Инициируя проекты цифровой трансформации, компании надеются построить новые операционные модели, позволяющие победить в борьбе за благосклонность платежеспособных потребителей благодаря сокращению времени вывода на рынок новых продуктов и услуг, точно соответствующих запросам конкретных клиентов. Залогом успеха здесь могут стать цифровые платформы: за счет масштабирования бизнес-процессов, поддержки экосистемы и специализации они позволяют влиять на культуру и ценности потребительского сообщества, а не только управлять производственными и информационными ресурсами.
Благодаря собственным цифровым платформам, помогающим сделать правильные выводы в реальном времени, Facebook, Amazon, Uber, «Яндекс» и Google уже изменили рынок B2C, и теперь на очереди рынок B2B, где также поднимается волна конкуренции цифровых промышленных платформ — своеобразных фабрик переработки сырых данных в прибыль. Крупные промышленные операторы: Siemens, Bosch, General Electric — уже развивают свои платформы, конкурируя с ИТ-компаниями. Такие платформы помогают извлечь сведения из локальных корпоративных систем, оборудования и из экосистемы бизнеса, представляющей собой взаимосвязанный набор собственных и партнерских сервисов, обеспечивающих покрытие потребностей и компании, и ее клиентов.
Цифровые платформы не только раскрывают потенциал промышленных данных, но и выступают связующим звеном между поставщиками приложений и пользователями, предоставляя сервисы автоматического управления и конфигурирования, среду самообслуживания и средства доступа к теоретически не ограниченной по масштабированию коммунальной распределенной инфраструктуре, позволяющей быстро создавать прикладные решения индивидуально для конкретных рынков и групп клиентов.
Ведущую роль в таких цифровых платформах начинают играть системы на базе ИИ, позволяющие решать, в частности, задачи прогнозирования, организации превентивного обслуживания оборудования, управления качеством, сокращения материальных потерь, оптимизации загрузки ресурсов, контроля исполнения планов. Область применения «умных» систем продолжает расширяться: глобальные корпоративные инвестиции в ИИ, несмотря на вызванную ковидом турбулентность 2020 года, выросли во всем мире до почти 70 млрд долл., что на 40% больше, чем годом ранее, а объем всего рынка ИИ достигнет в 2021 году 327,5 млрд долл. Примечательно, что начиная с 2018 года инвестиции все реже направляются в стартапы, и это можно рассматривать как признак взросления отрасли. Корпорации обгоняют стартапы в области ИИ и больших данных: цифровым платформам нужны качественные, а значит, дорогие данные и серьезные вычислительные мощности.
Российский рынок искусственного интеллекта в прошлом году достиг 291 млн долл. и продолжает расти почти на 20% ежегодно. Однако, несмотря на то что существенные усилия в стране тратятся на цифровизацию и написаны тома стратегий по претворению ее в жизнь, внедренные решения часто используются фрагментарно и не интегрированы между собой. Различные информационные системы собирают различные данные предприятия в различных форматах: аккумулировать и предоставить единую точку доступа к ним призвана цифровая платформа, одна из задач которой — помочь компаниям достичь эффекта без внесения дорогостоящих изменений в исторически сложившийся «зоопарк» систем автоматизации.
На разломе десятилетий бизнес столкнулся с небывалой турбулентностью, побудившей пересмотреть взгляды на долгосрочное планирование, на интегральную эффективность локальных систем автоматизации и адаптироваться к работе в условиях неопределенности — из закрытой структуры трансформироваться в платформу. В ситуации, когда за один день могут закрыться три четверти магазинов федерального ретейлера от Владивостока до Калининграда, а крупнейшие рудники стран Южной Америки останавливаются из-за карантина, сложно говорить о перспективном планировании. Впрочем, в эпоху цифрового дарвинизма, когда небольшая команда может создать что-то вроде instagram, а глобальные технологические компании формируются из нескольких строк кода, традиционные экономические рычаги не работают: прибыль не пропорциональна количеству заводских рабочих, сотрудников офиса, числу развернутых информационных систем или объемам накопленных и тихо хранящихся на серверах корпоративных данных. Главное условие успеха — готовность к разным сценариям, гибкость при перераспределении ресурсов и способность быстро предлагать клиентам востребованные продукты.
Уинстон Черчилль якобы сказал: «Вы всегда можете рассчитывать на то, что американцы поступят правильно — после того как перепробуют все варианты». У современных предприятий цифровой эпохи нет времени на проверку всех вариантов.
Мир изменился, с тех пор как все вокруг нас стало цифровым: 5G, Интернет вещей, ИИ. Прошедший 2020 год стал разрушительным и тяжелым для людей лично, для каждого бизнеса и каждой организации. И сегодня мы находимся в поворотной точке экспоненциальных изменений. Следующее десятилетие непременно принесет больше, чем предыдущее, и для этих изменений существует все необходимое, в том числе и цифровые платформы. Но будет ли у человечества телос на пути движения от данных к информации и пониманию цели?
Дмитрий Волков
DOI: 10.51793/OS.2021.75.57.001