Год 1948, вчерашние союзники начали усиленно готовиться к новому противостоянию, ведущая роль в котором теперь отводится технологиям. Как показал Атомный проект СССР — национальная безопасность непосредственно зависит от уровня развития имеющейся у государства собственной вычислительной техники.
Уже 70 лет назад именно ИТ стали инструментом обеспечения суверенитета, политического шантажа и давления, борьбы за власть и влияния в мире. Подчинить себе объект влияния, подсадив его на «иглу» технологической зависимости путем контроля над стандартами и управления различными программами соответствия, рейтингами и обязательными критериями; встраивания скрытых каналов доступа и кражи данных; внесения не обнаруживаемых изменений в литографию микросхем при fabless-производстве; размещения TrustZone в микропроцессорах и навязывания систем обновления прошивок для микроконтроллеров — все это средства из арсенала сдерживания и блокирования технологического развития.
Если 70 лет назад важным условием самостоятельности государства было обладание ядерной дубинкой, то сейчас — поддержка самодостаточности национальных критических информационных инфраструктур. Действительно, основа любой современной экономики — это сотни тысяч компаний, предприятий и организаций энергетики, финансов, науки, образования, здравоохранения и пр., деятельность которых зависит от надежности и доступности соответствующих КИИ. Экспоненциальный рост сложности топологии информационных систем ввода, обработки и анализа потоков мультиструктурных данных, а также быстрая смена компонентов повышают риски функциональной неустойчивости КИИ. Как следствие, возник спрос на программно-аппаратные комплексы (ПАК) — инструмент объединения разработчиков микроэлектроники, оборудования и ПО, аккумулирующего отраслевые знания. Ключевая особенность ПАК — синергия и интеграция компонентов для достижения высокой производительности и надежности, которые сложно получить на базе стандартных платформ и стандартного ПО.
В какой-то степени можно провести условную параллель между ПАК, а именно доверенными программно-аппаратными комплексами и Атомным проектом — задачами государственного масштаба, направленными на обеспечение национальной безопасности. Между ними много общего: дефицит ресурсов; опора на специалистов, способных генерировать прорывные идеи, разрабатывать эффективные алгоритмы и методы; необходимость создания собственного приборно-технического оснащения; ограничения в доступе к информации.
Как тогда, так и сейчас подобные масштабные проекты вынужденно выполняются в условиях дефицита сырья, оборудования и аппаратных компонентов. Например, экономически нецелесообразно для выпуска полупроводников следующего поколения инвестировать в собственное производство станков литографии — когда подобных станков потребуется не более десятка. Однако, как и 70 лет назад, соображения экономической эффективности здесь вторичны. Отрадно, что у потребителей прошло, наконец, негативное отношение к российским микропроцессорам, однако нынешняя монополизация мирового производства чипов способна свести на нет разговоры о многополярности. Ни одна страна в мире не производит сегодня полного спектра чипов, и не удивительно стремление разных государств вернуть себе передовые производства. Почти 90% полупроводниковых мощностей приходится на страны Азии: TSMC, Samsung, UMC и пр., но 60% всех заказов идет в Северную Америку, не способную пока на своей территории производить чипы по технологии менее 10 нм. Продвигаемый сегодня многими государствами тезис «Снова сделаем страну великой» в реальности означает возвращение полупроводникового производства в национальные границы. Прошло время, когда «кровью» экономики была нефть, сейчас — это микроэлектроника.
Как и 70 лет назад, так и сейчас наблюдается дефицит специалистов в смежных областях, но если тогда были востребованы такие сочетания профессий, как физик, математик, организатор, металлург и геолог, то сейчас нужны специалисты, хорошо знающие ИТ, производство и бизнес. Отсюда и нынешний интерес к индустриальным центрам компетенции (ИЦК), а также к ИИ и цифровым двойникам как способам сокращения дефицита кадров, повышения производительности труда и перераспределения трудовых ресурсов экономики данных.
Как тогда, так и сейчас возводятся различные преграды на пути обмена информацией и технологиями — сначала был CoCom, а теперь в этом ряду и недавнее заявление стран G7 в Хиросиме об основных принципах регулирования ИИ. В этом заявлении 11 положений, не содержащих пока запретительных нормативных актов и включающих обозначения основных проблем и рисков с призывом к государствам сформулировать подходы к регулированию индустрии ИИ. В качестве одного из руководящих принципов указывается «необходимость своевременного и ответственного информирования специализированных организаций, экспертного сообщества, государственных органов и общественности об инцидентах, возникающих в ходе разработки или тестирования новых систем ИИ». Одновременно в США опубликован президентский указ, обязующий разработчиков мощных систем ИИ делиться с властями результатами тестирования безопасности. Фактически речь идет о предписании приоритета регулирования разработок в сфере ИИ как стратегического актива.
Атомный проект сыграл определяющую роль в политическом и социально-экономическом развитии страны, положив начало созданию отечественной экосистемы из ИТ-оборудования, ОС и приложений. За счет специализации, эффективных вычислительных методов и алгоритмов, а также консолидации 70 лет назад удалось сохранить равновесие сил. Сегодня снова пришло время подобной трансформации для обеспечения реальной технологической независимости и формирования национальной цифровой иммунной системы.
Точка невозврата пройдена — в текущих условиях привычная модель кусочной модернизации КИИ не сработает, а перекраска «фасада» не поможет. Возможно, модульные ПАК станут шагом к замещению инфраструктуры.
Дмитрий Волков
DOI: 10.51793/OS.2023.12.89.001