Массовый рынок демонстрирует сегодня повышенный интерес к роботизации бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA). Крупные предприятия убедились в том, что частных и быстрых решений, реализованных на базе домашних разработок с использованием продуктов с открытым кодом или коммерческих платформ, недостаточно для достижения поставленных целей. В ряде случаев такой подход срабатывал: проект реализовывали быстро и дешево, — однако проблемы начинали возникать, как только увеличивалась нагрузка на решение, появлялись новые задачи либо увольнялись разработчики. В этой связи возникла потребность в роботизированных технологиях на базе промышленных платформ. Такие платформы не могут быть дешевыми, и это привело к качественному росту рынка RPA и появлению на нем новых игроков.
Рынок решений роботизации бизнес-процессов показывает стабильный рост во всем мире. В России только в 2020 году бизнес RPA вырастет на 57%. Появились отечественные разработки, что открыло доступ соответствующим решениям в государственный сектор. Вместе с тем стоит отметить, что рабочая сила в России пока еще относительно дешевая, что и объясняет достаточно скромный масштаб применения RPA. Но это временная ситуация, тем более что стране приходится конкурировать и на мировом уровне. Как бы то ни было, большинство компаний-пионеров, развернувших у себя решения RPA, уже окупили свои затраты, причем большинству это удалось сделать менее чем за год. Наибольшая плотность RPA-решений наблюдается сейчас в банках, страховых компаниях, телекоме и ретейле, где окупаемость решений достигается в кратчайшие сроки. Однако точная оценка срока окупаемости зависит от ряда факторов: объем замещаемого автоматизацией ручного труда, размер инвестиций, совокупная стоимость владения роботизированной системой. Но наиболее важный — это оценка эффекта от роботизации: сокращение производственного цикла, исключение ошибок, повышение уровня соответствия требованиям регуляторов и минимизация штрафных санкций.
Исторически роботизацию бизнес-процессов первыми стали использовать страховые компании и банки, но постепенно RPA приходит на предприятия реального сектора экономики (энергетика, машиностроение, нефтегаз, транспорт и логистика), вставшие на путь цифровой трансформации. Например, для нефтегазовой отрасли характерна глобализация бизнеса и, следовательно, наличие больших систем для обработки разнообразной информации [1]. Как правило, нефтегазовые компании построены по принципу совместных предприятий, дочерних или зависимых обществ, что определяет их учетную политику и отчетность. Поскольку эксплуатируются разнородные информационные системы, созданные в разное время и на разных технологических платформах, появляются «острова автоматизации», между которыми надо «наводить мосты», а это открывает новые перспективы для применения RPA [2].
Кроме того, в компании всегда имеется значительный объем операций, необходимых для поддержки основных бизнес-процессов, таких как обеспечение взаимодействия корпоративной учетной системы с рабочими таблицами сотрудников, работа со справочной информацией в Интернете и с системами управления технологическим оборудованием, синхронизация данных в корпоративных учетных системах и т.д. Подобные операции стоит реализовывать с помощью технологий RPA, позволяющих организовать эффективную работу в разнородной информационно-технологической среде. Например, компания Pegasus Systems предлагает комплексный подход к реализации BPM и RPA, а компания Kofax интегрирует инструменты роботизации и пакет быстрой разработки приложений на основе концепций BPM — Kofax Transformation Agility (KTM).
RPA на практике
Глобальному сервисномутелекоммуникационному холдингу потребовалось оптимизировать взаимодействие с ИФНС путем роботизации процесса ответов на запросы: сократить затраты труда персонала на подготовку ответов регулятору, снизить время такой подготовки и повысить качество ответов. В холдинге используются корпоративная система управления финансово-хозяйственной деятельностью и система управления бизнес-контентом (ЕСМ). Кроме того, отлажены процессы обмена электронными документами с контрагентами на основе юридически значимого документооборота (ЮЗДО).
Запросы в формате PDF поступают по закрытому каналу системы «Контур-Экстерн» и имеют стандартную структуру. Для подготовки ответа необходимо взаимодействие нескольких систем и программных продуктов: «Контур-Экстерн», Adobe Acrobat, Microsoft Word/Excel, ERP, система архивного хранения документов и специализированная отраслевая учетная система. На момент начала проекта за прием, регистрацию, обработку запросов и подготовку ответов на них отвечало отдельное подразделение.
Данную задачу решают четыре робота на платформе Kofax RPA, последовательно проверяющих корпоративные кабинеты каждого юридического лица холдинга. В случае появления запроса из ИФНС они регистрируют его, извлекают реквизиты с помощью системы оптического распознавания и сохраняют в корпоративной системе ЕСМ. На основании полученных реквизитов формируются запросы в соответствующие информационные и технологические системы холдинга, готовится текст ответа для регулятора, который передается по каналу ЮЗДО. Все выполняемые операции протоколируются и регистрируются в корпоративных реестрах.
Роботы функционируют асинхронно, в ночное время. Они выполняют работу в рамках одной из ролей сотрудников. Полный цикл обработки одной транзакции они выполняют в три раза быстрее, чем человек, хотя однажды в ходе эксплуатации был выявлен исключительный по сложности и объему запрос, для обработки которого потребовались сутки.
Данный проект иллюстрирует типичный сценарий применения RPA:
- исходные данные поступают роботу в электронном виде, имеют стандартизированную структуру, а дополнительные преобразования выполняются с помощью известных алгоритмов;
- процедура обработки информации строго регламентирована и определена отраслевыми или корпоративными стандартами;
- информационные потоки, подлежащие обработке, отличаются высокой интенсивностью, однако нет точного графика поступления данных;
- критичными факторами являются оперативность, качество и соблюдение сроков;
- информация, необходимая для подготовки ответов, содержится в корпоративных технологических и информационных системах;
- для обработки информации используются не менее двух информационных систем, причем некоторые из них не имеют публично доступного программного интерфейса.
Все отечественные промышленные компании получают многочисленные запросы от различных контролирующих органов, в том числе от налоговой службы, пенсионного фонда и прочих исполнительных органов, поэтому данное решение может представлять интерес для широкого круга компаний различных форм собственности.
Все компании решают задачи экономии ресурсов, соблюдения регуляторных норм, управления качеством выполнения бизнес-операций и обеспечения собственного развития. Например, в компаниях нефтегазового сектора RPA позволяет оптимизировать решение следующих задач: закрытие учетных периодов и поддержка изменений в финансовых операциях для совместных предприятий; сбор и анализ данных о ходе и результатах бурения и о техническом состоянии оборудования; аудит, включая анализ рисков технического обслуживания и ремонта; автоматизация отчетности по охране труда и технике безопасности (для чего традиционно требуется сбор информации из разнородных источников); выплата аренды за лицензионные участки и подготовка отчетности по ним и пр.
Вместе с тем не следует забывать о том, что время исполнения одного процесса с применением систем RPA по сравнению с использованием API может быть существенно больше (правда, речь идет не о часах и минутах, а о секундах и миллисекундах). Кроме того, в ряде случаев некоторые бизнес-процессы невозможно либо слишком сложно реализовать без RPA. Такие потребности возникают, когда для выполнения процесса необходима информация, находящаяся в системе, не имеющей открытых программных интерфейсов либо расположенной вне административного контроля компании-пользователя. Иногда эксплуатируются системы, программный доступ к которым невозможен из-за технических ограничений (например, отраслевые системы обеспечения юридически значимого межкорпоративного документооборота, системы «клиент-банк» и др.). Источником информации может быть унаследованная система, работающая на мэйнфрейме, либо принадлежащая сторонней организации (поставщику, заказчику и т. п.).
Путь внедрения RPA не устлан розами, и в ходе распространения роботизированных решений могут встретиться две основные проблемы:
- недостаточное взаимодействие с контролирующими службами (ИТ, безопасность, аудит);
- слабая вовлеченность в процесс ключевых сотрудников и владельцев бизнеса.
Такие проблемы возникают на всех проектах внедрения средств автоматизации, однако именно в проектах RPA их преодоление сопряжено со значительными сложностями, поскольку программный робот обязан получить регистрационную запись в корпоративной системе наравне с остальными пользователями и по роду своих функций должен взаимодействовать с множеством критически важных для бизнеса информационных систем. Кроме того, назначение роботу учетной записи может потребовать приобретения дополнительной лицензии на работу с данной корпоративной информационной системой. И напротив, применение одного робота, благодаря более эффективному использованию продукта, позволит сэкономить средства на приобретение 3–4 лицензий.
ИТ-подразделения могут саботировать внедрение RPA — ведь такие проекты подталкивают руководство компании к ревизии их задач, решаемых преимущественно с использованием API. С другой стороны, для поддержки решений RPA ИТ-персонал должен освоить новые технологии, изучить основы BPM и более тесно взаимодействовать с бизнес-подразделениями.
Устранению перечисленных проблем способствуют конкуренция между производителями RPA-платформ и развитие ИТ в целом, а также — уже на уровне проектирования, — выбор правильной проектной методологии, привлечение квалифицированного подрядчика и использование достаточно гибкой платформы. Глобальные поставщики промышленных ИТ-систем (например, IBM и SAP, имеющие богатый опыт развертывания автоматизированных решений корпоративного уровня) постепенно интегрируют технологии RPA в свои продукты.
Выбор платформы во многом зависит не только от ее технических параметров, но и от корпоративной политики, а также от локальной конъюнктуры рынка. Сегодня в различных аналитических обзорах наибольший рейтинг демонстрируют системы Automation Anywhere, BluePrism и UiPath, что, однако, вовсе не гарантирует успеха проекта роботизации бизнес-процессов. Многое зависит от привлечения к проекту интегратора, имеющего опыт в сфере управления бизнес-процессами, знакомого с особенностями конкретной прикладной отрасли и способного оценить адекватность архитектуры платформы роботизации решаемой задаче. Например, к недооцененным можно отнести по крайней мере две платформы, потенциально способные занять достойные позиции в рейтингах, — Kofax RPA и SAP Intelligent RPA. Компания Kofax предлагает программного робота «из коробки», интегрированного с фирменными технологиями машинного обучения, а SAP в рамках технологического стека Leonardo представляет решение Intelligent RPA, интегрированное с системами машинного обучения, Интернета вещей и аналитики больших данных через SAP Cloud Platform. Обе платформы поставляются финансово устойчивыми производителями и предполагают интеграцию с другими их продуктами корпоративного класса (ECM, OCR, ERP и пр.).
Отечественные системы RPA также все активнее прокладывают путь на рынок, несмотря на то что их маркетинговые возможности заметно уступают западным. Однако пока они имеют преимущество в конкуренции благодаря более низким ценам, государственной политике импортозамещения, а также наличию сложившихся связей между крупными заказчиками и отечественными интеграторами, предельно внимательно относящимися к запросам своих традиционных клиентов.
***
Решения RPA будут все шире применяться в отраслях, где существует значительный объем рутинной работы с данными для поддержки основных бизнес-процессов и где требуется собирать информацию из внешних, унаследованных или функционально ограниченных систем. Используя технологии RPA, крупные компании-интеграторы смогут расширить спектр услуг, которые они предлагают своим традиционным заказчикам. Число глобальных лидеров на рынке RPA сократится, появятся региональные игроки, а решения превратятся в промышленные технологии, предусматривающие конвергенцию с системами искусственного интеллекта, машинного обучения, OCR и BPM. Вместе с тем не следует мистифицировать RPA: в этой технологии нет волшебства, и речь идет лишь о еще одном способе автоматизации.
Литература
1. Владимир Турчанинов. Программная роботизация в нефтегазовой индустрии // Открытые системы.СУБД. — 2019. — № 2. — С. 24–25. URL: https://www.osp.ru/os/2019/02/13054963 (дата обращения: 21.03.2020).
2. Иван Середкин. Интеграция корпоративных систем: RPA // Открытые системы.СУБД. — 2019. — № 3. — С. 30–31. URL: https://www.osp.ru/os/2019/03/13055124 (дата обращения: 20.03.2020).
Александр Бейдер (www.terralink.ru/rpa) — директор направления RPA, компания TerraLink (Москва). Статья подготовлена на основе материалов, представленных для доклада на форуме «Роботизация бизнес-процессов – 2020».