Была также предусмотрена специальная программа докладов и презентаций. Главные участники "парада" - компании JVC и Sony, чьи зарубежные представители присутствовали на фестивале, фирма Marubeni Electronics Systems, официальный дистрибутор Panasonic на рынке СНГ, сама "Эра" и фирма Snell&Wilcox.
На семинарах компания JVC подготовила ряд докладов по видеооборудованию и формату видеозаписи Digital-S, а также по проблемам цифровых студий для производства видеопрограмм. Доклады отечественных и зарубежных представителей фирмы Sony были посвящены формату видеозаписи и линейке видеооборудования DVCAM, системам нелинейного цифрового монтажа ES-7 и ES-3 (DVCAM), цифровому формату Betacam SX. Фирма Sony вообще эффективно работает на нашем рынке. Два недавних проекта фирмы - это договор на установку системы безопасности и наблюдения в Храме Христа Спасителя, заключенный ее дилером фирмой Gulfstream Security Systems, и договор на оборудование центра компании "ВидеоПремьерФильм", созданного для изготовления высококлассных видеокопий в целях борьбы с пиратством. Планируется, что качество копий и сервиса, предлагаемого центром, отвлечет часть покупателей видеопродукции от "черного" рынка.
В презентациях и на выставочном стенде Sony была представлена линейка видеооборудования DVCAM. Эта система включает профессиональную цифровую камеру DXC-D30P, параметры которой можно настроить, сохранить, восстановить и скопировать на другие камеры. Единая система сжатия цифрового видео в оборудовании всей линейки позволяет в четыре раза против обычного увеличить скорость передачи информации между видеомагнитофоном DSR-85P VTR и станцией монтажа ES-7. Созданная фирмой технология ClipLink обеспечивает цифровую регистрацию всех кадров, поэтому передача их на диск не вызывает никаких затруднений и сводится просто к указанию на нужные значки кадров. Станция монтажа Sony ES-7, которая тоже входит в линейку DVCAM, не только поддерживает обычные функции редактирования и обработки видео с помощью компьютерных спецэффектов, но и позволяет работать одновременно с материалами на диске и на видео, т. е. в едином процессе обработки обращаться к любому подходящему ресурсу. Система DVCAM обладает простым интерфейсом и представляет собой полностью цифровое решение для профессионального видео, совместимое с существующим аналоговым оборудованием. Так что переходя на DVCAM, студии могут наращивать имеющиеся мощности, а не менять весь комплекс своего оборудования на новое.
Доклад фирмы Panasonic был посвящен системе цифрового нелинейного монтажа WJ-MX 1000, предназначенной для создания профессиональных программ. Эта система, являющаяся комбинацией мощной аппаратуры, гибкого программного обеспечения и удобного даже для начинающего пользователя интерфейса, позволяет со стороны видеомагнитофона управлять пакетным преобразованием в цифровую форму содержимого блоков памяти, в которых хранятся исходные данные для сортировки сцен. База данных клипов содержит входной адрес, выходной номер, номер ролика, номер сцены, номер дубля, комментарий и название. Допустим поиск и сортировка клипов по ключевому слову и считывание номера ролика из разрядов пользователя.
Монтажные возможности системы позволяют размещать сцены по принципу "перемещения и позиционирования" и работать в режимах вставки, замены и перекрытия. Разрешается попеременное включение/выключение режима монтажа и звука для трех слоев видеодорожек, соответствующих видеоизображению, изображению переднего плана и титрам. Есть отдельная дорожка "эффектов" для наплывов, вытеснения, сжатия и т. д. Предусмотрено создание более 250 спецэффектов, в том числе трехмерных цифровых видеоэффектов. Система дает выходной сигнал EDL, совместимый с мультиплексором кодовых комбинаций. Для обработки звука служат четыре слоя звуковых стереодорожек и эквалайзер, поддерживается эффект реверберации. Генератор символов имеет 41 рабочий шрифт типа "True Type" с возможностью расширения и реализует автоматическую вертикальную и горизонтальную прокрутку, а также автоматическую синхронизацию титровых переходов. Редактор рисунков включает: программу ретуширования, вырезания и совмещения, раскрашивание, трафарет, операции распыления краски, поддерживает формат графических файлов TIFF. Систему WJ-MX 1000, которая стоит около 40 тыс. долл., уже по достоинству оценили специалисты; фирма Marubeni Electronics Systems, официальный дистрибутор Panasonic на рынке СНГ, сразу набрала около десяти заказов на поставку WJ-MX 1000 от Всероссийской телерадиокомпании, "Останкино", НТВ и других телекомпаний.
Но все-таки на "Параде планет" самым интересным оказался стенд самой "Эры" с виртуальной студией. На синем помосте в кресле сидела девушка, рядом с ней - масса техники, а на экранах эта же девушка уже была в окружении дельфинов, водорослей и акул. Технологически виртуальная студия от "Эры" проста и понятна. На картинке два анимационных слоя: первый - перед девушкой, второй - позади нее. За каждый из слоев отвечает одна из видеоплат PAR или PVR фирмы DPS. Цветовая рир-проекция выполняется с помощью видеомикшера DFS-300P и платы BKDF-501P фирмы SONY. Кстати, вполне возможен вариант, когда дельфин дефилирует вокруг девушки, нарушая все правила послойной анимации. Компьютеры - Pentium 133 с оперативной памятью 32 Мбайт. Анимационные слои сделаны в пакете 3D Studio MAX. Весь комплект стоит 50-60 тыс. долл., что вполне доступно для региональных студий. Так что "Эра" наглядно показывает, как практически любая студия может выдавать вполне солидную продукцию. Мы выбрали самый острый момент, когда акула близко подплыла к девушке, и на наших глазах специалисты фирмы "Эра" записали это изображение на дискетку - вон оно, на фотографии. И тут же девушка, но уже на фоне обычных синих простыней. Самое страшное на фотографии с акулами то, что наша девушка, как Гелла из "Мастера и Маргариты", не отбрасывает тени на виртуальное окружение. Помнится, г-н Римский по этому признаку опознал в ней вурдалака. Хорошо, что я - не Римский, и девушка не дает тени только на экране.
С помощью виртуальной системы от "Эры" телестудии могут решить проблемы с фоном не только за фотомоделью, но и за диктором программы новостей. Можно разместить картинку в углу экрана или еще что-нибудь. Короче говоря, получается живая программа. По словам президента фирмы г-на Гадияна, собственно виртуальную студию еще никто не заказывал, но все ее подсистемы пользуются огромной популярностью на региональных студиях. А поскольку системы фирмы "Эра" можно нарастить, есть вероятность, что скоро эти студии станут виртуальными. Сегодня география таких систем заметно расширилась. Московская компания "Медицина для вас", выпускающая одноименную телепередачу, также закупила недавно полный комплект видеооборудования.
Но посмотрим на эти системы с другой стороны - глазами тех, кто работает в таких виртуальных студиях. Ключевая проблема понятна: герои программы не видят пространства, в котором они находятся для зрителя. Человек может легко пройти сквозь виртуальную колонну или начать ходить по виртуальному озеру "аки по суху". Поэтому для его адаптации перед ним развешиваются мониторы, на которых изображение уже смикшировано. Не знаю, как насчет точного попадания живого актера в виртуальную дверь, но добиться, чтобы девушка дотронулась пальцем до акулы, оказалось не так просто и удалось нам только после долгих примерок, да и то только на один кадр - затем рыба уплыла.
Поэтому хотя я и надеюсь, что для профессионалов на телевидении освоение этих технологий не составит труда, похоже, точное взаимодействие с виртуальными мирами им пока не грозит. Кроме того, положим, Зыкина поет нечто народное в виртуальной комнате, фон у нее - реки и долины. Так вот, она должна не только контролировать собственное исполнение, но и следить за тем, чтобы нормально вписаться в изображение, не пройтись по виртуальной пашне, не угодить в виртуальное озеро, не свалить резким взмахом руки виртуальную березку и т. д. В общем, полноценная работа в виртуальной студии требует большого количества репетиций и определенной сноровки.
Кстати, кроме телевизионных программ виртуальные технологии применяются, например, и при создании театральных шоу. В театре, в отличие от ТВ, есть еще одна проблема - все действие происходит на глазах у зрителя, и если на ТВ можно что-то вырезать и подправить, то на сцене уже нет. Однако эти проблемы разрешимы, и художественные эксперименты такого "виртуального" рода полным ходом идут сегодня и на сценических подмостках. Скажем в спектакль можно ввести некий голографический персонаж, которого зритель будет воспринимать как вполне реальный объект, а настоящие актеры смогут не только видеть, но и взаимодействовать с ним. Подобный виртуальный персонаж не обязательно должен быть создан чисто компьютерным способом. Уже сейчас известна и часто применяется технология "виртуального актера". Возможно, для нашего театра это пока недоступно, но, судя по последней премьере в "Сатириконе", бюджет некоторых отечественных постановок уже становится соизмеримым со стоимостью виртуальных студий. А если говорить о компьютерных эффектах в "живых" шоу, когда вы непосредственно смотрите представление, то почти все диснейленды и крупнейшие центры развлечений построены с привлечением компьютерных технологий и элементов виртуальной реальности. И нередко, заходя в диснеевский павильон, практически невозможно определить, что вокруг вас реально, а что создано компьютером. Иногда реальное можно отличить от виртуального, иногда вы этого сделать не успеваете, потому что шоу очень динамично и хорошо скомпоновано как технически так и психологически. До Диснейленда нам еще далековато, но я надеюсь, что уже в мае на юбилейной, пятой выставке Аниграфа мы увидим не только самое современное оборудование, но и настоящее шоу с использованием виртуальных студий.
Кроме виртуальной студии на стенде "Эры" была представлена ставшая уже привычной полиграфическая продукция этой фирмы, в том числе новый, девятый, каталог-обзор. Из каталога можно узнать о концепциях и форматах цифровой видеозаписи, а также о видеоформатах Betacam SX, DVCAM и Digital BETACAM фирмы Sony, Digital-S фирмы JVC и DVCPRO фирмы Panasonic. Есть здесь глава, посвященная видеоплатам ввода-вывода для IBM PC, поддерживающим цифровые видеоформаты, и глава о цифровом оборудовании для видеостудий Snell&Wilcox. Так что собранная в каталоге информация позволит разобраться в цифровой видеотехнике, предложенной в этом году ведущими фирмами-производителями.
Помимо всего перечисленного выше, на семинарах фестиваля демонстрировалось оборудование DVCPRO, кстати, недавно закупленное НТВ, новые видеоплаты от фирмы DPS для цифрового нелинейного аудиовидеомонтажа на базе IBM PC, технологии совмещения и взаимодействия различных цифровых форматов, а также обсуждались пути перехода от аналоговых студий к цифровым и проблемы цифрового будущего телевизионной индустрии. Я думаю, что со временем такие узкопрофессиональные фестивали станут у нас традиционными. Они, безусловно, нужны и, видимо, в первую очередь должны быть ориентированы на проведение презентаций, докладов и круглых столов. Только, вероятно, для таких событий надо арендовать небольшие площади, чтобы слушатели и посетители не чувствовали себя одиноко в пустых залах. А в остальном - удачи вам, господа профессионалы, от цифровой видеотехники и да здравствует цифровое телевидение!