Советы специалиста: как быстро научиться работать с новым интерфейсом Illustrator 7.0


Семейное сходство
Внешнее сходство
Ощущения
Изображения
Особенности Illustrator 7 под микроскопом
Заключение

Зная Photoshop, легче понять Illustrator

Сокращенные комбинации клавиш - путь к повышению быстродействия

Хотя Illustrator 7 и Photoshop 4 похожи друг на друга, различия между ними все-таки существуют


Adobe Illustrator 7 нельзя назвать революционной версией. Представьте себе, что Illustrator 6 стал бы похож на другой продукт компании Adobe - популярный графический редактор Photoshop, - теперь вы знаете, что такое Adobe Illustrator 7. У него появилось не так уж много новых свойств, зато интерфейс претерпел значительные изменения. Но самое главное заключается в том, что компания Adobe впервые выпустила одну и ту же версию для двух платформ - Windows и Macintosh.

Вы зеваете? Вас, наверное, не интересует межплатформенная совместимость? Вам неинтересна модернизированная версия продукта, которая делает то же самое, что и ее предшественник, но только несколько иначе?

По правде говоря, мне кажется, что многие художники предпочтут не заметить Illustrator 7 и будут упорно продолжать пользоваться прежними версиями. Но я не из их числа. Выпущенная к настоящему моменту бета-версия Illustrator 7 представляет собой, пожалуй, наиболее замечательную версию Illustrator: с одной стороны, потому, что Illustrator 7 очень похож на Photoshop, за которым я, да и большинство других художников проводят основную часть своего рабочего времени, а с другой стороны, потому, что седьмая версия просто более разумна. Программисты Adobe тщательно "вычистили" программу и добавили множество полезных функций. Провозившись с настройками неделю, вы сможете работать с Illustrator завтрашнего дня быстрее, чем вы делаете это с сегодняшним.

Семейное сходство

Пакет Illustrator 7, выпуск которого был запланирован на конец весны 1997 г., обещает стать первым успешным профессиональным набором программ. Компании Macromedia и Corel тоже попытались создать свои графические пакеты, однако их продукция зачастую представляет собой просто набор различных программ в одной упаковке, сдобренных разве что поддержкой возможности перетаскивания объектов. В отличие от них поведение Illustrator 7 настолько напоминает Photoshop 4, что иногда их просто трудно отличить. Illustrator и Photoshop имеют общие команды, палитры, инструменты и даже клавиатурные эквиваленты команд (см. врезку "Зная Photoshop, легче понять Illustrator"). Это не означает, что две программы объединены в одну, но если вы научились работать с одной из них, то другая покажется вам очень знакомой.

Внешнее сходство

Похожими друг на друга Illustrator и Photoshop делают в основном палитры. В течение нескольких лет Illustrator и Macromedia FreeHand соревновались в том, чья программа сможет замусорить экран большим количеством палитр и вспомогательных наборов инструментов. В Illustrator 7 предусмотрен единственный набор инструментов с левой стороны экрана и колонка палитр одинаковой ширины справа. Пространство между ними достаточно велико для нормальной работы.

Каждая палитра может иметь ряд панелей, сами же палитры можно выравнивать, так как это реализовано в Photoshop. Существует и возможность присоединить одну палитру снизу к другой - трюк, заимствованный у FreeHand. Только одна палитра отличается от всех остальных - это "Линейка закладок" (Tab Ruler), которая растягивается таким образом, чтобы подойти к текстовому блоку. В этой программе все настолько аккуратно, что создается впечатление, будто ее написала команда эльфов-программистов.

Ощущения

Начало работы с Illustrator 7 напомнило мне мою первую неделю общения с Windows 95. Поначалу я испытывал массу неудобств, пока в конце концов не перестал работать с Windows 95, как со старой версией Windows, и не начал использовать Windows 95 как ее прототип - операционную систему Macintosh. Так же и в случае с Illustrator 7 - пакет станет более понятным, если общаться с ним, как с Photoshop. Особенно это касается работы с клавиатурой. Чтобы увеличить изображение, необходимо нажать Н+<знак "плюс" >, чтобы поместить выбранный объект на верхний слой, надо нажать Н+ <закрывающая квадратная скобка>. Для просмотра изображения на всем экране следует нажать клавишу F. (Более полное описание комбинаций клавиш приводится во врезке "Сокращенные комбинации клавиш - путь к повышению быстродействия".) Давние пользователи Illustrator будут ворчать, что такой набор комбинаций клавиш - нарушение традиций, в то время как опытный пользователь Photoshop найдет в нем для себя не слишком много нового.

Мне лично импонирует возможность выбора инструментов при помощи клавиатуры, как это опять-таки сделано в Photoshop. В пакете FreeHand эта функция реализована при помощи цифровых клавиш, соответствующих номеру требуемого инструмента в наборе; в Illustrator и Photoshop инструментам присвоены более осмысленные сочетания алфавитных клавиш. Клавиша T используется для инструмента "Тип" (Type), а для инструмента "Перо" (Pen) - соответственно клавиша P. Наиболее удачно используется клавиша X, при помощи которой можно переключаться между выбором цвета для заливки и обводки выбранного объекта. Каждому значку из набора инструментов соответствует своя комбинация клавиш. Знание этих комбинаций должно ускорить работу с Illustrator 7. Адаптация пакета для работы в среде Windows заставила разработчиков изменить другую группу сокращенных комбинаций клавиш. Отсутствие на клавиатуре ПК четвертой клавиши-модификатора привело к тому, что Adobe пришлось отказаться ото всех комбинаций с использованием клавиши (одновременное нажатие и щелчок мышью вызывают контекстно-зависимое всплывающее меню). Если вам не очень удобно нажимать клавиши и или вам не хватает леденящих душу комбинаций вроде Н--U (для выбора других единиц измерения), то вы можете вернуть Control-комбинации, выбрав соответствующий пункт в меню настроек. Но, по моему мнению, от их использования все-таки лучше отказаться. В восьмой версии Illustrator они, скорее всего, не появятся.

Изображения

Сходство оформления и приемов работы - это лишь половина того, что объединяет Illustrator и Photoshop. Другим важным нововведением стала поддержка новой версии Illustrator изображений, созданных в Photoshop. В свое время Illustrator 6 замечательно "понимал" форматы TIFF и JPEG, но при этом изображения неизменно преобразовывались в формат PostScript, цвета переводились в систему CMYK, а это приводило к совершенно непомерным объемам сохраняемых документов.

В новой версии Illustrator механизм работы с растровыми изображениями был, слава Богу, изменен. Хотя в бета-версии поддержка растровых изображений работает не очень надежно, Adobe заверяет, что впоследствии любое изображение можно будет поместить в документ, поддерживая при этом связь с исходным файлом на диске. В результате размер файлов, создаваемых Illustrator, должен уменьшиться, и управлять ими станет легче.

В Illustrator 7 реализована поддержка RGB-изображений. Перевод их в CMYK происходит только при цветоделенной печати.

Инструмент "Трассировка" (Trace) теперь работает и с цветными изображениями в отличие от предыдущей версии, где трассировать можно было только черно-белые изображения. Но, к сожалению, даже в новой версии этот инструмент позволяет создавать только один контур за проход, да и органы управления оставляют желать лучшего. Чтобы успокоить критиков, Adobe планирует поставлять с Illustrator 7 отдельную программу-трассировщик.

Особенности Illustrator 7 под микроскопом

Когда речь зашла о новых свойствах Illustrator 7, представитель Adobe в беседе со мной заявил: "Вы должны понять, в версию для Windows были внесены огромнейшие изменения". (Версия Illustrator 4.1 была до этого последней версией для Windows.) Другими словами, в версии для Macintosh в общем-то ничего и не изменилось.

Нельзя сказать, что никаких новых свойств не прибавилось. Но они настолько незначительны, что разглядеть их можно разве что в микроскоп. Однако если хорошенько присмотреться, то можно увидеть следующее.

Вертикальный текст

Этим термином мы обозначили небольшое усовершенствование, позволяющее вводить тексты в виде вертикальных столбцов, двигаясь справа налево (внутри блоков или по отдельным контурам), - как, к примеру, в японском языке. Вертикальный текст считается наиболее значительной из новых возможностей Illustrator. Действительно, Adobe пытается создать механизм ввода текста, единый для обоих побережий Тихого океана. Если вы набираете документ на японском языке, это будет весьма удобно. Впрочем, это еще и новый спецэффект.

Инструмент изменения формы кривой (Reshape Curve)

Новый инструмент для изменения формы кривой позволяет вытягивать незамкнутые линии в случае одной или двух неподвижных конечных точек. Эти конечные точки действуют подобно якорям - вы можете вытягивать линию в различных направлениях (см. рис. "Переходы и растяжка"). Это новая модель для редактирования кривых, ее удобно применять в случаях, когда необходимо плавное сопряжение кривых, но для широкого использования этот инструмент необходимо доработать.

Перетаскивание цветов

Вы имеете возможность перетаскивать цвета с одной палитры на другую или с палитры на объекты. Эта возможность используется отнюдь не так широко, как в пакете FreeHand, однако и в таком виде она упрощает жизнь. К примеру, чтобы определить мозаичную схему, нужно просто перенести совокупность объектов и "бросить" их в новую палитру "Образцы" - что, безусловно, намного проще обычной процедуры.

Сетки

Кто бы мог подумать, что понадобится десять лет, чтобы внедрить в Illustrator возможность, которая была включена еще в первую версию MacDraw. Но сетки в конце концов появились и теперь работают так же хорошо, как и в Photoshop, FreeHand или любой другой программе.

Сетка в программе Illustrator всегда высвечивается на заднем плане за вашими объектами, так что ее можно использовать для того, чтобы отличать фигуры белого цвета от прозрачных.

Видимая начальная точка

Illustrator 7 высвечивает начало координат при трансформации, а именно центральную точку, относительно которой фигуры вращаются и масштабируются. Это позволяет перенести центральную точку на новое место и закрепить в точке привязки. Не очень значительная, хотя и полезная особенность.

URL-объекты

Illustrator 7 предоставляет возможность присвоить URL любому объекту рисунка. Это довольно важно, если вы хотите создать документ Adobe Acrobat или изображение в формате GIFF.

Заключение

Не могу сказать, чтобы перспектива работы с Illustrator 7 приводила меня в восторг. Продукт требует значительных затрат при изучении, предоставляя взамен не слишком много новых особенностей. Если просто перечислить его возможности, не обсуждая качество их исполнения, он, вне всякого сомнения, отстанет от FreeHand и CorelDraw.

Тем не менее тем, кто предпочитает Illustrator, версия 7 несомненно предоставляет возможность для совершенствования. Во-первых, Adobe пытается устранить недостатки шестой версии Illustrator, расширив поддержку изображений и добавив новые сокращенные комбинации клавиш, позволяющие ускорить работу с пакетом.

Во-вторых, интерфейс усовершенствован (в первую очередь в соответствии с потребностями пользователей Photoshop). На самом деле, если вы используете Photoshop и при этом являетесь новичком на рынке графических программ, Illustrator, скорее всего, покажется вам более легким для изучения, чем его конкуренты.

И в-третьих, здесь не принималась в расчет межплатформная поддержка. Тем, кто работает на Macintosh, необходимо иметь возможность взаимодействовать с пользователями других платформ, а версия 7 первая среди версий Illustrator, которая предоставляет вам такую возможность.


Дик Макклелланд (http://www.dekemc.com) - автор книги "Real World Illustrator" и оперативного руководства по Illustrator (http://www.digitalthink.com).

Зная Photoshop, легче понять Illustrator

Несмотря на то что функции Illustrator 7 и Photoshop совершенно различны - Illustrator 7 работает с векторными рисунками, а Photoshop - с растровыми, оба эти редактора выглядят на экране настолько похоже, что поначалу их легко перепутать друг с другом. На самом деле это сходство предназначено для того, чтобы все прояснить, а не запутать. Так же как в Macintosh Operating System, существует описание единообразного интерфейса, с помощью которого всегда можно получить знакомую и предсказуемую рабочую среду, а единообразие продуктов компании Adobe позволяет организовать удобную работу без всяких неожиданностей. Обе программы подчиняются одному набору правил.

Слои и сетки

Вряд ли найдется хоть один человек, которому придется не по душе новая палитра слоев, которая выглядит и работает подобно палитре Photoshop. Обе программы позволяют одинаковым образом создавать, скрывать, активизировать и заново упорядочивать слои. Illustrator проигрывает в управлении контрольными изображениями и непрозрачностью, но обеспечивает лучшее управление положением нового слоя, позволяет просматривать слои в различных режимах, а также предоставляет возможность делать импортированное изображение тусклым для использования его в качестве шаблона трассировки. Сетки и направляющие линии работают в программах одинаково.

Цвета

Photoshop работает с цветными пикселами, в то время как Illustrator ставит в соответствие каждому объекту два атрибута цвета: заливку и обводку. Приверженцев Illustrator может разочаровать то, что единая палитра "Стиль" (Paint Style) была разрезана на несколько частей. Так же как и в Photoshop, теперь в Illustrator вы определяете свои цвета в одной палитре, храните их для последующего использования в другой, называемой "Образцы" (Swatches), и создаете цветовые переходы в третьей. Четвертая палитра определяет штриховку. Кроме того, как и Photoshop, Illustrator позволяет быстро переключаться между заливкой и обводкой при помощи клавиши X, а также сбрасывать цвета по умолчанию нажатием клавиши D. И хотя для этого потребовалось много времени, теперь Illustrator 7 наконец поддерживает цветовые модели RGB и HSB.

Палитры с закладками

Следуя примеру Photoshop, Illustrator 7 использует палитры с закладками. Щелчок на закладке вызывает другую панель опций, перетаскивание закладки за пределы палитры создает новую палитру. Оба пакета позволяют спрятать все палитры, нажав на клавишу табуляции, или спрятать все, кроме набора инструментов, нажав на +. Если вы нажмете + после ввода численного значения в поле ввода любой палитры, то данное значение будет передано Illustrator, однако при этом оно будет высвечиваться на экране, так что вы сможете изменить свое решение и ввести новое значение. Но главное удобство заимствовано не из Photoshop, а из FreeHand: в Illustrator можно переместить верхнюю закладку в низ палитры, чтобы "склеить" две палитры вместе.

Клавиатурные эквиваленты

В Illustrator и Photoshop клавиатурные эквиваленты команд используются существенно чаще, чем в большей части других графических приложений. Художники, которые пользуются ими, знают, что маленькая клавиша может стать мощным союзником, позволяя оставить курсор в пределах рисунка и сосредоточить внимание на изображении, а не рыскать вокруг в поисках соответствующих значков и команд. Понимая, что запоминание слишком большого количества комбинаций клавиш может перегрузить ваш мозг, разработчики Illustrator 7 позволили вам освободить несколько клеток мозга, воспроизводя, где это возможно, интерфейс Photoshop. Впервые вы можете активизировать инструмент или значок нажатием на клавишу. Инструменты, имеющие аналог в Photoshop, используют те же клавиши. Взаимное перемещение, выбор и функции, осуществляющие управление файлами, также стандартизированы.


Сокращенные комбинации клавиш - путь к повышению быстродействия

Если вы привыкли при работе с Illustrator использовать сокращенные комбинации клавиш, приготовьтесь к худшему - в новой версии изменились три четверти комбинаций. Жаль, что нельзя выгрузить из вашей памяти старые комбинации и загрузить новые, как это делается в компьютере. Технические специалисты из лаборатории Macworld долго изобретали средство, при помощи которого за один час можно было бы научиться пользоваться Illustrator 7 и другими семью основными приложениями. Но пока оно не готово, позвольте предложить вам следующую таблицу. В ней перечислены 30 основных операций, изменившихся в новой версии или добавленных в нее. Расширенную версию этой таблицы (в которой содержится около 200 комбинаций) можно найти в Macworld Online: http://www.macworld.com/pages/june97/articlelinks/illustrator.html. Значком "·" в таблице обозначены комбинации, общие для Illustrator 7 и Photoshop 4.

Операция
Комбинация для Illustrator 6
Комбинация для Illustrator 7
Общие комбинации для Illustrator 7 и Photoshop 4
Применить значение палитры, но оставить значение активным
Нет
+Return
·
Усреднить выбранные точки
+L
+

Усреднить и соединить точки
+
++

Переместить объект наверх
+знак "плюс" (+)
++правая квадратная скобка (])
·
Удалить активный слой или образец (swatch) без дополнительных запросов
Нет
·
Показать диалоговое окно "Переместить" (Move)
++M или
Двойной щелчок мышью на значке инструмента "Стрелка"
·
Скрыть/показать палитру "Информация" (Info)
++I
Клавиша F8
·
Показать палитру "Абзац" (Paragraph)
++P
+M

Выравнивание абзаца
++B
++F

Скрыть все палитры, кроме одной
Нет
·
Скрыть все палитры, кроме набора инструментов
Нет
+
·
Скрыть точки вокруг выбранных объектов
++H
+H
·
Выделить значение в последней использованной палитре
Нет
+тильда (~)

Блокировать выбранные объекты
+1
+L или +2

Сделать прозрачными заливку или обводку
Нет
Клавиша /

Маскировать выбранные объекты
Нет
+7

Повторить последний фильтр
++E
+E

Повторить последнюю операцию нахождения контура (Pathfinder)
Нет
+4

Вернуться к последнему сохраненному варианту изображения
Нет
Клавиша
·
Пропорционально изменить масштаб из палитры "Трансформировать" (Transform)
Изменить значение "Масштаб" (Scale)
Изменить W или H, нажать Н+Return

Переместить объект вниз
Нет
+ левая квадратная скобка ([)
·
Показать/скрыть сетку
Нет
+кавычка (")
·
Переключение между цветовыми моделями
Нет
+щелчок мышью на полоске внизу палитры "Цвета" (Color)
·
Переключиться между заливкой и обводкой
Нет
Клавиша X
·
Переключение между режимами artwork/keyline
+E
+Y или + щелкнуть на значке в виде глаза в палитре "Слои" (Layers)

Вызвать список цветов и выбрать цвет по названию
Нет
+

Изменить шаблон заливки внутри контура во время перенесения при помощи инструмента трансформации
Держать нажатой клавишу P во время перенесения при помощи инструмента трансформации
Держать нажатой клавишу <"тильда" (~)>

Разгруппировать выбранные объекты
+U
++G
·
Просмотр в реальном масштабе
+H
+1
·
Увеличить изображение
+правая квадратная скобка (])
+знак "плюс" (+)
·

Хотя Illustrator 7 и Photoshop 4 похожи друг на друга, различия между ними все-таки существуют

Перемещение Photoshop позволяет увеличить изображение в любое число раз; в Illustrator имеется фиксированный набор коэффициентов. Illustrator позволяет сохранять параметры просмотра; Photoshop такой возможности не дает. Photoshop обеспечивает постоянный просмотр контрольного изображения; в Illustrator такого нет. Непонятно, почему этими свойствами не могли бы обладать оба пакета.

Трансформации Photoshop использует команды, отвечающие за вращение и масштабирование изображений; в Illustrator применяются инструменты и палитры. Подход, используемый в Photoshop, более гибок, он позволяет быстро получать зеркальные изображения и применять одновременно различные типы трансформаций. В качестве компромисса можно было бы предложить плавающее меню команд и палитру для настройки различных численных параметров.

Текст Что касается текста, то проще перечислить сходства между двумя программными продуктами, чем различия. В случае Photoshop необходимо уделить серьезное внимание самым основным текстовым функциям, таким как возможность сочетания шрифтов различных гарнитур и размеров в пределах одного текстового блока.

Маскирование Хотя маски в Illustrator создавались по аналогии с Clipping Groups в Photoshop, трудно было придумать что-либо менее похожее. В Illustrator маска находится на переднем плане изображения, в Photoshop же маска находится на заднем плане и на отдельном слое. И снова мои симпатии на стороне Photoshop.

Настройка цветов Illustrator основывается на ColorSync, в Photoshop панель управления Gamma имеет свой собственный механизм управлением цветом. Несмотря на все ваши усилия, почти наверняка документ в цветовой модели CMYK, сохраненный в Illustrator, при растрировании в Photoshop будет выглядеть иначе. Я согласен, управление цветом - непростая задача, но все же от этих двух пакетов можно было ожидать большего.