Появились средства для внесения в WWW-страницы элементов мультимедиа. Какие же новые качества реально обретут страницы?
Хотя имеющиеся во "Всемирной Паутине" - WWW - богатые возможности оформления текста и использования графики и так уже неизмеримо превосходят то, что дает традиционный текстовый режим, у пользователей и разработчиков WWW-страниц, как у собак академика Павлова при звуке знакомого звонка, уже потекли слюнки в предвкушении новых возможностей. Роль звонка здесь сыграли мультимедиа-средства для WWW, обещающие такие формы представления информации, как звук, видео, музыка, речь, анимация и виртуальная реальность.
Продукты для создания и просмотра WWW-страниц с элементами мультимедиа только начали появляться на рынке Macintosh. Звук и видео по заказу позволяют передать реальное событие (речь, театральную сценку) так, как оно происходит. Анимация более адекватно, чем статические изображения, представляет процессы, разворачивающиеся во времени. Благодаря динамическим сценариям на свет появляется новый мощный компонент Internet - интеллектуальная WWW-страница, способная, например, загрузить трехмерную модель сложной молекулы и предоставить пользователю возможность манипулировать ею в пространстве. А виртуальная реальность WWW выносит вас на просторы киберпространства.
Звучит великолепно, не правда ли? Но не обольщайтесь: покорение новых миров будет нелегким как для производителей, так и для потребителей мультимедиа. Новые мультимедийные типы данных должны работать на всех многочисленных платформах, с которых пользователи будут входить в Паутину, а объемы пересылаемой информации таковы, что для них будет мала полоса пропускания даже самых быстрых пользовательских линий. Мало того, некоторые из новых типов (сценарии на языке Ява, например) порождают определенные проблемы в области безопасности.
Как и первые прикладные программы для Macintosh, которые должны были работать на пределе быстродействия и памяти тогдашних компьютеров, первое поколение мультимедийных WWW-программ пытается при ограниченной пропускной способности линий не обмануть ожидания пользователей. Для представления объектов новых типов часто требуются сотни и тысячи килобайт. А даже самую роскошную бегающую и говорящую презентацию ветреные пользователи Internet будут обходить стороной, если не смогут получить ее быстро. Реальным выходом может стать либо десятикратное увеличение быстродействия, что в случае "Паутины" означает соответствующее увеличение полосы пропускания, либо качественный скачок в технологии сжатия данных.
Пока пользователи не заменят свои модемы на 28,8 кбит/с на цифровую связь, обеспечивающую скорость передачи 256 кбит/с (вдвое больше, чем сейчас в сети ISDN), ценность мультимедиа для "Паутины" останется весьма сомнительной. Стоит ли вашей организации тратить целое состояние на набор мультимедиа-инструментов и заниматься на своем узле постройкой амфитеатра и тира с высококачественным звуком и анимационными эффектами? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы протестировали десять мультимедиа-продуктов, работающих с WWW, на машине, подключенной к довольно быстрой (128 кбит/с) линии ISDN - ее полоса пропускания намного больше, чем у линий, с которыми в большинстве своем имеют дело граждане сетевого сообщества.
Если кто-то собирается войти в мир разработчиков мультимедиа, это совсем не значит, что он готов поставить все на кон. Активная страница - великолепная вещь, но что делать, если пропускной способности линий пока еще недостаточно для ее показа? Впрочем, вспомним, на какой скорости все начиналось, и воздержимся от общих предсказаний относительно реализации. Продукты, которые мы исследовали, представляют собой хорошую отправную точку для экспериментирования и накопления опыта. Они помогут вам определить реакцию на развертывание мультимедиа как клиентов, так и самого WWW-узла.
Следует еще добавить, что многие из этих продуктов мы рассматривали в бета-версиях и поэтому не оценивали, но почти все они будут выпущены к моменту выхода этой статьи.
Предварительное прослушивание
Самой простой для передачи разновидностью мультимедиа является звук в форме так называемого потокового аудио, когда браузер воспроизводит звуковые данные непосредственно в процессе их получения. Благодаря тому, что информация о типе данных (MIME-тип, подробнее см. врезку "Гайки и болты мультимедиа") поступает в самом начале, браузер может приступать к обработке объекта сразу, не дожидаясь, пока он будет целиком записан на диск. Однако в Internet данные передаются отдельными пакетами, которые, к сожалению, далеко не всегда приходят в правильной последовательности и без единой ошибки. Чтобы приспособиться к потерянным и опоздавшим пакетам, программы и модули, работающие с потоковым аудио, должны записывать некоторый объем данных в буфер. Поэтому в начале работы любой такой программы неизбежно возникает пауза. Кроме того, пользователю необходима линия, позволяющая получать новые данные как минимум с той же скоростью, с какой браузер будет их обрабатывать. Недостаточная скорость передачи сразу же дает о себе знать внезапными перерывами в воспроизведении.
Первой системой потокового аудио в "Паутине" была программа RealAudio компании Progressive Networks. Мы тестировали версию 2.0, весьма далеко ушедшую от исходного варианта: там звук походил на собачий лай в пустой жестянке. Сейчас RealAudio поддерживает скорости 14,4 и 28,8 кбит/с. Речь при 14,4 кбит/с звучит приемлемо, а музыка - слишком скрипуче. Даже при 28,8 кбит/с качество звучания музыки, обеспечиваемое RealAudio, примерно такое же, как у дешевого транзистора. (Progressive Networks планирует выпустить версию для сетей ISDN, которая будет обеспечивать более высокое качество звучания).
Для RealAudio необходимо специальное серверное ПО (на Macintosh существует версия для WWW-сервера WebStar фирм Quarterdeck и StarNine), что же касается средства прослушивания, то оно и как отдельная вспомогательная программа, и как модуль расширения к браузеру, доступно бесплатно на узле Progressive. Это средство прослушивания принимает "живые" и архивированные (т. е. записанные на диск) аудиофайлы любой длины. Для архивированных файлов работает перемотка вперед и назад, а также пауза, так что пользователь может по своему желанию воспроизвести любую часть файла.
Система StreamWorks фирмы Xing Technology - аналог RealAudio для сетей с высокой пропускной способностью. Она также требует серверного ПО, но версий для серверов на базе Macintosh не существует. StreamWorks, поддерживая монофоническое воспроизведение с частотой дискретизации 32 кГц при скорости передачи 56 кбит/с и стереофоническое воспроизведение CD-ROM с частотой дискретизации 44,1 кГц - при скорости 128 кбит/с. При тестировании звук был очень хорошим в обоих режимах, хотя время от времени он пропадал из-за неравномерности трафика Internet, что, конечно, несколько портило впечатление. StreamWorks поддерживает также потоковое видео, но его следует расценивать скорее как диковинку, чем как полезную возможность: вряд ли можно придумать разумное применение судорожно дергающемуся изображению размером с почтовую марку, для передачи которого необходима линия на 128 кбит/с.
Может показаться, что потоковое аудио и видео сродни теле- и радиовещанию, поскольку в конечном счете любой может настроиться на прием этой информации. Однако это не так. Проблема состоит в том, что число пользователей, одновременно получающих поток данных с одного сервера, ограничено и очень невелико. Например, сервер, имеющий подключение T1 (1544 кбит/с), способен одновременно посылать не более 50 потоков на 28,8 кбит/с. Поэтому не ждите, что вам удастся преобразовать в формат WWW рекламный аудиоклип своей фирмы и разом донести его до слуха сколько-нибудь значительного числа пользователей. И все же предоставление информации в звуковой форме имеет определенную ценность, а совсем короткие фрагменты можно передавать одновременно нескольким сотням пользователей, не перегружая линию T1.
Если вы хотите обеспечить своим страницам только музыкальное сопровождение, вам, возможно, подойдет модуль Crescendo компании Live Update. Это MIDI-плейер (MIDI - Musical Instruments Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов) со встроенным MIDI-синтезатором фирмы QuickTime. Он загружает звуковой MIDI-файл и проигрывает его в цикле, пока пользователь резвится на вашей WWW-странице. Поскольку формат MIDI очень компактен - это, собственно, разновидность нотной записи, - время загрузки объекта пренебрежимо мало, а его обработка может происходить в фоновом режиме, не мешая работе пользователя. Музыка звучит себе и звучит. Беда лишь в том, что, по-видимому, единственный способ заставить ее смолкнуть - это перейти на другую страницу, где нет Crescendo.
Другой продукт того же направления - Talker, программа фирмы MVP Solutions, умеющая говорить и даже петь синтезированным голосом. Для выбора голоса и управления интонациями в Talker используется программа Apple - встроенное в System 7.5 средство SpeechManager. Мы тестировали версию 2.0, позволяющую менять голоса, а также включать и выключать речь с помощью команд, вставляемых в документ на HTML. Поскольку речь синтезируется из текста, времени на загрузку речевого объекта требуется не больше, чем на загрузку текста. После того как текст целиком окажется в памяти, голос может звучать еще долго. Долго-предолго. Как и в случае с Crescendo, видимо, нет иного способа отключить звук кроме перехода на другую WWW-страницу.
Движущиеся картинки
Видео, как и звук, не обязательно должно быть потоковым. Можно загрузить целиком фильм в формате MPEG или QuickTime, а затем видеомодуль покажет его непосредственно на WWW-странице. Мы протестировали предварительные версии двух модулей расширения для воспроизведения видеообъектов; первый - это PreVu фирмы InterVu, работающий с форматом MPEG, второй - условно-бесплатный продукт ViewMovie (автор - Иван Каверо Белаунде), принимающий формат QuickTime. Оба модуля работают прекрасно, в обоих возможно два вида настройки: либо на автоматическую загрузку и показ всего фильма, либо на показ только первого кадра - тогда фильм будет загружен целиком при щелчке по этому кадру. PreVu поддерживает и потоковый режим воспроизведения; правда, для него едва хватает 128 кбит/с.
Пользователи Macintosh, привыкшие к QuickTime, возможно, воспринимают формат MPEG как нечто чужеродное. Однако приверженность QuickTime может сузить вашу аудиторию, поскольку браузеры для PC гораздо шире используют MPEG (несмотря на наличие версии QuickTime для Windows). Кроме того, MPEG на 30% компактнее, чем QuickTime, и благодаря этому привлекательнее для представления видео в WWW. Формат QuickTime легко преобразовать в MPEG, воспользовавшись, например, условно-бесплатной утилитой Sparkle для Macintosh (автор - Мейнард Хандли).
Но главное препятствие для использования видео - это время, необходимое на загрузку фильма. Самые маленькие фильмы занимают 100 Кбайт, фильмы размером в мегабайт и более - обычное явление. Средний пользователь WWW не станет ждать слишком долго, так что создатели страниц должны довольствоваться очень короткими фрагментами.
Как ни привлекательно видео, ему не дано стать носителем ваших посланий в "Паутине". Не один год стандартным инструментом для создания анимационных презентаций была программа Director фирмы Macromedia. Поскольку Director фиксирует не целиком кадры, а только траектории перемещения объектов и изменение их вида и хранит каждый объект в единственном экземпляре, получающиеся файлы оказываются во много раз меньше, чем их покадровые видеоэквиваленты.
Для "Паутины" Macromedia предлагает Shockwave - модуль расширения для Netscape Navigator, загружающий и демонстрирующий анимационные файлы Director в окне этого браузера; он поддерживает также фоновый звук. Shockwave - удобное средство анимации логотипов и заголовков. Предварительная версия для Mac показала при тестировании хорошую производительность на отдельных коротких анимационных фрагментах. Однако над длинным фрагментом - или над несколькими короткими - вы будете клевать носом.
Хотя файлы Director и короче видеофайлов и потому их легче передавать по сети, они все-таки могут достигать нескольких сотен килобайт. А значит, презентации Shockwave, как и видео по заказу, нужно делать короткими и приятными. (Другие анимационные модули, такие как WebAnimator фирмы DeltaGraph и SmartSketch фирмы FutureWave, были недоступны для тестирования).
В соответствии со сценарием
Помимо звука и видео в "Паутине" есть и другие средства мультимедиа. Совершенно обособленно существует возможность выполнения в браузере программ - так называемых сценариев. Сценарий наделяет страницу интеллектом, который она может применять как при манипулировании данными, так и при взаимодействии с пользователем.
Наиболее известен язык сценариев Ява (Java), разработанный компанией Sun Microsystems. Это независимый от платформы язык программирования (как, например, Си++). Вы пишете на нем сценарии для выполнения каких-либо операций - показа изображений, запуска анимационных презентаций и т.д., - после чего компилируете их компилятором компании Sun. В результате получается сжатый промежуточный код - апплет (applet). Апплеты хранятся на WWW-серверах вместе с данными других типов и могут непосредственно выполняться браузерами, поддерживающими язык Ява, независимо от используемой платформы, будь то PC, Macintosh или Unix-машина.
Для тестирования Явы на Macintosh мы использовали среду разработки Roaster фирмы Natural Intelligence и бета-версию WWW-браузера Navigator фирмы Netscape Communications. Сама Ява рассчитана на опытных программистов и намного изощреннее, чем AppleScript или HyperTalk. Поэтому не стоит задумываться о возможности разработки на этом языке, если вы не собираетесь серьезно им заниматься. (Другая среда разработки сценариев на Яве - Caffeine корпорации Symantec - была недоступна для тестирования).
Поскольку Ява - открытый стандарт, любой производитель может выпускать продукты как для разработки, так и для выполнения сценариев. Ядром Roaster является пакет Sun Java Developer"s Kit for Macintosh, включающий официально утвержденный компилятор Sun под названием javac (т. е. Ява-Си) и массу примеров программ с исходными текстами. Однако в Natural Intelligence разработан и собственный компилятор, рассчитанный на PowerPC. Он намного быстрее, чем javac, но в той версии Roaster, которую мы тестировали, не полностью совместим со стандартом Sun.
На Яве пишутся полноценные программы, которые могут рисовать изображения, рассчитывать фракталы и даже играть с пользователями в игры. Способны они и на менее благовидные поступки - скажем, что-нибудь испортить в пользовательской системе. Запуск в Internet браузера с поддержкой Явы сродни запуску на машине программ неизвестного происхождения без проверки на вирусы.
Конечно, поставщики браузеров, такие как Netscape Communications, предпринимают усилия по сооружению барьеров, ограничивающих возможности программ на Яве (например, им не разрешается ничего записывать на жесткий диск клиентской машины). Но в этих барьерах, как и во всяком программном продукте, возможны ошибки. В начале 1996 г. группа компьютерных специалистов из Принстона обнаружила в Navigator 2.0 несколько ошибок, воспользовавшись которыми программа на Яве смогла бы перехватить управление у Macintosh и, используя протокол TCP/IP, предпринять нападение на другие машины той же сети. Поскольку нападение осуществлялось бы с машины, включенной в локальную сеть, никакие брандмауэры Internet ему бы не помешали. При условии, что у вас полностью закрытая сеть без доступа к Internet, а апплеты заведомо писались без злого умысла, Ява может служить полезным инструментом создания приложений для архитектуры клиент-сервер. Однако, хотя ошибки, которые удалось обнаружить, были исправлены, проблема остается, и при работе с Internet Яву лучше отключить, задав соответствующую настройку в окне предпочтений браузера.
Неужели это реально?
Высшим достижением мультимедиа стала возможность виртуального участия в жизни киберпространства. Виртуальная реальность, или VR (сокращение от Virtual Reality), позволяет вам строить трехмерные миры, а затем путешествовать по ним так, как если бы вы там физически находились. В "Паутине" VR - это компактный тип данных, загружаемый быстрее, чем видео или даже анимационные файлы. С сервера передается только модель трехмерного мира, а все перемещения осуществляет на пользовательской машине вызванный браузером модуль расширения или вспомогательная программа.
Именно такой вспомогательной программой является Voyager фирмы Virtus. Виртуальные миры создаются на языке VRML (Virtual Reality Modeling Language - язык моделирования виртуальной реальности) с помощью Virtus Walkthrough Pro или другого средства моделирования, поддерживающего VRML. Готовые модели помещают на WWW-сервер точно так же, как информацию любого другого типа. Простая модель, записанная на VRML, занимает всего несколько десятков килобайт, и даже размер самых сложных редко превосходит 100 Кбайт. VRML гораздо менее требователен к пропускной способности линий, чем видео или анимационные данные.
Если браузер сконфигурирован так, чтобы распознавать MIME-тип VRML, при загрузке данных этого типа он запустит Voyager, который покажет виртуальный мир на экране. После этого вы можете путешествовать по нему в любом направлении. Объекты виртуального мира способны иметь связи, аналогичные обычным гипертекстовым связям HTML: при щелчке по объекту происходит переход по связи. Это позволяет интегрировать VRML в WWW-узел, обеспечивая таким образом более естественное видение организации узла, чем при двухмерном представлении.
К сожалению, перемещение в Voyager устроено все же не самым естественным образом. Чтобы двигаться в горизонтальной плоскости, вы нажимаете кнопку мыши и уводите видимый на экране курсор от центра экрана. Для других изменений положения, таких как подъем, спуск или переворот, нужно дополнительно удерживать нажатой некоторую клавишу. Voyager был бы намного полезнее, если бы наряду с режимом непосредственного присутствия имел еще один - с бегающим по экрану человечком или катающейся машинкой. Улучшение интерфейса сделало бы Voyager действительно мощным средством для работы с WWW.
Заключение
Узнавая о каком-нибудь продукте, вы, возможно, спрашиваете себя, готов ли он к использованию в WWW? Лучше было бы спросить иначе: готова ли к нему WWW? Хотя существующие средства мультимедиа для WWW весьма изобретательно используют различные механизмы сжатия, невозможно избавиться от ощущения, что доступная скорость работы сети серьезно ограничивает их возможности. Продукты, наименее требовательные к скорости передачи, т. е. программы для работы с MIDI и VRML, оказываются и наименее пригодными для широкого круга пользователей. Их меньше, чем программ, работающих с такими типами данных, как звук, видео или анимационные данные, а подготовка информации в форматах MIDI и VRML довольно сложна. Компактные типы данных страдают от недостатка программного обеспечения, а "объемистые" - от недостатка пропускной способности сетей. Самые полезные разновидности мультимедиа - звук, видео и анимация - будут действительно эффективны только тогда, когда каналы Internet станут широкими и быстрыми, как реки.
Каналы, конечно, расширяются, но слишком медленно. Даже сеть ISDN, обеспечивающая впятеро большую скорость передачи, чем самые быстрые модемы, дает лишь половину того, что нужно. Следующий скачок в скорости передачи, видимо, будет связан с такими технологиями как ADSL (Asymmetrical Digital Subscriber Line - асимметричная цифровая абонентская линия) или модемы для видеокабеля. Чтобы справиться с возросшим трафиком, в дополнение к более быстрым соединениям для подключения конечных пользователей необходимо увеличить и пропускную способность базовых сетей Internet. Сейчас они работают со скоростью 45 Мбит/с; новый проект, находящийся в стадии разработки, позволит увеличить эту скорость до 155 Мбит/с, но не исключено, что и этого будет мало для реализации всего потенциала мультимедиа.
Ни один из перечисленных проектов не планируется завершить ни в текущем, ни даже в будущем году. Поэтому карту мультимедиа следует разыгрывать очень осторожно, извлекая максимум из более компактных типов данных. Сегодня вполне можно начинать разработку с использованием синтезированной речи и музыки, звука и - в ограниченном объеме - анимации. А вот амфитеатр и тир с высококачественным звуком и богатой анимацией пусть пока подождут.
Мел Бекман - редактор и автор журнала Macworld, инженер по компьютерным сетям. E-mail: mel@becknet.com.
Гайки и болты мультимедиа
Для всей информации, поступающей по каналам WWW, будь то простое изображение в формате GIF или многоуровневая виртуальная вселенная, используется единая система идентификации, именуемая MIME (Multipurpose Internet Mail Extentions - многоцелевые расширения почты Internet). Именно благодаря ей сервер передает, а браузер показывает пользователю информацию ровно так, как задумал автор. Каждая разновидность содержимого страницы характеризуется в MIME определенным типом и подтипом.
Например, изображения формата GIF имеют MIME-тип image и подтип gif, а фильмы формата QuickTime - тип video и подтип quicktime (см. табл.). При передаче браузеру объекта мультимедиа сервер первым делом сообщает его MIME-тип, чтобы браузер мог определить, каким образом обрабатывать последующий поток информации.
Браузер же может делать практически что угодно. Объект обычного типа, такой как изображение в формате GIF или JPEG, он, скорее всего, обработает сам и вставит в WWW-страницу. Встретив же неизвестный тип данных, браузер передаст эти данные на обработку одному из своих модулей расширения (plug-ins) или внешней вспомогательной программе (helper application). Таким образом, чтобы пользоваться некоторым типом мультимедийных объектов, необходим, во-первых, браузер, а во-вторых, программа или модуль, обрабатывающие объекты этого типа.
Вспомогательные программы и модули расширения существенно отличаются друг от друга. Программу недостаточно просто записать на жесткий диск. Для того чтобы браузер по мере необходимости автоматически обращался к ней, ее следует вначале связать с нужным MIME-типом - войти в окно предпочтений браузера и в нем указать тип, подтип и имя программы.
Модулю расширения такое конфигурирование не нужно. Он хранится в строго определенном месте на жестком диске (обычно в той же папке, что и браузер) и содержит таблицу обрабатываемых MIME-типов. При запуске браузер регистрирует доступные ему модули и соответствующие MIME-типы; встретив затем знакомый тип, он загружает нужный модуль, которому и передает на обработку поток данных. Второе преимущество модулей состоит в том, что они загружаются значительно быстрее, чем отдельные программы. Поэтому модули в общем случае предпочтительнее, но из-за того что для некоторых особо изощренных презентаций окно браузера оказывается слишком тесным, необходимость во вспомогательных программах сохранится всегда.
MIME-типы объектов мультимедиа: звук, видео, виртуальная реальность.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные, поступающие по каналам WWW, всегда характеризуются определенным типом и подтипом MIME, на основе которого браузеры направляют их для обработки тому или иному модулю расширения либо вспомогательной программе. В таблице приведены MIME-типы для рассматриваемых в этой статье программ и модулей с кратким описанием и расширениями имен обрабатываемых ими файлов.
Что такое "пирожки" и с чем их едят
Насколько я понимаю, в некоторые WWW-браузеры встроен так называемый "пирожок" (cookie) - возможность для всякого пользователя со своим узлом WWW помещать информацию на компьютеры нашей компании. Мне представляется, что это может привести к повреждению информации наших сотрудников, работающих в WWW, а также к нарушению секретности. Действительно ли это так? И если да, есть ли способ отключить "пирожки"?
Жиль Марсо
Да, "пирожки" действительно позволяют WWW-серверам помещать информацию на компьютеры вашей фирмы. И их действительно можно использовать в неблаговидных целях. Но если вы будете хорошо понимать, что это такое и как они работают, у вас будет меньше причин беспокоиться.
Сеансы обмена информацией между браузером и сервером в WWW (они называются hits - "подачи") независимы друг от друга. В промежутках между "подачами" связи нет (и, кстати, нет гарантии, что она будет восстановлена). Так, если вы получаете с сервера страницу, содержащую форму, сервер не знает, станете ли вы заполнять эту форму или перескочите на какой-нибудь другой узел.
Однако во время диалога, представляющего собой последовательность "подач", для сервера часто бывает полезно поддерживать информацию о состоянии (скажем, при заполнении вопросника какие-то вопросы зависят от ответов на те, что были заданы раньше). Сервер, конечно, может отслеживать информацию для всех клиентов, но это непрактично: ведь если узел достаточно популярен, он может получать ежесекундно десятки "подач" со всех концов света. Вдобавок неизвестно, сколько времени должна храниться такая информация (возможно, пользователь отлучился в поисках необходимого документа или пошел перекусить и рассчитывает закончить работу позднее). Следовательно, бремя хранения информации лучше переложить на клиентов. Это, как правило, делается одним из двух способов. Первый - он более распространен, поскольку работает чуть ли не со всеми существующими браузерами, - состоит в том, что сервер помещает необходимую ему информацию в "невидимые" поля посылаемых клиенту форм. Она возвращается, когда клиент просит следующую форму, и за счет этого диалог приобретает некоторую связность.
Второй способ, который не работает практически ни с чем, кроме Netscape и Internet Explorer, - это "пирожок". "Пирожок" связан не с конкретной формой, а с парой "клиент-сервер". Сервер может поместить на клиентскую машину до двадцати "пирожков", которые выглядят как переменные окружения DOS и имеют размер до 4 Кбайт, и получает их обратно при обращении клиента к данному WWW-узлу или к его части.
Опасны ли "пирожки"? Это зависит от того, как они используются. Браузер ограничивает число "пирожков" на клиентской машине и хранит их по принципу FIFO (first in - first out - первым вошел - первым вышел) либо до истечения заданного срока, так что опасности переполнения жесткого диска нет. И если не запускать JavaScript, они смогут содержать только ту информацию о клиенте, которая и так уже имеется на сервере. А вот у JavaScript есть ограниченная возможность дописывать в "пирожки" свою информацию, например адрес электронной почты пользователя. Так что, если вы не хотите распространения таких данных, отключите JavaScript. Кроме того, поскольку "пирожки" передаются в составе заголовков сообщений HTTP, их можно использовать для идентификации отдельных пользователей, в том числе тех, которые входят в WWW через серверы-представители (proxies) или брандмауэры (firewalls). Если это нежелательно, используйте браузер, не поддерживающий "пирожки".
Если бы разработчики браузеров предоставили пользователям возможность отключать "пирожки" и просматривать их базу данных, а также информацию из каждого "пирожка" при его получении и отправке, "пирожки" стали бы замечательным средством преодоления принципиальной "беспамятности" WWW.
Подробнее о "пирожках" см. http://www.illuminatus.com/cookie/. Чтобы выяснить, какие браузеры поддерживают "пирожки", обратитесь к документу http://www.research.digital.com/nsl/formtest/stats-by-test/NetscapeCookie.html.
Тем, кто беспокоится по поводу "пирожков", возможно, будет интересно узнать, что продукт под названием Internet Fast Forward (IFF) позволяет отфильтровывать их при работе с WWW.
Томас Е. Ратледж III
Я давно знаю, что IFF - чудесная программа и что, чуть-чуть подстроив ее, можно отфильтровывать замедляющую работу графическую рекламу. Это, очевидно, выгодно для пользователей коммутируемых линий, а в ряде случаев снижает трафик и на сильно загруженных арендуемых выделенных линиях. К своему стыду, я и не подозревал о том, что IFF отфильтровывает "пирожки", но считаю такую возможность просто замечательной, особенно для компаний, стремящихся предотвратить шпионаж через брандмауэры и серверы-представители. Подробнее об IFF можно узнать на узле http://www.privnet.com.
Вы пишете, что разработчикам браузеров следовало бы предусмотреть в своих продуктах контроль за использованием "пирожков". Несколько месяцев назад в нашей фирме (Netscape Communications Corp.) в бета-версию Navigator 3.0 была введена возможность отказываться от "пирожков" или принимать их.
Джефф Уэйнстайн
От всей души приветствую это дополнение к бета-версии Navigator. Очень важно также, чтобы пользователи могли просматривать и редактировать файлы "пирожков", проверяя, не содержат ли они в незашифрованном виде личную информацию, такую как адрес электронной почты, номер страховки или номер кредитной карточки. Такие средства должны быть добавлены и в Microsoft Explorer, и во все остальные браузеры, работающие с "пирожками".
Мне также сообщили, что в последних версиях Navigator усилена защита JavaScript, так что вероятность разглашения личной информации снизилась. Но сам я по-прежнему не включаю JavaScript в своих браузерах, поскольку, даже когда программы на Яве станут на сто процентов безопасными, их все равно будут применять не для передачи нужной информации, а для размещения на страницах WWW всевозможных аттракционов.
На вопросы читателей журнала InfoWorld отвечал Бретт Гласс
Мультимедиа-продукты для WWW.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бесплатно |
user/ivanski/viewmovie/ viewmovie_info.html |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бесплатно |
PluginSite/Talker.html |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|