Согласно новым прогнозам IDC, к 2030 году кумулятивный эффект от использования искусственного интеллекта в бизнес-процессах и улучшения с его помощью продуктов и услуг будет оцениваться в 19,9 трлн долл., а его вклад в глобальную экономику достигнет 3,5% мирового ВВП. Влияние ИИ на рабочие места будет ощущаться во всех регионах мира, внося существенные изменения в деятельность контакт-центров и бухгалтерии, в процессы перевода с одного языка на другой и инспекции оборудования. Соответствующим сдвигам способствуют и лидеры бизнеса, которые почти единодушно (98%) считают искусственный интеллект приоритетным направлением для своих организаций. В 2030 году каждый новый доллар, потраченный на решения и услуги ИИ, принесет в мировую экономику 4,60 долл. в виде косвенных и индуцированных эффектов. Это будет определяться:

  • увеличением расходов на ИИ-решения и услуги, обусловленным ускорением внедрения ИИ;
  • дополнительными экономическими стимулами для тех, кто применяет искусственный интеллект, возникающими за счет увеличения производства и появления новых источников дохода;
  • влиянием на всю цепочку поставок средств ИИ и дальнейшим увеличением доходов всех ее участников, включая поставщиков отдельных компонентов для ИИ-решений.

В 2024 году инвестиции предприятий, направленные на оптимизацию операционных расходов и сроков реализации проектов, заметно выросли. Автоматизация рутинных задач и повышение эффективности за счет использования искусственного интеллекта влекут за собой серьезные экономические последствия, приводя к формированию новых рынков и изменению отраслей и конкурентной среды. Большинство участников опроса, организованного IDC, считают, что в течение следующих двух лет некоторые (48%) или даже большая часть (15%) аспектов их работы будут автоматизированы с помощью искусственного интеллекта. При этом 3% сотрудников полагают, что их рабочие места будут автоматизированы полностью. Появятся и новые должности, такие как специалисты по этике ИИ и промпт-инженеры. Оценивая интенсивность взаимодействия ИИ с человеком и уровень повторяемости задач, организации будут определять роли, подлежащие полной замене искусственным интеллектом и средствами автоматизации. Но если задача технологий заключается в расширении возможностей человека, о его замене роботами речи не идет. Должности, где социальным и эмоциональным способностям людей отводится решающая роль (например, при уходе за больными) или принятие решений предполагает учет этических факторов и осмысление, выходящее за рамки цифр, в любом случае останутся за человеком.