До недавнего времени некоторые организации рассматривали гигантский потенциал World Wide Web как средство организации внутренних коммуникаций. Но теперь корпоративная сеть intranet - основа для частной, защищенной базы данных, к которой сотрудники могут получать доступ, используя свои браузеры Web, - быстро становится для передачи информации компании удаленным сотрудникам столь же жизненно важной, как и электронная почта.
В августе этого года Рич Брандвейн, член технической службы Network Systems Group компании Lucent Technologies, рассказал о том, каким образом сотрудники Lucent начинают подключаться к корпоративной сети intranet, охватывающей всю страну и позволяющей быстро предоставляет информацию.
Привлекательность браузеров
Сегодня кажется, что узел Web столь же привычная вещь, как и визитная карточка для компаний, желающих обмениваться информацией с потребителями, предполагаемыми клиентами или иными заинтересованными людьми. Все больше и больше фирм разрабатывают корпоративные intranet для осуществления внутренних коммуникаций между сотрудниками.
Корпоративные сети обеспечивают сотрудникам возможность посылать документы или другие данные в базу данных, размещенную на сервере. Клиентский интерфейс базы данных выглядит как стандартная страница Web, поэтому сотрудники могут использовать Netscape Navigator, Microsoft Internet Explorer или любой другой браузер Web, для того, чтобы просматривать базу данных, вызывать или передавать информацию на узел. Большинству пользователей уже известно, как пользоваться браузером Web, а другим освоить его будет достаточно просто. Это позволит сэкономить значительные средства и время, поскольку большинству сотрудников не придется изучать еще одну программу.
Отделы информационных систем также приветствуют эту технологию, сервер берет на себя значительную часть вычислений и сетевой трафик сокращается. И поскольку intranet отгорожена от окружающего мира рвом с водой в виде аппаратуры и пограммным брандмауэром, она защищена от хакеров.
Компания, в которой я работаю, Lucent Technologies, являвшаяся раньше частью AT&T, испытывает огромную потребность в эффективных внутренних коммуникациях. Lucent Technologies имеет более 300 000 сотрудников в Соединенных Штатах и по всему миру, а эффективное распределение информации в децентрализованной компании такого размера - уже тяжелая задача; своевременное распространение важных новостей - еще труднее.
За прошедшие семь лет, большая часть сотрудников AT&T для совместного использования информацией применяли электронную и голосовую почту. Но в нашем случае число сообщений может оказаться чрезвычайно большим - на то, чтобы ответить на все приходящие сообщения, порой может потребоваться полдня.
Кроме того, у нас не было и простого способа обратиться к существующей информации. Если, к примеру, сотрудник хотел прочесть какую-либо техническую документацию, публикуемую ежегодно каждой из 5000 компаний, ему приходилось или доставать напечатанный вариант, или узнавать, где на сервере находится электронная копия и как ее загрузить.
Приглашение в Web
В течение нескольких лет AT&T вкладывала значительные средства в другие технологии, обеспечивающие совместное использование документов и поддержку коммуникаций, такие как Lotus Notes. Но совместное использование документов при помощи Notes могло стоить довольно дорого. Поэтому мы начали поиск альтернативного решения. Всего несколько лет назад, когда World Wide Web впервые привлекла к себе внимание, стало ясно, что ее использование приведет к коренным преобразованиям в доступе к информации, работе с ней и ее распространению. Браузеры Web позволяют сотрудникам легко переходить от одного документа к другому, искать информацию и даже увидеть и услышать последнее выступление исполнительного директора своей компании.
Для организации intranet, на своих компьютерах, оснащенных NT и Unix мы установили FastTrack компании Netscape и SuiteSpot, набор серверного программного обеспечения той же компании.
Используя программы Netscape, мы разработали собственные приложения Web, используя языки программирования JavaScript и Java компании Sun. Эти средства разработки упростили нам связывание интерфейса Web с существующими реляционными базами данных, из которых мы составляли информационное наполнение, и организацию коммуникации по нашим внутренним сетям. Netscape Proxy сервер, являющийся частью SuiteSpot, позволил нам управлять доступом, защитой и сетевым трафиком. Всего для компании в целом мы приобрели 30 серверов FastTrack, 60 серверов Enterprise и 20 Proxy-серверов.
После создания архитектуры узла, мы начали связывать существующие приложения баз данных в новой корпоративной сети, построенной по принципам Web. Одной из первых созданных нами служб стала служба, использующая внутренний телефонный справочник. Теперь сотрудники могли найти друг друга при помощи сквозной таблицы, в которой была указана информация обо всех членах компании AT&T. Мы также создали интерфейс Web для интерактивной библиотеки, где пользователи находили и брали книги и справочные материалы, а также искали внутренние документы, например техническую документацию или отчеты.
Стоимость падает, производительность растет
Наша внутренняя сеть позволила сократить излишний бюрократизм в работе и снизить стоимость ежедневной рутинной работы. К примеру, мы создали способ, позволяющий нашим сотрудникам заказывать необходимые им вспомогательные материалы - все, от комплектующих и ПК до дисков, бумаги и ручек. Для этого им требуется просмотреть каталог вспомогательных материалов, заполнить интерактивную форму заказа и требуемые материалы будут автоматически доставлены.
Теперь стало возможным упростить транзакции между подразделениями компании, сократить накладные расходы на обслуживание и оказывать друг другу платные услуги. Если кто-либо в отделе продаж захочет, например, напечатать брошюру, они должны будут за эту брошюру заплатить отделу печати из средств бюджета отдела продаж. Такой метод работы обеспечивает возможность сотрудникам использовать "электронные деньги", ставшие одной из реалий Internet, через существующую систему оплаты и использовать систему универсальных транзакций на intranet.
Безусловно, AT&T, Lucent Technology и другие компании только начинают реализовывать потенциал intranet. Привлекательность Web в том, что она существенно упрощает доступ к информации внутри компании, вне зависимости от того, где эта информация находится. Используя технологию Web, любая организация, независимо от ее размера, может сделать свою работу эффективнее, и в то же время интереснее.