В 2013 году в сфере образования появилось новое направление — массовые открытые онлайн-курсы (МООК), например www.khanacademy.org, www.muh.ru, www.intuit.ru. Наборы МООК представляют собой библиотеки лекций, учебных и контрольных заданий, созданных специалистами ведущих университетов. Термин «МООК» ввел Дэйв Кормье из Университета Острова Принца Эдуарда (Канада) в 2010 году, и тогда же Себастьян Тран, профессор из Стэнфорда, выложил в Сеть бесплатный курс по искусственному интеллекту, на который сразу записались 160 тыс. студентов из 190 стран.
Чем отличаются МООК от ставшего привычным дистанционного образования? Цель обучения — овладение конкретными знаниями, а не получение диплома, поэтому в МООК слабо организована оценка самостоятельной работы студентов, которым лишь предлагаются тесты, автоматически оценивающие только конечный результат, а проекты, эссе и рефераты оцениваются другими студентами. Такой способ проверки — взаимоконтроль — был предложен в 70-х годах российским учителем математики В. Ф. Шаталовым [1, 2], и сегодня он используется на многих площадках, предлагающих МООК (www.coursera.org, www.intuit.ru и др.), позволяя решить проблему проверки развернутых ответов для большого количества обучающихся.
По сути, МООК — это вызов традиционным формам обучения, и его главная функция состоит в предоставлении доступа к учебным материалам, продвижении учебного заведения, которое открывает себя всему миру, давая возможность любому желающему приобрести новые знания. Такие задачи, в частности, преследует система взаимопроверки работ в Национальном открытом университете «ИНТУИТ».
Методика проведения взаимопроверки работ студентов в учебном процессе при использовании МООК состоит из выбора критериев оценки, определения весовых коэффициентов критериев и организации взаимоконтроля.
Для выбора критериев оценки при взаимопроверке работ студентов и оценки весовых коэффициентов преподаватель может использовать метод анализа иерархий [3]. Попарное сравнение критериев по их важности осуществляется по девятибалльной шкале с составлением соответствующей матрицы n х n. Система парных сведений приводит к результату, который может быть представлен в виде обратно симметричной матрицы. Элемент матрицы a(i,j) — интенсивность проявления элемента иерархии i относительно элемента иерархии j, оцениваемая по шкале интенсивности от 1 до 9: равная важность — 1; умеренное превосходство — 3; значительное превосходство — 5; сильное превосходство — 7; очень сильное превосходство — 9. В промежуточных случаях ставятся четные оценки: 2, 4, 6, 8 (например, 4 — между умеренным и значительным превосходством). Затем формируется матрица (см. табл. 1).
Таблица 1. Матрица попарных сравнений |
Если в процессе заполнения матрицы элемент i важнее элемента j, то клетка (i, j), соответствующая строке i и столбцу j, заполняется целым числом, а клетка (j, i), соответствующая строке j и столбцу i, заполняется обратным числом (дробью). Таблица заполняется построчно: сначала проставляются целочисленные оценки, а соответствующие им дробные оценки получаются из них автоматически (как обратные к целым числам). Чем важнее критерий, тем больше целочисленных оценок будет в соответствующей ему строке матрицы, а сами оценки будут выше.
Достоверность критериев оценивается согласно алгоритму, приведенному в работе [3].
В качестве примера можно привести оценку работы студентов, выполняющих задание «Разработка методики оценки ЦОДов». Для выбора критериев оценки работ приглашаются четыре-семь экспертов, мнения которых сводятся в матрицу попарных сравнений (табл. 2). Эксперты выбрали критерии: цена услуги, номенклатура, конфиденциальность, оборот, сроки договора и надежность. В этой таблице эксперты определяют важность каждого из показателей, рассматриваемых при выставлении оценки студенту в ходе взаимопроверки. При заполнении таблицы диагональные значения матрицы равны единице — одинаковые критерии имеют равную важность. При оценке каждого из критериев рассчитывают индекс согласованности и относительную согласованность, следя за тем, чтобы она не превышала 10%.
Таблица 2. Матрица попарных сравнений для выбора критериев оценки работ студентов |
Организация взаимоконтроля проходит несколько этапов. Сначала студенты оценивают работы друг друга в соответствии с критериями, выбранными преподавателем, причем лучше использовать простые двух- или трехбалльные шкалы. Для выбора критериев и определения их веса необходимо привлечь группу экспертов, а критерии можно опубликовать вместе с заданиями. Взаимоконтроль можно использовать для работ, которые невозможно проверить с помощью тестов: курсовые работы и проекты; рефераты; эссе; рецензии на научные статьи; библиографические списки и др. После этого преподаватель определяет, сколько работ должен проверить каждый студент. Например, в ИНТУИТе их более пяти. При этом устанавливается штраф за невыполнение проверки — 20% от собственной оценки за данную работу. Проверяющий может написать комментарий автору работы или заявить о плагиате.
Оценки рассчитываются по критериям, которые складываются со своими весами (табл. 2, столбец «Вес фактора»). Оценки нормализуются к шкале, принятой в образовательной организации, — например, пятибалльной или десятибалльной. В результате каждая работа получает несколько оценок, а результирующей будет их медиана для оценки среднего и нивелировки влияния выбросов.
Часть работ могут проверить преподаватель или ассистенты. В табл. 3 представлены примеры результатов взаимоконтроля (оценки нормализованы к десятибалльной шкале). На рисунке приведены относительные ошибки студентов при проверке одной работы, где за истину принята проверка работы преподавателем.
Таблица 3. Результаты взаимоконтроля при выставлении оценки хорошо (6) |
Относительная ошибка проверки работы студентами. Оценка работы — «хорошо» (6) |
Для повышения качества взаимопроверки каждый студент (не зная этого) получает работу, уже проверенную преподавателем, который может сравнить, насколько оценки совпадают. Студент может, если захочет, проверить несколько работ, уже проверенных преподавателем, и узнать, совпадают ли его оценки с правильными. Студент может разместить свою работу в открытом доступе или дать разрешение преподавателю сделать это.
Объективность данной системы взаимопроверки достаточно высока: расхождения в оценках, выставляемых студентами друг другу, не превышают 2–5%. Точность оценки зависит от правильности выбора критериев и сложности проверяемого задания.
Взаимопроверка сама по себе является эффективным видом учебной работы и может использоваться не только для проверки работ при использовании дистанционных технологий обучения, но и при очном обучении. При проверке письменных работ у преподавателя появляется инструмент, позволяющий познакомить студентов с лучшими работами их сокурсников. Кроме того, взаимопроверка полезна при оценке работ, предусматривающих публичную защиту (доклады на семинарах, защиту рефератов, защиту курсовых работ и проектов и др.).
***
Массовые открытые онлайн-курсы бросают вызов традиционному образованию, стимулируя при этом его развитие. МООК дают возможность большому числу людей бесплатно и дистанционно обучаться разным предметам, используя все доступные сервисы сетевого и мобильного взаимодействия, а правильно организованная взаимопроверка активизирует деятельность учащихся, повышая, в свою очередь, эффективность МООК.
Литература
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Педагогика, 1979. — 134 с.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 1987. — 158 с.
- Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М.: Радио и связь, 1989.
Александр Сериков (aserikov@hse.ru) — первый проректор, Национальный открытый университет «ИНТУИТ», Москва.