Появление смартфонов и планшетов вызвало революцию в индустрии потребительской электроники, что неизбежно привело к эволюции программного обеспечения, которое все реже является плодом усилий одной команды, а создается в рамках альянсов — экосистем, включающих разработчиков самого приложения, среды его разработки, эксплуатации, сопровождения и утилизации. Все эти компоненты связаны между собой процессами обмена программными продуктами и «интеллектом» [1]. В России мобильная экосистема только начинает свое развитие, что связано, в частности, с меньшим пока проникновением мобильных устройств и отсутствием у большинства предприятий стратегии мобилизации.
Принципы экосистемы
Часто экосистема образуется из связанных проектов и технологий, многие из которых сначала развивались в рамках проекта, а впоследствии стали самостоятельными приложениями или продуктами [2]. Можно привести множество примеров, когда крупные поставщики в том или ином виде включают распространенные сервисы (например, Hadoop, Skype, Adobe) в свои продуктовые линейки. Изначально принцип экосистем использовали несколько компаний, которые совмещали разработку программного и аппаратного обеспечения. Так, мобильные телефоны были созданы небольшими группами вертикально интегрированных компаний, которые разрабатывали аппаратное обеспечение, прошивки и приложения, а также непосредственно аппараты, — например, Nokia, Siemens, Ericsson и Motorola. С появлением смартфонов инвестиции в развитие как аппаратного, так и программного обеспечения значительно выросли, и такие компании сделали программные платформы доступными внешним разработчикам, создав начальную экосистему и вернувшись к своей основной деятельности по проектированию и дизайну оборудования.
Вскоре от таких компаний, как Google, Samsung, Oracle, SAP, Microsoft, Apple, последовало новое поколение решений — программные платформы, подходящие для любых устройств. Эти компании уже заявили о своих продуктах как о части экосистемы. Принципиально экосистемы отличаются возможностью изменения платформ, что, в свою очередь, влияет на оптимальный масштаб и технологии проектирования.
Экосистема процветает, когда компания может предложить своим клиентам широкий выбор продуктов, удовлетворяющих все их потребности, — например, Windows является частью экосистемы, в которую вовлечены сотни тысяч людей, чье предназначение состоит в том, чтобы предлагать пользователям выбор конфигураций компьютера, настроек ОС и приложений. Разработчики Windows стараются предоставить пользователю максимальный выбор продуктов и услуг всей экосистемы — вещи работают лучше, когда аппаратное и программное обеспечение обдумывается и создается сообща. Одна из целей, которую преследует Microsoft, взявшись за выпуск планшетов, — сыграть роль катализатора для привлечения к Windows 8 как можно больше производителей и разработчиков.
Экосистема позволяет распределять усилия между участниками — некоторые сосредоточены на аппаратной платформе, а другие вовлечены в процесс интеграции своего программного обеспечения поверх существующих платформ. Будучи в экосистеме, компании могут эффективно распределить все функции управления разработкой программного обеспечения — от поиска ниши и целевой аудитории до выпуска продукта и его продвижения на рынок. Вот основные причины, по которым экосистемы набирают популярность:
- предоставление большего выбора и расширение текущего предложения для уже имеющихся клиентов и пользователей;
- повышение привлекательности для новых клиентов и пользователей, снижение затрат на модернизацию функциональности путем деления расходов на техническое обслуживание и прочие непрофильные функции с другими участниками экосистемы;
- ускорение внедрения новаций в экосистеме за счет более динамичной обратной связи от участников;
- формирование новых принципов программно-аппаратного взаимодействия и разработки универсальных масштабируемых платформ для предоставления более широкого спектра программных услуг.
Участники экосистемы
Рис. 1. Участники программной экосистемы |
Экосистема создает условия, при которых процесс модернизации и внедрения новаций предопределяют именно коллективные усилия партнеров, а не деятельность кого-либо в отдельности. Партнерская экосистема включает в себя поставщиков услуг, дистрибьюторов, изготовителей оборудования, системных интеграторов и разработчиков программных решений (рис. 1). Отдельно среди участников экосистемы стоит отметить всех заинтересованных лиц и энтузиастов, способных коммуницировать свои потребности и таким образом стимулировать всех участников экосистемы.
В рамках экосистемы разрабатывается и реализуется комплексное консультационное сопровождение программных решений, обеспечивающих полноценное управление в реальном времени, что позволяет сократить сроки вывода продукта на рынок, а также повысить рентабельность инвестиций и качество обслуживания клиентов. Чем больше клиентов пользуется технологиями экосистемы, тем интенсивнее протекает процесс развития инноваций, что, в свою очередь, расширяет выбор доступных продуктов и повышает степень удовлетворения запросов потребителей.
Для создания экосистемы участники принимают решение о том, кто будет наилучшим партнером с учетом стратегии организации, какие услуги и продукты будет производить компания и каким будет качество этих услуг. Решения (например — «сделать или купить») относятся к важным факторам при формировании модели экосистемы. Иными словами, организация должна принять решение о своем видении продукта, особенностях разработки и продвижения, взаимодействия с другими продуктами и партнерства со сторонними организациями. Эти формы сотрудничества ведут к более целенаправленным инвестициям в разработки, более динамичному развитию технологий и повышению продаж программных продуктов в рамках экосистемы.
Сегодня компании-разработчики мобильных приложений активно взаимодействуют с конечными пользователями, получают обратную связь, оценивают степень удовлетворенности продуктом, собирают пожелания для более качественной доработки. Компания, входящая в состав экосистемы, может выполнять сразу обе роли: предоставлять услуги другим компаниям, став их ключевым поставщиком, а также потреблять услуги другого партнера или нишевого игрока экосистемы. Эта двойная роль наблюдается в биологических экосистемах, из которых и заимствован данный термин [3].
Классификация экосистем
Наиболее выпукло классификация экосистем видна на рынке мобильных систем, где присутствует множество конкурентов (WebOS, Android, LiMo, Symbian, Windows Mobile, MeeGo и т. д.) и до 2009 года не было явного выделения кого-либо одного. Начиная с 2010 года многие вертикально интегрированные компании потеряли долю рынка, и рынок начала завоевывать открытая платформа Android. Одновременно Microsoft, доминирующий игрок на рынке персональных компьютеров, активизировала свои усилия в области мобильных платформ и приложений. В результате последние несколько лет прошли в ожесточенной борьбе между экосистемами разных типов. Их образуют:
- Вертикально интегрированные компании, занимающиеся разработкой аппаратно-программных платформ и снабжающие свои устройства программным обеспечением (Apple, RIM, Nokia и Samsung с Bada — платформой, прекратившей существование в 2013 году). Их партнерами являются разработчики приложений.
- Производители платформ, предлагающие программное обеспечение с закрытым исходным кодом и платформу для нескольких производителей, например Windows Phone и WebOS (2010–2012 годы). Партнерами здесь выступают поставщики аппаратных платформ, системные интеграторы, производители телефонов и разработчики приложений.
- Производители программных платформ с открытым исходным кодом, работающие на основе следующей концепции: несколько участников (партнеров) могут объединить усилия в области развития программных продуктов, и с учетом того, что источник открыт, производители телефонов могут изменять, добавлять или удалять функции (Android, Tizen и Firefox OS). Партнерами выступают поставщики аппаратных платформ, системные интеграторы, производители телефонов и разработчики приложений.
- Производители открытого ПО и аппаратных платформ. Пользователи имеют возможность самостоятельно изменить код и добавить собственные функции — пока на рынке нет аппаратных платформ с открытым кодом, и их появление могло бы стать технологическим прорывом, как и в случае с Android. Поставщики и производители аппаратных платформ для мобильных телефонов, использующие программное обеспечение с открытым исходным кодом, не принадлежат к экосистеме этого типа, так как являются партнерами другой экосистемы — программной платформы с открытым исходным кодом.
Среди открытых платформ разработки можно отметить платформу Eclipse, развиваемую сообществом пользователей и фактически представляющую собой базу, на которой можно строить многофункциональные и многоязыковые среды разработки [5]. Ключевое значение для развития рынка программных средств разработки имеет участие в проекте Eclipse коммерческих компаний, которые получают от проекта готовые базовые сервисы среды разработки, нейтральные к языкам и операционным платформам, а зарабатывают на распространении сложной функциональности.
Сегодня крупные компании все больше отходят от продуктовых линеек к экосистемам, и здесь наблюдается обострение противостояния трех наиболее крупных игроков: Apple, Google и Microsoft — каждый из которых старается расширять свою экосистему за счет выхода на новые сегменты рынка и новой интеллектуальной собственности, получаемой путем приобретения перспективных разработчиков. Корпорация Microsoft приобрела в 2011 году Skype Technologies, а в 2013-м — принадлежавший Nokia бизнес мобильных устройств. Из крупнейших приобретений Google стоит отметить Motorola Mobility, Nest, DoubleClick и сервис YouTube. Компания Apple, следовавшая до сих пор умеренной политике слияний, продвигавшейся при Стиве Джобсе, который считал, что они «ставят крест на инновациях» [4], озадачилась сегодня поисками на рынке прорывных решений.
Рис. 2. Компоненты экосистемы iPhone |
Мобильные технологии стимулируют развитие экосистем, что ярко видно на примере экосистемы iPhone (рис. 2), образованной из: разработчиков ПО; проектировщиков; дистрибьюторов и магазинов, предоставляющих сервисное обслуживание; производителей устройств; провайдеров сотовой связи; маркетологов; пользователей.
В данной экосистеме отсутствуют системные интеграторы (либо поставщики лицензий) — Apple фокусируется на разработке платформы и дизайна сложных программных интерфейсов на ограниченном аппаратном комплексе с использованием стандартных языков C++ и Objective-C. В отличие от этой экосистемы, где фактически один производитель монополизировал распространение приложений, экосистема Android взаимодействует с множеством магазинов, дистрибьюторов и рынков, что предоставляет Android гораздо больше свободного пространства на рынке и потенциально больше возможностей. Эта экосистема содержит больше, чем у iPhone, игроков и партнеров.
В мобильных устройствах часто возникают конфликтующие требования — например, использование вспышки на устройствах. С одной стороны, отказ от вспышки приводит к увеличению продолжительности жизни батареи, а с другой — входит в конфликт с использованием стандарта кодирования видео H.264, на который рассчитано устройство. Учитывая нынешнюю скорость инноваций, коммерческий жизненный цикл продукта можно определить в два года — компания, которая за это время не выведет на рынок продукт, отвечающий или предупреждающий потребности клиента, быстро теряет рынок. Грамотно выбранная экосистема позволяет уложиться в этот срок и найти, например, компромисс в конфликте со вспышкой.
Говоря о мобильных экосистемах, следует рассматривать не только рынок мобильных устройств и приложений, но и такие рынки, как мобильный банкинг. В экосистему мобильного банка вовлечены разработчики, веб-дизайнеры, администраторы, системные аналитики, специалисты банковской отрасли и клиенты банка. Здесь сегодня прослеживаются три основные тенденции. Первая — наращивание функционала мобильных приложений и возможностей для пользователя. Вторая — повышение удобства пользования (адаптация приложений к экрану устройства, персональная настройка интерфейса и т. п.). Третья — использование технологических особенностей мобильного телефона: геолокация, дополненная реальность, камеры, сканеры, блокировка по отпечаткам пальцев и т. п. В России почти треть из 200 крупнейших банков предлагают своим клиентам мобильный интерфейс для управления счетами. Потенциальная аудитория такого сервиса — 20 млн клиентов, но реально им пользуются 2 млн человек.
Активными технологическими игроками являются компании Digital Zone и Bercut, запустившие экосистему мобильного банкинга и электронной коммерции — Mobile identity. Предлагаемый этой экосистемой сервис позволяет получить доступ к услугам идентификации операторов связи, благодаря чему клиенты компании поьзуются персонализированными услугами. Набирают популярность сервисы мобильных кошельков — например, на базе облачного решения Wallet One компании Wallet One Digital Payment System. В части интернет-эквайринга в мобильных приложениях стоит отметить компанию PayOnline, которая совместно с Microsoft разработала Payment SDK для магазина приложений Windows. Этот инструментарий позволяет разработчикам интегрировать средства приема платежей по банковским картам в приложения, работающие на платформах Windows 8 и Windows Phone.
Текстовая и медийная реклама в мобильной экосистеме — другой распространенный вид сервисов для пользователей. Экосистема образуется здесь за счет множества различных поставщиков мобильной рекламы — прямых площадок («Яндекс», Mail.ru и пр.), мобильных рекламных сетей и сервисов, агентств мобильной рекламы. С помощью мобильных приложений пользователи получают постоянный источник информации на своем устройстве.
Еще один пример — экосистема социальных сервисов, меняющая модель создания, нахождения и потребления контента, открывающая новую эру в процессах генерации новостей в режиме реального времени.
***
Дальнейшее развитие индустрии программного обеспечения, особенно в области мобильных приложений, скоро будет невозможно без соответствующей экосистемы. В современных условиях компаниям, которые хотят быть успешными, требуется занять новую нишу и иначе взаимодействовать с другими заинтересованными субъектами на уровне экосистемы, в то же время обеспечивая максимальную производительность и надежность внутри самой компании. Вместе с тем экосистемы — это не только вызов для многих организаций, но и новые возможности по аккумуляции обратной связи, сбору данных об удовлетворенности клиентов и по учету других аспектов, которые до сих пор упускались из виду.
Литература
- Jansen, S., Brinkkemper, S., Cusumano, M.A., eds.: Software Ecosystems: Analyzing and Managing Business Networks in the Software Industry // Edward Elgar Publishing, Cheltenham, UK (2013) P. 85–102.
- H. Hartmann, T. Trew, J. Bosch. The changing industry structure of software development for consumer electronics and its consequences for software architectures // The Journal of Systems & Software 85 (2012), P. 178–192.
- G.K. Hanssen. A longitudinal case study of an emerging software ecosystem: Implications for practice and theory // J. Syst. Softw. 85 (2012) P. 1455–1466.
- S. Jobs: Thought on Flash. April 2010, http://www.apple.com/hotnews/thoughts-on-flash (accessed November 24, 2011).
- Наталья Дубова. Платформа разработки Eclipse // Открытые системы. СУБД. — № 03. — 2005. — С. 26–31. URL: http://www.osp.ru/os/2005/03/185394 (дата обращения: 11.03.2014).
Сергей Авдошин (savdoshin@hse.ru) — заведующий, Елена Песоцкая (epesotskaya@hse.ru) — доцент, кафедра управления разработкой программного обеспечения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва).