Повышение эффективности с помощью цифровизации — приоритет для бизнеса, поэтому актуальные вызовы и тенденции на конгрессе «Флагманы цифровизации 2025» рассматривались именно с точки зрения эффективности: от взаимодействия с государственными информационными системами и кибербезопасности до дефицита компетенций и трансформации процессов под влиянием искусственного интеллекта. Компании все чаще придерживаются прагматичного подхода к инновациям, фокусируясь на результативности проектов, — пришло осознание, что сегодня важно не просто внедрить очередную технологию, а заставить ее приносить пользу бизнесу.

 

Приживаемость и успех цифрового продукта зависят от того, насколько он соответствует потребностям пользователей и интегрируется в их повседневную жизнь, подчеркнул Александр Заносиенко из «ЕвроХим». Для ответа на текущие вызовы рынка бизнес сегодня применяет искусственный интеллект, в том числе чтобы компенсировать дефицит кадров. Интересным опытом поделились Екатерина Неделина и Ян Шишеня, «Газпром нефть»: вместо классического обучения цифровым навыкам используют ИИ-агентов, а команду обучают взаимодействию с этими посредниками, увеличивая операционную эффективность. Кибербезопасность — еще один безусловный приоритет в цифровой повестке, внимание к которому позволит избежать непредвиденных затрат: «Пересмотрите свое отношение к обработке персональных данных в условиях изменяющегося законодательства, — призвал Алексей Лукацкий, Positive Technologies. — Оборотные штрафы, которые грозят стать массовыми, применяются и к случайным инцидентам». Резервы повышения эффективности кроются и во взаимодействии государства. С одной стороны, ГИС сделали взаимодействие компаний с регуляторами удобнее и эффективнее, с другой — работа с ними сопровождается значительными затратами на интеграцию, поддержку и адаптацию бизнес-процессов. «Мы взаимодействуем с 33 ГИС. Проблема в том, что многие из них дублируют друг друга, требуя для себя не только отдельной интеграции, но и ручных процессов. Это кратно повышает затраты на поддержку и ложится на плечи покупателей в виде повышенных цен», — отметил Алексей Коваленок, «Мегамаркет». По его мнению, для компаний должна существовать только одна ГИС. «Мы идем по пути омниканального взаимодействия с потребителями услуг и тоже заинтересованы в том, чтобы бизнес пользовался единым удобным инструментом», — отметил Алексей Чукарин, ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации». По его словам, уже решается задача стандартизации интерфейсов взаимодействия — в каждом органе власти появился институт, отвечающий за данные, и конкретный их владелец, отвечающий за качество. В дальнейшем важно перейти от разрозненного сбора данных к единым отраслевым моделям.