Сегодня на мировом рынке систем бизнес-аналитики явно лидируют продукты Tableau, Qlik, Power BI на фоне множества нишевых систем. Эту тройку отличает высокое качество ПО, богатый функционал, включая возможности интеграции, наличие развитой экосистемы подготовки специалистов, доступ к информации по продуктам и разветвленная партнерская сеть. Пока этого нельзя сказать об отечественных поставщиках, что в первую очередь объясняется объемом рынка и, как следствие, оборотом и технологическим потенциалом. Тем не менее у российских решений, использующих в том числе самые современные технологии с открытым кодом, имеется ряд неоспоримых преимуществ — близость центров разработки к отечественному потребителю и возможность адаптации решений под запросы конкретного заказчика. Однако не только эти факторы оказывают влияние на выбор заказчиков и партнеров в пользу той или иной системы бизнес-аналитики.

Партнеры

В текущей ситуации можно выделить пять характерных линий поведения партнеров (интеграторов и продавцов) российских производителей систем бизнес-аналитики.

  1. Застолбили и исчезли. Подписали NDA, партнерское соглашение, иногда провели базовое обучение своих специалистов и исчезли.
  2. Попробовали и бросили. Начали общаться с заказчиками, столкнулись с конкретными вопросами, почувствовали недостаток своих знаний в предметной области и в технологиях, бросили.
  3. Сделали пилот, заказчик ушел думать и не вернулся. Потом выяснилось, что ему удалось решить вопрос с поддержкой уже используемых импортных решений бизнес-аналитики.
  4. Смотрели, выбирали, в итоге купили импортное решение.
  5. Заказчик выбрал российское решение. А дальше: повышение квалификации своих специалистов, совместная терпеливая работа, преодоление неудач и радость достижений — для всего этого требуются определенная профессиональная культура и зрелость как в технологиях, так и в организации работ.

Чаще у партнера есть профессионалы перепродавцы, но не хватает аналитиков и инженеров. Эти партнеры — игроки рынка заточены на продажу готовой продукции и не способны адаптировать ни решение под потребности заказчика, ни постановку задачи под ограничения существующих решений бизнес-аналитики.

Потребители

Для потребителей можно выделить шесть характерных поведенческих шаблонов.

  1. Хотим лучше, чем Tableau-Qlik-Power BI. Заказчики составляют опросники из сотен позиций, суть которых в реальности сводится к одному — формированию «алиби» для акционеров, регуляторов, владельцев, скрывающего нежелание адекватно оценить реальные потребности бизнеса и возможности системных решений, несостоятельность в поиске компромиссов и путей возможных моделей взаимовыгодного сотрудничества с вендором и партнерами. Итог — вердикт: «на рынке нет отечественной системы бизнес-аналитики, которая удовлетворяет всем нашим 100–500 требованиям».
  2. Время — ничто, бесконечный выбор — все. Еще одна разновидность саботажа из серии «Кто хочет, тот ищет способ, кто не хочет — ищет причину». Если предприятию действительно требуется решить бизнес-задачу, то для этого ищутся варианты, выбирается наиболее подходящий и начинается реальная работы. Но в данном случае не так — постановки задач размытые («надо все и сразу»), ответственность за результат не конкретна («все и никто»), а в итоге: бесконечные встречи, переписки, согласования, тесты и апробации — «процесс все, результат ничто». Хорошо, если эта позиция заявляется сразу, а не после того, как проведено множество переговоров, потрачено время на постановку задачи, прототипирование, пилотные проекты и пр.
  3. Отсутствие цели. На переговорах редко приглашаются конечные пользователи, бизнес-потребители, способные сформулировать бизнес-кейс — выгоду от применения системы бизнес-аналитики или риски от ее отсутствия. Как правило, на переговорах присутствуют представители ИТ, которые задают множество вопросов о том, «что под капотом», явно удовлетворяя свое любопытство и показывая знание технологий, а не реальных потребностей конечных заказчиков. Такие переговоры часто заканчиваются ничем.
  4. Нежелание платить. Можно часами, неделями и месяцами вести разговоры (это же ничего не стоит), но не заплатить за тестовые лицензии, за время на разработку прототипа, за обучение своих специалистов — это не «предусмотрено бюджетом», «это долгая и сложная процедура».
  5. У нас все хорошо. Это, по крайней мере, честный ответ, когда конечный потребитель прямо говорит, что проблем с импортозамещением у него нет, поскольку «решены» вопросы лицензирования и технической поддержки западного ПО.
  6. Мы сами. Некоторые крупные потребители смотрят на решения от отечественных поставщиков, но при этом не собираются ни покупать, ни платить — они собираются разрабатывать ИТ-системы своими силами. Такая непрофильная деятельность в большинстве случаев малоэффективна, поскольку либо единственный потребитель вынужден содержать команду дорогостоящих профессионалов без шансов тиражирования результатов их работы, либо итог так плачевен, что даже единственный потребитель не сможет его использовать.

Все эти поведенческие шаблоны объединяет вопрос: «А где же инженеры, разработчики российских решений?» Приоритеты недавнего прошлого направлений развития отечественной экономики привели к дефициту инженерных кадров, способных создавать, модернизировать, адаптировать, доводить до ума сложные технологические решения. Оказалось, что интеграторам выгоднее содержать штат продавцов, специализирующихся на перепродажах готовых зарубежных систем. В итоге — налицо их невозможность обеспечить сопровождение отечественных решений и, как естественное следствие, теперь уже взгляд с надеждой на Восток.

Все уже было

Проблема становления отечественной индустрии ПО в целом и рынка бизнес-аналитики в частности — актуальна не только для России. Например, первыми заказчиками Oracle — молодого стартапа, но с американской юрисдикцией — были ЦРУ и ВВС, купившие сырой продукт (первую версию) специализированной СУБД. Вероятнее всего, в Oracle изначально собирались выполнить контракт на основе СУБД System R — инновационной разработки IBM первой в мире СУБД с поддержкой SQL, однако «Голубой гигант» не раскрывал технические детали своей системы, включая и коды ошибок, что делало невозможным разработку стороннего ПО на базе System R. Основателям Oracle пришлось реализовать свой аналог реляционной СУБД [1].

Маленький частный бизнес Ларри Эллисона не был поглощен, измотан или убит завышенными требованиями регуляторов к качеству или функционалу, наоборот, госконтракты дали компании все необходимое для завоевания и рынка систем для силовых ведомств, и гражданского рынка. Конечно, Oracle — далеко не единственная успешная компания, вскормленная силовыми ведомствами, когда казалось бы закостенелые федеральные организации действуют достаточно дальновидно.

На фоне нехватки инженеров наблюдается переизбыток «эффективных» менеджеров, однако подобная эффективность с очень коротким горизонтом времени фактически убивает будущее действительно наукоемких, технологичных инноваций, требующих времени и инвестиций. Продавать готовое зарубежное ПО выгоднее, чем придумывать, ошибаться, находить, дорабатывать отечественные потенциально конкурентоспособные решения, обеспечивающие технологическую независимость.

Тем не менее все больше российских компаний присматриваются и выбирают отечественные системы бизнес-аналитики. Как правило, это крупные компании, которым необходима аналитика, средства визуализации с гибкими средствами настройки функционала, что иногда не могут обеспечить даже импортные коробочные решения. Важную роль играют возможности масштабирования, быстродействия, требования по совместимости с российским системным ПО — в чем отечественные решения превосходят зарубежные аналоги. Как показывает опыт, компании, которые еще до массового исхода зарубежных вендоров решились перейти на российские системы бизнес-аналитики, не проиграли, пройдя переходный период миграции, и вышли сегодня на стадию устойчивого развития своего бизнеса без опасения потерять поддержку со стороны производителей.

***

Несмотря на негативную ситуацию с внедрением отечественных систем бизнес-аналитики, имеются уже примеры удачного развертывания подобных решений в крупных компаниях в кооперации с компетентными интеграторами. Под влиянием растущего давления как изнутри, так и снаружи на заказчиков и партнеров процесс перехода на отечественные системы бизнес-аналитики медленно, но все же начинает набирать обороты. Да, российские решения пока еще по отдельным позициям уступают зарубежным изделиям, а отечественным специалистам подчас не хватает кросс-компетенций; еще велики риски, издержки и потери при переходе на отечественное ПО, но все это преодолимо. Многое зависит от решительности и последовательности руководства компании-заказчика, зрелости ее бизнес-подразделений, способных адекватно ставить задачи, компетентности инженеров и специалистов как со стороны заказчиков, так и интеграторов.

Литература

1. Наталья Дубова. Данные — навсегда // Открытые системы.СУБД. — 2006.— № 8. — С. 74–79. URL: https://www.osp.ru/os/2006/08/3584628 (дата обращения: 21.03.2023).

Алексей Медников (Alexey.Mednikov@LuxmsBI.com) – директор по инновациям, Дмитрий Дорофеев (Dmitry.Dorofeev@RCSlabs.ru) – главный конструктор, ГК Luxms (Санкт-Петербург).