Составляя прогнозы на 2015 год, аналитики представили сценарии развития индустрии ИТ, отмечая такие ее направления, как Интернет вещей; умные машины; повсеместная «невидимая» аналитика, предполагающая, что сегодня практически каждое приложение включает элементы аналитики; контекстно богатые системы, использующие все доступные знания о пользователе — его местонахождении, прошлых действиях и активностях, предпочтениях, социальных связях и т. д. В предсказаниях также фигурируют повсеместные вычисления, означающие доступность вычислительных возможностей в любом месте и в любое время, а также прогноз начала распространения интеллектуальных экранов, соединенных с сетями устройств самых разных форм и размеров, реализующих различные принципы взаимодействия. Ясно, что достижение всех перечисленных высот в ИТ невозможно без выходящей на новый уровень интеграции. Проблемам, особенностям и сюрпризам, которые она несет индустрии, посвящен данный номер журнала.
Интеграция в ИТ начиналась с того, что потребовалось обеспечить возможность работы с разнообразными данными, потом наступило время интеграции приложений, а теперь пришла очередь сервисов. Соглашаясь с аналитиками по поводу выхода индустрии на новый уровень, Марина Аншина между тем отмечает, что плохо, когда применительно к интеграции этот выход не сопровождается наведением порядка в нижних уровнях. Мало того, очень опасно строить зыбкое здание корпоративной информационной среды, забывая, что плохая интеграция, как и недостоверная информация, иногда хуже, чем ее отсутствие. На основе некорректной информации или «кривой» интеграции нередко строятся планы, принимаются решения, в том числе и управленческие, связанные со стратегией развития предприятия. Если какой-то этаж корпоративной архитектуры построен ненадежно, то все вышележащие будут еще хуже — ведь качество сервисов, получаемых бизнесом на самом верхнем уровне в результате интеграции приложений и данных, зависит от всех этажей архитектуры предприятия, а с архитектурой ИТ, по мнению автора, у нас в стране далеко не все так хорошо, как хотелось бы. Поэтому, прежде чем планировать переход на новые уровни интеграции, внедряя новые технологии, стоит проанализировать готовность к ним архитектуры, а иначе следует ожидать сюрпризов и хаоса, заводящих в тупик.
Вместе с распространением за последнее десятилетие парадигмы сервисной архитектуры, с ростом зрелости инструментов построения корпоративной сервисной шины и все более широким использованием методов и программных средств управления бизнес-процессами, казалось бы, сложились все предпосылки для того, чтобы раз и навсегда справиться со сложностью интеграции, предложив стройную и эффективную архитектуру упорядочивания корпоративной прикладной среды. Однако, как отмечает Наталья Дубова, этого не происходит — развитие ИТ преподносит новые сюрпризы. Сегодня в большинстве бизнес-процессов — как внутренних, так и направленных на взаимодействие с внешними партнерами и клиентами — используются не только корпоративные приложения собственной разработки, но и облачные предложения, SaaS и мобильные решения. Как следствие, среда интеграции не просто расширяется и усложняется — она становится другой, требуя новых подходов, игнорирование необходимости которых тормозит развитие самого бизнеса. Скорость обновления современных прикладных платформ очень высока, и без эффективных механизмов включения новых функций в корпоративный ИТ-ландшафт он не будет адекватен задачам бизнеса. Иначе говоря, чтобы избежать неожиданных сюрпризов, интеграционная среда должна иметь возможность работы с гибридными решениями, объединяющими локальные и облачные компоненты.
Несмотря на то что аналитики в своих прогнозах уже не ставят проблему безопасности на первые места, она тем не менее наряду с облаками и Большими Данными неизменно остается ведущим трендом. Действительно, интеграция означает наличие стыков между различными хранилищами данных, приложениями и сервисами, а где стыки, там и вероятность нарушения безопасности, что стало особенно актуально после вовлечения в бизнес-процессы мобильных устройств. Возвращаясь к вопросу о наведении порядка на нижних уровнях интеграции, следует отметить, что аппаратные безопасные среды выполнения на мобильных устройствах имеются уже больше десятка лет, однако используются ограниченно, отсюда и многочисленные проблемы с сохранностью хранимых на них конфиденциальных данных. Пользуясь возможностями такой среды, разработчики могли бы создавать приложения и сервисы, которые остаются защищенными даже при компрометации операционной системы — рискованные операции изолированы от любых внешних воздействий, а конфиденциальные данные, например криптографические ключи, никогда не покидают защищенного периметра. Авторы статьи «Защищенные среды мобильных устройств» анализируют перспективы раскрытия таких сред для разработчиков приложений, позволяя им создавать и развертывать мобильные сервисы, защищенные на уровне аппаратуры.