В Москве прошла конференция «Качество данных 2025», участники которой обсудили управленческие и технологические аспекты формирования основы для повышения эффективности процессов экономики данных. Здоровье данных — необходимое условие успеха бизнеса современных компаний. Некачественные данные способны «завалить» любые перспективные инициативы по повышению эффективности бизнеса, будь то аналитика в режиме самообслуживания или системы искусственного интеллекта. Как подчеркнули выступившие на конференции эксперты, сегодня важно выстраивание процессов работы с данными и обеспечение заинтересованности в актуальных и проверенных данных максимально широкого круга пользователей.

«Управление данными и, в частности, их качеством — это задача не одного лишь офиса CDO, оно охватывает бизнес и ИТ-подразделения», — подчеркнул Олег Молчанов из компании «Магнит». Как отметил Николай Шевцов из «ОТП-Банка», система управления данными является для руководства банка гигиеническим фактором. Бизнес понимает, что на качестве данных можно зарабатывать и строить на нем свои процессы, однако если в данных есть ошибки, то их число при дальнейшей обработке будет расти экспоненциально. Главный вопрос при обнаружении ошибки — что делать дальше: нужно ли ее исправлять, насколько срочно и т. п. Эти вопросы решает команда, работающая с клиентскими данными, самостоятельно находящая пробелы в данных и исправляющая их. Эффективность этой работы составляет 1 млрд руб. в год.

«Люди — главный фактор обеспечения качества данных. Именно они определяют цели и стратегии, состав задач, выбираемые подходы, принимают решения и управляют рисками», — напомнила Анна Ерохина из компании Health&Nutrition. Ирина Шахтарина, аналитик качества данных в «Сбере», в ходе выступления сфокусировалась на опыте организации проверок данных, поступающих из различных источников, а также поддержки культуры работы с данными, особое внимание уделив анализу опыта инцидент-менеджмента между разными командами.

Здоровье данных — основа успешного предприятия

Как отметил Павел Коротенко из «Юнилевер Русь», управление данными не рождается на пустом месте: обычно что-то у компании уже есть, хотя и различного уровня проработки, зрелости и детализации. Ключевой вопрос — готовность компании к изменениям. «Естественно желание бизнеса оценивать качество данных и при необходимости оставлять комментарии. За счет этого можно добиться доверия к данным и желания их использовать в работе», — констатировал Денис Тепляков из «МегаФона». Поэтому инструменты для управления качеством данных нужны не только профильным специалистам, но и бизнес-пользователям.

«Если пользователи не имеют отношения к управлению данными, то все цифры, которым они не рады, воспринимаются как технические ошибки в отчетности», — отметила Ирина Соколова-Краевская из компании «Алроса». В результате сотрудники пишут точечные запросы на исправление данных на уровне источников, хранилища или отчетности, что не решает корневых проблем — отсутствует системность. Когда в «Алроса» сформировали стратегию управления качеством данных, то ожидали, что все пользователи поддержат офис данных и позитивно воспримут изменения, однако бизнес-заказчиков почти не оказалось — руководители понимали наличие проблем с данными, но отказывались выделять свои ресурсы. Поэтому первым шагом стало встраивание задачи описания и повышения качества данных в традиционные запросы к корпоративному хранилищу и к системам формирования BI-отчетности. В любом случае работа над качеством данных не должна оставаться незамеченной, важно думать о ее популяризации — поиск заказчика внутри предприятия без реальных историй успеха не работает.