Управление ИТ считается сегодня одной из сформировавшихся дисциплин, однако инфраструктуры претерпевают серьезные изменения, что неизбежно требует кардинальных перемен в инструментах управления ими. Есть дорога, а есть переправа, есть спокойное движение внутри сложившейся формации, а есть качественный переход между различными стадиями развития ИТ. Именно сегодня ИТ переживают смену эпох, а значит, управлять новыми технологиями старыми методами уже нельзя вообще либо придется оставить за бортом большинство преимуществ новых технологий.
Нынешнее вхождение индустрии ИТ в четвертую эру своего развития неизбежно приведет к таким же глобальным изменениям, как и наступление трех предшествующих: для мэйнфреймов управление ИТ было локальным и касалось лишь вычислительных центров; армия ПК вполне обходилась без управления, и о нем забыли вообще; однако в условиях господства Интернетa роль управления начала расти, и, как следствие, появились ITSM и библиотека лучших практик ITIL. В нынешнюю эпоху облаков обязательно должно появиться что-то свое, но непременно обеспечивающее все условия для принятия быстрых и умных решений, суть которого можно узнать из этого номера, посвященного анализу современных тенденций в сфере управления ИТ.
О том, что в наступающей эре вопросы управления ИТ будут иметь свои особенности, пишет Марина Аншина, обращая внимание на то, что развитие теории и методов управления происходит медленнее, чем объекта их управления (технологии), и как только разрыв станет слишком большим, рыночное отставание компаний и организаций, даже пытающихся внедрять у себя новейшие технологии, окажется угрожающим. Что же такого особенного в управлении ИТ наступающей эры и почему индустрия уже не может и дальше спокойно двигаться по твердой дороге, а оказалась у переправы?
В условиях облаков ИТ-активы уже не принадлежат компании, и важнейшим элементом управления ИТ становится взаимодействие с провайдерами сервисов. Одновременно с этим растет роль самих пользователей, которые теперь стали владельцами своих рабочих мест, несущими ответственность за их грамотное использование. На этом фоне для компаний все более важным становится обеспечение информационной безопасности, однако ее правила и политики должны измениться, а инструменты — «поумнеть». Меняются и собственно ИТ-активы: растут размеры ЦОД, уcложняется их внутренняя структура (особенно в условиях виртуализации всех видов ресурсов), увеличивается количество пользователей ЦОД и используемых ими объемов данных, наконец, растет число разнообразных приложений.
Для того чтобы соответствовать изменившейся обстановке, решения по управлению уже сегодня, возможно не явно, обзаводятся «интеллектом», вооружаясь, как отмечает Леонид Черняк, средствами автоматизации, которые перекидывают «мостик» от простого наблюдения за информационной средой и фиксации ее параметров к «умному» управлению. Такое управление будет опираться на интегрированные аналитические инструменты прогнозирования будущего поведения инфраструктуры — ведь сразу и неожиданно в большой системе обычно ничего не происходит, симптомы начинаются загодя. Характерной чертой управления по новым правилам станет переход от работы с отдельными автоматизированными процессами в ЦОД к парадигме software-defined на всех его уровнях, а также переход от управления элементами инфраструктуры к интеллектуальному контролю комплексных гибридных сред, интегрирующих локальный ЦОД и публичное облако.
Давно известно, что если человек не умеет сам управлять своей энергией, то ею будут управлять другие. Иначе говоря, либо ИТ будет вскоре «рулить» менеджерами, либо наоборот, поэтому игнорировать необходимость смены правил управления уже нельзя. Яркая и понятная бизнесу иллюстрация этого — управление программными активами. Как отмечает Владимир Максимов, повышенная активность правообладателей и уполномоченных правоохранительных органов в борьбе с нарушителями интеллектуальной собственности определяет сегодня интерес российских компаний к практикам назначения лицензий на ПО. Точная информация о том, как используются программы в организации, а также учет и финансовый контроль контрактных обязательств по приобретению лицензий позволяют оптимально планировать затраты, избегать ненужных закупок и штрафов. В конечном счете эффективное управление программными активами приведет к отказу от широкомасштабных инициатив по внедрению ИТ «вообще» — им на смену придут проекты, нацеленные на решение конкретных задач бизнеса и расширение функциональности ПО ровно в той степени, в какой это действительно необходимо. Привычки к традиционному управлению ИТ следует разрывать, как и привязанности человека, если они «лишают» его сознания.
Как следует из статей этого номера, смена правил управления ИТ, возможно, будет даже более значительна, так как со времени эры мэйнфреймов ИТ приобрели гораздо большее влияние на все стороны человеческого существования, что повлекло за собой, в частности, кардинальное изменение отношения бизнеса к ИТ. Так, например, хотя бы для поддержки облаков, обладающих реальной безграничной возможностью к масштабированию, уже требуются иные системы управления глобальными гетерогенными инфраструктурами.