Считаем вместе с мышонком
Для юных снайперов
Представление начинается!
Живая арифметика

Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. И даже то, что некоторые игры напоминают об уроках, домашних заданиях, контрольных работах и прочих школьных делах, не отталкивает детей. "Компьютерный" интерес распространяется и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.

Предлагаем вашему вниманию описание четырех программ, обучающих детей основам арифметики, с которыми ознакомились эксперты Детской тестовой лаборатории.

Считаем вместе с мышонком

Каждый тест, предлагаемый детям в этой программе, включает задачи на четыре арифметических действия, на подсчет предметов или фигур, а также на сравнение получившихся при подсчете чисел.

Тестовые задания должны быть сначала сформированы учителем или кем-то из взрослых. Выбор параметров довольно широкий, что удобно при тестировании: можно устанавливать диапазоны чисел (в пределах десятка, до двадцати без перехода через десяток, с переходом через десяток, в пределах ста), время на размышление, количество вопросов по каждой теме, состав арифметических действий и др.

Симпатичный мышонок всегда сообщает (аплодируя или хмурясь), правильно ли решена задача.

В логических задачах на экране изображается множество разнотипных и разноцветных геометрических фигур или предметов. Требуется подсчитать, сколько среди них, например, красных эллипсов и желтых кругов, и ответить на вопрос типа: "Верно ли, что первых больше, чем вторых?"

Считать сложно: ...мне казалось, что я какую-то фигуру посчитал два раза, а заново пересчитывать не хотелось1.

Зато расширяется кругозор: ...я только оттуда узнал новое слово... это... как его... эллипс.

Надо отметить, что ребенку, плохо читающему, без постоянной поддержки взрослого не обойтись. Было бы хорошо, если бы вопросы проговаривались вслух.

Дети до восьми лет часто не справлялись с логическими заданиями. Даже понимая смысл фразы, они все равно не знали, что надо делать.

Ребята постарше в основном легко и без особого интереса выполняли предложенные тесты (арифметика в пределах 20 и логика) и нового не просили.

КОРОТКО О ПРОДУКТЕ

"Смышленый Матмышонок"

Набор компьютерных тестов по арифметике. Количество и сложность вопросов, а также время на ответ задается учителем.
Четыре диапазона чисел: от 1... 10 до 0... 100.
Для детей от 5 до 10 лет.

Требования к оборудованию:

  • процессор не ниже 386,
  • монитор не ниже EGA,
  • мышь,
  • ОС MS-DOS 3.3.

ИНТ, тел.: (095) 915-72-48


Для юных снайперов

Игра состоит в том, чтобы, решив пример, написанный на доске внизу экрана, поймать мышью ответ среди чисел, "пробегающих" по школьному коридору в верхней части экрана.

В качестве разминки предлагается просто игра на счет по порядку. В клетчатый прямоугольник произвольно вписаны числа от 1 до, например, 20. Надо, найдя единицу, щелкнуть на ней мышью, затем то же проделать с двойкой и т. д. Все это на время.

При решении арифметических примеров можно выбрать уровень сложности (операции с числами в пределах 9, 10, 20, 100 и 1000), типы арифметических действий (сложение, вычитание, деление, умножение), использование/неиспользование скобок.

Игра красиво оформлена, преобладают пастельные тона. Однако цифры и несущие их фигурки слишком мелкие, к тому же числа все время прыгают. Поэтому проблема не только в том, чтобы правильно сосчитать в уме, но и в том, чтобы увидеть ответ среди мелькающих чисел, точно прицелиться мышью и вовремя щелкнуть.

Мелодий здесь много, в основном обработки популярных песен.

Вопросы идут сериями, между которыми появляется мультипликация, показывающая школьную перемену. Правда, почему-то в русском варианте игры (есть и английский) дети на перемене говорят по-английски.

Игра нравилась в основном тем детям, которые хорошо управлялись с мышью и быстро считали в уме (развивает реакцию: надо знать, куда целить). Недостаточно владевшие этими навыками близко наклонялись к экранам, чтобы увидеть ответ (что очень вредно для зрения), судорожно двигали мышь, пытаясь догнать нужное число, а то и вообще не успевали ничего вычислить (бегают быстро, ответ не очень легко поймать).

А вот школьникам постарше своей динамичностью игра нравилась (развлекает, можно заодно примеры решать... Умней становишься). Тоже "заодно"!

КОРОТКО О ПРОДУКТЕ

"Doka Math School"

Устный счет под музыку и в движении.
Пять диапазонов чисел: от 1... 9 до 0... 999.
Для детей от 5 до 10 лет.

Требования к оборудованию:

  • процессор не ниже 386,
  • ОЗУ 4 Мбайт (рекомендуется 8 Мбайт),
  • монитор SVGA (рекомендуется 1 Мбайт ОЗУ),
  • звуковая плата, совместимая с Sound Blaster или WSS,
  • CD-ROM с удвоенной скоростью,
  • мышь,
  • ОС Windows 95 или Windows 3.1.

"Дока", тел.: (095) 536-40-20


Представление начинается!

В игре несколько типов заданий. Выполнение задания начинается, если осветить прожектором соответствующих персонажей на цирковой арене: клоунов (сложение), фокусников (вычитание), силача (сравнение чисел), факира (деление), голубей (умножение), слона (счет по порядку).

Для разрядки есть веселые развлекательные упражнения: стрельба из пушки футбольными мячами и проверка скорости реакции - нужно поймать рукой падающие шарики. Эти игры вызвали восторг не только у маленьких, но и у школьников постарше.

В процессе решения задач диктор называет цифры, а наглядные картинки облегчают счет, помогают понять задание даже без слов. Например, при подсчете предметов нарисованная рука по очереди указывает на каждый из них, что сопровождается специальным щелчком. Затем эта же рука подбрасывает знак вопроса - "сколько?"

В случае неправильного ответа диктор сообщает правильный, который также высвечивается на экране.

Задачи даются не только в цифрах, но и предметно:

3(подсвечника)Ё3(свечки)=9(свечек) 
6(ушей):2(уха)=3(зайца)

Игра оформлена ярко, в ней участвуют симпатичные персонажи (слоны понравились падающие). Действие сопровождается веселой музыкой, а также забавными комментариями типа "оп-ля!", "ага", "не-а", которые заставляют улыбнуться даже взрослых.

Некоторые дети с сожалением отмечали, что задач мало и они слишком простые. Тем не менее игра всем очень понравилась.

КОРОТКО О ПРОДУКТЕ

"Цирк"

Игровое обучение простейшей арифметике (счет, действия, сравнение).
Числа в пределах 10.
Для детей от 3 до 8 лет.

Требования к оборудованию:

  • процессор не ниже 286,
  • ОЗУ 570 Кбайт,
  • монитор VGA,
  • мышь,
  • звуковая плата, совместимая с Sound Blaster,
  • ОС MS-DOS 5.0 или Windows.

"Никита", тел.: (095) 115-97-77


Живая арифметика

Программа состоит из 12 маленьких игр на разные темы из школьной арифметики.

Большинство игр - ожившие задачи из учебника для первого класса: "На дереве было 6 яблок. 2 упало. Сколько осталось?" Или: "На проводах сидело 5 птичек. Прилетела еще 1. Сколько стало?" (Игра "сколько стало/сколько осталось". Здесь от играющего требуется не только дать ответ, но и составить уравнение, с помощью которого он находится.) Причем и яблоки падают, и птички прилетают прямо на глазах - так что очень легко считать.

Арифметические действия подаются в виде разных игр. Например, есть сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью счетных пирамидок.

Можно сразу писать ответ, а можно производить действие, перекидывая поочередно кольца, чтобы сначала дополнить пирамиду до десятка.

Аналогичная игра есть для чисел в пределах сотни.

Тест на сложение и вычитание чисел в пределах десятка сделан в виде задачи на взвешивание.

На экране изображены весы (с рынка), на левой чаше которых находятся два грузика. Их масса обозначена цифрами. Необходимо уравновесить их, поставив на правую чашу гирьку нужной массы. Гирьку можно взять с помощью лифта, управляемого тремя кнопками (напоминает светофор). По ходу действий играющего на экране составляется уравнение.

Вся программа оформлена очень ярко - цвета кидаются в глаза. Рисунки, особенно с изображениями механизмов, вызвали большой интерес у детей.

Музыкальное сопровождение довольно однообразно: например, некоторые мелодии используются и для поздравления в случае правильного решения, и для выражения сожаления в случае ошибки.

Программа очень разнообразна. За полчаса дети в основном успевали поиграть в одну-две игры. Одна девочка, между прочим, прямо за компьютером научилась с помощью пирамидок складывать с переходом через десяток.

КОРОТКО О ПРОДУКТЕ

"Радуга в компьютере"

Комплект из 12 игр, охватывающих основные темы программы по математике за первый класс. Единая игровая среда.
Числа в пределах 100
Для детей от 5 до 9 лет.

Требования к оборудованию:

  • процессор не ниже 286,
  • монитор EGA,
  • мышь,
  • ОС MS-DOS 3.3.

КУДИЦ, тел.: (095) 208-78-62


Виолетта Прядко, Лена Кобзина - ученицы 11-го класса, эксперты Детской тестовой лаборатории.
Тестирование проводилось на Pentium-100 PCI/8/850/SVGA PCI 1Mb.
Еще раз благодарим фирму "Вист", предоставившую компьютеры для работы нашей лаборатории.