Нынешний вирусный кризис поставил в тупик многие виды деятельности во всем мире: потребители начали менять приоритеты как в покупках, так и в формах их совершения. Более трети всех товаров и услуг стали приобретаться онлайн, а половина бывших посетителей офлайн-магазинов теперь более рационально подходят к покупкам, избегая излишеств и стремясь к более сбалансированной модели потребления. В периоды неопределенности спрос не пропадает, а меняется вместе с профилем запросов, и это заставляет компании наконец-то приступить к реальной, а не показной цифровизации и привести портфель своих продуктов и сервисов в соответствие с новыми моделями.
Оказалось, что планирование в принципе неэффективно: перемены происходят быстрее, чем кажется. Весьма актуальным стало умение справляться с неопределенностью и быстро принимать решения. Корпоративная культура, прежде навязывавшая определенную модель поведения и потребления, «на удаленке» размывается. В офис уже не вернутся 30–40% сотрудников, а значит, изменятся и их ценности.
Хорошая новость в том, что появилась реальная возможность намного быстрее пройти путь, на который по старым планам отводилось лет десять, — если, конечно, уметь учиться. Все уже было: разного рода кризисы и прежде заставляли человечество проходить через периоды нестабильности, уроки которых следует помнить. В частности, в условиях неопределенности особенно важны коммуникации. Вспомнить хотя бы Гнея Помпея, полководца Римской республики, победившего хорошо организованных киликийских пиратов. Это стало возможным во многом благодаря разветвленной информационной сети, нахождению быстрых решений на уровне оперативных подразделений и удачным альянсам. Традиционная в то время тактика ведения войны и принятия регулятивных решений из центра оказалась неэффективной против морских разбойников.
Универсальные глобальные рецепты в кризисы не работают — об этом знали еще до нашей эры, это верно и сейчас.
Как же предприятиям стать гибкими в условиях нарушения стандартных каналов коммуникаций? Как быть готовыми к разным сценариям развития событий и своевременно предлагать востребованные сервисы, масштабируемые в ответ на текущие нагрузки? Универсальных рецептов нет, но можно использовать: роботизацию, эластичную инфраструктуру, мобильные рабочие места, цифровое моделирование, сквозную автоматизацию бизнес-процессов и пр. Сегодня, в условиях глобального кризиса, особенно востребованы масштабирование и безопасные коммуникации, поэтому компании обратились облакам, позволяющим объединить большие группы данных для запуска и эксплуатации гибких инфраструктур.
Использование публичных облаков набирало обороты и до кризиса 2020 года, а теперь они стали еще популярнее — компании виртуализировали максимум своих операций, включая рабочие нагрузки хранения данных и аналитики. Неудивительно, что все ведущие провайдеры облаков за первый квартал 2020 года более чем на треть увеличили свои прибыли: AWS — на 33%; Google Cloud — на 34%; сегмент Microsoft Intelligent Cloud, включающий Azure, показал рост на 59%, а «Яндекс.Облако» зафиксировал повышение спроса на базовые сервисы более чем на 30%.
Нынешний бурный рост социальных сетей перевел коммуникации в цифровую плоскость, что, в сочетании с бесконтрольной публикацией, привело к шквалу распространения недостоверных или искаженных сведений. Фейковые новости быстро распространяются, негативно влияя на целые отрасли и общество в целом. Без цифровой гигиены уже не обойтись: технологии классификации текстов, основанные на машинном обучении, позволяют информационное пространство. Однако доверие — это не цифра, счастье — не программа, а отношения — не ее команды, поэтому эффективность машинного мышления никогда не следует ставить над человечностью.
Не все хорошо оказалось и с физическим слоем коммуникаций. Выяснилось, что возможности обеспечения безопасности сетей 5G не до конца исследованы, и это вызвало появление новых направлений атак и подорвало доверие к таким сетям. Атакам могут подвергнуться любые устройства: медицинские системы, автомобили, технологические компоненты коммунального хозяйства и пр. Враждебные государства способны получить контроль над критическими инфраструктурами своих соседей: электросетями, заводами по переработке углеводородов, транспортными системами, трубопроводами и пр. Конечно, у сетей 5G имеются встроенные средства обеспечения безопасности: виртуализация, позволяющая свести к минимуму использование физического оборудования для управления сетью; сквозное шифрование; системы аутентификации. Однако, ввиду новизны 5G, еще неизвестны уязвимости таких сетей и не закрыты слабые места в протоколах.
Пока еще рано делать прогнозы о завершении нынешней пандемии, однако самое время подготовиться к следующим глобальным кризисам. Можно лучше и точнее, чем сейчас, собирать достоверные данные и обмениваться ими по доверительным каналам. Кроме усвоения уроков по социальной и гигиенической проблематике, необходимо принять на вооружение принципы управления данными.
Только реальные или предполагаемые кризисы способны вызвать трансформацию, а их орудия, будь то биологический вирус, волюнтаристские решения лидеров или дефицит ресурсов, заставят выявлять худшие и лучшие решения, а также находить альтернативы существующим правилам до тех пор, пока ранее невозможное не станет неизбежным. Когда все это закончится и вернется в норму? Никогда. Бывают моменты, когда будущее меняет направление. Мир, каким мы его знаем, растворяется, но за ним уже следует новый.
Дмитрий Волков
DOI: 10.26295/OS.2020.92.13.001