В уходящем году в мире ИТ наиболее часто звучало словосочетание цифровая трансформация, а свои прогнозы на ближайшее будущее большинство ведущих аналитиков связывают с тем, что компании и предприятия получат от перехода к цифровому бизнесу. Интрига заключается в том, как на уже не новом фундаменте, под которым имеются в виду облака, Большие Данные и мобильные технологии, могут реализоваться инновационные бизнес-модели, появиться продукты, выделяющие компанию среди конкурентов, сформироваться способы взаимодействия с клиентами, собственными сотрудниками и поставщиками, позволяющие назвать бизнес «цифровым». По мнению аналитиков Gartner, каждый бизнес, вступающий на путь цифровой трансформации, должен примерить на себя менталитет «технологического стартапа» — сфокусироваться на поиске новых источников дохода на базе инновационных технологий. Это означает, что технологические решения часто будут приниматься совместно бизнес-руководством и ИТ-службой, поэтому следует не противодействовать этому.
Выделим ключевые новации в области технологий и организационных подходов, на которые стоит обратить внимание в 2016 году, чтобы не заблудиться по дороге к цифровому бизнесу.
1. Аналитика — «зри в корень». После того как Gartner в середине 2015 года убрала точку «Big Data» со своей «кривой хайпа», говорить о Больших Данных стало уже не модно — аналитики обосновали свое решение в том числе тем, что технологии Больших Данных перестали быть новинкой, став неотъемлемой частью множества других повсеместных процессов жизни общества. Теперь актуальны новые выражения — «data driven business» или «insight», которые, в отличие от Big Data, хуже поддаются переводу, однако искать им русскоязычные эквиваленты придется, ведь именно эти понятия становятся определяющими в эпоху цифровой трансформации. Задача сегодня в том, чтобы проникнуть в суть (insight) накопленных данных и получить из них именно ту информацию, которая может стать основой для создания новых бизнес-моделей или сама послужить источником получения доходов. Главный инструмент такого проникновения — аналитика.
В Forrester называют аналитику ключевым оружием конкурентной борьбы, отмечая, что его использование пока еще далеко от совершенства — удовлетворенность бизнеса проектами в области аналитики в 2015 году упала на 20% по сравнению с 2014 годом, но осознание необходимости иметь эффективные инструменты извлечения знаний из данных растет. К концу 2016 года можно ожидать существенного перераспределения средств из области накопления и обработки данных в сферу их исследования. Все более актуальными становятся инструменты анализа данных в реальном времени и встраивание аналитики непосредственно в бизнес-процессы. Обозреватели рынка отмечают, что компаниям необходимо как можно быстрее получать отдачу от данных, и потому будет расти интерес к перспективным технологиям потоковой обработки данных вроде Apache Spark, получившего в этом году мощную поддержку от ключевых игроков рынка, а также к сервисам продвинутой аналитики, предлагаемым как крупными поставщиками решений в области облаков и Больших Данных, так и многочисленными стартапами. По оценкам IDC, к 2017 году 80% ИТ-директоров обзаведутся стратегическим планом превращения данных в ключевой фактор развития бизнеса, но для реализации этого плана им нужно будет не только взять на вооружение новые мощные аналитические средства, но и сформировать корпоративную политику руководства данными (data governance), чтобы предотвратить хаос в работе с ними, а также продумать возможности сосуществования традиционной бизнес-аналитики и современных решений.
2. Реинкарнация искусственного интеллекта. В компании IBM термин «insight» применяют к целой экономике, основой построения которой («экономики познания», insight economy) называют когнитивные системы. IBM имеет право на подобные обобщения — именно ее суперкомпьютер Watson стал первым реальным «искусственным интеллектом» нового времени, найдя себе вполне практические применения в различных сферах, от медицины до кулинарии. Но Голубой гигант не останется монополистом в этой сфере — интерес к реализации когнитивных платформ растет, и свидетельством тому бум инструментария машинного обучения как основы когнитивных систем. Аналитики Frost&Sullivan предрекают востребованность платформ когнитивных вычислений уже в 2016 году — такие системы поднимают аналитику на совершенно новый уровень, воспроизводя принципы обдумывания данных и принятия решений, свойственные человеческому мозгу. Работая с большими массивами данных, когнитивные системы не исходят из заранее заданных моделей, а строят шаблоны поведения данных, выдвигают гипотезы, отвечают на поставленные вопросы и дают подсказки для формулирования новых. Внедрение и поддержка подобных платформ — сложный и дорогостоящий процесс, поэтому их широкая доступность для бизнеса связывается с облачными реализациями. В этом направлении движутся такие игроки, как IBM, Microsoft и Google, предлагающие в облаке свои сервисы машинного обучения.
3. Вещи как клиенты. Интернет вещей становится реальностью — в 2015 году о развитии платформ IoT заявили IBM, Intel, Microsoft, Cisco и Fujitsu, вместе со своими партнерами продемонстрировав в действии решения для таких отраслей, как медицина, сельское хозяйство, авиаперевозки, управление производством, транспортная инфраструктура и др. Говоря сегодня о Больших Данных, большинство поставщиков в первую очередь указывают на данные с датчиков, сенсоров и мобильных устройств, которые надо не просто собрать, но и эффективно проанализировать — суть анонсируемых платформ Интернета вещей как раз и состоит в предоставлении удобных для бизнеса облачных площадок агрегации, обработки и анализа таких данных. В Frost&Sullivan называют Интернет вещей основным драйвером развития технологий управления Большими Данными в ближайшем будущем — еще бы, ведь, если верить Gartner, в 2016 году расходы на новое оборудование Интернета вещей превысят 2,5 млн долл. в минуту! Это беспрецедентные показатели хотя бы потому, что в сфере ИТ еще не было примеров оценки расходов в единицу времени. Аналитики утверждают, что к 2021 году каждый час будет покупаться и устанавливаться 1 млн устройств. И уже через два года 6 млрд «вещей» в IoT начнут выступать в качестве полноценных, наряду с людьми, потребителей техобслуживания. На повестку дня встает разработка механизмов приема и обработки обращений непосредственно от устройств, что может принципиально изменить всю современную сервисную индустрию.
4. Восстание машин? Искусственный интеллект, общающиеся между собой и с человеком устройства — с каждым годом ИТ-прогнозы приобретают все более футуристический характер, и аналитики Gartner задают здесь тон. Ключевой тенденцией на 2016 год они считают «робо»-тренд — все более широкое распространение автономных аппаратных систем и программных алгоритмов, способных помогать человеку выполнять различные функции или даже полностью заменять его. Аналитики Frost&Sullivan также предрекают «умным машинам» — роботам, дронам, беспилотным автомобилям и т. п. — большое будущее в области повышения эффективности работы и уменьшения стоимости. Как следствие, одной из важнейших задач в построении цифрового предприятия станет формирование «гармоничных взаимоотношений между человеком и машиной». Однако, предупреждают аналитики, необходимо просчитывать и риски, которые влечет за собой активное включение «умных» объектов в деятельность, до сих пор опиравшуюся на возможности человеческого разума и эмоций. Впрочем, одна из наиболее очевидных угроз — сокращение рабочих мест — будет компенсироваться необходимостью нанимать квалифицированных и креативных сотрудников для работы в новых условиях сотрудничества человека и машины.
5. Клиент превыше всего. Цифровой бизнес — это прежде всего новые способы взаимодействия с клиентами и достижение ими максимальной удовлетворенности цифровым предприятием. Аналитики Forrester считают, что 2016 год станет годом процветания для компаний, которые смогут проявить «одержимость» клиентами, и роль технологий в этом как никогда велика. Аналитика «с погружением», позволяющая получить исчерпывающую информацию о желаниях клиента, нередко еще скрытых даже от него самого, богатые возможности современных мобильных технологий для маркетинговых коммуникаций, облачные платформы, значительно упрощающие реализацию самых смелых идей по привлечению клиентов и взаимодействию с ними, — все это необходимое технологическое подспорье для воплощения в жизнь стратегий достижения наилучшего клиентского опыта. Тенденцией 2015 года, которая получит свое развитие и в 2016 году, станет предложение специализированных облачных платформ от ведущих игроков рынка, включая IBM, Oracle, SAP, SAS, Adobe и др.
6. Быть в безопасности. Широкое распространение облаков, мобильности, Интернета вещей делает компьютерные платформы более открытыми, что неизбежно порождает новые риски в сфере безопасности. Ведущие аналитики включают проблему безопасности в список ключевых для 2016 года. По оценкам Gartner, к 2017 году расходы организации на безопасность, управление рисками и обеспечение регуляторных требований увеличатся в среднем на 30%. Аналитики Frost&Sullivan акцентируют внимание на наиболее серьезных проблемах безопасности, связанных с использованием новых технологий. Среди них, например, целенаправленные, хорошо подготовленные атаки на промышленные системы управления, способные создавать угрозы не только для отдельного предприятия, но и для отрасли, и для страны. Более локальный, но не менее важный пример — набирающая популярность концепция «умного дома», всю инфраструктуру которого пользователь контролирует со своего носимого устройства. Однако универсальный интерфейс управления различными приложениями — привлекательная мишень для злоумышленников. В Frost&Sullivan считают, что в ближайшие годы будет наблюдаться расцвет индустрии страхования киберрисков, а аналитики IDC и Gartner отмечают рост потенциала применения предсказательной аналитики и средств машинного обучения в решениях по защите данных и процессов цифрового бизнеса.
7. Смешать, но не взбалтывать. Аналитики подчеркивают, что для компаний, вставших на путь цифровой трансформации, вопрос применения облачной парадигмы уже не стоит, хотя актуален выбор облачной модели. С этой точки зрения в семерку тенденций на 2016 год можно включить гибридное облако как подход к интеграции сервисов публичных и частных облаков. Несмотря на многочисленные маркетинговые заявления поставщиков облачных сервисов о поддержке гибридной инфраструктуры, ее реализация на практике оказалась сложной задачей. Обозреватели InfoWorld отмечают, что сигналом к изменению ситуации стал выпуск Microsoft Azure Stack for Windows Server — решения, позволяющего в локальной среде дублировать облачную. Работы в направлении более эффективной поддержки гибридной инфраструктуры ведут IBM и Google. Интересный анонс сделала компания Fujitsu, облачная платформа MetaArc которой обещает бесшовную интеграцию любого публичного облака, частного от Fujitsu, построенного на базе платформы OpenStack, и решений в традиционной инфраструктуре.
Наталья Дубова (osmag@osp.ru) — научный редактор, «Открытые системы.СУБД» (Москва).