, но и автоматического линейного монтажа фильмов (перезапись-сборка видеофрагментов) с управлением по компьютерному монтажному листу. Добавьте к этому встроенный динамик, позволяющий не только просматривать, но и прослушивать отснятый материал, и тогда становится понятным признание ассоциацией европейских журналов EISA модели GR-DVXPro лучшей видеокамерой сезона 1997/98 г. Однако в этой модели, так же, как и в предыдущих GR-DV1 и GR-DVM1, специалисты JVC продолжают настойчиво придерживаться оригинального протокола управления и передачи данных JLIP (Joint Level Interface Protocol), не поддержанного не только другими фирмами - производителями бытовой электроники, но и относительно независимыми компьютерными фирмами. Последние продолжают использовать стандарт IEEE 1394 (FireWire), так что в глазах сторонников компьютерных технологий отсутствие DV-входа/выхода превращается в очень серьезный недостаток. Справедливости ради отметим, что, с одной стороны, в последующих DV-камерах фирмы JVC все же предполагается наличие входа/выхода по IEEE 1394, а с другой, уже заявлено о будущей поддержке протокола JLIP в некоторых компьютерных контроллерах управления.
Canon
Наконец, нельзя пройти мимо модели Canon DM-MV1, в США известной как Optura. Canon всегда славился прекрасной оптикой - мощными объективами и надежными системами оптической стабилизации. И все это в полной мере относится к данной камере (14-кратное оптическое увеличение, макросъемка с 1 см), что выводит ее в класс полупрофессиональных камер и оправдывает несколько более высокую стоимость. Среди уникальных свойств данной модели - возможность переключения режимов считывания изображения на регистрирующей ПЗС-матрице с чересстрочного на прогрессивный. Первый из них, предполагающий разделение каждого кадра на два полукадра (поля) соответственно с четными и нечетными строками, является стандартным для видео- и ТВ-систем. Напомним, что при этом возникает сдвиг смежных элементов изображения быстродвижущегося объекта на соседних строках (за счет взаимной задержки на 20 мс - время полукадра). Если при обычном воспроизведении видео по полям с частотой смены в 50 Гц данный дефект незаметен (глаз не успевает рассмотреть и более грубые артефакты), то на зафиксированном кадре он становится существенным. А поскольку все цифровые видеокамеры имеют специальный фоторежим для регистрации и записи на ленту в течение 5-7 с именно отдельных кадров (причем вместе со звуком), то устранение подобного сдвига является необходимой (точнее, вынужденной) операцией. Обычно для этого реализуют тот или иной алгоритм интерполяции, безусловно частично подавляющий сдвиг, но нередко за счет определенного снижения разрешения. В связи с этим становится понятной революционность решения Canon, основанного на переключении порядка считывания строк и реализующего три различных режима съемки: видео (Normal Movie Mode) - обычный чересстрочный 50 полей в секунду, фото (Digital Photo Mode) - обычный прогрессивный 6,5 кадра в секунду (768x576, 24 бита), а также уникальный режим съемки фотокадров с видеочастотой (Digital Motor Drive) - регистрация и запись на ленту 25 кадров в секунду при прогрессивном режиме считывания. Отметим, что реализация данного подхода стала возможной, в частности, благодаря использованию новых сверхскоростных микросхем считывания и обработки поступающих с матрицы цифровых сигналов. В результате DM-MV1 выступает не только как превосходная DV-камера, но и как полноценный цифровой фотоаппарат с уникальной возможностью непрерывной съемки. Таким образом, впервые преодолен принципиальный барьер между двумя классами цифровых аппаратов - видео и фото. Среди прочих преимуществ Canon DM-MV1 следует отметить способ регистрации цветовой информации. Здесь применена технически сложная система временного выделения с помощью базовых RGB-фильтров трех цветовых компонентов исходного светового потока, регистрация каждого из которых осуществляется всей ПЗС-матрицей. Такая система в отличие от обычных одноматричных камер существенно повышает цветовое разрешение в результирующем изображении и позволяет добиться такого качества изображения, которое обеспечивают более дорогие трехматричные камеры. Напомним, что в последних разделение исходного светового потока на три цветовых осуществляют пространственно - специальной призмой и RGB-фильтрами, а регистрацию каждого цветового потока производят отдельной ПЗС-матрицей. Такой принцип реализован, например, в видеокамере Panasonic NV-DX100, которая также может быть отнесена к полупрофессиональным, но по интегральной совокупности характеристик все же уступает Canon DM-MV1.
Осмелюсь завершить настоящий обзор следующей рекомендацией: неискушенному пользователю, впервые входящему в мир цифрового видео, следует выбрать Panasonic NV-DS1, а видеохудожнику, уверенному в своих силах и возможностях, разумно остановиться на Canon DM-MV1.
Характеристики DV-камер
|
Sony DCR-PC7 |
Sony DCR-SC100 |
Sony DCR-TRV7 |
Sharp ViewCam VL-DX3S |
JVC GR-DVX Pro |
Panasonic NV-DS1/DS5 |
Panasonic NV-DX100 |
Canon DM-MV1 (Optura) |
Цена, долл. | 2100 | 2100 | 2200 | 2500 | 2600 | 1650/1950 | 3100 | 3100 |
CCD-матрица, | ||||||||
размер в дюймах, | 1/3 | 1/4 | 1/3 | 1/4 | 1/3 | 1/3 | 3x1/4 | 1/3 |
число пикселов, тыс. | 810 | 540 | 810 | 470 | 670 | 680 | 320 | 450 |
Мин. освещенность, люкс | 3 | 2 | 3 | 6 | 1 | 1 | 5 | 2,5 |
Оптика, мм | 37, F 1,8 | 37, F 1,8 | 37, F 1,8 | 30, F 1,8 | 27, F 1,6 | 31, F 1,4 | 43, F 1,6 | 49, F 1,8 |
Увеличение (Zoom) | ||||||||
оптическое | 10X | 10X | 10X | 10X | 10X | 10X | 12X | 14X |
цифровое | 120X | 120X | 120X | 25X | 20X/100X | 20X/100X | 24X/120X | 35X |
Выдержка, с | 1/50-1/4000 | 1/50-1/4000 | 1/50-1/4000 | 1/50-1/10000 | 1/50-1/500 | 1/50-1/8000 | 1/50-1/8000 | 1/6-1/2000 |
DV-выход/вход | Да/да | Да/Да | Да/Да | Да/Нет | Нет/Нет | Да/Да | Да/Да | Да/Да |
Видеовыходы | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video | Composite, S-Video |
Стабилизация | Цифровая | Цифровая | Цифровая | Цифровая | Цифровая | Цифровая | Цифровая | Оптическая |
Видоискатель, дюймов | 0,55, цветной | Нет | 0,55, цветной | 0,7, цветной | 0,55, цветной | 0,5, цветной | 0,5, цветной | 0,55, цветной |
Цветной экран (ж/к), дюймов | 2,5 | 3 | 4 | 4 | 2,5 | Нет /3,8 | 2,5 | 2 |
Аудиозапись | 12 бит (32 кГц) | 12 бит (32 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) |
Проигрывание аудио | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (44,1/48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) | 12 бит (32 кГц) 16 бит (48 кГц) |
Фоторежим, кадров в секунду | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 7 | 5 | 6,5 |
Число кадров | 500 | 500 | 500 | 500 | 720 | 500 | 750 | 550 |
Интерфейс управления | LANC | LANC | LANC | LANC | JLIP | 5-pin Edit | 5-pin Edit | LANC |
Габариты, мм | 59x129x118 | 130x95x79 | 96x109x183 | 167x101x73 | 93x131x49 | 67x95x132/78x95x132 | 80x105x192 | 133x106x138 |
Масса, г | 500 | 570 | 840 | 580 | 590 | 520/570 | 690 | 930 |
Комплект поставки | Сетевой адаптер (зарядное устройство), аккумулятор, ИК-пульт, SCART-адаптер, ремень (темляк), аудио/видео кабель | Сетевой адаптер (зарядное устройство), аккумулятор, ИК-пульт, SCART-адаптер, ремень (темляк), аудио/видео кабель | Сетевой адаптер (зарядное устройство), аккумулятор, ИК-пульт, SCART-адаптер, ремень (темляк), аудио/видео кабель | Сетевой адаптер (зарядное устройство), аккумулятор, ИК-пульт, mini-DV кассета, плечевой ремень, кабели: DV, S-video, аудио/видео | Управляющая блок-станция с выходными разъемами, сетевой адаптер (зарядное устройство), ИК-пульт, аккумулятор, мягкая сумка, ремень (темляк), mini-DV кассета, ПО на CD, кабели: аудио/видео, S-video, JLIP, RS-232 | Блок с выходными разъемами, сетевой адаптер (зарядное устройство), ИК-пульт, аккумулятор, мягкая сумка, плечевой ремень, mini-DV кассета, кабели: аудио/видео, S-video | Блок с выходными разъемами, сетевой адаптер (зарядное устройство), ИК-пульт, аккумулятор, мягкая сумка, плечевой ремень, mini-DV кассета, аудио/видео, S-video | Сетевой адаптер, зарядное устройство, аккумулятор, ИК-пульт, плечевой ремень, mini-DV кассета SCART-адаптер, кабели: аудио/видео, S-video |
Андрей Ряхин - директор фирмы "Стоик". Контактный телефон: (095) 366-90-06, E-Mail: stoik@centro.ru