- 1. ATI 3D Pro Turbo PC2TV
- 2. Diamond Stealth 3D 3000
- 3. ATI 3D Xpression+ PC2TV
- 4. STB Nitro 3D
- 5. Diamond Stealth 3D 2000 Pro
- 6. Hercules Terminator 3D/DX
- 7. STB Velocity 3D
- 8. Matrox Mystique 220
- 9. Hercules Stingray 128/3D
- 10. Number NineFX Reality 772
Не всегда можно получить желаемое. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы получить необходимое. Проведенное в лаборатории журнала PC World тестирование графических акселераторов показало, что при выводе трехмерных объектов совсем не многие платы обеспечивают обещанную производительность. Не нашлось также ни одного видеоадаптера, который в равной степени успешно справлялся бы со всеми задачами, - будь то сражения с трехмерными монстрами или реальная офисная работа.
Итак, напряженный рабочий день за компьютером окончен, и теперь самое время развлечься и спасти мир от нашествия космических пришельцев. Вы вооружаетесь джойстиком, запускаете только что купленную игру и начинаете стрелять куда попало из лазерных пушек. Но что это? Вместо лучей лазера на экране видны уродливые черные прямоугольники. В чем же дело? Видимо, тут виноват видеоадаптер.
К сожалению, подобные странные сбои нередки в трехмерных играх при использовании некоторых новейших графических плат. Появление каждой новой платы сопровождается заверениями в том, что именно она обеспечивает самое лучшее, самое быстрое отображение трехмерных объектов, которое вам и не снилось. Не верьте. На основе испытаний ряда графических плат с помощью новых мультимедийных тестов и задач по выводу трехмерной графики мы можем сказать, что лишь немногие платы обеспечивают ту производительность, которую обещают их поставщики. Кроме того, большие различия между платами выявились и при воспроизведении видео. Поэтому, если вы собрались модернизировать графическую систему ПК только ради поддержки новейших графических функций, будьте крайне осмотрительны при выборе.
Однако если от новой платы вам нужна лишь хорошая работа с офисными программами типа Excel, считайте, что вам повезло. Как показали тесты, с простыми задачами по выводу двухмерных объектов прекрасно справляется почти любая плата, особенно в наиболее распространенном режиме 800Ё600 точек. Единственное заметное различие в производительности при работе с офисными приложениями выявилось во время использования режимов с высоким разрешением, например 1280Ё1024 точки. При тестировании плат в этом режиме самый быстрый видеоадаптер (Matrox Mystique 220) был на 9% быстрее самого медленного (Creative Blaster 3D, в список лучших он не попал).
Горькая правда состоит в том, что ни одна графическая плата не смогла достойно справиться со всеми задачами - отображать виртуальные миры, воспроизводить фильмы и помогать вам быстро выполнять работу. Некоторые платы, например Hercules Stingray 128/3D, отлично ведут себя с трехмерными играми, но плохо воспроизводят видео. На другом конце спектра - плата Matrox Mystique 220, обладающая самой высокой 2D-производительностью, но игры, использующие интерфейс Direct3D, идут на ней ужасно. При выборе графической платы самое главное - решить, чего вы от нее хотите.
Испытания
Этот обзор является расширенным вариантом ежемесячного тестирования, проводимого журналом PC World, для которого были отобраны 16 плат ценой от 100 до 399 долл. Помимо оценки установки ПО, документации, технической поддержки и производительности с офисными приложениями мы провели также новые тесты - на вывод трехмерной графики и выполнение мультимедийных задач (результаты всех тестов отражены в таблице).
Для определения 3D-производительности использовались субъективные тесты и тесты на скорость перерисовки изображений. Два теста на скорость перерисовки призваны показать, насколько гладко и быстро плата работает с 3D-приложениями. Один тест (под названием Tmark) измерял частоту кадров в популярной трехмерной "стрелялке" Terracide фирмы Eidos Interactive. В другом тесте подсчитывались кадры при перемещении в трехмерном пространстве деревянного стола, созданного с помощью языка VRML (Virtual Reality Modeling Language - язык конструирования виртуальной реальности). Кроме того, учитывалась субъективная оценка изображения в Terracide и двух других играх: Independence Day (фирма Fox Interactive) и Monster Truck (Microsoft). Два пользователя играли в каждую игру и оценивали реалистичность вывода трехмерной графики.
Новый мультимедийный показатель производительности складывался из прежнего теста по подсчету кадров при полноэкранном воспроизведении видеоклипа в формате AVI и двух новых тестов, выявляющих возможности платы по обработке анимации. Для измерения скорости создания и запуска презентации пакета MS PowerPoint, содержащей несколько анимированных текстовых переходов, применялся запрограммированный сценарий. Затем подсчитывалась частота смены кадров при запуске файла программы Macromedia Director, содержащего движущиеся объекты, включая прыгающие мячики и вращающиеся шары.
Кроме того, мы дополнили тестовый набор PC WorldBench задачами, выполняемыми в режиме высокого разрешения. Теперь все платы испытываются при разрешении 1280x1024 точки (в дополнение к режимам 800x600 и 1024x768 точек).
Что же мы выяснили? Помимо всего прочего обнаружилось, что, несмотря на беззастенчивую рекламу, сегодняшние трехмерные ускорители наряду с плюсами имеют и немало минусов. Одни работают как заявлено, другие - нет. О многом можно судить, взглянув на применяемый в плате набор микросхем. Так, большинство плат с популярным кристаллом S3 Virge комплектуeтся драйверами, содержащими ошибки, из-за чего некоторые игры просто не идут. Эти платы не могут правильно выполнять операцию смешивания текстур (alpha blending), позволяющую делать текстуры просвечивающимися. В результате лазерные лучи и взрывы в игре Terracide превращаются в черные прямоугольники. Компания Diamond прислала нам исправленную версию драйвера, другие фирмы обещали устранить ошибки в ближайшее время.
Лучшим видеоадаптером для игр из числа протестированных оказалась плата Hercules Stingray 128/3D, занявшая в общем зачете девятое место. Она обеспечивает самый гладкий вывод VRML и 3D-игр, а также наилучшее качество отображения трехмерной графики среди всех протестированных графических адаптеров. Высокая 3D-производительность платы Stingray достигается за счет использования отдельной микросхемы, отвечающей за обработку трехмерной графики, и отдельного банка памяти, благодаря которому текстуры (например, под дерево) перемещаются в трехмерных сценах быстрее.
Вам нужна плата для качественного воспроизведения мультимедийных презентаций? Акселератор ATI 3D Pro Turbo PC2TV с 8-Мбайт ОЗУ, занявший первое место и получивший звание "Лучший выбор", был самым быстрым при создании и выполнении презентации PowerPoint. А что с анимированным тестом Macromedia Director? Здесь показатели плат были очень близкими, впереди с минимальным преимуществом оказалась модель Diamond Stealth 3D 3000, также получившая звание "Лучший выбор" и занявшая второе место. Немногие платы были столь же хороши при воспроизведении видео в формате AVI. Шесть из шестнадцати протестированных плат, включая победителя - ATI 3D Pro Turbo, - пропустили так много кадров, что видеовоспроизведение было прерывистым. Однако несколько плат, и Diamond Stealth 3D 3000 в их числе, воспроизводили клип очень гладко, на полной скорости 30 кадров в секунду.
Будущее графики
Технология ближайшего будущего - ускоренный графический порт AGP, новая системная шина, связывающая графическую плату непосредственно с основной памятью ПК. Предполагается, что благодаря прямой связи графические платы будут быстрее перемещать большие текстурные карты по экрану, тем самым повышая гладкость вывода движущихся изображений. Компьютеры и графические платы, совместимые с шиной AGP, вот-вот должны появиться в продаже в начале 1998 г.
При покупке новой 3D-платы проверьте, входят ли в ее комплект драйверы OpenGL. OpenGL - это программный интерфейс, который может стать более популярным у разработчиков ПО, так как интерфейс Direct3D компании Microsoft оставляет желать лучшего. Предполагалось, что Direct3D позволит выполнять любые 3D-программы на любом ПК, однако некоторые разработчики при работе с ним столкнулись с трудностями. В десятке лучших лишь немногие платы, например занявшая второе место Diamond Stealth 3D 3000, поставляются с драйверами OpenGL.
Совершенно очевидно, что видеоадаптерам предстоит проделать еще долгий путь, прежде чем они смогут отображать 3D-графику, видео и анимацию так же хорошо, как большинство из них сегодня работает с офисными приложениями. Более того, по мере того как 3D-технология совершенствуется, создание программ с высококачественной графикой, реально использующей все новинки, становится уже делом разработчиков. Ну а пока остается решить, какой тип графики для вас наиболее важен, и купить плату соответственно этому.
1. ATI 3D Pro Turbo PC2TV
Плата ATI 3D Pro Turbo PC2TV - одна из трех плат в этом обзоре с ценой выше 200 долл., однако, учитывая, что при этом вы получаете 8-Мбайт ОЗУ типа SGRAM, цена эта не слишком велика, особенно для профессионалов в области графики. Возможности этой платы проявляются при интенсивном использовании графики в мультимедийных и 3D-программах. Этот адаптер подойдет и тем, кто работает с настольными издательскими системами или пакетами редактирования изображений в режиме с очень высоким разрешением экрана. Кроме того, 3D Pro Turbo можно подключать к телевизору.
Плата 3D Pro Turbo получила наивысший мультимедийный балл благодаря удивительно высокой производительности в тестах с программой PowerPoint, особенно при разрешениях выше 800Ё600 точек. Изделие фирмы ATI не было самым лучшим ни по качеству изображения, ни по скорости вывода трехмерных объектов, тем не менее результаты 3D-тестов оказались весьма достойными. С офисными приложениями (согласно тесту PC WorldBench) производительность платы была очень высокая, но не лучше, чем у менее дорогих моделей из данного обзора. Если же вы собираетесь часто просматривать видеоклипы, имейте в виду, что в тесте с воспроизведением файла формата AVI плата 3D Pro Turbo оказалась не на высоте с ее 10,5 кадра в секунду.
Помимо высококачественных утилит для изменения графических установок в комплект поставки 3D Pro Turbo входит хороший набор ПО: программа профессионального уровня Macromedia Extreme 3D для трехмерного моделирования и анимации, пакет MGI 3Dvision для добавления трехмерных объектов в офисные документы и презентации, а также программа редактирования фотоизображений MGI PhotoSuite. Резюме: плата ATI 3D Pro Turbo PC2TV обеспечит вам эффективное решение самых разнообразных задач и будет выгодной покупкой.
ATI, тел. в США: 905/882-2600, www.atitech.com
2. Diamond Stealth 3D 3000
Серебряный призер испытаний - плата Diamond Stealth 3D 3000 получила очень высокие оценки. Она отлично прошла тесты PC WorldBench, легко справилась с контрольной задачей пакета Macromedia Director и даже обеспечила ошеломляющее качество изображения в двух из трех 3D-игр. Так как в плате применено двухпортовое ОЗУ (VRAM), она устойчиво работает при высоком разрешении и высокой кадровой частоте. Для видеоадаптера с этим типом ОЗУ цена 170 долл. не слишком высока.
Плата Stealth 3D 3000 получила исключительно высокие оценки в субъективных тестах с трехмерными играми Monster Truck Madness и Terracide. Она хорошо проявила себя и при воспроизведении AVI-файла, выводя без пропусков все 30 кадров в секунду. Главная же причина всего лишь посредственной оценки в 3D-тестах заключается в том, что у платы был один из самых низких показателей в тестах на смену кадров в VRML и 3D-играх. Кроме того, из-за ошибки в драйвере игра Independence Day больше напоминала некую черно-белую архитектурную композицию, нежели игру. Представители Diamond сообщили, что работа над устранением ошибки уже ведется.
В комплект поставки Stealth 3D 3000 входят удобные графические утилиты, однако пока им не хватает некоторых полезных инструментов, особенно виртуального рабочего стола, облегчающего перемещение по экрану (когда изображение не умещается на экране), а также функции масштабирования, позволяющей приближаться к выбранной части изображения. По словам фирмы, эти возможности должны быть уже добавлены в обновленный пакет инструментов InControl. Плата Stealth 3D 3000 - отличный выбор. Ее установка несложна. Если помимо таких типичных повседневных задач, как работа с текстами, вы планируете редактировать изображения или заниматься издательской деятельностью, эта плата для вас.
Diamond Multimedia, тел. в США: 800/468-5846, www. diamondmm.com
3. ATI 3D Xpression+ PC2TV
Видеоадаптер ATI 3D Xpression+ PC2TV - самый недорогой в обзоре. Это более медленный собрат победителя испытаний - 3D Pro Turbo PC2TV, он подходит для пользователей с ограниченным бюджетом, которые работают преимущественно с офисными приложениями, но вместе с тем иногда имеют дело с трехмерной графикой и демонстрируют компьютерные изображения на экране телевизора.
Плата 3D Xpression+ PC2TV не может похвастать наивысшей производительностью, но в тестах PC WorldBench она стабильно показывала хорошие результаты, особенно при разрешении 1024Ё768 точек. Качество вывода 3D-графики если и не эффектное, то очень приличное: изображения выглядели неплохо, частота смены кадров была на среднем уровне. Как и собрат-победитель, 3D Xpression+ PC2TV допускает подключение к телевизору для демонстрации презентаций, путешествий по Web или просто игр.
Нас постигло лишь одно разочарование - при воспроизведении видео в формате AVI. Изделия фирмы ATI многие годы славились созданием отличных видеоизображений с четкими, гладкими краями. Но недавно мы обнаружили, что все протестированные платы ATI имели скорость перерисовки кадров ниже среднего уровня. При частоте 10,7 кадра в секунду полноэкранные видеоклипы, проигрываемые с помощью платы 3D Xpression+ PC2TV, выглядят слишком "рвано".
ATI, тел. в США: 905/882-2600, www.atitech.com
4. STB Nitro 3D
Если вам нужна быстрая видеоплата для офисных приложений, модель STB Nitro 3D вполне подойдет, но если вы заядлый компьютерный игрок, дважды подумайте, прежде чем купить ее. В тестах PC WorldBench плата Nitro 3D постоянно демонстрировала наилучшие показатели в режимах со всеми разрешениями. Кроме того, в тесте с воспроизведением AVI она четко генерировала все 30 кадров в секунду. Однако Nitro 3D просто не может работать с 3D-играми. Качество изображения в играх Monster Truck Madness и Independence Day было всего лишь посредственным, а в Terracide плата получила низкую оценку из-за ошибки в драйвере, ставшей причиной возникновения черных прямоугольников вокруг взрывов (в настоящее время должна быть доступна исправленная версия драйвера).
Если вы ищете плату для трехмерных игр, помните, что здесь Nitro 3D высокого качества вам не обеспечит.
STB, тел. в США: 888/234-8750, www.stb.com
5. Diamond Stealth 3D 2000 Pro
Видеоадаптер Diamond Stealth 3D 2000 Pro почти не уступает платам, оказавшимся выше в списке. Эта плата не такая мощная, как ее родственник - занявший второе место видеоадаптер Diamond Stealth 3D 3000. Причина отставания в том, что Diamond Stealth 3D 2000 Pro использует однопортовое динамическое ОЗУ типа EDO, которое не может манипулировать графикой столь же быстро, как двухпортовое ОЗУ платы Diamond Stealth 3D 3000. Тем не менее с повседневно используемыми офисными приложениями (на базе которых составлен пакет PC WorldBench) Diamond Stealth 3D 2000 Pro справляется очень хорошо. Тут плата продемонстрировала самое высокое быстродействие среди участников тестирования при работе со всеми тремя разрешениями. Как и обе платы фирмы ATI, изделие компании Diamond можно подключать к телевизору.
Diamond Stealth 3D 2000 Pro очень хорошо показала себя в мультимедийных тестах. При воспроизведении AVI-файла частота смены изображений составляла полные 30 кадров в секунду. В тесте с анимацией пакета Macromedia Director плата также была на высоте, результат теста с презентацией PowerPoint был очень неплох. Кроме того, нам понравилось, как Diamond Stealth 3D 2000 Pro работала с играми Monster Truck Madness и Terracide, а вот в Independence Day проявилась все та же ошибка в драйвере, что и у Stealth 3D 3000.
Эта плата (как и Diamond Stealth 3D 3000) не имеет утилит, обеспечивающих функции виртуального рабочего стола и масштабирования изображения. Представители Diamond заявили, что эти инструменты будут включены в пакет InControl в ближайшее время.
Diamond Multimedia, тел. в США: 800/468-5846, www.diamondmm.com
6. Hercules Terminator 3D/DX
Плата Hercules Terminator 3D/DX кое-чем напоминает видеоадаптер фирмы Diamond, расположившийся в таблице на строчку выше: Terminator 3D/DX использует память того же типа и объема, а цена не превышает 150 долл. Во всех мультимедийных тестах Terminator 3D/DX показал себя хорошо, в тестах же PC WorldBench он был чуточку медленнее, чем Diamond Stealth 3D 2000 Pro, а с 3D-играми картина была похожей.
Нам понравилась производительность платы фирмы Hercules в игре Monster Truck Madness, но та же проблема с драйвером, что и у STB Nitro 3D, привела к неприятностям в Terracide, практически лишив нас возможности поиграть в нее. Кроме того, качество изображения в Independence Day было ниже всякой критики. В тесте VRML плата продемонстрировала среднюю производительность.
К сожалению, у Terminator 3D/DX скудная и нечеткая документация, что, впрочем, для американских пользователей компенсируется бесплатной технической поддержкой по телефону.
Hercules, тел. в США: 800/532-0600, www.hercules.com
7. STB Velocity 3D
Видеоадаптер STB Velocity 3D выполнен на том же кристалле S3 Virge/VX, что и плата Diamond Stealth 3D 3000, занявшая второе место. Однако в отличие от последней STB Velocity 3D просто не использует всего своего потенциала. Плата отстала в тестах PowerPoint и VRML, а при воспроизведении AVI-файла скорость вывода составила всего 11,9 кадра в секунду. При запуске трехмерных игр у STB Velocity 3D проявилась та же ошибка в драйвере, что и у нескольких других плат на базе кристалла Virge. Из-за этой ошибки неверно просчитываются спецэффекты, использующие функцию смешивания текстур (alpha blending), например взрывы.
Однако у STB Velocity 3D есть и сильные стороны. Так, она была одной из самых быстрых плат в анимационном тесте с пакетом Macromedia Director. Кроме того, фирма STB предоставляет на свое изделие гарантию на весь срок эксплуатации, а американским пользователям доступна бесплатная техническая поддержка по телефону. И наконец, если вам нужно работать с фотореалистичными цветами при очень высоком разрешении, плата STB Velocity 3D позволяет добавить дополнительные 4 Мбайт ОЗУ.
Обратите внимание на STB Velocity 3D, если вы занимаетесь редактированием изображений или если вам требуется стабильная частота регенерации при большой глубине цвета и разрешении, а также если вам просто нужна хорошая 2D-производительность для офисных приложений. Но для серьезной работы с трехмерными программами или видео поищите плату помощнее.
STB, тел. в США: 888/234-8750, www.stb.com
8. Matrox Mystique 220
Плата Matrox Mystique 220 заслуживает как любви, так и ненависти. Это быстрый 2D-акселератор, хорошо показавший себя в мультимедийных приложениях, а по скорости перерисовки 3D-сцен он не уступил ни одной из протестированных плат. Но если вам нужно высокое качество вывода трехмерных изображений, лучше поискать другую модель: Mystique 220 отображает их очень плохо.
Ни в одном из видеоадаптеров фирмы Matrox не применяется фильтрация, за счет которой в трехмерной графике устраняется угловатость и "пикселизация". С одной стороны, это преимущество Matrox. Без фильтрации достигается более высокая частота смены кадров, так что движение в играх передается более гладко. Но, с другой стороны, именно поэтому Matrox Mystique 220 получила лишь посредственную оценку в 3D-тестах: с VRML и 3D-играми плата обеспечивала высокую частоту смены кадров, но кому она нужна, если при этом на изображение неприятно смотреть? В тесте с пакетом PowerPoint при разрешении 1024Ё768 точек Matrox Mystique 220 продемонстрировал высокое быстродействие, а при воспроизведении AVI-файла частота перерисовки составила 28,3 кадра в секунду.
Если вы являетесь владельцем платы Mystique 220, и вам очень хочется играть в 3D-игры, не поленитесь посетить Web-узел фирмы Matrox и посмотреть, какие игры идут на ней лучше всего. Как показали наши опыты, игры, использующие интерфейс Direct3D, работают с этим видеоадаптером далеко не лучшим образом.
Matrox, тел. в США: 800/361-1408, www.matrox.com/mga
9. Hercules Stingray 128/3D
По качеству трехмерных изображений эта плата - одна из лучших, однако она уступает большинству других моделей при выводе двухмерных объектов и воспроизведении видео.
Причина великолепной работы Stingray 128/3D с трехмерными задачами (как с VRML, так и с играми) заключается в том, что плата использует отдельный кристалл для обработки 3D-объектов от 3Dfx, славящийся наилучшим отображением трехмерной графики для платформы PC. Этот кристалл не подкачал и в данном случае: игры на Stingray 128/3D выглядели прекрасно, а перемещение в VRML-мирах было плавным. Увы, микросхема 3Dfx Voodoo Rush несовместима с кристаллами Virge и Tseng, лидирующими по 2D-быстродействию. Вместо них в плате Stingray 128/3D применена микросхема Alliance, не отличающаяся высокой скоростью вывода 2D-объектов. Показатель теста PC WorldBench у изделия фирмы Hercules был ниже, чем у всех остальных плат, вошедших в десятку лучших, а производительность с мультимедийными задачами - еще хуже.
Пользователи, работающие с типичными офисными приложениями типа текстовых редакторов или электронных таблиц, скорее всего, не заметят значительных различий в скорости. Но чем интенсивнее программа использует графику, тем больше вам будет не хватать мультимедийной мощности видеоадаптера. Разумеется, если кроме трехмерных программ вас ничего не интересует, лучшей платы, чем Stingray 128/3D, вам не найти.
Hercules, тел. в США: 800/532-0600, www.hercules.com
10. Number NineFX Reality 772
Быстрая плата Number NineFX Reality 772 отлично работает с мультимедийными задачами, но цена 279 долл. слишком высока. Она дороже, чем видеоадаптер Stingray 128/3D, имеющий отдельный кристалл, обрабатывающий 3D-графику. Ожидается, что цена Number NineFX Reality 772 стремительно снизится, особенно после того, как фирма Number Nine приступит к серийным поставкам новой платы Revolution 3D. Если вам удастся найти модель Number NineFX Reality 772 дешевле 200 долл., считайте, что вам повезло. В тестах PC WorldBench этот видеоадаптер легко справлялся с 2D-задачами, продемонстрировал замечательные результаты в тесте с пакетами MS PowerPoint и Macromedia Director, а при воспроизведении AVI-файла скорость вывода составила полные 30 кадров в секунду. Однако эта плата - не лучший вариант для трехмерных игр.
Если не изменять настройки глубины цвета, принимаемые по умолчанию, при запуске игры проблем не будет. Но если выбрать глубину цвета 16 бит, что обычно работает просто замечательно, цвета будут искажены. На самом деле сейчас нет плат на базе кристалла S3 Virge, способных при глубине цвета 16 бит правильно выводить изображение в играх с интерфейсом Direct3D. Самое близкое значение, при котором все работает нормально, - 15 бит. Хотя при этом число цветовых оттенков и уменьшается, разницу вы заметите едва ли. Большинство компаний использует микросхему S3 с глубиной цвета 16 бит, даже если игры будут запускаться в 15-битовом режиме. Единственная вина фирмы Number Nine - ее относительная честность: вам предоставлен выбор из двух режимов, несмотря на то, что при 16 битах плата не работает правильно.
Модель Number NineFX Reality 772 хорошо подойдет для использования с настольными издательскими системами или с программами редактирования изображений, так как в ней применено двухпортовое ОЗУ. Однако профессионалы в области графики и издательского дела могут найти плату и подешевле.
Number Nine, тел. в США: 800/ 438-6463, www.nine.com
Лучший выбор
Обновленные тесты видеоплат выявили двух новых победителей: ими стали ATI 3D Pro Turbo PC2TV (219 долл.) и Diamond Stealth 3D 3000. Эти две платы лучше всех остальных проявили себя при работе в широком диапазоне приложений, начиная от стандартных офисных программ и заканчивая средствами виртуальной реальности. Они не были самыми быстрыми в каждом отдельном типе графических задач, но в общем зачете их показатели были наилучшими, поэтому эти две модели на сегодняшний день - наиболее подходящие как для работы, так и для развлечения.
Плата 3D Pro Turbo особенно мощная, так как содержит 8-Мбайт ОЗУ типа SGRAM. Она обеспечивает очень высокую производительность в нескольких различных областях, включая двухмерную графику, но качество воспроизведения видео в формате AVI у нее лишь посредственное. Кроме того, эта модель имеет выход для подключения к телевизору. Видеоадаптер Diamond Stealth 3D 3000 показал великолепное быстродействие с 2D-программами и хорошо проявил себя в двух из трех субъективных тестах с играми. Однако нельзя не отметить, что это одна из нескольких плат, камнем преткновения для которых стала игра Independence Day фирмы Fox Interactive.
Десять лучших графических плат
Модель | Terracide | Monster Truck Madness | Independence Day | PowerPoint (1280x1024)*, секунды | PC WorldBench Графический показатель (800х600)* |
ATI 3D Pro Turbo PC2TV* | Хорошо | Хорошо | Хорошо | 249 | 193 |
Diamond Stealth 3D 3000* | Отлично | Отлично | Плохо | 267 | 194 |
ATI 3D Xpression+ PC2TV | Удовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | 278 | 188 |
STB Nitro 3D | Плохо | Удовлетворительно | Удовлетворительно | 278 | 195 |
Diamond Stealth 3D 2000 Pro | Хорошо | Хорошо | Плохо | 261 | 195 |
Hercules Terminator 3D/DX | Плохо | Хорошо | Плохо | 272 | 190 |
STB Velocity 3D | Плохо | Удовлетворительно | Хорошо | 275 | 191 |
Matrox Mystique 220 | Удовлетворительно | Удовлетворительно | Плохо | 272 | 192 |
Hercules Stingray 128/3D | Отлично | Хорошо | Хорошо | 278 | 187 |
Number NineFX Reality 772 | Плохо | Хорошо | Удовлетворительно | 268 | 193 |
Методика тестирования
Все тесты выполнялись под управлением Windows 95 OSR2 на машине Dell Dimension XPS P133c с 32-Мбайт динамическим ОЗУ типа EDO и 256-Кбайт пакетно-конвейерным кэшем второго уровня. Если инсталляционная программа не устанавливала корректно более новую версию DirectX, использовались драйверы DirectX 3.0. По возможности устанавливалась частота регенерации 75 Гц; тесты, требующие разрешения 1280x1024 точки, запускались при частоте регенерации 60 Гц. Каждая плата испытывалась так, как она поставлялась фирмой, с помощью пакета PC WorldBench 1.0, а также отдельного сценария для программы Microsoft PowerPoint в режимах 800Ё600 точек с 16,8 млн. цветов, 1024x768 точек с 65 536 цветами и 1280x1024 точки также с 65 536 цветами. Тест с пакетом Macromedia Director выполнялся в режиме 800x600 точек с 65 536 цветами. Контрольная задача по воспроизведению AVI-файла выполнялась с помощью Microsoft ActiveMovie при разрешении 800x600 точек с 16,8 млн. цветов, информация о загрузке процессора была получена с помощью утилиты "Системный монитор". Тест VRML запускался с жесткого диска, в нем использовался пакет Netscape Navigator с подключаемым VRML-модулем VREAM в режиме 800x600 точек с 65 536 цветами. Тест Tmark был создан фирмой Eidos, автором Terracide, для определения частоты смены кадров в этой игре. Субъективные испытания плат проводились с помощью игр Terracide, Monster Truck Madness и Independence Day, все три игры запускались в режиме 640x480 точек с 65 536 цветами.
* Тесты PC WorldBench и PowerPoint запускались в режимах с тремя разрешениями, но в отчете представлено то, при котором был зафиксирован наиболее сильный разброс результатов.
Опоздавшие, но не проигравшие
Несколько 3D-акселераторов опоздали к началу тестирования, но тем не менее заслуживают самого пристального внимания. Две платы - фирм STB и Diamond - мы видели. Обе сделаны на основе новой микросхемы компании nVidia. Они произвели на нас самое благоприятное впечатление. Тестирование опытного образца STB Velocity 128 3D показало, что эта плата быстро работает с мультимедийными и 2D-программами, а по качеству вывода трехмерных объектов не уступает модели Hercules Stingray 128/3D. Важно, что плата относительно недорога - 199 долл. Нам не удалось протестировать модель Diamond Viper V330, но ее демонстрация с отображением 3D-сцен была очень эффектной.
Еще одна многообещающая плата - Number Nine Revolution 3D. Это адаптер следующего за Imagine 128 поколения. Он имеет множество функций по выводу трехмерных игр, например фильтрацию, чего нет в линии Imagine 128.
Сравнительные характеристики видеоплат
Модель | Цена в США, долл. | 2D-микросхема | Отдельная 3D-микросхема | ОЗУ, установлено/максимум, Мбайт | Тип ОЗУ | Частота RAM-DAC, Мгц | Масимальная частота регенерации, Гц (1024х768) | Интерполяция, ось Х/ось Y | ТВ-выход | Наложение текстуры | Выделенное ОЗУ под текстуры | Коррекция перспективы | 3D-фильтрация | Вуалирование | MIP mapping | Alpha blending | Драйверы OpenGL | Установка | Документация | Утилиты |
ATI 3D Pro Turbo PC2TV | 219 | ATI Rage II | нет | 8/8 | SGRAM | 220 | 150 | да/да | да | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Очень хорошо | Отлично |
Diamond Stealth 3D 3000 | 170 | S3 Virge/VX | нет | 4/4 | VRAM | 220 | 120 | да/да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | да | Отлично | Хорошо | Очень хорошо |
ATI 3D Xpression+ PC2TV | 129 | ATI Rage II | нет | 4/4 | SGRAM | 170 | 150 | да/да | да | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Очень хорошо | Отлично |
STB Nitro 3D | 149 | S3 Virge/GX | нет | 4/4 | EDO DRAM | 170 | 120 | да/да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Хорошо | Хорошо |
Diamond Stealth 3D 2000 Pro | 135 | S3 Virge/DX | нет | 4/4 | EDO DRAM | 170 | 100 | да/да | да | да | нет | да | да | да | да | да | да | Отлично | Хорошо | Очень хорошо |
Hercules Terminator 3D/DX | 149 | S3 Virge/DX | нет | 4/4 | EDO DRAM | 170 | 120 | да/да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Посредственно | Очень хорошо |
STB Velocity 3D | 199 | S3 Virge/VX | нет | 4/8 | EDO VRAM | 220 | 120 | да/да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Хорошо | Хорошо |
Matrox Mystique 220 | 179 | Matrox MGA-1164SG | нет | 4/8 | SGRAM | 220 | 140 | да/да | нет | да | нет | да | нет | нет | да | да | да | Отлично | Хорошо | Очень хорошо |
Hercules Stingray 128/3D | 249 | Alliance Pro-Motion-AT3D | да* | 4/4 | EDO DRAM | 180 | 120 | да/да | нет | да | да | да | да | да | да | да | нет | Отлично | Посредственно | Очень хорошо |
Number NineFX Reality 772 | 279 | S3 Virge/VX | нет | 4/4 | VRAM | 220 | 150 | да/да | нет | да | нет | да | да | да | да | да | нет | Посредственно | Очень хорошо | Хорошо |
Основные понятия
Чем лучше вы будете ориентироваться в терминологии, применяемой в области видеоадаптеров, тем легче вам будет принять решение при покупке платы. Вот основные термины, которые нужно помнить.
Графические платы
Глубина цвета. Описывает, как много цветов может одновременно выводить видеоадаптер: 8-битовая глубина соответствует 256 цветам, 16-битовая - 65 536 цветам, 24-битовая - 16 млн. цветов.
Двухпортовое ОЗУ. Двухпортовую память можно сравнить с хранилищем данных, имеющим две двери - переднюю и заднюю. Высокая скорость передачи информации достигается за счет того, что данные могут поступать в переднюю дверь и затем выходить непосредственно через заднюю. К двухпортовой памяти относится ОЗУ типа VRAM и WRAM (память типа EDO VRAM быстрее, чем VRAM).
EDO DRAM. Это наиболее распространенный на сегодня тип памяти. При работе с офисными программами EDO DRAM обеспечивает высокую производительность (при условии, что ваша графическая плата оснащена хорошей 2D-микросхемой).
EDO VRAM. см. "Двухпортовое ОЗУ".
RAMDAC. За этой аббревиатурой скрывается цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), принимающий от ПК цифровую информацию и превращающий ее в аналоговый сигнал, который затем отображается на экране монитора. Чем быстрее RAMDAC, тем выше может быть частота регенерации экрана.
Частота регенерации. Количество кадров, перерисовываемое за секунду. При частоте регенерации ниже 75 Гц становится заметно мерцание экрана, что ведет к быстрому утомлению глаз.
SGRAM. см. "Синхронная память".
Синхронная память. Память этого типа синхронизирована на работу с той же частотой, как и у системной шины, что теоретически удваивает быстродействие графической системы. Две разновидности ОЗУ этого типа - SDRAM и SGRAM - в действительности одинаковы за исключением того, что SGRAM имеет некоторые особенности, специально улучшающие графические функции.
Видеоинтерполяция. Если ваша плата не использует интерполяции, то при увеличении окна с видеоизображением края объектов становятся "зубчатыми". Следует отдавать предпочтение платам, поддерживающим интерполяцию по обеим осям - X и Y.
VRAM. см. "Двухпортовая память".
3D-программы
API (программируемый интерфейс приложений). Когда речь идет о трехмерной графике, под API понимается программа, позволяющая 3D-приложению взаимодействовать с 3D-видеоадаптером. Чтобы трехмерная игра быстрее выполнялась на 3D-плате, игра должна быть написана с API, который поддерживается платой.
Direct3D. Предполагалось, что интерфейс Direct3D фирмы Microsoft станет стандартом для всех 3D-программ, и все видеоплаты будут его поддерживать. Однако у Direct3D выявились проблемы с быстродействием, поэтому производители игр часто используют специальные API, поддерживаемые некоторыми 3D-платами.
OpenGL. Специализированный API, в основном применяемый в сложных пакетах автоматизированного проектирования. Производители программных продуктов все чаще стали использовать OpenGL вместо Direct3D в качестве API для разработки.
Технологии 3D-изображений
Смешивание текстур (alpha blending). Способ смешивания двух перекрывающихся текстурных карт так, что одна текстура становится прозрачной. Для примера возьмем изображение лазерного луча на фоне зеленой стены. Лазерный луч окружается черным прямоугольником. Чтобы луч был похож на настоящий, черный цвет нужно убрать, а зелень стены должна быть смешана с цветом луча.
Фильтрация (filtering). Устранение блочной структуры в трехмерных изображениях.
Вуалирование (fogging). По мере удаления 3D-объекта смешивание его с фиксированным цветом, что на экране выглядит как исчезновение предмета в тумане (темноте) или появление его оттуда.
MIP-наложение (MIP mapping, от лат. multum im parvam - многое в малом). Сохранение текстурных карт нескольких размеров для того, чтобы можно было заполнять изображения объектов с изменяющимися размерами. Эта функция особенно полезна при движении на объект с текстурой. Без MIP-наложения края такого объекта начнут мерцать или искриться по мере того, как микросхема 3D-акселератора будет пытаться растягивать или сжимать карту текстуры для заполнения объекта. При использовании функции MIP-наложения контроллеру видеоплаты приходится меньше заниматься растяжением текстуры, так как можно быстро выбрать текстуру большего или меньшего размера.
Коррекция перспективы (perspective correct). Благодаря этой функции трехмерные текстурированные объекты выглядят более реалистично под разными углами и на разных расстояниях.
Наложение текстуры (texture mapping). Эта функция помещает битовую карту на поверхность трехмерного объекта, чтобы тот выглядел реалистичнее. Например, в игре Monster Truck Madness при вашем перемещении по игровому полю графическая плата постоянно посылает на дюны битовую карту песка, чтобы те смотрелись естественнее.