ПОТРЯСАЮЩИЙ КОЛЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЬЮТЕР ЗНАМЕНУЕТ СОБОЙ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ УСПЕХОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА.
Пол КанкельПоследние три года компания Apple разрабатывает новый продукт, дизайн которого будет таким же радикальным, каким был для своего времени дизайн первого Macintosh.
Эту модель, как и первый Mac, начинала разрабатывать маленькая группа дизайнеров и инженеров, стремившихся "упаковать" функциональные возможности и производительность мощного компьютера Macintosh в элегантный корпус, который при этом занимал бы минимум места на рабочем столе. При отделке компьютера предполагалось использовать высококачественные материалы, такие как кожа, ткань и полированный металл. Все это должно ассоциироваться скорее с изысканным домашним интерьером, чем с учебной аудиторией или офисом.
Удивительно, не правда ли? Но только не для тех, кто уже знаком с неоднозначными концепциями, рождающимися в группе промышленного дизайна (Industrial Design Group) компании Apple. Поражает другое - то, что Apple наконец-то воплотила одну из этих необычных идей во что-то реальное.
Домашний развлекательный "гибрид"
Этот "гибрид", имя которому Twentieth-Anniversary Macintosh, сочетает в себе функциональные возможности компьютера и домашнего развлекательного центра. Продукт официально представлен на выставке Macworld Tokyo в феврале, а начало его поставок намечено на конец весны.
Внутри у этой системы будет биться мощное "сердце" - как минимум PowerPC 604e с тактовой частотой 200 МГц (или более быстрый процессор, если в окончательном варианте конструкции будет обеспечен достаточный теплоотвод), а также ускоритель трехмерной графики, 32-Мбайт ОЗУ (расширяемое до 128 Мбайт) и цветной жидкокристаллический экран на активной матрице с диагональю 12,1 дюйма. Предусмотрены также разъем расширения PCI; коммуникационный разъем для модема или платы Ethernet; дисковод для гибких дисков, аналогичный по размеру дисководу, устанавливаемому в компьютерах PowerBook; жесткий диск объемом 2 Гбайт и тонкий 4X-дисковод CD-ROM, установленный вертикально (это самый быстрый дисковод, способный работать в таком положении). Все эти компоненты внутри корпуса упакованы так же плотно, как в портативном PowerBook.
К компонентам развлекательного характера относятся TV-тюнер, готовый для подключения к кабельной сети (с пультом дистанционного управления), радиоприемник в диапазонах AM/FM и 40-ваттный стереоусилитель, подсоединенный к звуковой системе Bose. В звуковую систему входят динамики для высоких и средних частот, размещенные по обеим сторонам дисплея, и низкочастотный динамик на полу. Качество звучания настолько высокое, что новый компьютер легко заменит вашу стереосистему. (Сигнал загрузки операционной системы при включении компьютера может повергнуть вас в легкий шок.)
Произведение искусства
Компьютер Twentieth-Anniversary Macintosh представляет собой также своеобразный образец настольной скульптуры - его компоненты размещаются в таком невероятно тонком изогнутом корпусе, что напоминают одновременно и удобную конструкцию "все в одном" первых моделей Macintosh, и изысканную стереосистему Bang & Olufsen со всем ее лоском. Низкочастотный динамик и блок питания всей системы, связанные с компьютером кабелем толщиной в 1 см, находятся в отдельном овальном корпусе, напоминающем дымовую трубу на океанском лайнере 30-х годов. Верхнюю часть "трубы" охватывает резиновое кольцо. Внешне конструкция производит ошеломляющее впечатление.
Предназначенный для наиболее верных и испытанных любителей, а также коллекционеров, новый Macintosh является своеобразной "памятной медалью" в честь 20-летия Apple - трехмерным благодарственным письмом миллионам поклонников Macintosh, которые остались верны компании в недавний период неопределенности. Одновременно этот продукт служит напоминанием многочисленным приверженцам IBM-совместимых ПК о том, что люди из Купертино несмотря ни на что, создают наиболее передовые компьютеры.
Twentieth-Anniversary Macintosh послужит для Apple первым этапом в запланированной на 1997 г. широкомасштабной маркетинговой кампании продуктов "третьего десятилетия" - новой линии настольных моделей Macintosh, принтеров, мониторов и портативных компьютеров (см. врезку "Новое направление в дизайне Apple").
Но есть и плохие новости. Apple планирует продать не более 20 000 этих систем. А значит, заполучить эту машину на ваш стол будет так же сложно, как купить билет в Большой театр. Кроме того, приготовьтесь выложить около 9000 долл. - довольно высокая цена для продукта с хорошей, но не выдающейся производительностью. Однако прежде чем отказаться от этой покупки, не мешает присмотреться к новому компьютеру поближе.
Первый опыт
Первое впечатление от работы с машиной - странная смесь абсолютной новизны и ощущения, что все это тебе уже знакомо. Спереди эта вытянувшаяся во фронт, как и первые системы Macintosh, машина кажется срезанной на уровне плоского дисплея сверху и расположенного внизу вертикального дисковода CD-ROM. Вокруг дисковода CD-ROM - панели управления (для дисковода CD-ROM, телевизионного приемника, радиоприемника, настройки яркости и громкости), разъем для наушников и окошко для приемника инфракрасных сигналов (для дистанционного управления TV-тюнером) - все это встроено в грациозно выгнутую переднюю панель корпуса. Завершают ансамбль узкие колонки, затянутые материей и закругляющиеся к краям корпуса. Такая конструкция фокусирует внимание пользователя на экране.
При попытке рассмотреть заднюю часть корпуса вы сделаете еще одно открытие: задней стенки корпуса нет - есть изогнутая поверхность, которая внизу опирается на выполненную в виде обруча алюминиевую подставку (известную также под названием "кипа"). "Кипа" позволяет устанавливать машину под разными углами и служит ручкой для переноски, так что новый Macintosh переносить так же просто, как и его предшественника из 1984 г. Высота компьютера 43 см, ширина 38 см, весит он около 4,5 кг.
Чтобы по возможности уменьшить размеры и толщину корпуса (менее 10 см в самом широком месте), Apple использовала в новой системе стандартную системную плату (такая же плата Alchemy устанавливается в Performa 6400), размещенную непосредственно за дисплеем. Дисководы для гибких дисков и дисков CD-ROM, а также жесткий диск расположены вокруг системной платы в направлениях на три, шесть и девять часов. В результате внутри корпуса практически не осталось свободного места, TV-тюнер и порты ввода-вывода буквально втиснуты в выступ в задней части.
Антенные входы для телевизионного приемника и радио, порт SCSI, вход для 16-разрядного стереомикрофона и выход для наушников, а также видеовыход остались открытыми. Порты ADB, принтера и модема закрыты специальной крышкой, что упрощает манипуляции с кабелями.
В результате такого массового скопления компонентов на столь ограниченном пространстве для установки платы в разъем PCI или коммуникационный разъем необходимо заменить центральную часть задней панели дополнительной панелью (которая включается в комплект каждой машины). Устройство панели обеспечивает пространство для установки и охлаждения дополнительных плат. Ну а те, кто хотел бы сохранить эстетическую целостность исходной "скульптуры", смогут подключить поставляемый в комплекте с каждой системой внешний модем со скоростью работы 33,6 кбит/с к порту GeoPort.
Клавиатура, имеющая специальные покрытые кожей подставки для запястий и съемный манипулятор TrackPad в стиле PowerBook, довольно тонкая, и ее можно задвигать под корпус машины.
Новый цвет
Необычная форма системы Twentieth-Anniversary Macintosh поддержана не менее необычным цветом - настолько необычным, что для него еще не придумано названия. Этот цвет - смесь зеленого и золотого - напоминает бронзу и слегка отливает металлом. Такая окраска машины создает эффект "хамелеона": поверхность впитывает и отражает окружающие цвета, поэтому машина вписывается практически в любой интерьер. Покрытые серо-зеленой материей динамики и черные кожаные подставки для запястий на клавиатуре вносят последние штрихи в картину.
В стоящий на полу низкочастотный динамик встроен блок питания. Динамик компании Bose Acoustimass окружен несколькими специально разработанными отражательными поверхностями, придающими звуку невероятную глубину. Чтобы подчеркнуть свои связи с Bose, компания Apple разрешила ей поместить свою торговую марку на корпусе низкочастотного динамика, прямо под шестицветным яблоком Apple.
Маркетинговые усилия Apple по продвижению нового Macintosh беспрецедентны. Чтобы во всеуслышание заявить о рождении этого продукта, Apple организует специальный узел Web, на котором можно будет размещать заказы на покупку машин (URL этого узла к моменту опубликования статьи еще не был известен; можно использовать адрес http://www.apple.com, щелкнуть на поле Find It и ввести "Twentieth-Anniversary" в качестве ключевого слова). Демонстрационные видеоролики в формате QuickTime иллюстрируют процесс сборки системной платы и компонентов, изготовление "кипы", грунтовку и окраску корпуса, сборку на фабрике и другие любопытные детали.
Стоит ли овчинка выделки?
Может ли Macintosh стоить 9000 долл.? Надо подумать. В то время как Power Mac 9500 с процессором 604e с тактовой частотой 200 МГц, 32 Мбайт оперативной памяти, жестким диском объемом 2 Гбайт, 8X-дисководом CD-ROM и модемом со скоростью 33,6 кбит/с можно приобрести менее чем за 4500 долл. (плюс стоимость монитора), версия Macintosh с ограниченными возможностями представляется слишком дорогой. Художественным натурам понравятся его прекрасные формы. Любители музыки оценят чудесный звук. Но тем, кому важны функциональные возможности, понадобится экран с большей диагональю, более быстрый процессор и 8X-дисковод CD-ROM. Впрочем, об этой машине не следует судить только по сухим строкам технических спецификаций. Этот продукт не для работы. Это - Символ Прогресса.
Чтобы убедиться, что цена назначена правильно, Apple организовала несколько встреч с группами возможных покупателей в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе, провела детальные демонстрации продукта, а затем попросила участников этих встреч оценить изделие. В ответах обычно фигурировали цены в диапазоне от 8000 до 10 000 долл.
Эти машины можно будет встретить скорее в самолете Learjet, апартаментах башни Трампа либо в самых роскошных офисах Милана или Джакарты, чем на рабочем столе среднего пользователя компьютера Macintosh. По этой причине каждый компьютер будет доставляться специально обученным специалистом, который установит машину и вставит в нее дополнительные платы, а также проинструктирует владельца, как настроить систему на максимальное быстродействие. Финальным актом этого действа будет вручение счастливому обладателю нового Macintosh руководства пользователя в солидном кожаном переплете как свидетельства его принадлежности к группе избранных.
После того как с конвейера сойдет последний компьютер, Apple обещает еще одно потрясение: цена модели будет повышаться (так же произошло с выпущенной в 1992 г. ограниченным тиражом белой версией PowerBook 170, которая теперь стоит около 20 000 долл.). Уже только из-за одного этого приобретение Twentieth-Anniversary Macintosh может оказаться довольно мудрым шагом. Если ждать появления специального сервера Web нет сил, у вас есть возможность обратиться к солидному дилеру фирмы, разместить заказ и... молиться.
Послесловие
Новый компьютер Apple - самое оригинальное решение компании со времен первого Macintosh. Компьютер настолько оригинален, что с его выходом само понятие "Macintosh" наполняется новым смыслом. Новый дизайн - современная реализация традиционного Macintosh типа "все в одном" - направлен в будущее, при этом он не потерял связь с самой первой моделью. Учитывая, что производители клонов Macintosh "размывают" индивидуальность этих машин, а сама Apple, казалось, уже утратила собственные традиции в дизайне, новый Macintosh появился как нельзя более кстати.
Это нечто гораздо большее, чем безделушка для сверхбогачей. Это вкус будущего. То, что находится внутри его корпуса, может впоследствии стать мощным оружием в конкурентной борьбе. А из его динамиков доносится вполне различимый голос. О чем он говорит нам? Он говорит, что Apple возвращается. Может быть, она больше никогда не уйдет.
Пол Канкель - независимый журналист из Нью-Йорка, только что завершил работу над книгой о группе промышленного дизайна компании Apple (издательство Graphics, 1997 г.).
Новые направления дизайна компании Apple
Новые продукты Apple по своей рыночной направленности будут похожи на Twentieth-Anniversary Macintosh. Дизайн новых изделий будет напоминать привычные пользователю домашние приборы бытовой электроники
Прямиком в дом
Намеки на дизайн настольных моделей будущего можно увидеть в концепции модели Domesticated Mac, которая превращает компьютер Color Classic в постмодернистскую тумбочку на ножках с двумя дверцами (сделанными из дерева, металла или другого материала), закрывающими экран, когда машина не используется. С внутренней стороны каждой дверцы имеются пластиковые каркасы, в которых можно хранить записи, дискеты или часы. Часы закрепляются на оси внутри решетки правой дверцы. Благодаря закругленным краям и синусоидальным (почти "змеевидным") линиям корпуса компьютер выглядит более органичным. В сравнении с ним изделия производителей клонов будут казаться серыми и тусклыми.
Прежняя технология - новый дизайн
Компьютер eMate 300 соединяет технологию Newton с клавиатурой в изваянном из полупрозрачного материала корпусе. Компьютер предназначен для использования в области образования. Характерные особенности этого рынка: ограничения на размеры устройств, небольшие бюджеты и пользователи, которые зачастую боятся компьютеров. Модель eMate 300 стоит 800 долл., компактна, имеет яркую окраску (обратите внимание на красный цвет прототипа) и специально сконструирована, чтобы удовлетворять потребностям ребенка.
Компьютер eMate для подростков сейчас находится в стадии разработки и будет иметь более сдержанный вид. В модели MessagePad 2000 крышка закреплена сбоку, как обложка книги. Специальное перо, которое хранится в "чернильнице" в верхнем левом углу, может переключать режим экрана из портретного в ландшафтный и наоборот. Положение данных на экране меняется автоматически.