Нынешние тенденции в деятельности центральных государственных банков указывают на то, что в будущем весьма вероятно введение цифровых валют. В конце 2020 года Банк международных расчетов провел опрос более 60 центральных банков различных государств, в ходе которого выяснилось, что возможность введения цифровой валюты рассматривают в 86% из них [1]. В октябре 2020 года Центральный банк Багамских Островов ввел цифровой багамский доллар, или «песочный доллар» (sand dollar), — он стал первой в мире цифровой валютой центрального банка [2]. Для сторон, проводящих операции с песочным долларом, его преимущество состоит в статусе валюты, имеющей законное обращение; этот статус гарантирован ЦБ Багамских Островов.
Исследования и испытания национальных цифровых валют проходят на различных стадиях во многих мировых экономиках, включая Бразилию, Китай, Евросоюз, Японию, Россию, Великобританию и США [3]. Национальные цифровые валюты сильно различаются по целевой аудитории и видам используемых технологий. К примеру, китайский цифровой юань e-CNY тестируется в качестве предназначенного для широкой публики средства оплаты товаров в розничной продаже. А в Гонконге и Австралии разрабатывают цифровую валюту для финансовых учреждений. В ноябре 2020 года Резервный банк Австралии — центральный банк и эмитент банкнот страны — объявил о партнерстве с другими крупными банками, инвестиционной группой Perpetual и компанией по разработке блокчейна ConsenSys для изучения возможности использования национальной цифровой валюты на базе распределенного реестра для операций оптовой торговли. Задачей проекта была разработка концептуальной версии платформы на базе Ethereum с целью эмиссии цифровой валюты в виде токенов для рынка оптовой торговли, в том числе для операций предоставления займов центральными банками.
В качестве платформы разработки, эмиссии национальных криптовалют и управления ими также рассматривается частично централизованная система Ripple. В частности, заинтересованность в Ripple в качестве платформы выпуска национальной валюты проявил Банк Франции.
В ноябре 2020 года Центральные банки Саудовской Аравии и ОАЭ завершили совместный концептуальный проект в области цифровой валюты Aber, который проводился с января 2019-го. Его задачей было тестирование возможности использования единой цифровой валюты двумя странами. За основу была взята платформа Hyperledger Fabric — контролируемый блокчейн, развиваемый под эгидой Linux Foundation и IBM. В управлении узлами блокчейна, помимо центробанков, участвовали еще шесть коммерческих банков из двух стран. Одним из главных итогов стала возможность упростить внутренние и трансграничные взаиморасчеты между коммерческими банками. Проект Aber опирался на результаты предыдущих испытаний, проводившихся в других странах, в том числе на результаты сингапурского проекта Ubin и канадского Jasper.
Цифровой рубль
Банк России выбрал 12 отечественных банков для испытаний цифрового рубля, который, как предполагается, должен будет стать еще одной формой денег наряду с наличными и безналичными рублями. В тестировании, которое начнется в январе 2022 года и продлится год, примут участие «Сбер», ВТБ, «Газпромбанк», «Альфа-банк», банк «Дом.РФ», «Росбанк», «Промсвязьбанк», «Тинькофф Банк», «СКБ-банк», «Ак Барс Банк», «Транскапиталбанк» и банк «Союз». На первом этапе тестирования планируется проверить эмиссию цифрового рубля, в дальнейшем список тестируемых операций и число участников испытаний будут расширяться.
Цифровой рубль — это цифровой код, который хранится в электронном кошельке. Его эмитент — Банк России, а коммерческие банки несут ответственность за ведение и состояние счетов. ЦБ поставляет цифровой рубль в цифровой кошелек коммерческого банка в обмен на списание денег с корреспондентского счета. Клиенты банков смогут получить доступ к цифровому рублю из любого мобильного приложения своего банка. Для офлайн-расчетов предусмотрен второй цифровой кошелек — на мобильном устройстве. Расплачиваться цифровым рублем можно как онлайн, так и без подключения к Сети, но для офлайн-расчетов потребуется разработать специальные технологии. Пользователи смогут переводить цифровые рубли в наличные и безналичные. Транзакции будут учитываться на специальной платформе ЦБ.
Преимущества для потребителей и экономики
Основные потенциальные преимущества цифровых национальных валют перед традиционными валютами и другими платежными системами перечислены в табл. 1 с дополнениями на примере китайской цифровой валюты e-CNY, также известной под названием DCEP (Digital Currency Electronic Payment) — так изначально именовался соответствующий проект. Китайская цифровая валюта сейчас самая развитая среди всех национальных цифровых валют в крупных экономиках.
Относительный вес различных преимуществ цифровых валют в разных экономиках варьируется. Как показал опрос Банка международных расчетов, в котором приняли участие 41 страна с развивающейся экономикой и 22 страны с развитой, среди преимуществ цифровой валюты последние больше всего ценят эффективность внутренних платежей и расширение доступа к финансовым услугам. При этом наименее важным преимуществом для развивающихся стран оказалась эффективность трансграничных платежей. А центральные банки в развитых экономиках считают главными преимуществами цифровой валюты безопасность платежей и финансовую стабильность. Расширение доступа к финансовым услугам, напротив, — на последнем месте.
Надежное платежное решение с малым риском
Государственная цифровая валюта — самое надежное средство выполнения платежных расчетов. При операции с такой валютой, так же как и при обмене банкнот, полный расчет между сторонами считается произведенным, как только произошел переход владения. А при безналичных операциях, осуществляемых по банковской карте, путем перевода, с помощью чеков и специальных приложений, сделка не является полностью совершенной в случае, когда одна сторона делает платеж другой. Таким образом, до тех пор пока банки не записали и не согласовали соответствующие приход и расход, существует вероятность того, что транзакция будет отменена. К примеру, в Китае платежные системы Alipay и WeChat Pay пользуются услугами коммерческих банков по проведению расчетов по платежам. Стороны, полагающиеся на такие частные платежные системы, имеют дело с рисками, обусловленными вероятностью банкротства операторов платежных экосистем.
Низкие затраты и высокая эффективность
Использование государственной цифровой валюты обещает участникам операции возможность достичь высокой эффективности при низких затратах. Ключевым механизмом уменьшения стоимости операций при этом может стать избавление от посредников. Продавцы обязаны уплачивать комиссионные отчисления за обслуживание, когда покупатели пользуются системами электронных платежей вроде WeChat Pay или Alipay либо банковскими картами. В Китае такая комиссия обычно составляет 0,6% от общей суммы. Правительство Китая указывало, что продавцы смогут бесплатно принимать платежи, совершаемые с помощью e-CNY.
В табл. 2 приводится сравнение пропускной способности крупных платежных систем, выраженной в транзакциях в секунду (transactions per second, TPS). В числе таких систем — китайская DCEP; Ripple, которую изучает Банк Франции; Hyperledger Fabric, используемая в проекте Aber центральных банков Саудовской Аравии и ОАЭ; Ethereum, которая применялась Резервным банком Австралии; а также другие платежные решения на основе криптовалюты или без ее использования.
Как ожидается, национальные цифровые валюты, разрабатываемые крупными экономиками, будут работать с высокой пропускной способностью. При этом у китайской DCEP она должна быть намного больше, чем у других государственных криптовалют. В компании Ripple создали реестр для эмиссии валют CBDC Private Ledger и внутреннюю цифровую валюту для него — XRP. В Ripple сообщали о ведении переговоров с центральными банками разных стран о проверке возможности применения CBDC Private Ledger для эмиссии государственной цифровой валюты. Что касается механизмов, которые бы обеспечивали возможность взаимодействия разных государственных цифровых валют, в Ripple предлагают использовать XRP в качестве «моста» — средства переноса ценности между различными национальными валютами. Можно также напомнить, что платформа Ethereum сейчас обновляется до версии 2.0, которая обещает увеличить пропускную способность до 100 тыс. TPS.
Повышение доступности финансовых услуг для неблагополучных групп
В современных условиях основным средством получения кредита являются текущие и сберегательные счета в финансовых учреждениях. В развивающихся экономиках финансовые учреждения менее доступны. Для открытия банковского счета и в развивающихся, и в развитых странах нужно преодолеть ряд барьеров, включая формальную идентификацию, размещение минимального депозита или поддержание определенного минимума на счете, а также привязку к местному отделению банка. Коммерческие банки часто не видят выгоды в обслуживании бедных слоев населения и компаний малого бизнеса в отдаленных и маргинализированных регионах. Более того, если большинство потребителей начнут пользоваться электронными и цифровыми платежами, например онлайн- или мобильными платежами и цифровыми кошельками, может пострадать инфраструктура наличной оплаты, и эта ситуация может привести к дальнейшей маргинализации бедных слоев.
В Международном валютном фонде убеждены в том, что цифровая валюта весьма перспективна с точки зрения доступности для неблагополучных групп. В частности, перечисленные проблемы можно было бы решить с помощью системы национальной цифровой валюты для розничной торговли, в которой центральный банк эмитирует валюту непосредственно жителям, не требуя наличия традиционных банковских счетов. Этого можно достигнуть путем создания инклюзивной экосистемы цифровых платежей и разработки удостоверений для финансовых данных. К примеру, частные лица могли бы иметь счет в цифровой национальной валюте в реестре центрального банка. Приложение цифрового кошелька, привязанное к такому счету с помощью API, могло бы предоставлять доступ к счетам и операциям.
Таким образом, национальные цифровые валюты могли бы способствовать повышению доступности финансовых услуг для групп с низким доходом и для предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, поскольку валюта e-CNY характеризуется высокой отслеживаемостью, центральный банк Китая имеет возможность вести мониторинг всех денежных потоков в экономике страны. Это позволило бы правительству осуществлять целевые программы по улучшению благосостояния групп с высоким риском и незащищенных, в том числе малых предприятий и домохозяйств с низким доходом.
Что касается малообеспеченного сельского населения, то можно упомянуть испытания, проведенные в декабре 2020 года в г. Сучжоу (провинция Цзянсу на востоке Китая). Тестирование касалось офлайн-платежей e-CNY, совершаемых без использования смартфона. Изучалась система, позволяющая выполнять транзакции путем касания двух устройств с поддержкой NFC. Поскольку треть населения Китая не имеет доступа к Интернету, эти испытания были важны для понимания возможности применения e-CNY в сельской местности Китая.
Противодействие экономическим преступлениям
Цифровые валюты труднее поддаются подделке, чем обычные, а в национальных цифровых валютах на базе блокчейна применяются сложные криптографические алгоритмы для предотвращения двойного расходования. Такие алгоритмы являются цифровым аналогом водяных знаков, препятствующих изготовлению копии банкноты. Блокчейны для государственных цифровых валют, скорее всего, будут контролируемыми, то есть доступ к ним будет только у уполномоченных пользователей, — таким образом обеспечивается дополнительный уровень защиты.
В китайской DCEP обязательное использование блокчейна не предусмотрено, но для повышения безопасности в этой валюте применяется асимметричное шифрование. Согласно заявлению Народного банка Китая, записи о транзакциях зашифрованы и у сторон без соответствующих полномочий доступа к ним нет.
Правительства также смогут использовать национальные цифровые валюты для борьбы с экономическими преступлениями. На семинаре, который провел Банк международных расчетов, генеральный директор Института цифровых валют Народного банка Китая Му Чанчунь предложил ввести глобальные правила по синхронизации потоков информации и денежных средств, для того чтобы регуляторы могли контролировать соответствие транзакций нормативным требованиям. А другой представитель китайского центробанка отметил, что DCEP не дает полной анонимности, но обладает обеспечиваемой с помощью международного консенсуса «контролируемой анонимностью», которая позволяет противостоять отмыванию денег, финансированию терроризма и уклонению от налогов. Благодаря отслеживанию всех операций и записи сведений о них, у правительства появляется больше возможностей предотвращать незаконные операции.
Возможность слежки и нарушения приватности
Национальные цифровые валюты — это не сплошные преимущества, они создают и риски для потребителей. Наибольшее беспокойство у критиков таких валют вызывают вопросы приватности. В этом отношении рассматриваются как минимум три проблемы. Во-первых, операции с государственной цифровой валютой вряд ли будут полностью анонимными. Если сделать данные анонимными, это позволит с помощью специальных методов избегать идентификации сторон операции. Государственные цифровые валюты, такие как DCEP, отличаются от децентрализованных криптовалют наподобие биткойна правилами идентификации личности при операциях. В частности, при операциях с DCEP обе стороны могут остаться анонимными для публики, то есть DCEP обеспечивает более высокую степень анонимности, когда речь идет о возможности любых сторон, кроме китайского правительства, идентифицировать участников операции. Однако транзакции DCEP могут просматриваться Народным банком Китая. В e-CNY хранится личная информация пользователей и другие сведения для отслеживания и записи всех перемещений средств, в том числе сведения о том, где они хранятся и как расходуются.
Во-вторых, если финансовая информация пользователей централизована, ею могут злоупотреблять правительства и на такую информацию будут охотиться киберпреступники.
В-третьих, существует вероятность того, что данные потребителей будут передаваться третьим сторонам. В отчете о государственных цифровых валютах, который в 2020 году совместно с Банком международных расчетов опубликовали центральные банки США, Европы, Англии, Японии, Швейцарии, Канады и Швеции, обсуждалась возможность разрешить поставщикам услуг получать доступ к данным потребителей за деньги, которые можно было бы использовать для оплаты затрат на систему цифровой валюты. В Китае предполагают, что e-CNY будет предоставлять коммерческим банкам подробные сведения о транзакциях, чтобы те могли профилировать широкие круги потребителей и анализировать их онлайн-поведение. Таким образом банки могли бы экспериментировать с различными способами монетизации потребительских данных.
***
Государственные цифровые валюты обладают очевидными преимуществами: низкая стоимость изготовления и хранения, простота использования и защита от подделки. Кроме того, такие валюты позволяют уменьшить стоимость операций за счет отказа от посредников в лице коммерческих банков и др. Цифровые валюты понижают барьеры, ограничивающие доступность финансовых услуг. Такую валюту можно эмитировать с расчетом на бедные слои населения. В частности, потребители, участвовавшие в испытаниях e-CNY, выполняли транзакции с помощью технологии NFC без соединения с Интернетом. Возможность использования DCEP с NFC особенно привлекательна для частных лиц и организаций на отдаленных территориях, где нет доступа к Интернету и возможности завести банковский счет. В странах, где создают удостоверения для финансовых данных, смогут повысить эффективность и увеличить пользу проектов государственных цифровых валют.
Вместе с тем такие валюты могут негативно повлиять на бизнес финансовых и платежных посредников — платежных платформ, банков и учреждений микрофинансирования. В частности, в Китае цифровой юань e-CNY может стать непосредственной угрозой существующим платежным системам наподобие WeChat Pay и Alipay.
С точки зрения потребителя, недостатком государственной цифровой валюты является то, что правительство, скорее всего, будет отслеживать все операции. Особенно остро вопрос приватности стоит в странах с авторитарными режимами, где пытаются любой ценой сохранить контроль над обществом. В частности, именно эта цель, по-видимому, была одной из главных движущих сил разработки DCEP в Китае, поскольку правящая партия рассматривает централизованную банковскую систему страны как один из ключевых инструментов экономического влияния. Когда все транзакции в стране окажутся на радаре Народного банка, DCEP может позволить дополнительно усилить полицейские функции государства.
Литература
1. C. Boar, A. Wehrli. Ready, steady, go? Results of the third BIS survey on central bank digital currency. 2021. Bank for International Settlements. URL: https://www.bis.org/publ/bppdf/bispap114.pdf (дата обращения: 21.09.2021).
2. V. Bharathan. Central Bank Digital Currency: The first nationwide CBDC in the world has been launched by The Bahamas. Forbes. 202 URL: https://tinyurl.com/yvz9sdpu (дата обращения: 21.09.2021).
3. J. Light. Federal reserve’ s digital dollar push worries Wall Street. Bloomberg. 2021. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-03-22/federal-reserve-s-digital-dollar-momentum-worries-wall-street (дата обращения: 21.09.2021).
Нир Кшетри (nbkshetr@uncg.edu) — профессор Университета Северной Каролины в Гринсборо (США).
Nir Kshetri, The Economics of Central Bank Digital Currency, IEEE Computer, June 2021, IEEE Computer Society. All rights reserved. Reprinted with permission.